Коробка передач с двухдисковым сцеплением, в частности, для транспортных средств промышленного назначения

Изобретение относится к переключаемой полностью под нагрузкой коробке передач с двухдисковым сцеплением. Коробка (100) передач содержит двухдисковое сцепление А, В, основной редуктор GG и делительную передачу RG, выполненную как планетарная передача. В коробке (100) передач все переключающие элементы С, EF, GH, LR, KJ, OU для переключения передач и/или ступеней шестерен основного редуктора GG и делительной передачи RG размещены коаксиально с центральной карданной передачей Z, соединяющей двухдисковое сцепление А, В и делительную передачу RG. Достигается повышение компактности коробки передач. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 15 ил.

 

Изобретение относится к коробке передач с двухдисковым сцеплением, в частности, для транспортных средств промышленного назначения, например, для грузовых автомобилей.

Из WO 2011/123019 A1 известна коробка передач с двухдисковым сцеплением, которая включает в себя двухдисковое сцепление, основной редуктор и делительную передачу. Для переключения передач коробка передач с двухдисковым сцеплением требует множества переключающих элементов, которые, с одной стороны, расположены на центральной карданной передаче, а с другой стороны - на промежуточных валах. Недостатком в коробке передач с двухдисковым сцеплением является то, что она требует относительно большого конструктивного пространства и к тому же является конструктивно относительно затратной, в особенности, что касается требуемых исполнительных элементов для переключения передач.

Задачей изобретения является создать альтернативную и/или усовершенствованную коробку передач с двухдисковым сцеплением.

Эта задача решается признаками независимого пункта формулы изобретения. Предпочтительные варианты осуществления приведены в зависимых пунктах и в нижеследующем описании.

В соответствии с изобретением создана коробка передач с двухдисковым сцеплением, предпочтительно полностью переключаемая под нагрузкой коробка передач с двухдисковым сцеплением. Коробка передач с двухдисковым сцеплением включает в себя двухдисковое сцепление, основной редуктор, выполненный в частности как цилиндрический основной редуктор, и делительную передачу, выполненную предпочтительно как планетарная передача, которые рационально расположены в указанной последовательности в направлении потока нагрузки друг за другом. Основной редуктор целесообразным образом ограничен, с одной стороны, двухдисковым сцеплением, а с другой стороны делительной передачей.

Коробка передач с двухдисковым сцеплением отличается прежде всего тем, что все переключающие элементы для переключения передач и/или переключения ступеней шестерен основного редуктора и делительной передачи размещены по существу коаксиально с центральной карданной передачей. Тем самым может быть создана относительно компактная и относительно простая в изготовлении коробка передач с двухдисковым сцеплением.

Центральная карданная передача служит для того, чтобы соединять двухдисковое сцепление, делительную передачу и предпочтительно основной редуктор.

Переключающие элементы предпочтительно выполнены как зубчатые муфты.

Возможно, что основной редуктор имеет механизм промежуточных валов. Механизм промежуточных валов может быть выполнен рациональным образом как форма выполнения одиночного промежуточного вала с единственным промежуточным валом или как форма выполнения сдвоенного промежуточного вала с двумя промежуточными валами. Механизм промежуточных валов рациональным образом может соединяться посредством ступеней шестерен с центральной карданной передачей.

Таким образом, основной редуктор может быть представлен с двумя промежуточными валами, на которые может разветвляться поток мощности в основном редукторе, в частности, от первичных валов, что предоставляет преимущества по кпд, потому что радиальные силы на первичных валах и главном валу могут компенсироваться, и, тем самым, возникают меньшие потери в подшипниках.

Из-за того, что все переключающие элементы для переключения передач и/или ступеней шестерен основного редуктора и делительной передачи размещены коаксиально с центральной карданной передачей, в частности, следует, что механизм промежуточных валов свободен от последних названных переключающих элементов и, в частности, от плавающих опор, и/или все плавающие опоры основного редуктора находятся на центральной карданной передаче.

Возможно, что центральная карданная передача включает в себя полый первый первичный вал, второй первичный вал, по меньшей мере на отдельных участках проходящий в полом первичном валу, главный вал и предпочтительно водило для делительной передачи, выполненной как планетарная передача, которые целесообразно размещены коаксиально друг другу. Главный вал продолжается предпочтительно до солнечной шестерни делительной передачи, причем солнечная шестерня соединена с главным валом без проворачивания.

Основной редуктор содержит ступени шестерен для соединения без проворачивания центральной карданной передачи с механизмом промежуточных валов, предпочтительно семь ступеней шестерен.

Возможно, что ступени шестерен для соединения центральной карданной передачи с механизмом промежуточных валов имеют, соответственно, неподвижную шестерню на промежуточном валу или промежуточных валах и плавающую опору на центральной карданной передаче.

Переключающие элементы могут включать в себя два переключающих элемента, предпочтительно одну одностороннюю зубчатую муфту и одну двустороннюю зубчатую муфту, посредством которых первый первичный вал может по выбору приводиться в соединение без возможности проворачивания через три ступени шестерен с механизмом промежуточных валов.

Переключающие элементы, могут, кроме того, содержать переключающий элемент, предпочтительно двустороннюю зубчатую муфту, посредством которой второй первичный вал по выбору через две ступени шестерен может приводиться в соединение без проворачивания с механизмом промежуточных валов.

Кроме того, переключающие элементы могут содержать переключающий элемент, предпочтительно двустороннюю зубчатую муфту, посредством которой главный вал по выбору может приводиться в соединение без проворачивания со вторым первичным валом или через ступень шестерен, в частности, механизм постоянного отбора мощности для передач заднего хода, с механизмом промежуточных валов. Последний упомянутый переключающий элемент целесообразно расположен между вторым первичным валом, с одной стороны, и главным валом, с другой стороны.

Кроме того, переключающие элементы могут содержать переключающий элемент, предпочтительно двустороннюю зубчатую муфту, посредством которой по выбору главный вал через ступень шестерен, в частности, механизм постоянного отбора мощности для передач переднего хода, может приводиться в соединение без проворачивания с механизмом промежуточных валов, или водило делительной передачи, выполненной как планетарная передача, через ступень шестерен, в частности, механизм постоянного отбора мощности для передач переднего хода, может приводиться в соединение без проворачивания с механизмом промежуточных валов.

Отсюда получается, что поток мощности, который поступает от механизма промежуточных валов, через механизм постоянного отбора мощности для передач заднего хода или механизм постоянного отбора мощности для передач переднего хода может отбираться в направлении делительной группы.

Переключающие элементы могут, кроме того, содержать переключающий элемент, предпочтительно двустороннюю зубчатую муфту, посредством которой по выбору коронная шестерня делительной передачи, выполненной как планетарная передача, может приводиться в соединение без проворачивания с водилом делительной передачи, или коронная шестерня делительной передачи может приводиться в соединение без проворачивания с картером коробки передач. Последний названный переключающий элемент предпочтительно находится на водиле, которое в рамках изобретения целесообразно может быть соотнесено с центральной карданной передачей. Он также может располагаться перед водилом.

Основной редуктор и делительная передача охватывают вместе предпочтительным образом шесть переключающих элементов.

Первый в направлении потока нагрузки переключающий элемент основного редуктора предпочтительно выполнен как односторонний переключающий элемент, в то время как расположенные далее в направлении потока нагрузки пять переключающих элементов могут быть выполнены как двусторонние переключающие элементы.

Главный вал целесообразно жестко соединен без проворачивания с солнечной шестерней делительной передачи, выполненной как планетарная передача. Альтернативно или дополнительно, механизм отбора мощности коробки передач может быть жестко соединен без проворачивания с водилом делительной передачи.

Как уже упомянуто, механизм промежуточных валов может содержать два отдельных промежуточных вала, которые служат для разветвления мощности от первого первичного вала и второго первичного вала. Два отдельных промежуточных вала целесообразно проходят не коаксиально друг другу и/или предпочтительно размещены по существу зеркальным образом на 180° (например, +/-10° или +/-5°). Тем самым, может, в частности, осуществляться компенсация радиальных сил и повышение кпд.

По меньшей мере один из промежуточных валов предпочтительно выполнен таким образом, что на нем может монтироваться дополнительный механизм отбора мощности (РТО - механизм отбора мощности).

Коробка передач с двухдисковым сцеплением предпочтительно является переключаемой полностью под нагрузкой коробкой передач с двухдисковым сцеплением. «Переключение полностью под нагрузкой» означает, в частности, что для каждой передачи, которая лежит в направлении потока мощности, существует возможность, по меньшей мере одну передачу выше нее и/или по меньшей мере одну передачу ниже нее переводить на пути без нагрузки на разомкнутом сцеплении двухдискового сцепления, так что целесообразно через переключение пересечения двухдискового сцепления может выполняться переключение нагрузки.

Основной редуктор и делительная передача предпочтительным образом выполнены переключаемыми под нагрузкой, целесообразно посредством переключения пересечения двухдискового сцепления.

Для того чтобы обеспечить возможность переключения под нагрузкой, основной редуктор предпочтительно имеет два отдельных пути нагрузки, и делительная передача - два отдельных пути нагрузки. За счет этого основной редуктор и делительная передача могут быть выполнены переключаемыми под нагрузкой, в частности, переключаемыми полностью под нагрузкой, чтобы целесообразно все передачи переднего хода основного редуктора и все передачи переднего хода делительной передачи и, таким образом, все передачи переднего хода коробки передач с двухдисковым сцеплением могли быть переключаемыми под нагрузкой.

Коробка передач с двухдисковым сцеплением предпочтительно содержит двенадцать передач переднего хода в режиме прямой передачи и/или тринадцать передач переднего хода в режиме ускоряющей (т.е. повышающей) передачи.

Возможность переключения между режимом прямой передачи и режимом ускоряющей передачи может предпочтительно обеспечиваться через переключение пересечения двухдискового сцепления.

Коробка передач с двухдисковым сцеплением предпочтительно содержит пять геометрически ступенчатых передач заднего хода.

Еще следует упомянуть, что делительная передача может быть выполнена, в частности, как 3-вальная планетарная передача.

Кроме того, следует упомянуть, что диски сцепления двухдискового сцепления могут быть выполнены как работающие всухую или в масле, могут быть расположены радиально или по оси и/или могут быть выполнены как упруго замкнутые (нормально замкнутые) или упруго разомкнутые (нормально разомкнутые).

Кроме того, следует упомянуть, что в рамках изобретения коробка передач с двухдисковым сцеплением может иметь элементы переключения передач помимо основного редуктора и делительной передачи (например, в двухдисковом сцеплении).

Кроме того, следует отметить, что центральная карданная передача, в частности, первичные валы и вторичный вал, и промежуточный вал или промежуточные валы проходят параллельно друг другу.

Изобретение не ограничивается коробкой передач с двухдисковым сцеплением, а также включает в себя транспортное средство промышленного назначения, предпочтительно грузовой автомобиль или автобус, с коробкой передач с двухдисковым сцеплением, как описано здесь.

Вышеописанные признаки и предпочтительные варианты выполнения изобретения могут любым образом комбинироваться друг с другом. Другие предпочтительные варианты осуществления изобретения приведены в зависимых пунктах формулы изобретения или следуют из изложенного ниже описания предпочтительных форм выполнения изобретения во взаимосвязи с приложенными чертежами.

Фиг. 1 - коробка передач с двухдисковым сцеплением согласно одному варианту выполнения изобретения,

Фиг. 2-14 - потоки нагрузки отдельных передач коробки передач с двухдисковым сцеплением по фиг. 1,

Фиг. 15 - коробка передач с двухдисковым сцеплением согласно другому варианту выполнения изобретения.

Варианты выполнения, описанные со ссылками на чертежи, частично совпадают, причем сходные или идентичные части снабжены одинаковыми ссылочными позициями и для их пояснения могут даваться ссылками на их описание на других чертежах, чтобы избегать повторений.

Фиг. 1 показывает коробку 1 передач с двухдисковым сцеплением для транспортных средств промышленного назначения, в частности, так тяжеловесных грузовых автомобилей.

Коробка 1 передач с двухдисковым сцеплением выполнена как переключаемая полностью под нагрузкой коробка передач с двухдисковым сцеплением и содержит двухдисковое сцепление с двумя дисками сцепления 2, 3, переключаемый под нагрузкой цилиндрический основной редуктор 33 и переключаемую под

нагрузкой делительную передачу 25, содержащую планетарную передачу. Планетарная передача выполнена как трехвальная планетарная передача и содержит коронную шестерню 32, водило 31 и вал солнечной шестерни, который представляет собой часть главного вала 30 и жестко без проворачивания соединен с солнечной шестерней планетарной передачи. Центральная карданная передача 34 соединяет двухдисковое сцепление 2, 3, основной редуктор 33 и делительную передачу 25.

Основной редуктор 33 содержит механизм промежуточных валов, который имеет два отдельных промежуточных вала 28, 29. Два промежуточных вала 28, 29 служат для разветвления мощности и проходят не коаксиально друг другу. Они расположены по существу зеркально на 180°, чтобы таким образом обеспечивать возможность компенсации радиальных сил и, в результате, повышение кпд.

Основной редуктор 33 содержит семь ступеней шестерен, в частности, ступеней 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 цилиндрических шестерен. Ступени 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 шестерен включают в себя, соответственно, неподвижную шестерню на промежуточных валах 28, 29 и плавающую опору на центральной карданной передаче 34. Ступени 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 шестерен служат для соединения без проворачивания промежуточных валов 28, 29 с центральной карданной передачей 34.

Основной редуктор 33 и делительная передача 25 включают в себя вместе всего шесть выполненных как зубчатые муфты переключающих элементов 7, 8/9, 10/11, 12/13, 14/15, 16/17 для переключения передач и/или ступеней шестерен.

Первый в направлении потока нагрузки переключающий элемент 7 выполнен как односторонний переключающий элемент, в то время как остальные, расположенные следующими пять переключающих элементов 8/9, 10/11, 12/13, 14/15, 16/17 выполнены как двусторонние переключающие элементы.

Центральная карданная передача 34 имеет полый первый первичный (входной) вал 5, второй первичный (входной) вал 6, проходящий через полый первичный вал 5, и главный вал 30. Также водило 31 целесообразно может соотноситься с центральной карданной передачей 34. Первый первичный вал 5 жестко без проворачивания соединен с первым диском сцепления 3, в то время как второй первичный вал 6 жестко без проворачивания соединен со вторым диском сцепления 4. Главный вал 30 проходит внутри делительной передачи 25 и, в частности, через водило 31. Первый первичный вал 5, второй первичный вал 6, главный вал 30 и предпочтительно водило 31 размещены коаксиально.

Все переключающие элементы 7, 8/9, 10/11, 12/13, 14/15, 16/17, в частности, синхронизаторы, которые размещены в основном редукторе 33 в делительной передаче 25, расположены коаксиально с центральной карданной передачей 34. Отсюда следует, что переключающие элементы 7, 8/9, 10/11, 12/13, 14/15, 16/17 расположены на карданной передаче 34, охватывающей первый первичный вал 5, второй первичный вал 6, главный вал 30 и предпочтительно водило 31.

Два промежуточных вала 28, 29, хотя и включают неподвижные шестерни ступеней 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 шестерен, однако свободны от переключающих элементов передач и/или ступеней шестерен и свободны от плавающих опор. Все плавающие опоры ступеней 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 шестерен расположены на центральной карданной передаче 34.

Посредством переключающих элементов 7, 8/9 первый первичный вал 5 по выбору через три ступени 18, 19, 20 шестерен может соединяться без проворачивания с промежуточными валами 28, 29. Ступень 18 шестерен служит для 1-ой и 7-ой передачи и соединяет первый первичный вал 5 с промежуточными валами 28, 29. Ступень 19 шестерен служит для 5-ой и 11-ой передачи и соединяет первый первичный вал 5 с промежуточными валами 28, 29. Ступень 20 шестерен служит для 3-ей и 9-ой передачи и соединяет первый первичный вал 5 с промежуточными валами 28, 29.

Посредством переключающего элемента 10/11 второй первичный вал 6 по выбору через ступени 18, 22 шестерен может соединяться без проворачивания с промежуточными валами 28, 29. Ступень 21 шестерен служит для 4-ой и 10-ой передачи и соединяет второй первичный вал 6 с промежуточными валами 28, 29. Ступень 22 шестерен служит для 2-ой и 8-ой передачи и соединяет второй первичный вал 6 с промежуточными валами 28, 29.

Посредством переключающего элемента 12/13 главный вал 30 по выбору без проворачивания может соединяться со вторым первичным валом 6 или через ступень 23 шестерен или с промежуточными валами 28, 29. Ступень 23 шестерен представляет механизм постоянного отбора мощности для передач заднего хода и служит тому, чтобы промежуточные валы 28, 29 через дополнительную шестерню передачи заднего хода соединять с главным валом 30. Переключающий элемент 12/13 расположен между вторым первичным валом 6 и главным валом 30.

Посредством переключающего элемента 14/15 главный вал 30 по выбору без проворачивания может соединяться через ступень 24 шестерен с промежуточными валами 28, 29, или водило 31 делительной передачи 25 через ступень 24 шестерен может без проворачивания соединяться с промежуточными валами 28, 29. Ступень 24 шестерен представляет механизм постоянного отбора мощности для передач переднего хода и служит тому, чтобы промежуточные валы 28, 29 по выбору соединять с главным валом 30 или с водилом 31 (переключать через переключающий элемент 14/15).

Постоянные ступени характеризуются тем, что они для многих передач остаются постоянно в потоке мощности и не устанавливаются только для одной определенной передачи.

Посредством ступеней 18, 19, 20, 21, 22 шестерен и соотнесенных с ними переключающих элементов 7, 8/9, 10/11 возможна передача потока мощности от первичных валов 5, 6 на оба промежуточных вала 28, 29 и, тем самым, ранее упомянутое разветвление мощности. За счет этого радиальные силы на первичных валах 5, 6 и главном валу 30 могут компенсироваться, и, следовательно, достигаются меньшие потери в подшипниках. Через механизм 23 постоянного отбора мощности для передач заднего хода и механизм 24 постоянного отбора мощности для передач переднего хода поток мощности от двух промежуточных валов 28, 29 может передаваться на делительную передачу 25, особенно на главный вал 30 или водило 31 (посредством механизма 24 постоянного отбора мощности).

Посредством переключающего элемента 16/17, коронная шестерня 32 может по выбору приводиться в соединение без проворачивания с водилом 31, или коронная шестерня 32 может приводиться в соединение без проворачивания с картером коробки передач.

Солнечная шестерня делительной передачи 25 постоянно без проворачивания связана с главным валом 30, в то время как водило 31 постоянно без проворачивания связано с механизмом 27 отбора мощности от коробки передач.

Делительная передача 25 выполнена как трехвальная планетарная передача с 2 диапазонами движения (езды), а именно первым диапазоном движения и вторым диапазоном движения.

При первом диапазоне движения поток мощности в делительной передаче 25 идет от главного вала 30 к водилу 31, которое постоянно связано с механизмом 27 отбора мощности от коробки передач, причем коронная шестерня 32 через переключающий элемент 16/17 (положение 17 переключения) связана с картером коробки передач.

Во втором диапазоне движения поток мощности в делительной передаче 25 идет в большинстве передач через переключающий элемент 14/15 (положение 15 переключения) непосредственно на водило 31, после чего коронная шестерня 32 через переключающий элемент 16/17 (положение 16 переключения) может соединяться с водилом 31. При прямой передаче второй первичный вал 6 посредством переключающего элемента 12/13 (положение 12 переключения) соединяется с главным валом 30 и, таким образом, через связанное с коронной шестерней 32 водило 31 также с механизмом 27 отбора мощности от коробки передач.

Коробка 1 передач с двухдисковым сцеплением содержит, дополнительно к двенадцати (режим прямой передачи) или тринадцати (режим ускоряющей передачи) передачам переднего хода, пять передач заднего хода.

Фиг. 2-14 показывают потоки нагрузки отдельных передач переднего хода коробки 1 передач с двухдисковым сцеплением.

Фиг. 2 показывает поток нагрузки 1-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 3 сцепления, переключающий элемент 7, переключающий элемент 14 и переключающий элемент 17.

Фиг. 3 показывает поток нагрузки 2-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 4 сцепления, переключающий элемент 11, переключающий элемент 14 и переключающий элемент 17.

Фиг. 4 показывает поток нагрузки 3-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 3 сцепления, переключающий элемент 9, переключающий элемент 14 и переключающий элемент 17.

Фиг. 5 показывает поток нагрузки 4-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 4 сцепления, переключающий элемент 10, переключающий элемент 14 и переключающий элемент 17.

Фиг. 6 показывает поток нагрузки 5-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 3 сцепления, переключающий элемент 8, переключающий элемент 14 и переключающий элемент 17.

Фиг. 7 показывает поток нагрузки 6-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 4 сцепления, переключающий элемент 12 и переключающий элемент 17.

Фиг. 8 показывает поток нагрузки 7-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 3 сцепления, переключающий элемент 7 и переключающий элемент 15.

Фиг. 9 показывает поток нагрузки 8-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 4 сцепления, переключающий элемент 11, переключающий элемент 15 и переключающий элемент 16.

Фиг. 10 показывает поток нагрузки 9-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 3 сцепления, переключающий элемент 9, переключающий элемент 15 и переключающий элемент 16.

Фиг. 11 показывает поток нагрузки 10-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 4 сцепления, переключающий элемент 10, переключающий элемент 15 и переключающий элемент 16.

Фиг. 12 показывает поток нагрузки 11-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 3 сцепления, переключающий элемент 8, переключающий элемент 15 и переключающий элемент 16.

Фиг. 13 показывает поток нагрузки 12-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 4 сцепления, переключающий элемент 12 и переключающий элемент 16.

Фиг. 14 показывает поток нагрузки 13-й передачи переднего хода коробки 1 передач, при которой задействованы диск 3 сцепления, переключающие элементы 8/10, переключающий элемент 12 и переключающий элемент 16. Из фиг. 2-14 можно видеть следующий способ работы коробки 1 передач с двухдисковым сцеплением:

В нижнем диапазоне движения («малая группа», передачи 1-6) делительная передача 25 через солнечную шестерню приводится от главного вала 30, отбор мощности осуществляется через водило 31. Коронная шестерня 32 через переключающий элемент 16/17 (положение 17 переключения) без проворачивания связана с картером коробки передач.

В верхнем диапазоне движения («большая группа», передачи 12-13) делительная передача 25 через солнечную шестерню приводится от главного вала 30, отбор мощности осуществляется через водило 31. Коронная шестерня 32 через переключающий элемент 16/17 (положение 16 переключения) без проворачивания связана с водилом 31, так что планетарная передача вращается как блок. Верхний диапазон движения включает в себя передачи 7-11, в нем мощность от механизма постоянного отбора мощности для передач 24 переднего хода передается непосредственно через водило 31 на механизм 27 отбора мощности от коробки передач. При передачах 7-11 делительная передача 25 не должна принудительно как блок вращаться. Передачи 7-11, ввиду передаточного отношения делительной передачи 25 (i=1,0 как при вращении блока), несмотря на это могут соотносится с «большой группой».

При переключении делительной передачи 25 требуются переключающие элементы 14/15, 16/17. Переключающий элемент 14/15 обеспечивает возможность соединения без проворачивания механизма 24 постоянного отбора мощности для передач переднего хода с главным валом 30 или непосредственно с водилом 31. Переключающий элемент 16/17 обеспечивает возможность соединения без проворачивания коронной шестерни 32 с картером коробки передач или с водилом 31.

Фиг. 15 показывает коробку 1 передач с двухдисковым сцеплением согласно другому варианту выполнения изобретения.

Особенностью показанной на фиг. 15 коробки 1 передач с двухдисковым сцеплением является то, что она имеет не два промежуточных вала, а только один промежуточный вал 35. В остальном коробка 1 передач с двухдисковым сцеплением по фиг. 15 по существу выполнена так же, как коробка 1 передач с двухдисковым сцеплением по фиг. 1. Для коробки 1 передач с двухдисковым сцеплением по фиг. 15 также имеет место, что все переключающие элементы 7, 8/9, 10/11, 12/13, 14/15, 16/17 или все плавающие опоры ступеней 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 шестерен расположены коаксиально с центральной карданной передачей 34 (первичные валы 5, 6, главный вал 30 и предпочтительно водило 31), и промежуточный вал 35 свободен от переключающих элементов и свободен от плавающих опор.

Изобретение не ограничивается описанными предпочтительными вариантами выполнения. Напротив, возможно множество вариантов и изменений, которые основаны на использовании идей изобретения и поэтому входят в объем изобретения. Кроме того, изобретение также претендует на защиту предмета и признаков зависимых пунктов, независимо от признаков и пунктов формулы, на которые даются ссылки.

Перечень ссылочных позиций

1 коробка передач с двухдисковым сцеплением

2 приводной вал коробки передач

3 диск сцепления для полого первичного вала

4 диск сцепления для сплошного первичного вала

5 полый первичный вал

6 сплошной первичный вал

7 переключающий элемент, который соединяет ступень 18 зубчатой передачи с полым первичным валом

8 переключающий элемент, который соединяет ступень 19 зубчатой передачи с полым первичным валом

9 переключающий элемент, который соединяет ступень 20 зубчатой передачи с полым первичным валом

10 переключающий элемент, который соединяет ступень 21 зубчатой передачи со сплошным первичным валом

11 переключающий элемент, который соединяет ступень 22 зубчатой передачи со сплошным первичным валом

12 переключающий элемент, который соединяет сплошной первичный вал с главным валом

13 переключающий элемент, который соединяет механизм постоянного отбора мощности для передачи (23) заднего хода с главным валом

14 переключающий элемент, который соединяет механизм постоянного отбора мощности для передачи (24) переднего хода с главным валом

15 переключающий элемент, который соединяет механизм постоянного отбора мощности для передачи (24) переднего хода с водилом

16 переключающий элемент, который соединяет коронную шестерню с водилом

17 переключающий элемент, который соединяет коронную шестерню с картером коробки передач

18 ступень шестерен для 1-ой и 7-ой передачи, которая соединяет полый первичный вал с механизмом промежуточных валов

19 ступень шестерен для 5-ой и 11-ой передачи, которая соединяет полый первичный вал с механизмом промежуточных валов

20 ступень шестерен для 3-ой и 9-ой передачи, которая соединяет полый первичный вал с механизмом промежуточных валов

21 ступень шестерен для 4-ой и 10-ой передачи, которая соединяет сплошной первичный вал с механизмом промежуточных валов

22 ступень шестерен для 2-ой и 8-ой передачи, которая соединяет сплошной первичный вал с механизмом промежуточных валов

23 механизм постоянного отбора мощности для передач заднего хода (который, в частности, механизм промежуточных валов через дополнительную шестерню заднего хода соединяет с главным валом)

24 механизм постоянного обора мощности для передач прямого хода (который, в частности, механизм промежуточных валов по выбору соединяет с главным валом или с водилом (с переключением через переключающий элемент 14/15))

25 делительная передача

26 3-вальная планетарная передача

27 фланец вала отбора мощности/механизма отбора мощности от коробки передач

28 промежуточный вал (левый)

29 промежуточный вал (правый)

30 главный вал (вал солнечной шестерни)

31 водило

32 коронная шестерня

33 основной редуктор

34 центральная карданная передача (первичные валы, главный вал и предпочтительно водило)

35 промежуточный вал

1. Полностью переключаемая под нагрузкой коробка (1) передач с двухдисковым сцеплением, содержащая

двухдисковое сцепление (3, 4),

основной редуктор (33) и

делительную передачу (25), которая выполнена в виде планетарной передачи,

причем

все переключающие элементы (7, 8/9, 10/11, 12/13, 14/15, 16/17) для переключения передач и/или ступеней шестерен основного редуктора (33) и делительной передачи (25) размещены коаксиально с центральной карданной передачей (34), соединяющей двухдисковое сцепление (3, 4) и делительную передачу (25),

отличающаяся тем, что

она содержит 12 передач переднего хода в режиме прямой передачи хода и/или 13 передач переднего хода в режиме ускоряющей передачи, и

основной редуктор (33) имеет механизм (28, 29; 35) промежуточных валов и переключающие элементы содержат переключающий элемент (12/13), посредством которого главный вал (30) может по выбору приводиться в соединение без проворачивания со вторым первичным валом (6) или через ступень шестерен с механизмом (28, 29; 35) промежуточных валов, и/или

первый в направлении потока нагрузки переключающий элемент (7) основного редуктора (33) предпочтительно выполнен как односторонний переключающий элемент, а расположенные далее в направлении потока нагрузки переключающие элементы (8/9, 10/11, 12/13, 14/15, 16/17) выполнены как двусторонние переключающие элементы.

2. Коробка (1) передач по п.1, отличающаяся тем, что центральная карданная передача (34) включает в себя полый первый первичный вал (5), второй первичный вал (6), по меньшей мере на отдельных участках проходящий в полом первичном валу (5), главный вал (30) и предпочтительно водило (31) делительной передачи (25).

3. Коробка (1) передач по п.2, отличающаяся тем, что переключающие элементы включают в себя два переключающих элемента (7, 8/9), посредством которых первый первичный вал (5) может по выбору через три ступени (18, 19, 20) шестерен приводиться в соединение без проворачивания с механизмом (28, 29; 35) промежуточных валов.

4. Коробка (1) передач по п.2, отличающаяся тем, что переключающие элементы содержат переключающий элемент, посредством которого второй первичный вал (6) может по выбору через две ступени (21, 22) шестерен приводиться в соединение без проворачивания с механизмом (28, 29; 35) промежуточных валов.

5. Коробка (1) передач по п.2, отличающаяся тем, что переключающие элементы содержат переключающий элемент (14/15), посредством которого по выбору главный вал (30) через ступень шестерен может приводиться в соединение без проворачивания с механизмом (28, 29; 35) промежуточных валов или водило (31) делительной передачи (25) через ступень шестерен может приводиться в соединение без проворачивания с механизмом (28, 29; 35) промежуточных валов.

6. Коробка (1) передач по п.3, отличающаяся тем, что ступени (18, 19, 20, 21, 22, 23, 24) шестерен содержат соответственно неподвижную шестерню на промежуточном валу (28, 29; 35) и плавающую опору на центральной карданной передаче (34).

7. Коробка (1) передач по п.1, отличающаяся тем, что переключающие элементы содержат переключающий элемент (16/17), посредством которого по выбору коронная шестерня (32) делительной передачи (25) может приводиться в соединение без проворачивания с водилом (31) делительной передачи (25) или коронная шестерня (32) делительной передачи (25) может приводиться в соединение без проворачивания с картером коробки передач.

8. Коробка (1) передач по п.1, отличающаяся тем, что главный вал (30) соединен без проворачивания с солнечной шестерней делительной передачи (25) и механизм отбора мощности коробки передач соединен без проворачивания с водилом (31) делительной передачи (25).

9. Коробка (1) передач по п.1, отличающаяся тем, что механизм промежуточных валов содержит два отдельных промежуточных вала (28, 29), на которые может разветвляться поток мощности.

10. Коробка (1) передач по п.1, отличающаяся тем, что механизм промежуточных валов имеет единственный промежуточный вал (35).

11. Коробка (1) передач по п.1, отличающаяся тем, что механизм (28, 29; 35) промежуточных валов выполнен таким образом, что к нему может подключаться по меньшей мере один дополнительный механизм отбора мощности.

12. Коробка (1) передач по п.1, отличающаяся тем, что через переключение пересечения двухдискового сцепления (3, 4) может выполняться переключение нагрузки основного редуктора (33) и делительной передачи (25).

13. Коробка (1) передач по п.1, отличающаяся тем, что степень шестерен представляет собой механизм постоянного отбора мощности для передач заднего хода.

14. Коробка (1) передач по п.5, отличающаяся тем, что ступень шестерен представляет собой механизм постоянного отбора мощности для передач переднего хода.

15. Коробка (1) передач по п.1, отличающаяся тем, что предусмотрено точно пять переключающих элементов (8/9, 10/11, 12/13, 14/15, 16/17).

16. Транспортное средство промышленного назначения с коробкой (1) передач с двухдисковым сцеплением по любому из предыдущих пунктов.

17. Транспортное средство промышленного назначения по п.16, отличающееся тем, что оно представляет собой грузовой автомобиль.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу запуска двигателя (4) внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче (3). Способ включает этапы определения требуемого крутящего момента (TDrv) на выходном валу (20), определения крутящего момента (TFlywheel) на выходном валу (97) двигателя (4) внутреннего сгорания, требуемого для запуска двигателя (4) внутреннего сгорания и управления первой электрической машиной (14) и второй электрической машиной (16) таким образом, что достигаются требуемый крутящий момент (TDrv) на выходном валу (20) и крутящий момент (TFlywheel), требуемый на выходном валу (97) двигателя (4) внутреннего сгорания.

Изобретение относится к гибридным силовым передачам. В способе управления гибридной силовой передачей с двигателем, коробкой передач, планетарными передачами и двумя электромашинами зацепляют шестерни в коробке передач, соответствующие одной зубчатой паре, соединенной с первой планетарной передачей, и одной зубчатой паре, соединенной со второй планетарной передачей и выходным валом.

Изобретение относится к автоматической коробке передач транспортного средства. Автоматическая коробка передач содержит множество устройств зацепления и множество планетарных редукторов.

Изобретение относится к коробкам передач с электроиндукционным стартером. В коробке передач между маховиком и коленчатым валом двигателя расположена двухпозиционная муфта.

Изобретение относится к несоосной коробке передач типа 24R28. На входе МКП на двух параллельных валах свободно установлены три ряда шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода для реверса, простой трехзвенный ПМ, состоящий из водила с сателлитами, которые зацеплены с солнечной шестерней и эпициклическим колесом, семь муфт переключения передач.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления гибридным силовым агрегатом зацепляют шестерни в коробке передач; соединяют два вращающихся компонента во второй планетарной передаче; стопорят соединительный механизм, размещенный между первой планетарной передачей и выходным валом; активируют первую электрическую машину.

Изобретение относится к гибридным силовым передачам. В способе управления гибридной силовой передачей соединяют два вращающихся компонента в первой планетарной передаче друг с другом; отсоединяют все вращающиеся компоненты второй планетарной передачи друг от друга; зацепляют шестерню, соответствующую одной зубчатой паре, которая соединена со второй планетарной передачей, и отсоединяют одну зубчатую пару, которая соединена с первой планетарной передачей.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче соединяют вращающиеся компоненты второй планетарной передачи между собой посредством соединения с помощью второго соединительного устройства солнечного зубчатого колеса, расположенного во второй планетарной передаче, и второго водила зубчатых колес планетарной передачи между собой.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче разъединяют вращающиеся компоненты первой и второй планетарной передачи друг от друга; не допускают вращение по меньшей мере одной зубчатой пары, которая соединена с первой планетарной передачей и выходным валом, и по меньшей мере одной зубчатой пары, которая соединена со второй планетарной передачей и выходным валом.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления гибридной силовой передачей зацепляют шестерню, соответствующую одной зубчатой паре, соединенной с первой планетарной передачей в коробке передач, или соответствующую одной зубчатой паре, соединенной со второй планетарной передачей и выходным валом.

Изобретение относится к коробке передач с двойным сцеплением. Коробка передач содержит пять рядов зубчатых колес, соединяемых с первичными валами (1) и (2) и с вторичным валом (6) зубчатыми муфтами, перемещаемыми гидроцилиндрами двухстороннего действия.

Изобретение относится к коробкам переключения передач (КП). По обоим вариантам КП содержит первичный вал (1), вторичный вал (2), промежуточный вал (3).

Изобретение относится к механическим коробкам передач с параллельным симметричным расположением валов. Многовальная коробка передач (КП) содержит входной ведущий, ведомые, промежуточные (1-6) и выходной валы.

Изобретение относится к коробкам передач. Соосная семиступенчатая коробка передач содержит корпус с соосно размещенными в нем входным и выходным валами, параллельным им промежуточным валом, с жестко установленной на нем и входном валу парой шестерен привода промежуточного вала.

Изобретение относится к коробкам передач. Многоступенчатая коробка передач (МКП) состоит из двух двухвальных несоосных коробок передач.

Изобретение относится к трансмиссии транспортных машин. В коробке передач соосно выходному и промежуточному валам, за их опорами в корпусе коробки передач, предусмотрена возможность установки и жесткого соединения с ними дополнительных валов с шестернями дополнительных передач и соединительной муфтой.

Изобретение относится к многоступенчатым коробкам передач. Коробка передач типа 28R8, обеспечивающая 28 передач переднего хода и 8 передач заднего хода при невысоком интервале передаточных чисел, состоит из двух двухвальных несоосных коробок передач, первая имеет четыре пары зацепленных шестерен, вторая - три пары зацепленных шестерен.

Изобретение относится к авто- и тракторостроению и может быть использовано для снижения скорости транспортного средства при одновременном повышении крутящего момента на ведущих колесах.

Изобретение относится к механическим коробкам передач с параллельным симметричным расположением валов. Многовальная коробка передач (КП) содержит входной ведущий, ведомые, промежуточные (1-6) и выходной валы.

Изобретение относится к переключаемой полностью под нагрузкой коробке передач с двухдисковым сцеплением. Коробка передач содержит двухдисковое сцепление А, В, основной редуктор GG и делительную передачу RG, выполненную как планетарная передача. В коробке передач все переключающие элементы С, EF, GH, LR, KJ, OU для переключения передач иили ступеней шестерен основного редуктора GG и делительной передачи RG размещены коаксиально с центральной карданной передачей Z, соединяющей двухдисковое сцепление А, В и делительную передачу RG. Достигается повышение компактности коробки передач. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 15 ил.

Наверх