Гусеничный движитель
Владельцы патента RU 2676842:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный аграрный университет" (ФГБОУ ВО Донской ГАУ) (RU)
Изобретение относится к гусеничным движителям. Гусеничный движитель содержит ведущие колеса с зубьями увеличенной высоты, направляющие колеса, опорные катки, поддерживающие ролики, охватывающие их гусеничные цепи и амортизационно-натяжные механизмы. Направляющие колеса установлены таким образом, что оси их вращения не перемещаются относительно рамы энергосредства. При этом в конструкцию гусеничного движителя дополнительно введены натяжные колеса с зубьями, установленные на рычагах регулируемой длины. Причем рычаги размещены с возможностью поворота относительно оси ведущих колес и шарнирно соединены с амортизационно-натяжными механизмами. Ведущие колеса связаны с натяжными колесами цепной передачей с равным единице передаточным числом. Опорные катки подпружинены и установлены с возможностью перемещения в вертикальном направлении. Достигается повышение плавности работы гусеничного движителя. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к производству тракторов сельскохозяйственного назначения.
Известен гусеничный движитель, который содержит ведущие и направляющие колеса, опорные катки и поддерживающие ролики, охватывающие их гусеничные цепи, амортизационно-натяжные механизмы гусеничных цепей, включающие гидроцилиндры натяжения и предварительно сжатые пружины (Аналог - Огий Г.Е. и др. Направляющее колесо и гусеница трактора Т-150. - Сельский механизатор, 1973, №5 - С. 28).
Недостатком данной конструкции является то, что в режиме срабатывания амортизационно-натяжного механизма между ведущим колесом и последним опорным катком образуется большое провисание звеньев гусеничной цепи, что приводит к проскальзыванию гусеничной цепи по зубьям ведущего колеса и выходу из зацепления с ним. Это явление сопровождается большими ударными нагрузками на детали ходовой системы и трансмиссии, нарушением кинематического режима.
Наиболее близким к предложенному техническому решению является гусеничный движитель, содержащий ведущие и направляющие колеса, опорные катки и поддерживающие ролики, охватывающие их гусеничные цепи и амортизационно-натяжные механизмы, у которого высота зубьев ведущих колес увеличена до значений, исключающих перескок гусеничной цепи через зуб (Прототип - SU 1776600 В62D 55/08. Гусеничный движитель транспортного средства. Опубликовано 23.11.92. Бюл. №43).
Недостатком описанной конструкции является переменная степень натяжения опорных ветвей гусеничных цепей, что приводит к неравномерности хода, снижает срок службы деталей ходовой системы и трансмиссии трактора, повышает утомляемость оператора.
Целью предлагаемого изобретения является повышение плавности работы гусеничного движителя; снижение колебаний общего тягового усилия; выравнивание положения гусеничной цепи.
Поставленная цель достигается за счет того, что в гусеничном движителе, содержащем ведущие колеса с зубьями увеличенной высоты, направляющие колеса, опорные катки, поддерживающие ролики, охватывающие их гусеничные цепи и амортизационно-натяжные механизмы, направляющие колеса установлены таким образом, что оси их вращения не перемещаются относительно рамы энергосредства. При этом в конструкцию гусеничного движителя дополнительно введены натяжные колеса с зубьями, основные параметры которых аналогичны параметрам ведущих колес, а сами они установлены на рычагах регулируемой длины. Причем рычаги размещены с возможностью поворота относительно оси ведущих колес и шарнирно соединены с амортизационно-натяжными механизмами, а ведущие колеса связаны с натяжными колесами цепной передачей с равным единице передаточным числом. Помимо прочего опорные катки подпружинены и установлены с возможностью перемещения в вертикальном направлении.
Предложенное изобретение поясняется иллюстрацией.
На фиг. 1 представлена схема мобильного энергетического средства с предложенным гусеничным движителем (вид сбоку).
Гусеничный движитель, содержит ведущие колеса 1 (фиг. 1), направляющие колеса 2, опорные катки 3, поддерживающие ролики 4, охватывающие их гусеничные цепи 5 и амортизационно-натяжные механизмы 6, причем высота зубьев ведущих колес 1 больше радиуса цевок звеньев гусеничных цепей 5 на величину, определяемую с учетом значений хода амортизационно-натяжного механизма 6. При этом направляющие колеса 2 установлены таким образом, что оси их вращения не перемещаются относительно рамы энергосредства, а в конструкцию гусеничного движителя дополнительно введены натяжные колеса 7. Основные параметры натяжных колес 7 аналогичны параметрам ведущих колес 1, а сами они установлены на рычагах 8 регулируемой длины. Причем рычаги 8 размещены с возможностью поворота относительно оси ведущих колес 1 и шарнирно соединены с амортизационно-натяжными механизмами 6, а ведущие колеса 1 связаны с натяжными колесами 7 цепной передачей 9 с передаточным числом равным единице. Помимо прочего, используемые в гусеничном движителе опорные катки 3 подпружинены и установлены с возможностью перемещения в вертикальном направлении.
Предложенный гусеничный движитель работает следующим образом.
Ведущие колеса 1, вращаясь, вовлекают в движение гусеничные цепи 5, которые перематываясь, расстилаются по земле и являются направляющей дорожкой для опорных катков 3, перемещая энергосредство. По мере перекатывания опорных катков 3 нижние звенья (траки) гусеничной цепи 5 переходят на заднюю, а затем на верхнюю ветвь, где опираются на поддерживающие ролики 4, а затем снова вступают в контакт с поверхностью грунта под передней частью энергосредства. При этом, поскольку направляющие колеса 2 неподвижны относительно рамы энергосредства, то длина нижней опорной ветви гусеничной цепи 5 остается примерно постоянной, а натяжение гусеничной цепи 5 поддерживается перемещением ее верхней ветви при помощи амортизационно-натяжного механизма 6, оказывающего давление на рычаг 8 с натяжным колесом 7. При этом синхронизация частот вращения ведущего колеса 1 и натяжного колеса 7 посредством цепной передачи 9 позволит поддерживать постоянное натяжение задней ветви гусеничной цепи 5, снизить переменные нагрузки на элементы ведущего моста, а подпружиненные подвижные опорные катки 3 обеспечат постоянную поддержку верхней ветви гусеничной цепи 5 при ее возможных перемещениях.
Гусеничный движитель, содержащий ведущие колеса с зубьями увеличенной высоты, направляющие колеса, опорные катки, поддерживающие ролики, охватывающие их гусеничные цепи и амортизационно-натяжные механизмы, отличающийся тем, что направляющие колеса установлены таким образом, что оси их вращения не перемещаются относительно рамы энергосредства, при этом в конструкцию гусеничного движителя дополнительно введены натяжные колеса с зубьями, основные параметры которых аналогичны параметрам ведущих колес, а сами они установлены на рычагах регулируемой длины, причем рычаги размещены с возможностью поворота относительно оси ведущих колес и шарнирно соединены с амортизационно-натяжными механизмами, а ведущие колеса связаны с натяжными колесами цепной передачей с равным единице передаточным числом, помимо прочего опорные катки подпружинены и установлены с возможностью перемещения в вертикальном направлении.