Бортовая система формирования инертного газа

Изобретение относится к формированию инертного газа на борту летательного аппарата. Бортовая система формирования инертного газа для летательного аппарата содержит компрессор (10), выполненный с возможностью приема отработанного воздуха из салона и подачи сжатого воздуха на воздухоразделительный модуль (12) для разделения воздуха на воздушную фракцию, обогащенную азотом, и воздушную фракцию, обогащенную кислородом. Сжатый воздух подается от компрессора на воздухоразделительный модуль непосредственно, без активного охлаждения. Достигается повышение производительности системы. 4 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Настоящее изобретение относится к устройству и способу формирования инертного газа на борту летательного аппарата, способствующему инертированию топливных баков и других областей на борту летательного аппарата.

В настоящем описании применяется общепринятая терминология, в которой термин «формирование инертного газа» означает формирование атмосферы, обедненной кислородом или «атмосферы, обогащенной азотом» (АОА). Хорошо известно применение одного или более фильтров или «воздухоразделительных модулей» (ВРМ), которые разделяют подачу поступающего воздуха на часть, обогащенную азотом (АОА) и часть, обогащенную кислородом (АОК).

Известные системы инертирования топливных баков, которые содержат центробежные компрессоры для наддува атмосферы в салоне, обычно требуют наличия теплообменников, работающих после сжатия, чтобы снизить температуру сжатого воздуха до 71°С (160°F) для его подачи на воздухоразделительный модуль. Эта схема требует применения системы охлаждения набегающим потоком воздуха, содержащей воздухозаборник NACA, систему труб, вентилятор, клапан регулирования температуры, теплообменник и выпуск для сброса охлаждающего воздуха. Архитектура типичной системы инертирования топливных баков, в которой в качестве источника воздуха используется воздух из салона, показана на фиг. 1 сопровождающих чертежей. На фиг. 1 показан двухступенчатый компрессор, содержащий два компрессора с промежуточным охладителем, и теплообменник после сжатия, который охлаждает воздух, подаваемый в воздухоразделительный модуль, до температуры ниже около 71°С. И промежуточный охладитель, и теплообменник обычно требуют контура охлаждения с набегающим потоком воздуха, который содержит воздухозаборник NACA, трубы, датчик температуры и выпуск для сброса охлаждающего воздуха. Вес оборудования и объем, необходимый для его размещения, наряду с многочисленными отверстиями в корпусе налагают жесткие ограничения на конструктора летательного аппарата. Кроме того, эти факторы, указанные выше, препятствуют установке такого оборудования на существующие летательные аппараты.

Технология ВРМ появилась в результате перепроектирования путей потоков поступающего воздуха и фракции АОА и применения выдерживающих высокую температуру волокон и смол для компонентов, составляющих воздухоразделительный модуль, поэтому появились воздухоразделительные модули, способные фильтровать воздух с температурой на входе до около 150°С (300°F).

Авторы изобретения обнаружили, что можно создать существенно более простую систему для формирования инертного газа, которая принимает воздух из салона, сжимает его одноступенчатым компрессором и затем подает на ВРМ без необходимости второй ступени компрессора, промежуточного охладителя и теплообменника после сжатия и их соответствующих контуров охлаждения, которые применяются в известных установках. Таким образом, система работает при более высокой температуре, но при более низком давлении, чем системы, которые использовались ранее. Более высокая рабочая температура повышает производительность воздухоразделительного модуля, что компенсирует пониженное давление таким образом, что существующая производительность разделения воздуха сохраняется.

Соответственно, согласно одному аспекту настоящее изобретение предусматривает бортовую систему формирования инертного газа для летательного аппарата, содержащую компрессор, выполненный с возможностью приема отработанного воздуха из салона и подачи его в воздухоразделительный модуль для разделения воздуха на фракцию, обогащенную азотом, и фракцию, обогащенную кислородом, при этом сжатый воздух поступает из компрессора в воздухоразделительный модуль непосредственно, без активного охлаждения.

Термин «без активного охлаждения» используется в значении, что поток после компрессора на воздухоразделительный модуль не проходит через теплообменник, требующий наличия второго, охлаждающего потока от внешнего источника. Однако это не исключает возможности охлаждения самого компрессора, например, с помощью охлаждающих ребер, внешнего пропускания охлаждающей текучей среды, например еще одной части воздуха из салона, или сочетания этих средств.

В такой конструкции компрессор второй ступени, промежуточный охладитель и теплообменник, установленный после второй ступени, больше не нужны. Это значит, что система формирования инертного газа не требует набегающего потока воздуха, поступающего на промежуточный охладитель или охладитель, установленный после компрессора, поэтому необходимость в многочисленных проходах сквозь корпус, соответствующих впусках и выпусках, и трубопроводах отпадает и конструкция становится пригодной для установки на существующие летательные аппараты.

Компрессор может приводиться в действие любым подходящим двигателем, например электродвигателем, питание на который подается от электрической системы летательного аппарата, или посредством турбины или приводного вала.

Предпочтительно компрессор работает с коэффициентом сжатия в диапазоне 1,5-3,5 и в идеальном случае около 2,5, чтобы температура на выпуске не превышала максимальную рабочую температуру воздухоразделительного модуля.

Предпочтительно при эксплуатации компрессор подает сжатый воздух на ВРМ при температуре более 80°С и до 150°С (300°F).

Один вариант может содержать контроллер, реагирующий на изменение температуры отработанного воздуха салона для регулирования по меньшей мере одного из рабочей частоты вращения и коэффициента сжатия компрессора для поддержания заданной температуры сжатого воздуха, подаваемого на воздухоразделительный модуль. Этот вариант может содержать датчик температуры для отслеживания температуры отработанного воздуха из салона и контроллер, реагирующий на данные датчика температуры для управления по меньшей мере одним из рабочей частоты вращения и/или коэффициента сжатия компрессора для поддержания заданной температуры сжатого воздуха, подаваемого от компрессора на воздухоразделительный модуль.

Бортовая система формирования инертного газа может включать в себя средство для охлаждения фракции обогащенного азотом воздуха; это средство может содержать теплообменник, охлаждаемый подходящим хладоносителем, который может содержать, например, авиационное топливо или воздух из салона.

Согласно другому аспекту настоящее изобретение предусматривает бортовую систему формирования инертного газа для применения на борту летательного аппарата, содержащую компрессор, выполненный с возможностью приема отработанного воздуха из салона и подачи сжатого воздуха на воздухоразделительный модуль, и контроллер, реагирующий на температуру отработанного воздуха из салона для регулирования по меньшей мере одного из рабочей частоты вращения и коэффициента сжатия компрессора для поддержания заданной температуры сжатого воздуха, подаваемого на воздухоразделительный модуль.

Согласно другому аспекту настоящее изобретение предусматривает способ формирования инертного газа на борту, который содержит этапы, на которых подают воздух из салона на одноступенчатый компрессор, пропускают сжатый воздух от компрессора на воздухоразделительный модуль, и получают из воздухоразделительного модуля обогащенную азотом фракцию упомянутого сжатого воздуха без активного охлаждения сжатого воздуха между компрессором и воздухоразделительным модулем.

Согласно еще одному аспекту настоящее изобретение предлагает способ для бортовой системы формирования инертного газа на борту летательного аппарата, который содержит этапы, на которых подают на компрессор отработанный воздух из салона, подают сжатый воздух от компрессора на воздухоразделительный модуль, и управляют компрессором для поддержания заданной температуры сжатого воздуха, подаваемого на воздухоразделительный модуль.

Вышеописанное изобретение распространяется на любой признак или сочетание признаков, указанных в нижеследующем описании или формуле изобретения.

Далее следует описание примера настоящего изобретения со ссылками на сопровождающие чертежи, на которых:

Фиг. 1 - блок-схема конструкции системы инертирования топливного бака летательного аппарата из уровня техники, и

Фиг. 2 - блок-схема системы инертирования топливного бака летательного аппарата по настоящему изобретению.

Как показано на фиг. 2, профильтрованный отработанный воздух из салона подается из салона летательного аппарата на одноступенчатый компрессор 10. Температура воздуха, поступающего из салона в этот одноступенчатый компрессор, обычно составляет до 24°С и компрессор может работать при коэффициенте сжатия 2,5 с изоэнтропической эффективностью 70%. Температура сжатого воздуха, который этот одноступенчатый компрессор подает в воздухоразделительный модуль (ВРМ) 12 составляет до 150°С. Фракция обогащенного азотом воздуха из ВРМ 12 поступает через регулирующий клапан 14 в топливный бак 16 летательного аппарата. Если нужно, фракция обогащенного азотом воздуха из воздухоразделительного модуля может охлаждаться соответствующим средством, схематически обозначенным позицией 18. Например, она может охлаждаться авиационным топливом с помощью подходящего теплообменника. Теплота, перенесенная из обогащенного азотом воздуха в авиационное топливо, может быть с пользой использована для предварительного подогрева топлива на выходе из бака при движении к двигателю летательного аппарата. Это может улучшить характеристики двигателя и, кроме того, выполнять противообледенительную функцию.

В другой конструкции обогащенный азотом воздух можно охлаждать подходящим теплообменником, расположенным вне топливного бака, с соответствующим хладоносителем, например воздухом из салона.

Компрессор 10 также может содержать внутреннюю систему охлаждения, схематически показанную позицией 8.

На впуске компрессора установлен датчик 20 температуры, передающий сигнал температуры на контроллер 22, который регулирует частоту вращения двигателя 24, приводящего в действие компрессор, для поддержания температуры текучей среды, выходящей из компрессора, на постоянном уровне, обычно 150°С. При работе, если температура воздуха из салона, поступающего в компрессор, меняется частота вращения компрессора и, следовательно, коэффициент сжатия регулируется компрессором так, чтобы поддерживать по существу постоянную температуру текучей среды, поступающей на ВРМ 12. Понятно, что можно применять альтернативную систему для измерения температуры на выпуске компрессора и для соответствующего регулирования частоты вращения двигателя, приводящего в действие компрессор.

В вышеописанном варианте компрессор может быть центробежным компрессором, роторным поршневым компрессором или любым другим подходящим компрессором.

Описанные варианты позволяют существенно снизить себестоимость системы, вес и требуемое пространство, а также повышают эффективность, надежность и доступность системы.

1. Бортовая система формирования инертного газа для летательного аппарата, содержащая компрессор (10), выполненный с возможностью приема отработанного воздуха из салона и подачи сжатого воздуха на воздухоразделительный модуль (12), выполненный с возможностью разделения воздуха на воздушную фракцию, обогащенную азотом, и воздушную фракцию, обогащенную кислородом, при этом сжатый воздух подается от компрессора на воздухоразделительный модуль непосредственно, без активного охлаждения, отличающаяся тем, что бортовая система формирования инертного газа дополнительно содержит контроллер (22), реагирующий на изменение температуры отработанного воздуха из салона, выполненный с возможностью регулирования по меньшей мере одного из рабочей частоты вращения и коэффициента сжатия компрессора для поддержания упомянутой заданной температуры сжатого воздуха, подаваемого в воздухоразделительный модуль (12), и тем, что компрессор (10) выполнен с возможностью управления посредством контроллера (22) таким образом, чтобы подавать сжатый воздух в воздухоразделительный модуль (12) с упомянутой заданной температурой.

2. Бортовая система формирования инертного газа по п. 1, в которой компрессор включает в себя корпус и устройство охлаждения для упомянутого корпуса.

3. Бортовая система формирования инертного газа по п. 1 или 2, в которой компрессор (10) работает с коэффициентом сжатия между 1,5 и 3,5.

4. Бортовая система формирования инертного газа по п. 3, в которой компрессор (10) работает с коэффициентом сжатия около 2,5.

5. Бортовая система формирования инертного газа по п. 1, которая включает в себя датчик (20) температуры для отслеживания температуры отработанного воздуха из салона, и контроллер (22), реагирующий на упомянутый датчик температуры для управления по меньшей мере одним из рабочей частоты вращения и коэффициента сжатия компрессора для поддержания упомянутой заданной температуры сжатого воздуха, поступающего в воздухоразделительный модуль (12).

6. Бортовая система формирования инертного газа по п.1, которая включает в себя охлаждающее устройство (18) для охлаждения фракции, обогащенной азотом (АОА).

7. Бортовая система формирования инертного газа по п. 8, в которой упомянутое охлаждающее устройство (18) содержит теплообменник, имеющий контур хладоносителя для приема авиационного топлива.

8. Бортовая система формирования инертного газа по п. 6, в которой упомянутое охлаждающее устройство (18) содержит теплообменник, имеющий контур хладоносителя для приема воздуха из салона.

9. Бортовая система формирования инертного газа на борту летательного аппарата, содержащая компрессор (10), выполненный с возможностью приема отработанного воздуха из салона и подачи сжатого воздуха на воздухоразделительный модуль (12), и контроллер (22), реагирующий на температуру отработанного воздуха из салона для регулирования по меньшей мере одного из рабочей частоты компрессора и коэффициента сжатия компрессора для поддержания температуры воздуха, подаваемого компрессором (10) на воздухоразделительный модуль (12), на определенном уровне.

10. Способ формирования инертного газа на борту посредством бортовой системы формирования инертного газа по п. 1, содержащий этапы, на которых подают воздух из салона на компрессор (10), подают сжатый воздух от упомянутого компрессора на воздухоразделительный модуль (12) и получают из упомянутого воздухоразделительного модуля обогащенную азотом фракцию (АОА) упомянутого сжатого воздуха без активного охлаждения упомянутого сжатого воздуха между упомянутым компрессором и упомянутым воздухоразделительным модулем.

11. Способ формирования инертного газа на борту для бортовой системы формирования инертного газа на борту летательного аппарата, содержащий этапы, на которых подают на компрессор (10) отработанный воздух из салона, подают сжатый воздух от компрессора на воздухоразделительный модуль (12) и управляют компрессором для поддержания заданной температуры воздуха, поступающего на воздухоразделительный модуль (12).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к верхним узлам багажных отсеков и направлено на уменьшение усилий на закрытие отсека. Багажный отсек воздушного судна содержит верхний корпус и полку, присоединенную к верхнему корпусу с возможностью поворота, которая взаимодействует с верхним корпусом для ограничения внутреннего пространства отсека.

Изобретения относятся к авиационной технике. Способ воздушного охлаждения тепловыделяющей аппаратуры, расположенной снаружи летательных аппаратов, включает тепловой контакт между тепловыделяющими поверхностями аппаратуры и воздушными термоплатами (2), движение атмосферного воздуха через проточные полости (14) воздушных термоплат, формирование зоны для прохождения и распределения потока атмосферного воздуха через проточные полости (14) воздушных термоплат.

Устройство управления системой кондиционирования воздуха летательного аппарата содержит модуль преобразований и вычислений, модуль силовых команд контура управления расходом воздуха, модуль силовых команд контура регулирования температуры, модуль управления режимами системы кондиционирования воздуха, бортовой вычислительный комплекс, основную и контрольную двунаправленную мультиплексную шину информационного обмена.

Группа изобретений относится к способу регулирования давления воздуха в герметической кабине летательного аппарата (ЛА) и системе, осуществляющей этот способ. Для регулирования давления воздуха в герметической кабине ЛА измеряют абсолютное и избыточное давление воздуха в кабине ЛА и значение величин рассогласования заданных и измеренных значений относительно атмосферного давления снаружи ЛА, измеряют скорость изменения абсолютного давления воздуха в кабине, измеряют угол отклонения рычага управления летательным аппаратом, определяют высоту полета и расчетную вертикальную скорость полета ЛА для достижения расчетной высоты через определенное время после отклонения рычага, вычисляют требуемое значение давления воздуха в кабине и необходимую скорость изменения давления, производят упреждающее регулирование давления воздуха в случае превышения изменения давления допустимого значения.

Группа изобретений относится к способу регулирования давления воздуха в герметической кабине летательного аппарата (ЛА) при ее разгерметизации и системе, осуществляющей этот способ.

Комплексная система кондиционирования воздуха пассажирского магистрального самолета содержит агрегаты, блоки управления, трубопроводы, элементы крепления к каркасу самолета, систему отбора воздуха, систему кондиционирования воздуха, подсистему подготовки воздуха для системы нейтрального газа, размещенные определенным образом.

Изобретение относится к области оборудования летательных аппаратов. Система управления (10) системой охлаждения (100) потребителей холодильной энергии на борту воздушного судна содержит блок (30) сбора и предварительной обработки информации о режиме работы, который выполнен с возможностью обработки сигналов о режиме работы, характеризующих режим работы системы охлаждения (100) и/или режим работы множества потребителей холодильной энергии (16a-d, 18a-d, 20a-d).

Группа изобретений относится к технике обработки воздуха в помещениях воздушных судов. Обходной канал обходит бортовую систему кондиционирования воздуха, расположенную в канале набегающего воздуха по потоку ниже части впуска канала набегающего воздуха.

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиации, в частности к системам вентиляции отсеков летательных аппаратов. .
Наверх