Присадка к дизельному топливу комплексного действия и способ ее получения

Изобретение раскрывает присадку к дизельным топливам, которая представляет собой продукт нитрования фракции, выделенной из кубового остатка производства бутиловых спиртов (КОБС), полученных методом оксосинтеза, при этом для нитрования использована фракция КОБС, кипящая в пределах 190°С – КК и содержащая 94-99 масс. % высококипящих компонентов, в т.ч. жирных спиртов, 1,0-6,0 масс. % спиртов С8 (2-этилгексанол, 2-этил-4-метилпентанол), содержащая в своем составе нитроэфиры и жирные кислоты и обладающая цетанповышающими и противоизносными свойствами. Также раскрывается способ получения присадки к дизельным топливам. Технический результат заключается в получении присадки комплексного действия, обладающей цетанповышающими и смазывающими свойствами, используя при этом одно сырье, а также способствует более квалифицированной утилизации КОБСа - побочного продукта производства бутиловых спиртов. 2 н.п. ф-лы, 1 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а именно к способу получения присадки к дизельному топливу, обладающей комплексным действием (повышение цетанового числа и уменьшение диаметра пятна износа). В качестве сырья для получения присадки комплексного действия (ПКД) используют фракцию, кипящую в пределах 190°С - К.К., выделенную из кубового остатка производства бутиловых спиртов (КОБС), получаемых методом оксосинтеза, и содержащую 1,0-6,0% спиртов C8H19OH, и 94-99% высококипящих компонентов, в том числе высших жирных спиртов. Фракцию нитруют нитрующей смесью азотной и серной кислот при температуре 0-10°С в течение 1,5 часов.

Наиболее близкими по технической сущности являются способы получения цетанповышающих присадок, основанные на нитровании 2-этилгексанольных фракций кубового остатка бутиловых спиртов:

- Фр. 166-190°С: Пат. РФ №2235118 (Порублева Т.П., Заказов А.Н., Гусаров С.В. и др., опубликовано 27.08.2004, бюлл.№24).

- Фр. НК-195°С: Пат. РФ №2525552 (Минибаева Л.К., Усманов P.P., Баулин О.А. и др., опубликовано 20.08.2014, бюлл.№23), отличающиеся тем, что в предлагаемом нами способе в качестве нитруемого сырья используется фракция КОБСа 190°С - КК.

Пат. РФ №2235118. Принимается в качестве прототипа.

Пример получения присадки. Пример получения присадки. В реактор, снабженный мешалкой и охлаждающей баней, при температуре 0-5°С загружают 17 г азотной кислоты концентрации 70 мас. %, 29 г серной кислоты концентрации 94,8 мас. %. В полученную нитрующую смесь добавляют 2 г карбамида. В качестве сырья для нитрования использована фракция 190°С-КК следующего состава:

- Спирты С8 (2-этилгексанол, 2-этил-4-метилпентанол и др.), 1,0-6,0 % масс.;

- Высококипящие компоненты, в т.ч. жирные спирты, 94,0-99,0 % масс..

В реактор с нитрующей смесью со скоростью 0,1-0,15 мл/мин, при температуре 0-10°С вводится (дозируется) указанная фракция в количестве 20,0 г. После введения всего ее количества в реакционную смесь при непрерывном перемешивании выдерживают при температуре 0-10°С в течение 1-1,5 часов. По окончании процесса нитрования и расслоения реакционной смеси отработанные кислоты отделяют от органического слоя продукта нитрования.

Для промывки органического слоя используется вода в количестве по 50 см3 трижды.

При воздействии нитрующей смеси параллельно протекают 3 реакции:

При воздействии нитрующей смеси параллельно протекают 3 реакции:

О наличии нитроэфирных и карбоксильных групп свидетельствует ИК-спектр продукта: имеются полосы поглощения при 1270-1280 см-1 и 1620-1630 см-1, соответствующие симметричным и ассиметричным валентным колебаниям N=O группы, а также полоса поглощения при 865 см-1 (деформационные N-O) являются характерными для нитроэфиров. Полоса поглощения при 1760 см-1 (-СООН) является характерной для карбоновых кислот. Также о содержании карбоновых кислот в продукте свидетельствует кислотное число КЧ=40-45 мг КОН/г по ГОСТ 5985-79.

Установлено, что полученная по вышеописанному способу присадка в связи с содержанием в готовом продукте нитроэфиров и жирных кислот, проявляет одновременно цетаноповышающие и противоизносные свойства (табл. 1).

Наиболее близкими по действию являются 2-этилгексилнитрат. Известно применение 2-этилгексилнитрата в качестве цетанповышающей присадки в количестве 0,1-1,0%.

Однако, как и сам 2-этилгексилнитрат, так и присадки на основе 2-этилгексанолсодержащих фракций при добавлении в ДТ, ухудшают его смазывающие свойства (НПиНХ, №4, 2012, с. 24-26).

Данный недостаток приводит к необходимости внесения противоизносных присадок (ПИП), содержащих талловые, монокарбоновые и/или полициклические кислоты.

Также известна присадка к ДТ комплексного действия (пат. РФ №2320706 (Сулейманов Р.С., Ставицкий В.А., Кабанов О.П. и др., опубликовано 27.03.2008, бюлл. №9)), содержащая, % масс: алкил(С320)нитрат до 55, алкил(С125)сукцинимид 0,1-10, сополимер высших эфиров С625 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером до 60, непредельная жирная кислота (олеиновая, линолевая или линоленовая) или ее амид до 100. Технический результат - при добавлении 0,01-1,0 мас.% присадки, наблюдается улучшение пусковых, низкотемпературных характеристик, а также смазывающих свойств ДТ. Отличающаяся тем, что в предлагаемом нами способе используется одно сырье, а в рассмотренном примере композиция присадки достигается смешением компонентов.

Эффективность присадки при добавлении в дизельное топливо г/о зимнее иллюстрируется следующими примерами:

*СДПИ - скорректированный диаметр пятна износа

При добавлении присадки в ДТ г/о зимнее в количестве от 0,1 % масс. до 1,0 % масс., наблюдается прирост цетанового числа при одновременном существенном снижении ДНИ. При этом при внесении 1,0% ПКД достигается соответствие дизельного топлива ГОСТ Р 52386 - 200.

1. Присадка к дизельным топливам, представляющая собой продукт нитрования фракции, выделенной из кубового остатка производства бутиловых спиртов (КОБС), полученных методом оксосинтеза, отличающаяся тем, что для нитрования использована фракция КОБС, кипящая в пределах 190°С - КК и содержащая 94-99 масс. % высококипящих компонентов, в т.ч. жирных спиртов, 1,0-6,0% масс. спиртов С8 (2-этилгексанол, 2-этил-4-метилпентанол), содержащая в своем составе нитроэфиры и жирные кислоты и обладающая цетанповышающими и противоизносными свойствами.

2. Способ получения присадки по п. 1, включающий нитрование смесью азотной и серной кислот в присутствии карбамида спиртосодержащей фракции 190°С - КК КОБС при температуре 0-10°С и непрерывном перемешивании в течение 1-1,5 часов, расслоение реакционной смеси по окончании процесса нитрования, отделение отработанных кислот от органического слоя продукта нитрования и промывку органического слоя водой, при этом в процессе нитрования одновременно протекают реакции нитрования и окисления.



 

Похожие патенты:

Изобретение раскрывает присадку к автомобильному бензину, которая включает продукт взаимодействия триэтаноламина с алкилсалицилововой кислотой формулы OH-R(R1)-COOH, где R - ароматическое кольцо, a R1 - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода, полученного при химическом взаимодействии в мольном соотношении амин:кислота от 1,00:2,90 до 1,00:3,10.

Изобретение раскрывает использование смешанного сложного эфира, получаемого с помощью реакции этерификации между: (A) по меньшей мере одной алифатической линейной C6-C10-дикарбоновой кислотой, (B) по меньшей мере одним алифатическим линейным или разветвленным многоатомным спиртом с 3, 4 или 5 гидроксильными группами и (C) в качестве агента обрыва цепи (С1) по меньшей мере одной алифатической линейной или разветвленной C8-C18-монокарбоновой кислотой в случае избытка компонента (В), в качестве присадки к топливу для снижения расхода топлива при работе двигателя внутреннего сгорания с таким топливом в комбинации с по меньшей мере одной присадкой к топливу, имеющей моющее действие и выбранной из полиизобутеновых моноаминов или полиизобутеновых полиаминов, имеющих Mn=от 300 до 5000, имеющих по меньшей мере 50 мол.

Изобретение описывает композицию неэтилированного авиационного топлива, которая имеет MON по меньшей мере 99,6, содержание серы менее 0,05% мас., содержание CHN по меньшей мере 97,2% мас., содержание кислорода менее 2,8% мас., T10 не более 75°C, T40 по меньшей мере 75°C, T50 не более 105°C, T90 не более 135°C, температуру конца кипения менее 190°C, скорректированную теплоту сгорания по меньшей мере 43,5 МДж/кг, давление паров в диапазоне 38-49 кПа и содержит: 20-35 об.% толуола, имеющего MON по меньшей мере 107; 2-10 об.% анилина; 30-55 об.% по меньшей мере одного алкилата или алкилатной смеси, имеющих диапазон температур начала кипения 32-60°С и диапазон температур конца кипения 105-140°С, имеющих T40 менее 99°C, T50 менее 100°С, T90 менее 110°C, причем алкилат или алкилатная смесь содержат изопарафины с 4-9 атомами углерода, 3-20 об.% С5 изопарафинов, 3-15 об.% C7 изопарафинов и 60-90 об.% С8 изопарафинов в расчете на алкилат или алкилатную смесь и менее 1 об.% С10+ в расчете на алкилат или алкилатную смесь; 7-14 об.% разветвленного алкилацетата, имеющего алкильную группу с разветвленной цепью с 4-8 атомами углерода; и 8-26 об.% изопентана в количестве, достаточном для достижения давления паров в диапазоне 38-49 кПа; при этом указанная топливная композиция содержит менее 1 об.% C8 ароматических соединений.

Изобретение раскрывает применение комбинации (а) продукта реакции ацилирующего агента, полученного из карбоновой кислоты, и амина, а также (b) добавки на основе четвертичной аммониевой соли для борьбы с внутренними отложениями на форсунках дизельного двигателя, причем отложения образованы в форсунках дизельного двигателя карбоксилатными остатками, присутствующими в виде солей металлов или аммония, причем кватернизирующий агент, используемый для получения добавки (b), представляющей собой четвертичную аммониевую соль, выбран из группы, состоящей из диалкилсульфатов; сложного эфира карбоновой кислоты; алкилгалогенидов; бензилгалогенидов; замещенных гидрокарбилом карбонатов; и гидрокарбилэпоксидов в комбинации с кислотой, или смесей перечисленных веществ.

Изобретение раскрывает применение комбинации (а) продукта реакции ацилирующего агента, полученного из карбоновой кислоты, и амина, а также (b) добавки на основе четвертичной аммониевой соли для борьбы с внутренними отложениями на форсунках дизельного двигателя, причем отложения образованы в форсунках дизельного двигателя карбоксилатными остатками, присутствующими в виде солей металлов или аммония, причем кватернизирующий агент, используемый для получения добавки (b), представляющей собой четвертичную аммониевую соль, выбран из группы, состоящей из диалкилсульфатов; сложного эфира карбоновой кислоты; алкилгалогенидов; бензилгалогенидов; замещенных гидрокарбилом карбонатов; и гидрокарбилэпоксидов в комбинации с кислотой, или смесей перечисленных веществ.

Изобретение описывает топливную эмульсию для дизелей на основе дизельного топлива с добавлением спирта и эмульгатора, при этом она дополнительно содержит дисульфид молибдена при следующих соотношениях компонентов, мас.

Изобретение раскрывает композицию неэтилированного авиационного топлива, которая имеет МОЧ по меньшей мере 99,6, содержание серы меньше чем 0,05 масс. %, содержание CHN по меньшей мере 98 масс.

Изобретение относится к новому способу получения смеси изомеров N-метил-толуидинов с их концентрацией по сумме аминов не менее 98% и к применению смеси изомеров N-метил-толуидинов с их концентрацией по сумме аминов не менее 98%, полученной указанным способом, в качестве октаноповышающей добавки к бензину.

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей, которая в качестве присадки к дизельному топливу содержит 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С10-С13, 5-20% масс.

Присадка комплексного действия, предназначенная для улучшения процессов транспортировки нефти и нефтепродуктов, содержит полимер, азотсодержащее соединение и поверхносто-активное вещество, характеризующаяся тем, что дополнительно содержит наноразмерный оксид алюминия с размером частиц 40 нм, в качестве полимера используют низкомолекулярный полиэтилен, в качестве азотсодержащего вещества – гидразин, а в качестве поверхносто-активного вещества – неионогенное поверхносто-активное вещество Реапон-4В при следующем соотношении компонентов, мас.%: низкомолекулярный полиэтилен 60-65 гидразин 20-25 указанный оксид алюминия 5-10 Реапон-4В 5-10 Технический результат заключается в том, что присадка обладает как вязкостным, так и противотурбулентным действием и проявляет высокую механическую устойчивость к различным механическим деструкциям.

Объектом изобретения является инициирующий состав, содержащий по меньшей мере два тримерных циклических пероксида кетона: тримерный циклический пероксид метилэтилкетона (3MEK-cp) формулы (I) и по меньшей мере один пероксид, удовлетворяющий формуле (II), в которой R1-R3представляют собой алкил, где указанные группы имеют от 2 до 5 атомов углерода, общее число атомов углерода R1+R2+R3 находится в диапазоне 7-15, и молярное соотношение 3MEK-cp и общего количества пероксидов, удовлетворяющих формуле (II), находится в диапазоне от 10:90 до 80:20.

Изобретение раскрывает способ уменьшения выброса дисперсных частиц из двигателя внутреннего сгорания, включающий стадии: получения базового топлива, характеризующегося уровнем содержания ароматических соединений, составляющим, по меньшей мере, приблизительно 10% (об.); добавления к базовому топливу определенного количества метилциклопентадиенилмарганецтрикарбонила, для получения рецептуры топлива, где рецептура топлива, содержащая метилциклопентадиенилмарганецтрикарбонил и базовое топливо, характеризуется уровнем содержания ароматических соединений, который является более низким, чем уровень содержания ароматических соединений в базовом топливе при отсутствии метилциклопентадиенилмарганецтрикарбонила; где (1) выбросы дисперсных частиц от сгорания рецептуры топлива согласно измерению при использовании числа частиц (ЧЧ) (как для твердых веществ, так и для летучих веществ) уменьшаются в сопоставлении с выбросами дисперсных частиц от сгорания базового топлива, и где (2) октановое число рецептуры топлива является по существу тем же самым или большим в сопоставлении с октановым числом базового топлива при отсутствии метилциклопентадиенилмарганецтрикарбонила.

Применение алкоксилированного политетрагидрофурана общей формулы (I), в которой m представляет собой целое число в интервале от ≥1 до ≤20, m' представляет собой целое число в интервале от ≥1 до ≤20, (m+m') представляет собой целое число в интервале от ≥3 до ≤40, n представляет собой целое число в интервале от ≥0 до ≤40, n' представляет собой целое число в интервале от ≥0 до ≤40, р представляет собой целое число в интервале от ≥0 до ≤25, р' представляет собой целое число в интервале от ≥0 до ≤25, k представляет собой целое число в интервале от ≥2 до ≤30, R1 означает незамещенный, линейный алкильный радикал, имеющий 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 или 18 атомов углерода, R2 означает -СН2-СН3, и R3 идентичный или различный означает атом водорода или -СН3, где цепочки, обозначенные с помощью k, распределяются с образованием блок-полимерной структуры, и цепочки, обозначенные с помощью р, р', n, n', m и m', распределяются с образованием блок-полимерной структуры или статистической полимерной структуры, в комбинации с по меньшей мере одной дополнительной присадкой, имеющей детергентное действие, в качестве присадки для топлива.

Изобретение раскрывает топливо для двигателей с самовоспламенением, содержащее следующие компоненты: a) по меньшей мере один низкомолекулярный диалкиловый эфир полиоксиметилена формулы RО(-СН2О-)nR, в которой R представляет собой C1-C4 алкильную группу и n = 0 - 5, b) от 0,05 до 5 вес.% по меньшей мере одного алкилового эфира полиалкиленгликоля формулы R1О(-СН2-СНR2-О-)nН, а также его смешанных полимеров, и/или формулы H(-О-СНR2-СН2-)n-O-СН2-СН2-O-(-СН2-СНR2-O-)nH, а также его смешанных полимеров, где R1 представляет собой C1-C4 алкильную группу, R2 представляет собой водород или метильную группу, и n = 10 - 200, а также смеси таких алкиловых эфиров полиалкиленгликоля, c) от 0 до 20 вес.% по меньшей мере одного высокомолекулярного диалкилового эфира полиоксиметилена формулы RО(-СН2О-)nR, в которой R представляет собой алкильную группу, и n = 6 - 10, d) от 1 до 5 вес.% по меньшей мере одного высокомолекулярного диалкилового эфира полиэтиленгликоля формулы RО(-СН2СН2О-)nR, в которой R представляет собой алкильную группу, и n = 11 - 23, e) от 0 до 0,5 вес.% по меньшей мере одного органического пероксидного соединения, f) от 0 до 0,1 вес.% по меньшей мере одной длинноцепочечной жирной кислоты, и g) от 0 до 12 вес.% диметилового простого эфира, в котором количество, недостающее до 100 вес.%, приходится на по меньшей мере один низкомолекулярный диалкиловый простой эфир полиоксиметилена.

Изобретение раскрывает присадку к автомобильному бензину, которая включает продукт взаимодействия триэтаноламина с алкилсалицилововой кислотой формулы OH-R(R1)-COOH, где R - ароматическое кольцо, a R1 - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода, полученного при химическом взаимодействии в мольном соотношении амин:кислота от 1,00:2,90 до 1,00:3,10.

Изобретение раскрывает применение композиции, включающей минеральное моторное масло или индустриальное масло, суспензию углеродного наноматериала (УНМ), представляющего собой «Таунит-М», и поверхностно-активное вещество (ПАВ) для маркировки нефтепродуктов, представляющих собой горюче-смазочные материалы.

Способ приготовления композитного топлива, включающий подачу мазута и дозированного количества воды в емкость и обработку смеси в эмульгаторе методом многократной гидродинамической обработки, отличающийся тем, что перед смешением мазут и воду по отдельности обрабатывают методом многократной циркуляции до получения рН воды не менее 8,4-8,6, причем мазут обрабатывают по времени столько же, сколько и воду, а затем мазут и воду смешивают и полученную смесь обрабатывают методом многократной циркуляции при скорости ротора эмульгатора не менее 24 м/с до состояния, когда размер глобул воды в эмульсии не превышал 1 мкм.

Изобретение описывает способ получения дизельного топлива, включающий перегонку нефти с выделением керосина, тяжелого и легкого дизельного топлива, гидроочистку легкого и тяжелого дизельного топлива, депарафинизацию, введение присадок, характеризующийся тем, что тяжелое дизельное топливо после гидроочистки подвергают ректификации с выделением дизельного топлива зимнего, дизельного топлива летнего, а на депарафинизацию направляют кубовый продукт.

Изобретение относится к композициям на основе этиленвинилацетатных полимеров и их применению в качестве антигелеобразующих добавок к парафинистым сырым нефтям. Описывается полимерная композиция для понижения температуры застывания парафинистых сырых нефтей, содержащая синергическую смесь по меньшей мере двух этилен-винилацетатных (ЭВА) сополимеров.

Изобретение раскрывает модификатор горения твердого, жидкого или газообразного топлива, который содержит катализатор горения и органический растворитель, при этом в качестве катализатора горения используется дициклопентадиенилтрикарбонил марганца, а в качестве органического растворителя - метилбензол при следующем соотношении компонентов, масс.%: дициклопентадиенилтрикарбонил марганца 5-20 органический растворитель 80-95. Технический результат заключается в повышении температуры горения твердого, жидкого или газообразного топлива при уменьшении количества токсичных веществ в отходящих газах процесса горения топлива.

Изобретение раскрывает способ уменьшения выброса дисперсных частиц из двигателя внутреннего сгорания, включающий стадии: получения базового топлива, характеризующегося уровнем содержания ароматических соединений, составляющим, по меньшей мере, приблизительно 10% (об.); добавления к базовому топливу определенного количества метилциклопентадиенилмарганецтрикарбонила, для получения рецептуры топлива, где рецептура топлива, содержащая метилциклопентадиенилмарганецтрикарбонил и базовое топливо, характеризуется уровнем содержания ароматических соединений, который является более низким, чем уровень содержания ароматических соединений в базовом топливе при отсутствии метилциклопентадиенилмарганецтрикарбонила; где (1) выбросы дисперсных частиц от сгорания рецептуры топлива согласно измерению при использовании числа частиц (ЧЧ) (как для твердых веществ, так и для летучих веществ) уменьшаются в сопоставлении с выбросами дисперсных частиц от сгорания базового топлива, и где (2) октановое число рецептуры топлива является по существу тем же самым или большим в сопоставлении с октановым числом базового топлива при отсутствии метилциклопентадиенилмарганецтрикарбонила.
Наверх