Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой

Изобретение относится к медицине, коррекционной психологии и педагогике, психолого-педагогической диагностике и может быть использовано для оценки психической активности (ПА) ребенка после тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ) и выбора варианта индивидуальной коррекционно-педагогической программы реабилитации. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить 9 диагностических заданий, три серии из трех заданий в соответствии со шкалами физических А, познавательных В и социальных С возможностей, оценивая проявления ПА по каждому заданию от 1 до 4 баллов. Критериями оценки физических возможностей А являются: общая двигательная активность - a1, мелкая моторика пальцев рук - а2, зрительно-двигательные возможности - a3. Критериями оценки познавательных возможностей В являются: ориентировочные реакции b1, захват и удержание игрушки в руке b2, игровая манипуляция с игрушкой b3. Критериями оценки психических возможностей С являются: отклик на собственное имя c1, способы общения со взрослым с2, умение пользоваться ложкой во время приема пищи с3. Результаты обследования обобщают по каждой шкале и записывают данные в следующем виде: А=a1+а2+a3, где А - оценка проявлений физических возможностей; В=b1+b2+b3, где В - оценка познавательных возможностей; С=c1+с2+с3, где С - оценка социальных возможностей. Итоговую оценку ПА I вычисляют по формуле: I=(А+В+С)/36×100%, где 36 - максимально возможное количественное выражение оценки в баллах всех возможных результатов по 3-м шкалам. На основе итоговой оценки I определяют вариант ПА: менее 34% - ПА ребенка оценивают как «минимально низкую с преобладанием вегетативных реакций», от 35 до 67% - ПА ребенка оценивают как «минимальную с преобладанием сенсомоторных реакций без понимания или с частичным пониманием обращенной речи», от 68% и выше – ПА ребенка оценивают как «достаточную, элементарно произвольную с пониманием обращенной речи». Способ обеспечивает контроль динамики восстановления ПА ребенка с ТЧМТ путем проведения промежуточных оценок на каждом этапе реабилитации, прост в использовании, требует небольшого числа общедоступных игровых заданий с дидактическими пособиями. 1 пр.

 

Изобретение относится к медицине, к коррекционной психологии и педагогике, конкретно к психолого-педагогической диагностике, и может быть использовано для оценки психической активности ребенка после тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ) и выбору варианта индивидуальной коррекционно-педагогической программы реабилитации.

В психологии психическая активность рассматривается как разнообразные проявления психики: от восприятий, представлений до конкретных действий, произвольно осуществляемых по заранее намеченному плану [Б. Klinger, 1971]. Выделяют произвольную и непроизвольную активность: произвольная активность предполагает осознание поставленных целей и ожидание результата [W. Witte, 1976], возможность контроля за ходом разворачивающихся процессов [Е. Klinger, 1978]; непроизвольная активность в ряде случаев проявляется в чисто рефлекторных ответах, например в мигательном рефлексе, ориентировочной и условных сигнальных реакциях. По мнению отечественного психолога В.Д. Небылицына, понятие «психическая активность» гораздо шире, чем деятельность, и адекватно в контексте изучения индивидуальности человека. Психическая активность проявляется как потребность индивида к освоению внешнего мира и самовыражения в нем, преимущественно, в умственном, двигательном (в том числе рече-двигательном), либо в социальном плане. Степень психической активности проявляется от вялости, созерцательности до высших степеней энергии.

Известен способ диагностики психической активности младенцев (патент RU №2570052) для оценки психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела. На каждый анализатор младенца: кожный двигательный, зрительный и слуховой поочередно оказывают воздействие предметами различной интенсивности воздействия. Для каждого анализатора выставляют оценку в баллах: от низкого до высокого уровня интенсивности воздействия. Результат оценки представляют в виде суммы по всем анализаторам. В зависимости от полученного результата, определяют очень низкую психическую активность, низкую психическую активность или удовлетворительную. Способ позволяет определить степень психической активности младенцев в первые месяцы жизни, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела, за счет определения уровня интенсивности воздействия предметами на каждый тестируемый анализатор.

Недостатком способа является ограниченность его применения с детьми младенческого возраста, отсутствие данных об актуальных и потенциальных возможностях психической активности ребенка при тяжелой травме мозга вне возрастного ориентира.

Известен способ диагностики психического развития ребенка третьего года жизни с перинатальной энцефалопатией (Патент RU 2145789), с помощью которого изучается познавательная функция, и оцениваются по 3-х бальной шкале психические функции: сенсорные, эмоции, зрительно-моторная координация, зрительно-пространственные представления, экспрессивная речь, импрессивная речь, игровая деятельность. Исследуемые функции оцениваются в соответствии с их становлением на этапах постнатального онтогенеза. Недостатком способа является его ограниченность конкретной возрастной группой, отсутствии инструментов оценки психической активности ребенка с тяжелой травмой мозга до и после диагностического обучения.

Известен способ оценки психического состояния (Патент RU №2190957), согласно которому исследуется восприятие человеком времени с предъявлением определенной последовательности сигналов. При наличии в ответах 20% ошибок диагностируют риск нарушения в психическом состоянии. Недостаток способа состоит в его апробации со взрослыми, ограничении оценки психических возможностей, акцентированных на оценку восприятия времени.

Известен способ Папавы-Кузника диагностики степени тяжести комы (Патент RU 2113165), который, позволяет осуществлять прогноз для жизни при коме IV степени с достоверностью 85% с ориентирами на следующие критерии, отражающие функции центральной нервной системы: возможность открывания глаз, ориентированность в собственной личности и окружающем, выполнение инструкции и правильные ответы на вопросы, состояние зрачков и мышечный тонус. Недостаток способа состоит в ограничении области применения и направленности на неврологическую составляющую, не предполагает изучение и оценку разных проявлений психической активности ребенка при ТЧМТ.

Известен способ оценки уровня психической активности детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму, апробированный в рамках лонгэтюдного исследования (Закрепина А.В. Методика изучения актуального уровня психической активности детей, перенесших с тяжелую черепно-мозговую травму - Methodofstudyingmentalactivity /MSMA/ Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф., 22-23 апр. 2015 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - Т. 1. - С. 133-136). Для оценки психической активности детей с ТЧМТ предложено три шкалы с набором соответствующих критериев оценки психических возможностей: шкала оценки физических возможностей, ее критерии: общая двигательная активность, мелкая моторика пальцев рук, зрительные возможности в виде реакций открытия/ закрытия глаз в ответ на разные виды стимуляции; шкала оценки познавательных возможностей, ее критерии: ориентировочные реакции, возможность действовать с предметом, самостоятельность в действиях, способы выполнения орудийных и предметно-игровых или бытовых действий; шкала оценки социальных возможностей, ее критерии: коммуникативные возможности, т.е. способы общения с взрослым, уровень самостоятельности в навыках самообслуживания. У детей оценивалась способность реагирования на внешние стимулы от вегетативных и непроизвольных двигательных реакций, отдельных движений тела, рук и ног, изменений в мимике лица до осмысленной фиксации взора, попытках поднять руку или ногу, взять в руку игрушку, выполнить простую инструкцию. При совокупном наборе от 0 до 8 баллов уровень психической активности ребенка оценивается как непроизвольное реагирование с преобладанием вегетативных проявлений. При совокупном наборе от 9 до 16 баллов уровень психической активности оценивается как сенсомоторный без понимания / с частичным пониманием обращенной речи. При совокупном наборе от 17 до 24 баллов уровень психической активности оценивается как произвольный с пониманием обращенной речи. Использование данной методики при комплексной оценке актуальных возможностей психической активности ребенка позволяет дифференцировать диагностическое коррекционное обучение в условиях стационарной реабилитации.

Этот способ выбран в качестве прототипа.

Недостатком способа является отсутствие подробного описания диагностических заданий, необходимых для оценки психической активности детей с ТЧМТ в соответствии с критериями по каждой шкале. Кроме того, в шкале оценки познавательных возможностей не конкретизированы манипуляции и способы действия ребенка с игрушкой, которые в логике теории детского развития и этапов становления движений тесно связаны с развитием восприятия, мышления и ведущего типа детской деятельности. Все это сужает оценку психических возможностей ребенка и требует уточнения критериев в диагностике психической активности.

Задачей изобретения является разработка способа оценки психической активности детей с ТЧМТ.

Техническим результатом решения поставленной задачи является уточнение и расширение критериев оценки, с помощью которых возможно контролировать динамику восстановления психической активности ребенка с ТЧМТ.

Сущность изобретения заключается в оценке психической активности ребенка с тяжелой черепно-мозговой травмой реагировать на внешние стимулы с помощью критериев оценки по трем шкалам: физических, познавательных и социальных возможностей, для чего специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно 9 диагностических заданий, по 3 задания для оценки по шкале физических возможностей А, познавательных возможностей В, и социальных возможностей С, каждое задание оценивают от 1 до 4 баллов, сначала проводят оценку психической активности ребенка по шкале физических возможностей А, где критериями оценки являются: общая двигательная активность - a1, мелкая моторика пальцев рук - а2, зрительно-двигательные возможности - а3, общую двигательную активность a1 оценивают с помощью задания 1: специалист побуждает ребенка к проявлению движения телом, руками или ногами: касается своей рукой тела, руки или ноги ребенка, приподнимает, опускает, отводит руки в разные стороны, если ребенок не изменяет положение тела, рук, или ног, это оценивают в 1 балл; если наблюдают такие непроизвольные движения, такие как вздрагивание, одергивание рук, ног, приподнимание плеч, в сочетании с вегетативными проявлениями: потеет, краснеет, повышается температура тела, учащается дыхание, задание оценивают в 2 балла, если наблюдают такие непроизвольные движения как: широко открывает глаза, меняет положение рук, машет руками, неосознанно хватает руку взрослого, пытается повернуться на бок, поднимает ноги, это оценивают в 3 балла, если наблюдают произвольные движения, такие как поворот головы, протягивание руки в направлении взрослого, это оценивают в 4 балла; мелкую моторику пальцев рук а2 оценивают с помощью задания 2: специалист вкладывает игрушку в руку ребенка, совершает манипуляцию с ней, если ребенок не действует сам, специалист оказывает ребенку помощь совместными действиями, если при этом у ребенка отсутствуют движения пальцев рук, задание оценивают в 1 балл; если ребенок совершает непроизвольные движения пальцев как шевеление или перебирание пальцами, сжимание-разжимание в кулаки в сочетании с вегетативными проявлениями: потеет, краснеет, повышается температура тела, учащается дыхание, задание оценивают в 2 балла; если наблюдают непроизвольные движения пальцев рук с захватом или отталкиванием игрушки, задание оценивают в 3 балла; если ребенок совершает самостоятельный захват игрушки пальцами руки или начинает манипулировать игрушкой задание оценивают в 4 балла; зрительно-двигательные возможности а3 оценивают с помощью задания 3: специалист показывает ребенку игрушку, касается ею руки ребенка, после чего просит взять игрушку в руку, если ребенок не смотрит на взрослого и на игрушку и не пытается ее взять задание оценивают в 1 балл; если ребенок не смотрит на взрослого или на игрушку, не прислушивается, не вздрагивает от звука, не фиксирует взором и не прослеживает за ее перемещением, но при этом эмоционально реагирует, издает звуки, меняет мимику лица, это оценивают в 2 балла; если ребенок пытается прослеживать за перемещением игрушки с поворотом или без поворота головы, но не пытается ее взять - это оценивают в 3 балла; если ребенок смотрит на взрослого или на игрушку, прослеживает за ее перемещением, пытается ее взять, протягивая руку или совершая движения пальцами, это оценивают в 4 балла; затем оценивают психическую активность ребенка по шкале познавательных возможностей В; где критериями оценки являются: ориентировочные реакции b1, захват и удержание игрушки в руке b2, игровая манипуляция с игрушкой b3, ориентировочные реакции b1 оценивают с помощью задания 4: специалист показывает ребенку игрушку на расстоянии 20 - 25 см от лица, перемещает игрушку вправо - влево, после чего касается игрушкой руки ребенка, если ребенок не смотрит на взрослого или на игрушку, не прислушивается, не фиксирует взор и не прослеживает за ее перемещением, задание оценивают в 1 балл; если ребенок эмоционально реагирует, издает звуки, меняет мимику, это-оценивают в 2 балла; если ребенок прислушивается, фиксирует взгляд на игрушке, пытается проследить и при этом усиливаются его непроизвольные движения, это оценивают в 3 балла; если ребенок прослеживает за перемещением игрушки, тянет к ней руку и касается пальцами, это оценивают в 4 балла, захват игрушки и удержание в руке b2 оценивают с помощью задания 5: специалист демонстрирует действие с игрушкой перед лицом ребенка, вкладывает игрушку в руку ребенка, побуждает его к захвату и удержанию игрушки в руке, повторению действия с ней, если ребенок не реагирует на игрушку задание оценивают в 1 балл, если ребенок не захватывает игрушку, но при этом наблюдают двигательные ответы: отталкивание игрушки, случайное касание, это оценивают в 2 балла, если ребенок захватывает игрушку и удерживает ее в руке, это оценивают в 3 балла, если ребенок захватывает и удерживает игрушку в руке, подражает игровому действию, это оценивают в 4 балла; игровую манипуляцию с игрушкой b3 оценивают с помощью задания 6: специалист совершает с игрушкой предметно-игровое действие, затем протягивает ребенку игрушку и предлагает повторить действие, если ребенок не реагирует на игрушку, задание оценивают в 1 балл; если ребенок изменяет положение рук или тела, подчиняется совместному предметно-игровому действию, это оценивают в 2 балла, если после совместных предметно-игровых действий ребенок пытается удерживать игрушку, это оценивают в 3 балла, если ребенок совершает предметно-игровые действия с игрушкой путем подражания действиям взрослого, это оценивают в 4 балла, затем оценивают психическую активность ребенка с по шкале социальных возможностей С: где критериями оценки являются: отклик на собственное имя c1, способы общения со взрослым с2, умение пользоваться ложкой во время приема пищи с3, отклик на собственное имя c1 оценивают с помощью задания 7: специалист зовет ребенка по имени, и если ребенок не реагирует на свое имя, задание оценивают в 1 балл, если наблюдают такие ориентировочные реакции, как вздрагивание, прислушивание, изменение мимики, поиск взором взрослого, задание оценивают в 2 балла, если наблюдают улыбку, увеличение непроизвольной двигательной активности, это оценивают в 3 балла, если ребенок поворачивает голову в сторону взрослого, смотрит в глаза, улыбается, это оценивают в 4 балла; способы общения со взрослым с2 оценивают с помощью задания 8: специалист совершает действие с игрушкой, вкладывает ее в руки ребенку и наблюдает его реакцию, если ребенок не реагирует, задание оценивают в 1 балл, если ребенок реагирует эмоционально с изменением мимики, усилением вегетативных реакций и непроизвольных движений, это оценивают в 2 балла, если ребенок реагирует эмоционально и прослеживает взором за игрушкой, это оценивают в 3 балла, если ребенок реагирует эмоционально и целенаправленными движениями рук в сторону игрушки, это оценивают в 4 балла, умение пользоваться ложкой во время приема пищи с3 оценивают с помощью задания 9: специалист просит близкого взрослого покормить ребенка любым доступным способом, если ребенка кормят через зонд, задание оценивают в 1 балл, если ребенка кормят через зонд, но при этом он самостоятельно сглатывает воду с ложки, это оценивают в 2 балла, если во время приема пищи ребенок сам прожевывает и проглатывает пищу, это оценивают в 3 балла, если во время приема пищи удерживает и подносит ложку ко рту, это оценивают в 4 балла; результаты оценки суммируют по каждой шкале: А=a1+а2+а3, где А - оценка по шкале физических возможностей на основе суммирования баллов по каждому критерию, В=b1+b2+b3, где В - оценка по шкале познавательных возможностей на основе суммирования баллов по каждому критерию, С=c1+с2+с3, где С - оценка по шкале социальных возможностей на основе суммирования баллов по каждому критерию, итоговую оценку психической активности I вычисляют по следующей формуле: I=(А+В+С)/ 36 ×100%, где 36 - максимальное возможное количественное выражение оценки в баллах всех возможных результатов по 3-м шкалам. На основе итоговой оценки I определяют вариант психической активности: при результате менее 25% психическая активность ребенка оценивается как «минимально низкая с преобладанием спонтанных реакций». При результате от 25 до 50% психическая активность ребенка оценивается как «минимальная с преобладанием сенсомоторных реакций без понимания или с частичным пониманием обращенной речи. При результате от 50% и выше психическая активность ребенка оценивается как «достаточная, элементарно произвольная с пониманием обращенной речи».

Способ осуществляется следующим образом.

Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить 9 диагностических заданий, три серии из трех заданий в соответствии со шкалами физических А, познавательных В и социальных С возможностей, оценивая проявления психической активности по каждому заданию от 1 до 4 баллов.

Критериями оценки физических возможностей А являются: общая двигательная активность - a1, мелкая моторика пальцев рук - а2, зрительно-двигательные возможности - a3; критериями оценки познавательных возможностей В являются: ориентировочные реакции b1, захват и удержание игрушки в руке b2, игровая манипуляция с игрушкой b3; критериями оценки психических возможностей С являются: отклик на собственное имя c1, способы общения со взрослым с2, умение пользоваться ложкой во время приема пищи c3. Результаты обследования обобщают по каждой шкале и записывают данные в следующем виде:

А=a1+а2+a3, где А - оценка проявлений физических возможностей.

В=b1+b2+b3, где В - оценка познавательных возможностей.

С=c1+с2+c3, где С - оценка социальных возможностей.

Итоговую оценку психической активности I вычисляют по следующей формуле: I=(А+В+С)/36×100%, где 36 - максимальное возможное количественное выражение оценки в баллах всех возможных результатов по 3-м шкалам.

На основе итоговой оценки I определяют вариант психической активности: при результате менее 34% психическая активность ребенка оценивается как «минимально низкая с преобладанием вегетативных реакций». Соответственно, уровень доступного взаимодействия с взрослым, т.е. непроизвольное реагирование, на котором потребности ребенка минимальны, неопределенны, в большей степени органического характера и непосредственно связаны с деятельностью близкого взрослого в ситуации ухода или кормления. При результате от 35 до 67% психическая активность ребенка оценивается как «минимальная с преобладанием сенсомоторных реакций без понимания или с частичным пониманием обращенной речи. Уровень доступного ребенку взаимодействия со взрослым характеризуется как непроизвольное реагирование без понимания или с частичным пониманием обращенной речи, с появлением сочетанных движений и комплексов движений. При результате от 68% и выше психическая активность ребенка оценивается как «достаточная, элементарно произвольная с пониманием обращенной речи, а уровень взаимодействия ребенка с взрослым - как продуктивное взаимодействие, на котором возможна произвольная активность по всем линиям развития: физической, познавательной и социальной, а также наблюдать элементы предметно-игрового взаимодействия, попытки к самостоятельности в быту.

Существенным отличием заявляемого способа от используемых в педагогической практике является опора на ранний онтогенез проявлений психической активности в физической, познавательной и социальной сферах, возможность контроля динамики психической активности, усложнение способов организации взаимодействия с ребенком с учетом его сохранных психофизических функций.

За период с 2010 года по 2016 годы было обследовано более 400 детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму, и осуществлена оценка их психической активности на разных этапах реабилитации. Это позволяет считать данную выборку репрезентативной, а предложенный способ оценки психической активности детей данной нозологической группы считать достаточно надежным.

Примеры клинического осуществления способа.

Пример 1. Алена П., возраст - 1 г. 10 мес. Диагноз: Последствия тяжелой ЧМТ: ушиб головного мозга, перелом теменной кости с переходом на основание средней черепной ямки. На момент поступления в стационар в неврологическом статусе отмечалось следующее: сознание минимальное с эмоциональными реакциями на близкого взрослого. Моторные навыки: положение ребенка вынужденное, пытается удерживать и поворачивать голову, самостоятельно не переворачивается, в вертикальном положении - совершает автоматическую ходьбу с перекрестом бедер. Мышечный тонус повышен по спастическому типу в сгибателях рук и экстензорах ног до 3 баллов по Ашфорт.

Для оценки психической активности ребенку были предложены 3 серии диагностических заданий по 3 задания для оценки по шкале физических возможностей А, познавательных возможностей В, и социальных возможностей С, каждое задание оценивали от 1 до 4 баллов. Оценка по шкале физических возможностей А: общую двигательную активность - a1 оценивают с помощью задания 1: специалист побуждает ребенка к проявлению движения телом, руками или ногами: касается своей рукой тела, руки или ноги ребенка, приподнимает, опускает, отводит руки в разные стороны, при этом ребенок малоактивен, положение тела, преимущественно, на спине, руки и ноги раскинуты в разные стороны, самостоятельно не сидит, при касании вздрагивает, приподнимает плечи, при этом потеет, краснеет, часто дышит, a1 оценивают в 2 балла; мелкую моторику пальцев рук а2 оценивают с помощью задания 2: специалист вкладывает игрушку в руку ребенка, совершает манипуляцию с ней, при этом моторика у ребенка не выражена, он совершает однократные непроизвольные движения пальцев рук, шевелит и перебирает пальцами, сжимает - разжимание пальцы в кулаки в сочетании с вегетативными проявлениями: потеет, краснеет, учащается дыхание, а2 оценивают в 2 балла, зрительно-двигательные возможности a3 оценивают с помощью задания 3: специалист показывает ребенку игрушку и касается ею руки ребенка, после чего просит взять игрушку в руку, при этом ребенок пытается прослеживать за перемещением игрушки, без поворота головы, но не пытается взять игрушку в руку, оценивают в 3 балла.

A=a1+a2+a3=2+2+3=7. Оценка по шкале познавательных возможностей В: ориентировочные реакции b1 оценивают с помощью задания 4: специалист показывает ребенку игрушку на расстоянии 20-25 см от центра лица, перемещает игрушку вправо - влево, после чего касается игрушкой руки ребенка, при этом ребенок прислушивается, фиксирует взгляд на игрушке, пытается проследить за ее перемещением, что оценивают в 3 балла; захват игрушки и удержание в руке b2 оценивают с помощью задания 5: специалист показывает ребенку игрушку на расстоянии 20-25 см от центра лица, перемещает игрушку вправо - влево, после чего касается игрушкой руки ребенка, ребенок не захватывает игрушку, но при этом наблюдают двигательные ответы: отталкивание игрушки, случайное касание, b2 оценивают в 2 балла, оценку игровой манипуляции с игрушкой b3 проводят с помощью задания 6: специалист совершает с игрушкой предметно-игровое действие, затем протягивает ребенку игрушку и предлагает повторить действие, при этом ребенок изменяет положение рук или тела, подчиняется совместному предметно-игровому действию, задание оценивают в 2 балла, В=b1+b2+b3=3+2+2=7. Оценка по шкале социальных возможностей С: отклик на собственное имя c1 проявляется в улыбке, увеличении непроизвольной двигательной активности, ребенок изменяет положение рук, головы, c1 оценивают в 3 балла, способы общения со взрослым с2 доступны на эмоциональном фоне с поисковыми движениями глаз за игрушкой и действиями взрослого, с2 оценивают в 3 балла; умение пользоваться ложкой во время приема пищи c3 доступно ребенку на уровне самостоятельного проглатывания воды с ложки, c3 оценивают в 2 балла. С=c1+с2+c3=3+3+2=8.

Первая итоговая оценка составила: I=(А+В+С)/36×100%=(7+7+7)/36×100%=58%.

Таким образом, согласно итоговой оценке психическая активность ребенка оценивается как «минимальная с преобладанием сенсомоторных реакций, без понимания обращенной речи». После проведения стационарного этапа реабилитации у ребенка наблюдалась положительная динамика восстановления, была проведена контрольная оценка психической активности. В неврологическом статусе на момент выписки из стационара отмечается повышение уровня сознания до акинетического мутизма с выраженными эмоциональными реакциями и частичным пониманием обращенной речи. Моторные навыки: целенаправленные манипуляции с предметом, контроль изменения положений головы и тела, возможность кратковременного удержания положения тела в позе «сидя» с опорой на левую руку. Мышечный тонус в конечностях снизился с 3 до 1+ балла по Ашфорт; сухожильные рефлексы не изменились, мышечная сила - 2-3 балла.

Психический статус определялся на основе повторной оценки психической активности.

Результаты оценки психической активности ребенка после проведения стационарного этапа реабилитации выглядели следующим образом. А=a1+а2+a3=4+4+4=12.

В=b1+b2+b3=4+3+3=10. С=c1+с2+c3=4+4+3=11. Итоговая оценка составила:

I=(А+В+С)/36×100%=(12+10+11)/36×100%=91%.

Психическую активность ребенка оценивают как «достаточная, элементарно произвольная с пониманием обращенной речи», а уровень взаимодействия ребенка с взрослым - как продуктивное взаимодействие, на котором возможно запускать произвольную активность по всем линиям развития и наблюдать элементы предметно-игрового взаимодействия, попытки к самостоятельности в быту.

Изобретение является новым для общей и коррекционной педагогики, абилитации / реабилитации в образовании и здравоохранении, так как из уровня техники не известны способы психолого-педагогической оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. Абсолютным и относительным противопоказанием для применения способа являются осложнения соматического состояния здоровья ребенка, затрудняющие проведение процедуры оценки психической активности.

Способ позволяет контролировать динамику восстановления психической активности ребенка с тяжелой ТЧМТ путем проведения промежуточных оценок на каждом этапе реабилитации. Данный способ может использоваться в арсенале обследования психофизического статуса ребенка, т.к. он прост в использовании, требует небольшого числа общедоступных игровых заданий с дидактическими пособиями.

Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитации детей, перенесших ТЧМТ, для своевременной оценки психических возможностей и потенциала в восстановлении; для разработки индивидуальной программы восстановления психической активности.

Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой, заключающийся в оценке способности ребенка реагировать на внешние стимулы с помощью соответствующих критериев оценки психической активности по трем шкалам: физических, познавательных и социальных возможностей ребенка с оценкой в баллах, отличающийся тем, что специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно 9 диагностических заданий, по 3 задания для оценки по шкале физических возможностей А, познавательных возможностей В и социальных возможностей С, каждое задание оценивают от 1 до 4 баллов, сначала проводят оценку психической активности ребенка по шкале физических возможностей А, где критериями оценки являются: общая двигательная активность - a1, мелкая моторика пальцев рук - а2, зрительно-двигательные возможности - а3; общую двигательную активность a1 оценивают с помощью задания 1: специалист побуждает ребенка к проявлению движения телом, руками или ногами: касается своей рукой тела, руки или ноги ребенка, приподнимает, опускает, отводит руки в разные стороны, если ребенок не изменяет положение тела, рук или ног, это оценивают в 1 балл, если наблюдают такие непроизвольные движения, как вздрагивание, одергивание рук, ног, приподнимание плеч, в сочетании с вегетативными проявлениями: потеет, краснеет, повышается температура тела, учащается дыхание, задание оценивают в 2 балла, если наблюдают такие непроизвольные движения, как: широко открывает глаза, машет руками, неосознанно хватает руку взрослого, пытается повернуться на бок, поднимает ноги, это оценивают в 3 балла, если наблюдают произвольные движения, такие как поворот головы, протягивание руки в направлении взрослого, это оценивают в 4 балла; мелкую моторику пальцев рук а2 оценивают с помощью задания 2: специалист вкладывает игрушку в руку ребенка, совершает манипуляцию с ней, если ребенок не действует сам, специалист оказывает ребенку помощь совместными действиями, если при этом у ребенка отсутствуют движения пальцев рук, задание оценивают в 1 балл, если ребенок совершает непроизвольные движения пальцев, такие как шевеление или перебирание пальцами, сжимание-разжимание в кулаки в сочетании с вегетативными проявлениями: потеет, краснеет, повышается температура тела, учащается дыхание, задание оценивают в 2 балла, если наблюдают непроизвольные движения пальцев рук с захватом или отталкиванием игрушки, задание оценивают в 3 балла, если ребенок совершает самостоятельный захват игрушки пальцами руки или начинает манипулировать игрушкой, задание оценивают в 4 балла; зрительно-двигательные возможности а3 оценивают с помощью задания 3: специалист показывает ребенку игрушку и касается ею руки ребенка, после чего просит взять игрушку в руку; если ребенок не смотрит на взрослого и на игрушку и не пытается ее взять, задание оценивают в 1 балл, если ребенок не смотрит на взрослого или на игрушку, не прислушивается, не вздрагивает от звука, не фиксирует взор на игрушке и не прослеживает ее перемещение, но при этом эмоционально реагирует, издавая звуки, меняя мимику лица, задание оценивают в 2 балла, если ребенок пытается прослеживать ее перемещение, с поворотом или без поворота головы, но не пытается ее взять, задание оценивают в 3 балла, если ребенок смотрит на взрослого или на игрушку, прослеживает ее перемещение, пытается ее взять, протягивая руку или совершая движения пальцами, задание оценивают в 4 балла; затем проводят оценку психической активности детей по шкале познавательных возможностей В; где критериями оценки являются: ориентировочные реакции b1, захват и удержание игрушки в руке b2, игровая манипуляция с игрушкой b3; ориентировочные реакции b1 оценивают с помощью задания 4: специалист показывает ребенку игрушку на расстоянии 20-25 см от центра лица, перемещает игрушку вправо-влево, после чего касается игрушкой руки ребенка, если ребенок не смотрит на взрослого или на игрушку, не прислушивается, не вздрагивает от звука, не фиксирует взором и не прослеживает ее перемещение, задание оценивают в 1 балл, если ребенок эмоционально реагирует, издавая звуки, меняя мимику, задание оценивают в 2 балла, если ребенок прислушивается, фиксирует взгляд на игрушке, пытается проследить и при этом усиливаются его непроизвольные движения, задание оценивают в 3 балла, если ребенок прослеживает за перемещением игрушки, тянет к ней руку и касается пальцами руки, задание оценивают в 4 балла; захват игрушки и удержание в руке b2 оценивают с помощью задания 5: специалист демонстрирует действие с игрушкой перед лицом ребенка, вкладывает игрушку в руку ребенка, побуждает его к захвату и удержанию игрушки в руке, повторению действия с ней, если ребенок не реагирует на игрушку, задание оценивают в 1 балл, если ребенок не захватывает игрушку, но при этом наблюдают двигательные ответы: отталкивание игрушки, случайное касание, задание оценивают в 2 балла, если ребенок захватывает игрушку и удерживает ее в руке, задание оценивают в 3 балла, если ребенок захватывает и удерживает игрушку в руке, подражает игровому действию, задание оценивают в 4 балла; игровую манипуляцию с игрушкой b3 оценивают с помощью задания 6: специалист совершает с игрушкой предметно-игровое действие, затем протягивает ребенку игрушку и предлагает повторить действие, если ребенок не реагирует на игрушку, задание оценивают в 1 балл; если ребенок изменяет положение рук или тела, подчиняясь совместному предметно-игровому действию, задание оценивают в 2 балла, если после совместных предметно-игровых действий ребенок пытается удерживать игрушку, задание оценивают в 3 балла, если ребенок совершает предметно-игровые действия с игрушкой путем подражания действиям взрослого, задание оценивают в 4 балла; затем проводят оценку психической активности детей по шкале социальных возможностей С: где критериями оценки являются: отклик на собственное имя c1, способы общения со взрослым с2, умение пользоваться ложкой во время приема пищи с3; отклик на собственное имя c1 оценивают с помощью задания 7: специалист зовет ребенка по имени, и если ребенок не реагирует на свое имя, задание оценивают в 1 балл, если наблюдают такие ориентировочные реакции, как вздрагивание, прислушивание с изменением мимики, поиск взором взрослого, задание оценивают в 2 балла, если наблюдают улыбку с усилением непроизвольной двигательной активности, задание оценивают в 3 балла, если ребенок поворачивает голову в сторону взрослого, смотрит в глаза, улыбается, задание оценивают в 4 балла; способы общения со взрослым с2 оценивают с помощью задания 8: специалист совершает действие с игрушкой, вкладывает ее в руки ребенку и наблюдает его реакцию, если ребенок не реагирует, задание оценивается в 1 балл, если ребенок реагирует эмоционально с изменением мимики, усилением вегетативных реакций и непроизвольных движений, задание оценивается в 2 балла, если ребенок реагирует эмоционально и прослеживает взором за игрушкой, задание оценивается в 3 балла, если ребенок реагирует эмоционально и целенаправленными движениями рук в сторону игрушки, задание оценивается в 4 балла; умение пользоваться ложкой во время приема пищи с3 оценивают с помощью задания 9: специалист просит близкого взрослого покормить ребенка любым доступным способом, если ребенка кормят через зонд, задание оценивают в 1 балл, если ребенка кормят через зонд, но при этом он самостоятельно сглатывает воду с ложки, задание оценивают в 2 балла, если во время приема пищи ребенок сам прожевывает и проглатывает пищу, задание оценивают в 3 балла, если во время приема пищи удерживает и подносит ложку ко рту, задание оценивают в 4 балла; результаты оценки суммируют по каждой шкале: А=a1+а2+а3, где А - оценка по шкале физических возможностей на основе суммирования баллов по каждому критерию, В=b1+b2+b3, где В - оценка по шкале познавательных возможностей на основе суммирования баллов по каждому критерию, С=c1+с2+с3, где С - оценка по шкале социальных возможностей на основе суммирования баллов по каждому критерию, итоговую оценку психической активности I вычисляют по следующей формуле: I=(А+В+С)/36×100%, где 36 - максимально возможное количественное выражение оценки в баллах всех возможных результатов по 3-м шкалам.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к терапии и пульмонологии, и может быть использовано при прогнозировании обострений хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) разной степени тяжести (GOLD 2-4) в течение ближайшего года наблюдения у пациентов с инсомнией.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к обучающим интерактивным средствам для слухоречевого развития детей, страдающих тугоухостью. Тренажер слухоречевого развития содержит управляющий блок, панель управления педагога, интерактивные модули обучаемых, периферийные устройства, включающие наушники педагога, наушники обучаемых, микрофоны педагога и обучаемых, при этом управляющий блок снабжен аудиокартой и микрофоном педагога, связан с бинауральным эксайтером, снабженным индивидуальной шкалой изменения рабочих частот для каждого уха обучаемого, по меньшей мере двумя интерактивными модулями обучаемых и панелью управления педагога, выполненной в виде сенсорного экрана педагога, с возможностью отображения на нем окна выбора определенного обучаемого, шкалы частот для левого и правого ушей обучаемого, шкалы измерения уровня сигнала, селектора входного сигнала и регулятора силы вибрации вибротактильного устройства обучаемого, каждый интерактивный модуль обучаемого содержит сенсорный экран обучаемого и процессор интерактивного модуля, связанный с эксайтером и периферийными устройствами обучаемого, дополнительно содержащими вибротактильное устройство, при этом управляющий блок с панелью управления педагога, интерактивные модули обучаемых и разъемы для подключения периферийных устройств встроены в корпус, выполненный в виде стола.
Изобретение относится к медицине, хирургии и может быть использовано для ведения периоперационного (предоперационного и послеоперационного) периода при симультанных операциях на органах брюшной полости.

Изобретение относится к медицине, а именно к акушерству и гинекологии, и может быть использовано для прогнозирования вероятности осложненного течения беременности во втором триместре.

Изобретение относится к медицинской технике. Многофункциональное аппаратно-программное устройство автоматизированной оценки психоэмоционального состояния человека содержит блок управления аппаратно-программным устройством (1), фиксирующую платформу первого устройства съема информации (2), панель ответа второго устройства съема информации (3), отдельный третий датчик регистрации двигательной активности (4), цифровую видеокамеру с функцией аудиозаписи (5), зафиксированную на штативе (6), наушники обследуемого лица (7), наушники оператора (11), портативный монитор обследуемого лица (12), персональный компьютер оператора (8).

Изобретение относится к медицинской технике. Многофункциональное аппаратно-программное устройство автоматизированной оценки психоэмоционального состояния человека содержит блок управления аппаратно-программным устройством (1), фиксирующую платформу первого устройства съема информации (2), панель ответа второго устройства съема информации (3), отдельный третий датчик регистрации двигательной активности (4), цифровую видеокамеру с функцией аудиозаписи (5), зафиксированную на штативе (6), наушники обследуемого лица (7), наушники оператора (11), портативный монитор обследуемого лица (12), персональный компьютер оператора (8).

Изобретение относится к медицине, педиатрии, аллергологии, детской гастроэнтерологии. Комплексную диагностику пищевой аллергии к белкам коровьего молока у детей грудного возраста проводят путем выявления диагностических критериев.

Изобретение относится к медицине, психиатрии, психоневрологии и может быть использовано в скрининговых исследованиях для первичной психопрофилактики как экспресс-диагностика распространенных психических и нервно-психических расстройств детского возраста.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, нейрофизиологии, психиатрии и функциональной диагностике, и может быть использовано для диагностики когнитивных нарушений.
Изобретение относится к медицине, психологии, решению проблем при психических состояниях и зависимостях, коррекции проблемного социального поведения. Дистанционная психологическая помощь включает психодиагностику психического состояния пациента и психокоррекцию с использованием дистанционных средств общения.
Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологической коррекции функционального состояния, и может быть использовано для коррекции психологического состояния сотрудников экстремального профиля, профилактики соматических последствий стрессовых реакций. Может использоваться на всех этапах выполнения профессиональных задач во всех видах силовых структур, включая спецподразделения. Возможно в отношении командного состава всех видов вооруженных сил и силовых формирований. Проводят коррекцию саморегуляции и психоэмоционального состояния путем коррекции вегетативного баланса с помощью биологической обратной связи (БОС). Используют показатели вегетативного баланса в качестве контролируемых и моделируют стрессовую нагрузку в процессе коррекции. Способ осуществляют в виде последовательных этапов. На 1 этапе вначале регистрируют исходную – фоновую ЭКГ с определением показателей LF, HF и индекса LF/HF. На фоне расслабляющей музыки человек тренирует изменение своего психоэмоционального состояния, ориентируясь на объективные изменения своего функционального состояния, а именно показателей вегетативного баланса HF и LF, отображаемых на графиках на экране перед ним и регистрируемых с него в режиме реального времени с помощью электродов ЭКГ. При достижении человеком умения произвольно с учетом данных БОС контролировать свое функциональное состояние в рамках диапазона значений LF/HF от 1,5 до 2,5 переходят ко второму этапу, на котором к действиям, выполняемым человеком на первом этапе, добавляют стрессовую нагрузку в виде болевой электростимуляции или воздействия резкими негативно воспринимаемыми звуками. Продолжают произвольную тренировку до достижения человеком умения произвольно с учетом данных БОС контролировать свое функциональное состояние в рамках диапазона значений LF/HF от 1,5 до 2,5. Звуки могут представлять собой женский или детский крик или плач, или звуки бьющегося стекла, падающих вещей. Способ обеспечивает коррекцию состояния нервно-психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля, в том числе в условиях повышенной стрессовой нагрузки, с учетом индивидуального типа вегетативной нервной системы, включающего в себя коррекцию состояний психоэмоциональной дезадаптации у сотрудников с выраженным преобладанием парасимпатической нервной системы, а также коррекцию их стрессовых реакций. 2 з.п. ф-лы, 2 пр.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении точности дифференциальной диагностики первичного уровня развития когнитивных способностей. Автоматизированная система когнитивного тренинга состоит из: множества компьютерных устройств внешних пользователей; узла связи с внешними пользователями; блока визуализации; специального интерактивного сервиса - личный кабинет; базы данных; блока диагностики; блока формирования отчетных форм; маршрутизатора; блока специализированных курсов; электронной библиотеки; блока когнитивных тренажеров; блока тренажеров биологической обратной связи; блока тестирования и компьютерного устройства оператора базы данных. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх