Топливовоздушная форсунка

Предлагаемое изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, в частности к конструкциям камер сгорания газотурбинных двигателей, наземных газотурбинных двигателей, применяемых в качестве привода нагнетателя газоперекачивающего агрегата или электрогенератора. Топливовоздушная форсунка, содержащая корпус завихрителя, включающего лопаточный завихритель с установленными под углом 45° лопатками, смесительную втулку, корпус форсунки содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, уплотнительные кольца, дросселирующую шайбу, корончатую гайку. Причём смесительная втулка - удлиненная цилиндрической формы с расширением на конце, на задней стенке корончатой гайки имеется отверстие, во внутренний канал корпуса форсунки установлен корпус распылителя с воздушным и топливным каналом, между корпусом форсунки и корпусом завихрителя установлен распылитель с радиальными отверстиями, лопатки завихрителя закручены по винтовой линии, шайба дросселирующая имеет полукруглые каналы. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение предназначено для сжигания газа в тепло вырабатывающих устройствах относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей и обеспечивает снижение токсичности продуктов сгорания с одновременным повышением надежности работы.

По патенту на изобретение РФ №2493490 известна одноконтурная горелка, сущность заключается в том, что одноконтурная горелка, содержит завихритель, в полых лопатках которого выполнены отверстия подвода газа в межлопаточные полости завихрителя, сопло, пустотелый корпус, содержащий на внешней цилиндрической поверхности резьбу для соединения со шлицевой гайкой и отверстия подвода газа к сменной дроссельной шайбе, расположенной внутри корпуса, и далее к полым лопаткам завихрителя. Для крепления горелки к газораспределительному устройству, горелка содержит шлицевую гайку с уплотнительными кольцами. С целью регулировки расхода газа через горелку, без съема горелки с газораспределительного устройства и замены сменной дроссельной шайбы на другую, шлицевая гайка выполнена в виде полого цилиндра с дополнительной резьбой в передней части и цилиндрическим выступающим пояском для размещения в шлицевой гайке заглушки с уплотнительным кольцом.

Недостатком указанного устройства является, отсутствие возможности регулировки расхода топлива, без съема форсунок и частичной разборки камеры сгорания, что приводит к значительным материальным затратам и увеличению времени по доводке характеристики температурного поля.

Такое устройство позволяет получить однородную (гомогенную) смесь топлива с воздухом. Для получения малого выделения вредных веществ эта смесь должна иметь избыток воздуха (α≥2) для получения низкого уровня температуры пламени. Однако такая смесь обладает узким диапазоном устойчивого горения (при отсутствии рядом дежурного пламени), что ухудшает эксплуатационную надежность.

В данном устройстве уменьшается надежность из-за возможного самовоспламенения смеси во внутреннем насадке, что приводит к его перегреву и разрушению.

По патенту на изобретение РФ №2103611 известна кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя которая содержит одноконтурную горелку, содержащую лопаточный завихритель, конусное сопло, пустотелый корпус, содержащий на внешней цилиндрической поверхности резьбу для соединения со шлицевой гайкой и отверстия подвода топлива к распылителю, шлицевую гайку с уплотнительными кольцами, для крепления горелки к газораспределительному устройству, в частности к головке кольцевой камеры сгорания.

Недостатками, являются большие тепловые потоки от горячих зон камеры сгорания к топливным коллекторам, которые близко расположены к наиболее горячей зоне камеры, что приводит к нагреву топлива и коксованию форсунок.

Недостатками известной камеры сгорания являются то, что на выходе из горелки по соотношению воздуха и топлива формируется «богатая» топливовоздушная смесь с коэффициентом избытка воздуха α=0,4 что формирует в зоне горения высокую температуру.

По патенту на изобретение РФ 2155910, известна форсунка которая содержит корпус с двумя отверстиями для подвода топлива, выполненный за одно целое с лопатками завихрителя и смесительной втулкой, центробежный распылитель, топливный сетчатый фильтр, две равноудаленные от центров отверстий для подвода топлива соосные иглы, обеспечивающие оптимальную работу электрического ветра в непрерывном режиме от запуска до останова энергетической установки.

Недостатком является наличие топливного фильтра который при использовании газообразного топлива будет являться источником гидравлического сопротивления и не обеспечит равномерность подачи топлива на выходе из форсунки.

Недостатком является наличие двух равноудаленных от центров отверстий для подвода топлива соосных игл, размещение которых приводит к усложнению конструкции форсунки и не обеспечивают технологичность ее изготовления, а также не обеспечат ресурс форсунки.

Из исследованного уровня техники выявлено техническое решение, совпадающее с заявленным техническим решением как по совокупности совпадающих признаков, так и по назначению, а именно, известна также одноконтурная форсунка (горелка) камеры сгорания двигателя НК-16-18СТ, содержащая корпус завихрителя включающего лопаточный завихритель с установленными под углом 45 градусов лопатками, смесительную в виде конуса втулку, пустотелый корпус форсунки содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, содержащий на внешней цилиндрической поверхности резьбу для соединения со шлицевой гайкой, шлицевую гайку с уплотнительными кольцами, для крепления горелки к газораспределительному устройству, дросселирующую шайбу (см. Двигатель НК-16-18СТ. Серия 2. «Руководство по технической эксплуатации». Стр. 126).

Основными недостатками данного технического решения указанной форсунки (горелки):

Низкая полнота сгорания топлива в следствие формирования слабо закрученной струи газа из за наличия шнека.

Недостаточное качество распыла газа форсункой по причине загромождения канала прохода газа шнеком.

Неравномерность температуры на выходе из форсунки в следствие сочетания шнека и дросселирующей шайбы, что приводит к уменьшению пропускной способности топлива, увеличению гидравлического сопротивления, что затрудняет продвижение газа на выходе из форсунки и приводит к возникновению большой неравномерности температур в зоне горения;

Высокая температура на выходе из форсунки, так как по соотношению воздуха и топлива формируется «богатая» топливовоздушная смесь с коэффициентом избытка воздуха α=0,6, что вызывает значительное завышение выбросов оксида азота (более 150 мг/м3).

Низкая надежность работы форсунки, так как большие тепловые потоки от высокотемпературной зоны горения взаимодействуют с форсункой и фронтовым устройством в которое она устанавливается что приводит к перегреву фронтового устройства и оплавлению смесительных втулок.

Указанные выше недостатки в совокупности не позволяют реализовать цели, поставленные в заявленном решении, т.е.;

- не обеспечивает возможность повышения полноты сгорания топлива,

- не обеспечивается качество смешения топлива с воздухом,

- не исключают высокую неравномерность температуры на выходе из форсунки,

- не обеспечивают снижение выбросов вредных загрязняющих веществ, таких как оксиды азота,

- не обеспечивают высокой надежности работы форсунки

Задачей заявленного изобретения является устранение недостатков прототипа, а именно;

- повышение полноты сгорания топлива,

- обеспечение высокого качества смешения топлива с воздухом,

- обеспечение минимальной неравномерности температуры на выходе из форсунки,

- снижение выбросов вредных загрязняющих веществ,

- обеспечение высокой надежности работы форсунки.

Сущностью заявленного технического решения является, что, Топливовоздушная форсунка, содержащая корпус завихрителя включающего лопаточный завихритель с установленными под углом 45 градусов лопатками, смесительную втулку, корпус форсунки содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, уплотнительные кольца, дросселирующую шайбу, корончатую гайку. Предложенная форсунка характеризуется некоторыми конструктивными особенностями: смесительная втулка удлиненная цилиндрической формы с расширением на конце, на задней стенке корончатой гайки имеется отверстие, во внутренний канал корпуса форсунки установлен корпус распылителя с воздушным и топливным каналом, между корпусом форсунки и корпусом завихрителя установлен распылитель с радиальными отверстиями, лопатки завихрителя закручены по винтовой линии, шайба дросселирующая имеет полукруглые каналы.

Таким образом, поставленная задача в целом достигается тем, что

Для повышения полноты сгорания на конце форсунок установлен распылитель с радиальными отверстиями для выхода струй газа в закрученную струю воздуха, что позволяет организовать струйную подачу топлива в зону горения, вследствие чего обеспечивается полнота сгорания топлива.

Обеспечение высокого качества смешения топлива с воздухом достигается за счет смесительной втулки удлиненной цилиндрической формы с расширением на конце и установкой распылителя с радиальными каналами, длина втулки и радиально подаваемая струя газа позволяет обеспечить на выходе из форсунки хорошо подготовленную топливновоздушную смесь.

Обеспечение минимальной неравномерности температуры на выходе из форсунки, достигается за счет обеспечения соотношения воздуха и топлива формируемого «бедной» топливовоздушной смесью с коэффициентом избытка воздуха α=1,2, что обеспечивается установкой корпуса распылителя с эжекционным каналом для прохода воздуха в центре форсунки, который осуществляется через отверстие на задней части шлицевой гайки, а также дросселирующей шайбой с полукруглыми каналами для прохода воздуха между лопатками завихрителя закрученными по винтовой линии.

Снижение выбросы вредных загрязняющих веществ (оксидов азота) осуществляется за счет совокупности технических решений по установке распылителя с радиальными каналами, корпуса завихрителя с эжекционым каналом, корончатой гайки с отверстием на задней части, в результате чего снижается температура в зоне горения, снижается время пребывания газов в зоне горения и уменьшается концентрация оксидов азота.

Обеспечение высокой надежности работы форсунки осуществляется исполнением смесительной втулки удлиненной (1,5 наружного диаметра завихрителя) цилиндрической формы с расширением на конце, что позволяет отодвинуть фронт пламени от места установки форсунки в фронтовом устройстве и избежать его перегрева и перегрева смесительной втулки.

Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения не известна из исследованного заявителем уровня техники, следовательно, оно соответствует условиям патентоспособности «новизны» и «изобретательский уровень».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежом:

Фиг. 1 - общий вид форсунки, продольный разрез.

Топливовоздушная форсунка (фиг. 1), содержащая корпус завихрителя (1) включающего лопаточный завихритель (3) с установленными под углом 45 градусов лопатками, смесительную втулку (4), корпус форсунки (2) содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, уплотнительные кольца (8), дросселирующую шайбу (9), корончатую гайку (7).

Заявленная топливная форсунка характеризуется наличием существенных конструктивных изменений по сравнению с известными аналогами, обеспечивающими конструкции возможность реализовать поставленные цели, а именно, смесительная втулка (4) удлиненная цилиндрической формы с расширением на конце, на задней стенке корончатой гайки (7) имеется отверстие, во внутренний канал корпуса форсунки установлен корпус распылителя (5) с воздушным эжекционным каналом, формирующий между корпусом форсунки топливный канал, между корпусом форсунки (2) и корпусом завихрителя (1) установлен распылитель (6) с радиальными отверстиями, лопатоки завихрителя закручены по винтовой линии, шайба дросселирующая (9) имеет полукруглые каналы.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости на стандартном оборудовании в АО «КМПО» с применением современных материалов и технологий.

Поток воздуха (Фиг. 1.) движется через лопатки завихрителя (3) и эжекционный канал корпуса распылителял (5), топливный газ поступает в отверстия корпуса форсунки и попадает в канал образованный корпусом форсунки и корпусом распылителя, затем выходит через радиальные отверстия распылителя. Топливо прошедшее через отверстия в распылителе смешивается с воздухом подаваемым через лопатки завихрителя и подается во внутреннюю полость смесительной втулки удлиненной цилиндрической формы с расширением на конце, воздух прошедший через эжекционный канал движется с увеличенной скоростью в результате чего возникает эжекционный эффект и топливновоздушная смесь увлекается эжекционной струей в зону горения формируя на выходе из форсунки состав смеси с коэффициентом избытка воздуха 1,2.

Топливовоздушная форсунка, содержащая корпус завихрителя, включающего лопаточный завихритель с установленными под углом 45° лопатками, смесительную втулку, корпус форсунки, содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, уплотнительные кольца, дросселирующую шайбу, корончатую гайку, отличающаяся тем, что смесительная втулка - удлиненная цилиндрической формы с расширением на конце, на задней стенке корончатой гайки имеется отверстие, во внутренний канал корпуса форсунки установлен корпус распылителя с воздушным и топливным каналом, между корпусом форсунки и корпусом завихрителя установлен распылитель с радиальными отверстиями, лопатки завихрителя закручены по винтовой линии, шайба дросселирующая имеет полукруглые каналы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к завихрителю, предназначенному для использования в системе сгорания газотурбинного двигателя (10), содержащему множество простирающихся в основном радиально внутрь каналов, циклически разнесенных по окружности в шахматном порядке, причем каждый канал имеет радиально внешний входной конец, радиально внутренний выходной конец, первую и вторую простирающиеся в основном радиально внутрь боковые поверхности, а также поверхность основания и верхнюю поверхность.

Изобретение относится к оборудованию камеры сгорания газотурбинного двигателя и, в частности, к трубке для жидкого топлива для системы горелок оборудования камеры сгорания, к расположению горелок и к способу работы оборудования камеры сгорания.

Изобретение относится к области энергетики. Система горелок для камеры сгорания, в частности, камеры сгорания газовой турбины, для сжигания жидких горючих материалов, с основной горелкой и с центрально расположенной в ней контрольной горелкой, которая служит для воспламенения и/или стабилизации горения основной горелки; основная горелка включает в себя первый кольцевой воздушный канал для подачи воздуха для горения и первые топливные форсунки для впрыскивания горючего материала в первый кольцевой воздушный канал, контрольная горелка включает в себя второй кольцевой воздушный канал для подачи воздуха для горения и головку горелки со вторыми топливными форсунками для впрыскивания горючего материала во второй кольцевой воздушный канал, причём вторые топливные форсунки предусмотрены в виде выполненных с возможностью раздельного управления первой и второй ступеней подачи горючего материала.

Камера сгорания для турбинного двигателя содержит кольцевую концевую стенку, снабженную системами впрыска, каждая из которых центрирована на соответствующей оси и каждая из которых имеет верхний по потоку конец, образующий втулку для приема головки топливного инжектора, и кольцевой кожух.

Изобретение относится к газотурбинным агрегатам, а в частности к топливным форсункам с наружной камерой предварительного смешивания. Наружная камера предварительного смешивания включает в себя часть корпуса, часть камеры и несколько лопаток.

Изобретение относится к газотурбинным агрегатам, в частности к топливным форсункам с воздушной очисткой внутренней камеры предварительного смешивания. Внутренняя камера предварительного смешивания топливной форсунки газотурбинного агрегата включает в себя сопрягаемый конец, наконечник и внутреннюю поверхность камеры предварительного смешивания.

Изобретение относится к турбинному двигателю и, в частности, к системе для повышения эксплуатационной пригодности топливной форсунки. Топливная форсунка содержит центральный корпус, выполненный с возможностью приема первой части воздуха и доставки этого воздуха в зону горения.

Изобретение относится к области энергетики. Горелка (30) для камеры (16) сгорания газовой турбины, при этом горелка (30) содержит тело (53), имеющее поверхность (64) и ось (50) горелки, топливную трубку (56), воспламенитель (58) и проход (62) или проходы (62) для основного воздушного потока, при этом проход (62) или проходы (62) основного воздушного потока наклонены относительно оси (50) горелки и создают основной вихрь вокруг оси (50) горелки в первом направлении вращения, при этом основной вихрь перемещается в направлении вдоль оси (50) горелки и от поверхности (64), при этом воспламенитель (58) расположен по потоку после топливной трубки (56) относительно первого направления вращения основного вихря, так что часть основного воздушного потока (34А) проходит над топливной трубкой (56) и затем над воспламенителем (58), при этом топливная трубка (56) содержит ось топливной трубки, наконечник для жидкого топлива, имеющий выход для топлива, и решетку проходов вспомогательного воздуха, имеющих выходы, расположенные вокруг топливного выхода, причем проходы вспомогательного воздуха наклонены относительно оси топливной трубки для создания вихря вспомогательного воздуха вокруг оси топливной трубки в том же направлении вращения относительно первого направления вращения.

Описаны способ и система аэро/гидродинамического регулирования потока ньютоновской текучей среды в радиальной турбомашине, которые с использованием конформного вихрегенератора обеспечивают возможность улучшения энергетической эффективности и возможность управления в различных точках в турбокомпрессоре или обрабатывающем устройстве для аэро/гидродинамической обработки потока ньютоновской текучей среды.

Изобретение относится к области энергетики. Горелка (1), имеющая выполненный в поперечном сечении по существу кольцевой канал (4) подачи воздуха и предварительного перемешивания, по которому при эксплуатации протекают воздух и топливо, который образован наружной оболочкой (5) и втулкой (6) и в котором установлено несколько лопаток (7) завихрителя, распространяющихся от втулки (6) до наружной оболочки (5) в радиальном направлении и имеющих направляющую поверхность, отличающаяся тем, что лишь в радиальной наружной области лопаток (7) завихрителя угол (α) схода потока относительно основного направления потока на конце схода потока направляющей поверхности в радиальном направлении по меньшей мере один раз увеличивается и один раз уменьшается.

Горелка // 2691870
Изобретение относится к области энергетики. Газовая инжекционная горелка содержит стабилизирующий пламя туннель, девять цилиндрических смесителей, объединенных общей сварной цилиндрической газораспределительной камерой, в каждом смесителе просверлено четыре сопла под углом 25° к их осям, кожух, приваренный к цилиндрической газораспределительной камере, в который набивается огнеупорная набивная масса, при этом набивка кожуха огнеупорной набивной массой может производиться вне теплового или плавильного агрегата, литой стабилизирующий пламя туннель, который надевается снизу на кожух и приваривается к нему по периметру.

Горелка // 2661432
Изобретение относится к области энергетики. Газовая инжекционная горелка содержит стабилизирующий пламя туннель, огнеупорную набивную массу, сорок цилиндрических смесителей, объединенных общей сварной газораспределительной камерой, в каждом смесителе просверлено четыре сопла под углом 25° к их осям, кожух, приваренный к газораспределительной камере, в который набивается огнеупорная набивная масса, литой стабилизирующий пламя туннель, который надевается снизу на газораспределительную камеру и кожух и приваривается по периметру к газораспределительной камере, содержит устройство для регулирования расхода воздуха, кроме того, в газораспределительной камере размещены: в первом ряду десять смесителей с длинными насадками, имеющими на внутренней поверхности шестнадцать литых ребер, во втором ряду десять смесителей с короткими насадками, в третьем ряду размещены десять смесителей без насадок и в четвертом размещены десять смесителей с насадками, имеющих устройство для окончательного перемешивания газовоздушной смеси.

Изобретение относится к области энергетики, а именно к горелкам для сжигания жидкого и газообразного топлива, и может быть использовано в горелочных устройствах, применяемых в жаротрубных водогрейных котлах малой мощности.

Группа изобретений относится к бытовой кухонной технике. Технический результат – повышение эффективности.

Изобретение относится к устройствам для сжигания низкокалорийных и загрязненных газообразных топлив. Устройство для подачи газа и воздуха в горелку для сжигания низкокалорийного и загрязненного топлива содержит цилиндрическую камеру смешения потоков газа и воздуха и завихритель с лопатками, лопатки завихрителя установлены с образованием чередующихся каналов таким образом, что один канал образован для истечения газа, а соседний с ним - для истечения воздуха.

Изобретение относится к устройствам для сжигания газов в топках теплонапряженных технологических установок и может быть использовано в нефтехимической, энергетической, металлургической промышленности и других отраслях народного хозяйства.

Изобретение относится к области энергетики, в частности к двухступенчатой горелке диффузионно-кинетической, и может быть использовано в производстве водогрейных и паровых котлах и котлах наружного размещения.

Изобретение относится к области энергетики, в частности к двухступенчатой горелке, и может быть использовано в газогорелочных устройствах паровых и водогрейных котлов наружного размещения.

Изобретение относится к горелкам для газовых турбин. Вихревая горелка содержит полый цилиндрический корпус, установленный на основании, внутри которого в осевом направлении установлен газовый коллектор с форсункой.

Изобретение относится к области энергетики, в частности к двухступенчатой горелке диффузионно-кинетической, и может быть использовано в производстве водогрейных и паровых котлах и котлах наружного размещения.
Наверх