Способ предупреждения попадания летательного аппарата в опасную зону вихревого следа генератора вихрей



Способ предупреждения попадания летательного аппарата в опасную зону вихревого следа генератора вихрей
Способ предупреждения попадания летательного аппарата в опасную зону вихревого следа генератора вихрей
Способ предупреждения попадания летательного аппарата в опасную зону вихревого следа генератора вихрей

Владельцы патента RU 2695019:

Акционерное общество "Центр научно-технических услуг "Динамика" (АО ЦНТУ "Динамика") (RU)

Изобретение относится к способу предупреждения попадания летательного аппарата в опасную зону вихревого следа генератора вихрей. Способ заключается в том, что получают информацию о конфигурации, местонахождении, ориентации летательного аппарата, информацию о положении, геометрических и массовых характеристиках и о параметрах движения генератора вихрей в текущий момент времени, информацию о параметрах окружающей среды, определяют геометрические размеры опасной зоны вихревого следа, представляют визуальную информацию экипажу определенным образом. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области обеспечения безопасности эксплуатации летательных аппаратов и может быть использовано для информирования пилотов пассажирских самолетов о возможности попадании летательного аппарата (ЛА) в опасную вихревую зону следа генератора вихрей преимущественно на режимах крейсерского полета.

Проблема обеспечения вихревой безопасности полетов летательных аппаратов является весьма актуальной. Рост авиационных грузоперевозок в мире приводит к увеличению количества самолетов, находящихся одновременно в ограниченной области воздушного пространства. При этом увеличивается вероятность опасного сближения воздушных судов. Опасность представляет не только непосредственное столкновение, но и попадание самолета в зону возмущенного потока от другого самолета. При полете в атмосфере самолет создает за собой вихревой след, сворачивающийся в пару мощных вихрей противоположного вращения. Вихревой след долго сохраняется в атмосфере и представляет реальную опасность для самолета, попадающего в него. Для современных сверхтяжелых пассажирских самолетов вихревой след сохраняет свою опасность на расстоянии до 20-40 км за самолетом и может опускаться ниже самолета его породившего на 200-300 метров. Формирование и эволюция вихревого следа за самолетом показана в Приложении на фиг. 1. Известны случаи авиационных катастроф и происшествий по причине попадания самолета в опасную вихревую зону следа как на режимах взлета и посадки, так и на режиме крейсерского полета. Проблема вихревых следов является актуальной для гражданской авиации с точки зрения, как безопасности полетов, так и пропускной способности воздушного пространства и экономики воздушно-транспортной системы. В настоящее время задача безопасности полета в зоне аэропорта решается введением матрицы безопасных дистанций, которая устанавливает минимальное расстояние между самолетами (по типам) при взлете и заходе на посадку. Сейчас на практике действуют правила ИКАО (международной организации гражданской авиации), определяющие минимальные расстояния между летящими в одном направлении самолетами по условиям непопадания в вихревые следы (горизонтальное эшелонирование). В некоторых случаях эти расстояния достигают 6 морских миль. Для взлетов и посадок воздушных судов на одну взлетно-посадочную полосу или на параллельные, близко расположенных взлетно-посадочные полосы, допустимый временной интервал между операциями составляет 2-3 минуты. Нормы ИКАО определяют также вертикальное эшелонирование самолетов при полете на маршруте. Необходимость увеличения пропускной способности воздушных трасс привела к введению 6 дополнительных эшелонов полета (программа RVSM) и введению на некоторых высотах полета минимума вертикального эшелонирования 1000 футов вместо традиционных 2000 футов. Однако практика полетов в условиях RVSM показала, что близость траекторий воздушных судов по высоте привела к увеличению докладов пилотов о турбулентности в вихревом следе. По данным NATS (провайдер аэронавигационных услуг Великобритании), частота входов в вихревые следы увеличилась с 1,8 до 6,2 раз на 100 тыс. часов полета. Кроме того, в настоящее время небольшие административные самолеты оснащаются турбореактивными двигателями, и их крейсерские высоты полетов совпадают с высотами полетов магистральных пассажирских самолетов, что приводит к летным происшествиям. Например, авиационные органы Омана сообщили об инциденте, произошедшем 7-го января 2017 года с участием авиалайнера A380, который летел на высоте 11 км, и бизнес-джета Challenger 604, летевшего на 300 м ниже. Самолеты шли на встречных курсах, попадание в вихревой след произошло через 1-2 мин после пролета А-380. Бизнес-джет перевернулся по крену несколько раз и падал до высоты 3 км, пока пилотам не удалось вернуть над ним контроль. От перегрузок, многократно превышающих нормы, самолет получил значительные повреждения и не подлежит восстановлению. Таким образом, необходимость исследований в данной области продиктована двумя причинами - требованиями безопасности полетов и экономическими факторами, обусловленными ограничениями пропускной способности. Для повышения пропускной способности ИКАО рассматривает перспективные подходы, основанные на динамичном управлении минимумами эшелонирования с учетом турбулентности в вихревом следе на основе идентификации опасности попадания в опасную вихревую зону след в реальном масштабе времени. Одним из путей повышения безопасности полета является предоставление пилоту в реальном масштабе времени информации о прогнозируемом положении опасных вихревых зон, попадание в которые может привести к летному происшествию.

Известна система предупреждения о турбулентности следа, предназначенная для размещения на борту летательных аппаратов, предусматривающая информирование экипажа летательного аппарата о потенциальном входе в вихревой след другого летательного аппарата только тогда, когда система определит, что вход указанного летательного аппарата в вихревой след другого летательного аппарата произойдет через определенный заданный промежуток времени (US 6177888, А). При этом система предусматривает взаимодействие этих летательных аппаратов между собой, обмен предупреждающими сигналами и информацией о высоте полета, дистанции и пеленге, отслеживание траектории полета объема вихревого следа с учетом местной скорости ветра и имеет возможность определять расстояние или время до входа летательного аппарата в объем вихревого следа другого летательного аппарата. Система обеспечивает индикацию о близости к объему вихревого следа, когда расстояние или время до такого входа становится меньше заданного порога. При этом ширину и высоту объема вихревого следа вычисляют в каждой точке из множества точек вдоль траектории вихревого следа в виде функции расстояния от указанной точки до соседнего летательного аппарата. Однако такая система не решает задачи информирования пилота о степени опасности попадания в выявленные вихревые следы и о рациональном маневре летательного аппарата для исключения попадания в вихревой след.

Известен способ (патент РФ №2477893 С1 с приоритетом от 30.09.2011, МПК: G08G 5/02)) обеспечения вихревой безопасности полета летательного аппарата (ЛА), включающий передачу ЛА-генератором вихревого следа информации о создаваемом им вихревом следе, скорости полета, координатах, времени передачи путем радиосвязи "борт-борт" в радиовещательном режиме и/или в режиме "точка-точка" и последующий прием этой информации ЛА-абонентом или ЛА-абонентами, причем ЛА-абонент производит текущие, соответствующие параметрам приходящего к нему вихревого следа от ЛА-генератора вихревого следа, расчеты величины действующего на него возмущающего момента крена и измерения вихревой обстановки перед ЛА-абонентом, по результатам которых также проводит расчеты возмущающего момента крена, а затем производит сравнение величин возмущающего момента крена, рассчитанных по результатам этих измерений, с величинами возмущающего момента крена, полученных расчетом на основании переданной информации с ЛА-генератора вихревого следа, при этом требуемые для определения вихревой обстановки перед ЛА-абонентом данные получают путем измерений с помощью датчиков статического давления, устанавливаемых в передних "критических" точках его крыльев, причем наибольшее из вычисленных значений возмущающего момента крена выбирают как ожидаемое воздействие вихревого следа на ЛА-абонент и выбранную величину в качестве корректирующей вводят в систему управления ЛА-абонента. Однако такой способ не решает проблемы информирования летчиков о вихревой опасности на режимах крейсерского полета, т.к. типичные скорости полета на этих режимах составляют 220-240 м/с и запас по времени о возможном входе самолета в опасную зону будет очень мал и не позволит осуществить какой либо маневр по уклонению. Кроме того, при пересечении вихревого следа под углами, близкими к прямым, момент крена не возникает.

Известен способ (патент РФ №2496121 С1 с приоритетом от 11.03.2012, МПК: G01S 13/08)) обеспечения вихревой безопасности полета летательного аппарата, характеризующийся осуществлением передачи данных «борт-борт» и «борт-система управления воздушным движением (УВД)» в радиовещательном режиме и/или в режиме «точка-точка» с передачей информации каждым ЛА (ЛА-генератором) о параметрах создаваемого им вихревого следа, получаемых путем измерений и/или расчета в самолетной системе координат ЛА-генератора, приемом этой информации каждым другим ЛА и/или системой УВД (далее абоненты), находящихся в зоне доступности передатчика соответствующего ЛА-генератора, последующим расчетом в системе координат ЛА-абонентов последствий воздействия вихревого следа и анализом этой информации ЛА-абонентами, причем в передаваемую информацию ЛА-генератора включают такие данные в самолетных координатах этого ЛА, как местоположение ЛА-генератора и категорию его передатчика, скорость и курс ЛА-генератора, его вес и время передачи им информации, данные турбулентности атмосферы, скорость и направление ветра, температуру и барометрическое давление, а принимающие информацию ЛА-абоненты оценивают возможность прохождения зоны создаваемого ЛА-генератором вихревого следа, и, в случае необходимости, проводят измерения характеристик атмосферы, и/или учитывают поступающие от системы УВД данные, необходимые для соответствующего расчета вихревого следа, и/или учитывают характеристики атмосферы с учетом изменчивости порывов ветра и/или турбулентности, при этом параметры вихревого следа определяют с учетом сноса вихревого следа, в том числе с учетом влияния стохастических атмосферных воздействий, например, порывов ветра и/или турбулентности. Однако представленный способ ограничен только передачей информации о параметрах опасной вихревой зоны и не решает задачи информирования пилота о степени опасности попадания в выявленные вихревые следы и о рациональном маневре летательного аппарата для исключения попадания в вихревой след. Кроме того, при определении размеров зоны, в которой могут находиться вихри, не учитывается "искривление" вихрей, обусловленное неустойчивостью Кроу [Crow, S. С., and Bate, Е. R., "Lifespan of Trailing Vortices in a Turbulent Atmosphere," Journal of Aircraft, Vol. 13, No. 7, 1976, pp. 476-482.], которая является основным фактором разрушения (ослабления) вихревого следа при малой степени турбулентности атмосферы, что характерно при полете на крейсерском режиме пассажирских самолетов.

Наиболее близким аналогом-прототипом является способ, описанный в патенте «Способ и система предупреждения о возможности попадания летательного аппарата в опасную зону вихревого следа генератора вихрей» (см. патент РФ №2324203 с приоритетом от 25.07.2003, МПК: G01S 13/95), в котором:

- получают информацию о конфигурации, местонахождении и ориентации летательного аппарата относительно инерциальной системы координат в текущий момент времени;

- получают информацию о положении, геометрических и массовых характеристиках и о параметрах движения генератора вихрей относительно инерциальной системы координат в текущий момент времени;

- сохраняют информацию о положении и параметрах движения генератора вихрей в инерциальной системе координат;

- получают информацию о параметрах окружающей среды в области совместного размещения летательного аппарата и генератора вихрей в текущий момент времени;

- определяют траекторию вихревого следа генератора вихрей как совокупность траекторий центров областей завихренности, генерируемых указанным генератором вихрей, и интенсивность вихревого следа в инерциальной системе координат в текущий момент времени;

- сохраняют информацию о координатах точек траектории и об интенсивности вихревого следа как совокупности траекторий центров областей завихренности генератора вихрей в инерциальной системе координат;

- выбирают время упреждения, в течение которого возможно, по меньшей мере, выполнение маневра изменения траектории полета летательного аппарата, обеспечивающего уклонение летательного аппарата от опасной зоны вихревого следа генератора вихрей после предупреждения о возможности попадания в нее;

- вычисляют упреждающее расстояние, равное расстоянию, преодолеваемому летательным аппаратом за время упреждения, моделируют контрольную плоскость, расположенную в пространстве перед летальным аппаратом перпендикулярно направлению его движения на упреждающем расстоянии от летательного аппарата, и определяют прогнозируемый момент времени пролета летательного аппарата через указанную контрольную плоскость в инерциальной системе координат;

- определяют геометрические характеристики опасной зоны вихревого следа генератора вихрей как совокупности опасных зон областей завихренности, генерируемых указанным генератором вихрей, в прогнозируемый момент времени;

- определяют траекторию и интенсивность вихревого следа генератора вихрей как совокупность траекторий центров областей завихренности, генерируемых генератором вихрей, относительно инерциальной системы координат в прогнозируемый момент времени;

- определяют координаты точки пересечения траектории вихревого следа генератора вихрей с указанной контрольной плоскостью в прогнозируемый момент времени пролета летательного аппарата через нее;

- формируют вокруг указанной точки пересечения опасную зону вихревого следа как совокупность опасных зон областей завихренности, генерируемых указанным генератором, при попадании в которую у летательного аппарата параметры движения могут превысить допустимые пределы; формируют в указанной контрольной плоскости область прогнозируемых с учетом установленных нормативов производства полета положений летательного аппарата в прогнозируемый момент времени пересечения летательным аппаратом указанной контрольной плоскости формируют вокруг области прогнозируемых положений область повышенного внимания, информация о попадании в которую опасной зоны вихревого следа будет предоставлена пользователю;

- определяют координаты точек области прогнозируемых положений летательного аппарата, точек области повышенного внимания и точек опасной зоны вихревого следа в системе координат, связанной с летательным аппаратом;

- вычисляют расстояние от области повышенного внимания до опасной зоны вихревого следа;

- вычисляют расстояние от области прогнозируемых положений летательного аппарата до опасной зоны вихревого следа;

- осуществляют для пользователя индикацию события равенства нулю расстояния от области повышенного внимания до опасной зоны вихревого следа указанного генератора вихрей;

- осуществляют для пользователя аварийную индикацию события равенства нулю расстояния от области повышенного внимания до опасной зоны вихревого следа указанного генератора вихрей;

- представляют визуальную информацию экипажу о риске попадания в опасную зону вихревого следа.

Данный известный способ обеспечивает информирование пользователя о возможности опасной ситуации. Однако, предлагаемые в способе операции определения упреждающего расстояния, моделирования контрольной плоскости, расположенной в пространстве перед летальным аппаратом перпендикулярно направлению его движения на упреждающем расстоянии от летательного аппарата, формирования области повышенного внимания, информация о попадании в которую опасной зоны вихревого следа будет предоставлена пользователю рассчитаны в основном на взлетно-посадочные режимы, когда самолеты находятся в следе друг за другом. На крейсерских высотах траектория самолета может проходить ниже траектории самолета-генератора вихрей под углами, близкими к прямому, в этом случае нельзя определить координаты точки пересечения траектории вихревого следа генератора вихрей с указанной контрольной плоскостью в прогнозируемый момент времени пролета летательного аппарата через нее. Кроме того, в предлагаемом способе определяют траекторию и интенсивность вихревого следа генератора вихрей как совокупность траекторий центров областей завихренности, генерируемых генератором вихрей, и для определения фактической траектории центров областей завихренности необходимо проводить измерения полей скоростей перед самолетом на упреждающем расстоянии с помощью наземного или бортового измерительного оборудования, что чрезвычайно сложно для высот и скоростей полета на крейсерском режиме. Расчетные методы в данном способе не позволяют определить траекторию и интенсивность вихревого следа генератора вихрей как совокупность траекторий центров областей завихренности, генерируемых генератором вихрей, так как известно, что эволюция вихревого следа в турбулентной атмосфере является следа, скорости ветра и поля скоростей атмосферной турбулентности возможно лишь определение пространственной области, в которой с вероятностью близкой к единице находится вихревой след.

Задача изобретения состоит в разработке способа предупреждения о возможности попадания летательного аппарата в опасную зону вихревого следа другого самолета (генератора-вихрей) на режимах крейсерского полета за счет получения информации о типе самолета генераторе-вихрей (от системы УВД и/или путем передачи "борт-борт"), о режиме и траектории полета, его полетном весе и информации о параметрах атмосферы (уровень и масштаб турбулентности, скорость и направление ветра) на высоте полета, определении на основе полученной информации в режиме реального времени геометрии опасной вихревой зоны, в котором с вероятностью, близкой к единице, располагается вихревой след от самолета-генератора вихрей. Формирование, на основе полученных от системы УВД (и/или путем передачи "борт-борт") и расчетных данных, визуальной информации, отображаемой на экранах штатных дисплеев, для предупреждения пилотов о возможном попадании летательного аппарата в опасные зоны вихревых следов генераторов-вихрей путем формирования информации об опасных зонах в плоских (не пространственных) визуальных форматах, соответствующих разделению пространственной картины воздушного пространства на горизонтальную и вертикальную составляющие. Разделение пространственной картины вихревой опасности на определенным образом сформированные кадры по горизонтали и вертикали соответствует стереотипу пилотирования на крейсерских режимах полета, что позволяет мгновенно оценить возможность попадания ЛА в опасную вихревую зону на текущей высоте полета и по необходимости предпринять маневр уклонения.

Техническим результатом является повышение безопасности эксплуатации летательных аппаратов и повышение комфорта пассажиров за счет информирования экипажа о возможном непреднамеренном попадании в опасную зону вихревого следа.

Технический результат достигается тем, что в способе предупреждения попадания летательного аппарата в опасную зону вихревого следа генератора вихрей, содержащем получение информации о конфигурации, местонахождении и ориентации летательного аппарата в текущий момент времени, получение информации о положении, геометрических и массовых характеристиках и о параметрах движения генератора вихрей в текущий момент времени, получение информации о параметрах окружающей среды в области размещения летательного аппарата и генератора вихрей в текущий момент времени, определение геометрических характеристик опасной зоны вихревого следа, представление визуальной информации экипажу о риске попадания в опасную зону вихревого следа, представление визуальной информации экипажу о риске попадания в опасную зону вихревого следа осуществляется одновременным представлением в горизонтальной плоскости и в вертикальной плоскости, при этом представление визуальной информации об опасной зоне вихревого следа в горизонтальной плоскости осуществляется путем формирования горизонтального кадра как сечения воздушного пространства на высоте полета летательного аппарата, на котором показывают положение генератора вихрей, горизонтальное сечение опасной зоны вихревого следа и прогнозируемую траекторию полета летательного аппарата в координатах, связанных с генератором вихрей, а представление визуальной информации об опасной зоне вихревого следа в вертикальной плоскости осуществляется формированием вертикального кадра как сечения опасной зоны вихревого следа вертикальной цилиндрической поверхностью, проходящей через прогнозируемую траекторию полета летательного аппарата. Пространственную форму опасной зоны вихревого следа определяют как область, в которой с вероятностью больше 0.95 располагается вихревой след от генератора вихрей.

На фиг. 1 приведена схематизация встречи летательного аппарата с вихревой зоной,

на фиг. 2 показано отображение вихревой обстановки с использованием штатного навигационного дисплея (слева) и указателя относительной высоты (справа).

На фиг. 1 показаны: 1 - самолет-генератор вихрей, 2 - ЛА, 3 - опасная вихревая зона (содержащая вихри), 4 - горизонтальная плоскость на высоте полета ЛА, 5 - прогнозируемая траектория ЛА (относительно самолета-генератора), 6 - цилиндрическая вертикальная поверхность, проходящая через прогнозируемую траекторию ЛА 5, 7 - сечение опасной вихревой зоны 3 горизонтальной плоскостью 4, 8 - сечение опасной вихревой зоны 3 вертикальной цилиндрической поверхностью 6.

На фиг. 2 показаны: 9 - маркер самолета-генератора (подвижный) в текущий момент времени; 10 - маркер Л А (неподвижный); 11 - фигура (подвижная) горизонтального сечения опасной вихревой зоны; 12 - горизонтальный след (подвижный) прогнозируемой траектории сближения ЛА с опасной вихревой зоной; 13 - шкала углов курса полета ЛА; 14 - шкала отклонений по вертикали относительно текущей высоты полета ЛА; 15 - нулевая отметка (неподвижная), показывающая текущее положение ЛА по высоте; 16 - подвижный сегмент, показывающий размах по высоте вертикального сечения опасной вихревой зоны при полете ЛА по горизонтальному следу прогнозируемой траектории сближения 12; 17 - верхняя граница (подвижная) вертикального сечения опасной вихревой зоны, отсчитываемая от текущей высоты полета ЛА; 18 - нижняя граница (подвижная) вертикального сечения опасной вихревой зоны, отсчитываемая от текущей высоты полета ЛА.

Способ предупреждения о возможности попадания летательного аппарата в опасную зону вихревого следа другого самолета (генератора-вихрей) на режимах крейсерского полета осуществляется следующим образом. Получают информацию о типе самолета генератора-вихрей, его геометрических и массовых характеристиках (от системы УВД и/или путем передачи "борт-борт"), получают информацию о режиме полета (скорость, высота), траектории полета, получают информацию о конфигурации, местонахождении и ориентации летательного аппарата, получают и/или измеряют с помощью бортовой аппаратуры текущие параметры окружающей среды (атмосферы): уровень и масштаб турбулентности, скорость и направление ветра на высоте полета. Определяют, на основе полученной информации с помощью методов, основанных на использовании предварительно обученных искусственных нейронных сетей (ИНС, см. Приложение), в режиме реального времени геометрию области опасной зоны вихревого следа (по основным параметрам эволюции вихревого следа), в которой, с вероятностью близкой к единице (более 0.95), располагается вихревой след от самолета генератора вихрей и параметры вихрей в сечениях опасной зоны вихревого следа в зависимости от расстояния до самолета генератора. Представляют визуальную информацию экипажу о риске попадания в опасную зону вихревого следа. Пространственную картину вихревой опасности представляют определенным образом сформированными кадрами по горизонтали и вертикали, что соответствует стереотипу пилотирования на крейсерских режимах полета и удобно при формировании маневра уклонения от встречи с вихревой зоной, т.е. рассматривают информацию только в 2-х плоскостях. Формируют горизонтальный кадр сечением воздушного пространства на высоте полета летательного аппарата, что является естественным для крейсерских режимов полета, обычно выполняемых на постоянной высоте, кадр показывает положение генератора вихрей и горизонтальное сечение опасной зоны вихревого следа, а также прогнозируемую траекторию движения летательного аппарата. Формируют вертикальный кадр сечением опасной вихревой зоны следа цилиндрической поверхностью образованной вертикальными направляющими (прямыми), проходящими через прогнозируемую траекторию полета летательного аппарата, что позволяет мгновенно оценить возможность попадания ЛА в интервал высот, содержащих вихревой след. Определяют в координатах, связанных с генератором вихрей траекторию сближения с опасной зоной вихревого следа и отображают проекцию на горизонтальное сечение опасной зоны вихревого следа в относительных координатах, связанных с самолетом генератором-вихрей, что позволяет мгновенно оценить возможность попадания ЛА в опасную вихревую зону на текущей высоте полета и по необходимости предпринять маневр уклонения.

Данный способ повышает безопасность эксплуатации летательных аппаратов и повышает комфорт пассажиров путем информирования экипажа о возможном непреднамеренном попадании в опасную зону вихревого следа за счет того, что предлагается удобная система визуализации опасных вихревых зон на штатных бортовых дисплеях самолета. Для определения размеров и положения опасной зоны вихревого следа и интенсивности вихревого следа за самолетом-генератором возможно применение, предварительно обученных на имеющихся данных, искусственных нейронных сетей, что позволяет проводить обработку информации в режиме реального времени на борту самолета. Формирование визуальной информации, отображаемой на экранах штатных дисплеев, для предупреждения пилотов о риске попадании летательного аппарата в опасные зоны вихревого следа происходит путем формирования информация в плоских (не пространственных) визуальных форматах, соответствующих разделению пространственной картины воздушного пространства на горизонтальную и вертикальную составляющие, что позволяет заблаговременно осуществить маневр по облету опасной вихревой зоны следа. Данный подход был апробирован при моделировании попадания самолета в опасную зону вихревого следа на пилотажных стендах и одобрен летчиками.

1. Способ предупреждения попадания летательного аппарата в опасную зону вихревого следа генератора вихрей, содержащий получение информации о конфигурации, местонахождении и ориентации летательного аппарата в текущий момент времени, получение информации о положении, геометрических и массовых характеристиках и о параметрах движения генератора вихрей в текущий момент времени, получение информации о параметрах окружающей среды в области размещения летательного аппарата и генератора вихрей в текущий момент времени, определение геометрических характеристик опасной зоны вихревого следа, представление визуальной информации экипажу о риске попадания в опасную зону вихревого следа, отличающийся тем, что представление визуальной информации экипажу о риске попадания в опасную зону вихревого следа осуществляется одновременным представлением в горизонтальной плоскости и в вертикальной плоскости, при этом представление визуальной информации об опасной зоне вихревого следа в горизонтальной плоскости осуществляется путем формирования горизонтального кадра как сечения воздушного пространства на высоте полета летательного аппарата, на котором показывают положение генератора вихрей, горизонтальное сечение опасной зоны вихревого следа и прогнозируемую траекторию полета летательного аппарата в координатах, связанных с генератором вихрей, а представление визуальной информации об опасной зоне вихревого следа в вертикальной плоскости осуществляется формированием вертикального кадра как сечения опасной зоны вихревого следа вертикальной цилиндрической поверхностью, проходящей через прогнозируемую траекторию полета летательного аппарата.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что пространственную форму опасной зоны вихревого следа определяют как область, в которой с вероятностью больше 0.95 располагается вихревой след от генератора вихрей.



 

Похожие патенты:

Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку содержит светосигнальную систему, состоящую из индикатора глиссады, индикатора курса, указателя истинного горизонта, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения, размещенных на надстройках корабля, размещенного на корме корабля оптического индикатора дальности в виде комбинации источников оптического излучения, размещенных на заданных расстояниях друг от друга.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах инструментального обеспечения захода самолетов на посадку. Достигаемый технический результат - повышение безопасности захода самолета на посадку.

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при построении радиолокационных рельефометрических систем, предназначенных для определения местоположения летательных аппаратов в соответствии с корреляционно-экстремальным принципом навигации.

Группа изобретений относится к системам обеспечения посадки вертолета. В первом варианте система посадки содержит ультразвуковой высотомер, приемник, блок обработки информации и управления, средство отображения, четыре акустических приемника, блок обработки данных, передатчик.

Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов (ЛА), предназначено для обеспечения безопасности полетов ЛА путем использования системы автоматического зависимого наблюдения (АЗН) на борту ЛА.

Группа изобретений относится к способу и устройству для определения координат самолета при посадке на авианосец. При посадке самолета сканируют тремя лазерными пучками нескольких полос отражателей, ориентированных относительно взлетно-посадочной полосы, принимают отраженные сигналы, вычисляют координаты самолета путем обработки принятых сигналов определенным образом.

Изобретение относится к области радионавигации в условиях отсутствия визуальной видимости взлетно-посадочной полосы (ВПП) и в сложных метеорологических условиях и может быть использовано для определения положения средней линии ВПП с помощью бортовой радиолокационной станции (РЛС), без использования наземного оборудования.

Изобретение относится к способу управления движением объекта с помощью оптической навигационной системы. Для управления движением объекта устанавливают в зоне движения объекта навигационные маяки на основе пассивной конструкции уголковых отражателей двух размеров, большего и меньшего, производят поиск сигналов от навигационных маяков, определяют положение объекта в пространстве, формируют сигналы управления для следования объекта по заданной траектории.

Изобретение относится к способу определения посадочных траекторий летательных аппаратов (ЛА) в ограниченной области пространства. Для определения посадочной траектории на заданную взлетно-посадочную полосу (ВПП) вычисляют в определенные моменты времени на основании регистрируемых пространственных координат ЛА многомерные пространственные посадочные траектории движения ЛА, выравнивают во времени при необходимости, формируют выборку зарегистрированных траекторий определенным образом, выделяют в сформированной выборке асимптотически сходящийся пучок многомерных пространственных посадочных траекторий ЛА, удаляют траектории выделенного пучка из сформированной выборки, используют выделенные пучки траекторий, соответствующие посадкам ЛА на заданные ВПП, для посадки ЛА.

Группа изобретений относится к способу и устройству сигнализации приводнения и взлета с водной поверхности самолета-амфибии. Для сигнализации приводнения и взлета самолета-амфибии измеряют уровень вибрации и уровень гидростатического давления на корпус лодки самолета-амфибии, сравнивают измеренные величины с пороговыми значениями, контролируют выпуск шасси, принимают решение о приводнении при превышении значений пороговых уровней, а также при условии, что выпуск шасси не был произведен, в противном случае принимают решение о нахождении самолета-амфибии в воздушной среде.

Изобретение относится к выравниванию объектов в слайдовой презентации. Технический результат – облегчение выравнивания при отображении направляющих выравнивания.

Изобретение относится к области кодирования аудио и речи. Технический результат – обеспечение эффективного сокращения объема вычислений при преобразовании коэффициентов линейного предсказания.

Изобретение относится к способу, применению способа, компьютерному носителю данных и симулятору для определения отклонений формы. Технический результат заключается в повышении эффективности процесса определения отклонения формы.

Изобретение относится к области обработки данных и может быть использовано для моделирования передачи постоянного тока в энергетической системе. Техническим результатом является обеспечение воспроизведения в реальном времени непрерывного спектра нормальных и анормальных процессов передачи постоянного тока и функционирования конструктивных элементов системы.

Изобретения относятся к средствам распознавания символов с использованием нейронных сетей. Техническим результатом является обеспечение эффективного и точного распознавания символов для языков с большим алфавитом и мультиязычных текстов.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Техническим результатом является обеспечение поиска провайдера для предоставления сервиса.

Изобретение относится к средствам выбора элементов рекомендаций. Технический результат заключается в повышении точности выдаваемого содержимого.

Изобретение относится к области вычислительной техники для распознавания речи пользователя. Технический результат заключается в повышении точности формирования персонализированной для пользователя модели языка.

Изобретение относится к области медицины, а именно к телемедицине. Предложен способ, который выполняют с использованием телемедицинской системы для дистанционного обследования здоровья, включающей, по меньшей мере, один пользовательский интерфейс и связанный с ним через компьютерную сеть удаленный сервер, содержащий на своем информационном носителе трехуровневую базу знаний.

Изобретение относится к области техники акустики и электроники и может быть использовано при реализации мероприятий по повышению живучести корабля. Заявлен способ локализации и определения характера и размеров повреждения обшивки корпуса судна, в соответствии с которым по всей площади обшивки корпуса судна с его внутренней стороны располагают интегрированные датчики, соединенные совместно общей цифровой шиной высокой производительности.

Изобретение относится к устройству контроля работы системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Устройство контроля работы системы ОВК содержит первое средство получения значений измеряемых величин, связанных с системой ОВК; модуль оценки, в зависимости от полученных значений измеряемых величин и при помощи нейронной сети, значения по меньшей мере одного параметра, характеризующего работу системы ОВК, при этом каждая измеряемая величина является входной переменной нейронной сети, а каждый характеристический параметр является выходной переменной нейронной сети, при этом устройство дополнительно содержит модуль диагностики системы ОВК, при этом модуль диагностики выполнен с возможностью вычисления вероятностей неполадок системы ОВК при помощи байесовской сети, причем неполадки являются заданными, каждая входная переменная байесовской сети связана с соответствующим характеристическим параметром, а каждая вероятность соответствующей неполадки является выходной переменной байесовской сети.
Наверх