Способ настройки гармонической темперации

Изобретение относится к настройке музыкальных инструментов с фиксированным звукорядом, в частности фортепиано. Способ настройки гармонической темперации характеризуется тем, что предварительно настраивают звук «ля1» по камертону, затем настраивают каждый звук большими терциями и секстами посредством контроля гармонического рисунка биений с числом биений, указанных в таблице математического расчета чисел биений интервалов, и выстраивают в звукоряд по гармоническому рисунку биений интервалов с возрастанием биений; проверочные интервалы малая терция и секста выстраивают в звукоряд по гармоническому рисунку биений с возрастанием биений, согласно математического расчета чисел биений интервалов по таблице чисел биений. Настройку гармонического строя осуществляют настройкой верхних и нижних октав в хроматическом порядке, каждый настроенный октавный звук проверяется по чистоте консонансов квинт и кварт. Таким образом достигается чистота консонанса квинт и кварт, а также более точное деление пифагоровой коммы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к настройке фортепиано.

Известен равномерно-темперированный строй, в основе которого заложена равномерная темперация, созданная в 1691 году Андреасом Веркмайстером.

При настройке фортепиано равномерная темперация осуществляется в области темперируемой октавы интервалами - суженными квинтами и расширенными квартами с целью обеспечения равномерного деления «пифагоровой коммы».

Последовательное чередование темперированных квинт и кварт создает квинто-квартовый круг. Последующая настройка в хроматическом порядке верхних и нижних октав создает равномерно темперированный музыкальный строй.

Темперация Веркмайстера устранила разницу между одноименными интервалами, находящимися на разной высоте звукоряда; тем самым была достигнута равноправность всех тональностей и неограниченная возможность модуляции и транспонирования, что обогатило музыкальньш язык новыми средствами выразительности.

В. Порвенков «Акустика и настройка музыкальных инструментов». Москва «Музыка» 1990 г., стр. 53-85.

Наиболее близким по технической сущности является способ настройки клавишных музыкальных инструментов, при котором повышается качество настройки за счет настраивания каждого звука темперируемой октавы интервалами терцией и секстой посредством контроля биений (а.с. SU 1350661 А1,23.06.86 г.).

Недостатком равномерной темперации по известному способу является невозможность достижения в интервалах квинта и кварта соответствия биений математическим расчетам, что лишает равномерно темперированный строй гармоничной стройности аккордовых созвучий по вертикали и интонационной выразительности мелодических линий по горизонтали, необходимых для воплощения художественного образа исполняемых произведений, и невозможность достижения унисонов в зеркальном отражении в двух или нескольких фортепиано.

Причина невозможности достижения соответствия биений в квинтах и квартах математическим расчетам заключается в том, что из-за малого числа биений, которые длятся меньше секунды, слух, тяготея к консонансу, непроизвольно воспринимает темперируемые квинты и кварты чистыми до полного затихания звука; на практике настроить и расставить квинты и кварты в звукоряде по возрастающей частоте биений, согласно математическим расчетам для равномерности распределения пифагоровой коммы, невозможно; поэтому настройка производится по квинтам и квартам со слышимым сужением и расширением, что является причиной нарушения чистоты консонанса в квинтах и квартах и, как следствие, гармоничной стройности интервальных созвучий.

Недостатком равномерной темперации смешанными системами интервалов по квинтам и квартам, терциям и секстам, где квинты и кварты являются базовыми интервалами, по которым строится ход темперации, а большие терции и сексты служат проверочными интервалами для контроля квинт и кварт, является невозможность настроить и расставить в звукоряде большие терции и сексты по равномерному возрастанию биений, согласно математическим расчетам.

Причина невозможности настроить и расставить в звукоряде большие терции и сексты по равномерному возрастанию биений, согласно математическим расчетам, заключается в том, что из-за следования традиции настраивать по квинтам и квартам, слух не концентрирует внимание на терциях и секстах, в которых числа биений на порядок выше, чем в квинтах и квартах, и длятся они до полного затихания звука, что позволяет настроить и расставить в звукоряде терции и сексты по равномерному возрастанию биений; поэтому настройка, по сути, осуществляется известным способом - суженными квинтами и расширенными квартами, что лишает равномерно темперированный строй фортепиано чистоты консонанса в квинтах и квартах и, как следствие, гармоничной стройности аккордовых созвучий по вертикали и интонационной выразительности мелодических линий по горизонтали, необходимых для воплощения художественного образа исполняемых произведений, отвечающих требованию гармонического слуха высокого уровня развития, и делает невозможным достижение унисонов в зеркальном отражении в двух или нескольких фортепиано.

Недостатком равномерной темперации с использованием тюнера, метронома, компьютера, применяемых настройщиками со слабым музыкальным слухом, является отсутствие гармоничности аккордовых созвучий по вертикали и интонационной выразительности мелодических линий по горизонтали, необходимых для достижения художественной эстетичности звучания произведений; такая настройка не является профессиональной; работа на настроенном таким образом фортепиано снижает остроту музыкального слуха и художественную эффективность занятий.

Недостатком равномерной темперации строя фортепиано способом наиболее близким аналогу является отсутствие параллельного выстраивания малых терций и секст для повышения точности настройки больших терций и секст, вследствие чего отсутствует равномерность возрастания биений в больших и малых терциях и секстах в хроматических линиях, что противоречит математическим расчетам, в результате чистота консонанса в квинтах и квартах отсутствует, гармоничность аккордовых созвучий по вертикали и выразительность мелодических линий по горизонтали не достигается.

Двенадцатиступенная равномерная темперация, созданная Веркмайстером в 1691 году, была установлена как стандарт для равномерно-темперированного строя. Она обеспечила равноправность всех тональностей и неограниченную возможность модуляции и транспонирования, но, не обеспечив чистоты консонанса в квинтах и квартах, не смогла обеспечить гармоничность интервальных созвучий. Суженные квинты и расширенные кварты, в зависимости от степени сужения и расширения, воспринимаются абсолютным и острым профессиональным слухом как неблагозвучные и, в отдельных случаях, как фальшивые.

В поисках создания совершенной темперации, обеспечивающей чистоту консонанса квинт и кварт, к которым тянется природный музыкальный слух, и гармоничную стройность интервалов, использовались разнообразные методы - от конструирования инструментов с дополнительными тонами во времена Генделя, Скрябина, до экспериментов с микрохроматикой в наше время.

Строй инструмента, лишенный чистоты консонансов и гармоничности созвучий, создает для пианиста непреодолимое препятствие: донести в полной мере художественную ценность музыкального произведения до слушателя без чистоты интонации невозможно.

Техническим результатом изобретения является создание способа настройки гармонической темперации, обеспечивающей на практике математический расчет построения созвучий интервалов, который, в свою очередь, обеспечивает чистоту консонанса квинт и кварт, гармоничную стройность интервалов, более точное деление пифагоровой коммы.

Указанный технический результат достигается предлагаемым способом настройки гармонической темперации, характеризующимся тем, что предварительно настраивают звук «ля1» по камертону, затем настраивают каждый звук большими терциями и секстами по плану настройки темперации посредством контроля гармонического рисунка биений с числом биений, указанных в таблице математического расчета чисел биений, и выстраивают в звукоряд по гармоническому рисунку биений с возрастанием биений; что по ходу настройки базовых интервалов проверочные интервалы малая терция и секста, образующиеся между уже настроенными звуками, выстраивают в звукоряд по гармоническому рисунку биений с возрастанием биений, согласно таблице математического расчета чисел биений; что последующая настройка гармонического строя осуществляется настройкой верхних и нижних октав в хроматическом порядке, где октавы строятся чистыми без биений, а каждый настроенный октавный звук выстраивается в созвучии с рацее гармонически выстроенными интервалами терциями и секстами, квинтами и квартами; что гармонический консонанс распространяется на музыкальный строй; что базовыми интервалами могут быть малые терции и сексты; что обозначения способа настройки гармонической темперации в формуле изобретения соответствуют правилам энгармонизма.

Таким образом, темперация предлагаемым способом настройки выстраивается без акустических для слуха погрешностей, что подтверждает соответствие построения темперации математическим расчетам чисел биений интервалов.

Последующая настройка в хроматическом порядке верхних и нижних октав создает гармонический музыкальный строй.

Темперация, в которой хроматические линии больших, малых терций и секст расставлены по равномерному возрастанию биений, квинты и кварты звучат чистым консонансом, в аккордовых созвучиях достигнута гармоническая стройность по вертикали, в мелодических линиях достигнута интонационная выразительность по горизонтали, определяемые гармоническим слухом как благозвучие, вправе называться гармонической темперацией и быть стандартом гармонического строя.

Сопоставительный анализ интервалов «терция» и «секста» показывает, что в пифагорейском музыкальном строе терции и сексты, так же как секунды и септимы относили к диссонансам. С появлением равномерно-темперированного строя терции и сексты стали относить к консонансам. Но в отличие от совершенных консонансов их назвали несовершенными консонансами. Темперация Веркмайстера не обеспечила необходимой чистоты терций и секст, из-за чего эти интервалы воспринимались как менее благозвучные, что нашло отражение в их статусе. В гармоническом строе максимальное приближение биений к математическим расчетам чисел биений в интервалах терция и секста обеспечивает необходимую чистоту звучания, создает гармоничную стройность и эстетическое совершенство, определяемое гармоническим слухом как благозвучие. Такое звучание терций и секст соответствует консонансу гармоническому, что возводит терции и сексты в новый статус - гармонический консонанс.

Музыкальный строй, построенный гармонической темперацией, основанной на гармоническом консонансе, отличается от равномерно темперированного строя чистотой консонанса в квинтах и квартах, гармоничностью аккордовых созвучий по вертикали и чистотой мелодических линий по горизонтали, что дает основание называть такой строй гармоническим.

Построение гармонической темперации и гармонического строя предлагаемым способом настройки на практике отражает математический расчет чисел биений темперации, не нарушает гармонию числовых соотношений между ступенями и интервальными созвучиями, что отзывается в строе фортепиано чистотой консонанса, гармоничностью созвучий и акустической культурой звучания.

Таким образом, заявленный «Способ настройки гармонической темперации для фортепиано» соответствует критерию «новизна» и «существенные отличия».

На фиг. 1 изображен план настройки гармонической темперации.

На фиг. 2 изображена таблица математического расчета чисел биений интервалов темперации.

Настройку гармонической темперации осуществляют следующим образом.

Предварительно настраивают звук «ля1» по камертону, например на частоту 440 герц, посредством вращения соответствующего колка и натяжения струны (на чертеже не показано). Затем настраивают каждый звук большими терциями и секстами по плану настройки темперации на фиг. 1 посредством контроля гармонического рисунка биений с числом биений, указанных в таблице на фиг. 2

По ходу настройки базовых интервалов, указанных на фиг. 1, проверочные интервалы малая терция и секста, образующиеся между уже настроенными звуками, выстраивают в звукоряд по гармоническому рисунку биений с равномерным возрастанием биений, согласно таблице математического расчета чисел биений интервалов на фиг. 2. В. Порвенков «Акустика и настройка музыкальных инструментов». Москва «Музыка» 1990 г., стр. 67.

От звука «ля1» интервалом большая терция настраивают звук «фа1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +13,86 по таблице математического расчета чисел биений интервалов темперации по таблице фиг. 2.

От звука «фа1» интервалом большая терция настраивают звук «ре-бемоль1» (энгармонически равный звуку «до-диез1»), а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +11,00 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая секста - звуки «до-диез1» (энгармонически равный звуку «ре-бемоль1»)-«ля1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -17,46 по таблице фиг. 2.

От звука «до-диез1» интервалом большая терция настраивают звук «ля малой октавы», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +8,73 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая секста - звуки «ля малой октавы» - «фа1», должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -13,86 по таблице фиг. 2. Октава -звуки «ля малой октавы» - «ля1» - звучит чисто, без биений.

От звука «ля малой октавы» интервалом большая секста настраивают звук «фа-диез1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +9,98 по таблице фиг. 2.

От звука «фа-диез1» интервалом большая терция настраивают звук «ре1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +11,66 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая терция «ре1»-«фа1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -15,84 по таблице фиг. 2.

От звука «ре1» интервалом большая терция настраивают звук «си-бемоль малой октавы» (энгармонически равный звуку «ля-диез малой октавы»), а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +9,25 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая терция - звуки «ля-диез малой октавы» - «до-диез1» (энгармонически равный интервалу «си-бемоль малой октавы» -«ре-бемоль1») должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -12,58 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая секста - звуки «си-бемоль малой октавы» - «соль-бемоль1» (энгармонически равный интервалу «ля-диез малой октавы»-«фа-диез1») должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -14,68 по таблице фиг. 2.

От звука «си-бемоль малой октавы» (энгармонически равного звуку «ля-диез малой октавы») интервалом большая секста настраивают звук «соль1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +10,58 по таблице фиг. 2.

От звука «соль1» интервалом большая терция настраивают звук «ми-бемоль1» (энгармонически равный звуку «ре-диез1»), а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +12,35 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая терция звуки «ми-бемоль1» (энгармонически равный звуку «ре-диез1») - «соль-бемоль1» (энгармонически равный звуку «фа-диез1») должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -16,79 по таблице фиг. 2. От звука «ре-диез1» интервалом большая терция настраивают звук «си малой октавы», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +9,79 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая терция звуки «си малой октавы» - «ре1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -13,32 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая секста - звуки «си малой октавы» - «соль1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -15,56 по таблице фиг. 2.

От звука «си малой октавы» интервалом большая секста настраивают звук «соль-диез1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +11,21. по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая терция звуки «ля-бемоль1» (энгармонически равный звуку «соль-диез1») - «фа1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -18,85 по таблице фиг. 2.

От звука «соль-диез1» интервалом большая терция настраивают звук «ми1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +13,08 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая терция звуки «ми1» - «соль1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений - 17,78 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая терция звуки «ми1» - «до-диез1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений - 14,96 по таблице фиг. 2.

От звука «ми1» интервалом большая терция настраивают звук «до1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +10,38 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал малая терция - звуки «до1» -«ля малой октавы» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений - 11,87 по таблице фиг. 2. Проверочный интервал большая секста звуки «до1» - «ля1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений +11,87 по таблице фиг. 2.

План гармонической темперации может быть изменен: базовыми интервалами могут быть малые терции и сексты (на чертеже не показано).

Перед настройкой верхних и нижних октав проверяют построение гармонической темперации по чистоте консонанса квинт, кварт и по соответствию построения хроматических линий больших и малых терций и секст по равномерному возрастанию биений согласно математическому расчету чисел биений интервалов темперации по таблице фиг. 2.

Последующая настройка гармонического строя осуществляется настройкой верхних и нижних октав по хроматизму. Октавы строятся чистыми, без биений. Каждый настроенный октавный звук проверяется по чистоте консонанса квинт, кварт (на чертеже не показано).

В октаве «ля-диез малой октавы» - «ля-диез1» настроенный звук «ля-диез1 проверяют по чистоте консонанса интервалов квинты -«ля-диез1» - «ре-диез1» и кварты -«ля-диез1 »-«ми-диез1».

В октаве «си малой октавы» - «си1» настроенный звук «си1» проверяют по чистоте консонанса интервалов квинты -«си1»-«ми1» и кварты «си1»-«фа-диез1».

И так далее, по хроматизму выстраиваются все последующие верхние октавы.

После настройки верхних октав настраивают нижние октавы. Октавы строятся чистыми, без биений.

В октаве «ля-бемоль1»-«ля-бемоль малой октавы» настроенный звук «ля-бемоль малой октавы» проверяют по чистоте консонанса интервалов квинты «ля-бемоль малой октавы»-«ми-бемоль1» и кварты «ля-бемоль малой октавы» - «ре-бемоль1».

В октаве «соль1»-«соль малой октавы» настроенный звук «соль малой октавы» проверяют по чистоте консонанса интервалов квинты «соль малой октавы» - «ре1» и кварты «соль малой октавы» - «до1».

И так далее, по хроматизму выстраиваются все последующие нижние октавы. Таким образом, проверяя настроенный октавный звук по чистоте консонанса квинт и кварт гармонический консонанс распространяют на весь музыкальный строй.

1. Способ настройки гармонической темперации, характеризующийся тем, что предварительно настраивают звук «ля1» по камертону, затем настраивают каждый звук посредством базовых интервалов, а именно большими терциями и большими секстами: от звука «ля1» интервалом большая терция настраивают звук «фа1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +13,86; от звука «фа1» интервалом большая терция настраивают звук «ре-бемоль1» (энгармонически равный звуку «до-диез1»), а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +11,00, при этом проверочный интервал малая секста звуки «до-диез1» (энгармонически равный звуку «ре-бемоль1») -«ля1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -17,46; от звука «до-диез1» интервалом большая терция настраивают звук «ля малой октавы», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +8,73, при этом проверочный интервал малая секста звуки «ля малой октавы» - «фа1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -13,86, октава - звуки «ля малой октавы» -«ля1» - звучит чисто, без биений; от звука «ля малой октавы» интервалом большая секста настраивают звук «фа-диез1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +9,98; от звука «фатдиез1» интервалом большая терция настраивают звук «ре1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +11,66, при этом проверочный интервал малая терция «ре1»-«фа1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -15,84; от звука «ре1» интервалом большая терция настраивают звук «си-бемоль малой октавы» (энгармонически равный звуку «ля-диез малой октавы»), а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +9,25; при этом проверочный интервал малая терция звуки «ля-диез малой октавы» - «до-диез1» (энгармонически равный интервалу «си-бемоль малой октавы» - «ре-бемоль1») должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -12,58, проверочный интервал малая секста звуки «си-бемоль малой октавы» - «соль-бемоль1» (энгармонически равный интервалу «ля-диез малой октавы»-«фа-диез1») должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -14,68; от звука «си-бемоль малой октавы» (энгармонически равного звуку «ля-диез малой октавы») интервалом большая секста настраивают звук «соль1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +10,58; от звука «соль1» интервалом большая терция настраивают звук «ми-бемоль1» (энгармонически равный звуку «ре-диез1»), а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +12,35, при этом проверочный интервал малая терция звуки «ми-бемоль1» (энгармонически равный звуку «ре-диез1») - «соль-бемоль1» (энгармонически равный звуку «фа-диез1») должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -16,79; от звука «ре-диез1» интервалом большая терция настраивают звук «си малой октавы», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +9,79, при этом проверочный интервал малая терция звуки «си малой октавы» - «ре1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -13,32, проверочный интервал малая секста звуки «си малой октавы» - «соль1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -15,56; от звука «си малой октавы» интервалом большая секста настраивают звук «соль-диез1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +11,21, при этом проверочный интервал малая терция звуки «ля-бемоль1» (энгармонически равный звуку «соль-диез1») - «фа1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений -18,85; от звука «соль-диез1» интервалом большая терция настраивают звук «ми1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +13,08, при этом проверочный интервал малая терция звуки «соль1» - «ми1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений - 17,78, Проверочный интервал малая терция звуки «ми1» - «до-диез1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений - 14,96; от звука «ми1» интервалом большая терция настраивают звук «до1», а с целью контроля гармонический рисунок биений в данном интервале сопоставляют с числом биений +10,38, при этом проверочный интервал малая терция звуки «до1» - «ля малой октавы» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений - 11,87, проверочный интервал большая секста звуки «до1» -«ля1» должен соответствовать гармоническому рисунку биений в данном интервале с числом биений +11,87.

2. Способ настройки гармонической темперации по п. 1, характеризующийся тем, что базовыми интервалами могут быть малые терции и малые сексты.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области щипковых музыкальных инструментов, а именно к конструкции гитар. Гитара состоит из грифа с установленным на нем верхним порожком и ладами, головкой грифа с расположенными на ней колками, струн, корпуса, состоящего из обечайки, верхней и нижней деки, при этом нижний порожек установлен отдельно на наружной поверхности деки.

Изобретение относится к области изготовления в непроизводственных условиях обвитых струн для фортепиано Устройство содержит два опорно-силовых кронштейна 16, 17 с крепежными приспособлениями 18, 19.

Изобретение относится к устройствам для получения звука, в частности, к музыкальным инструментам с системной последовательностью блоков звукоизвлечения, и может быть использовано для совершенствования средств музыкальной выразительности и создания музыки, базирующихся на новых музыкальных строях.

Изобретение относится к области изготовления струнных музыкальных инструментов и используется для настройки и измерения динамических характеристик струнных музыкальных инструментов, а также в выполнении устройства для измерения амплитудно-частотных характеристик дек музыкальных инструментов.

Изобретение относится к способу настройки клавишных музыкальных инструментов. .

Изобретение относится к способам настройки струнных инструментов с грифом, например, гитары, мандолины, балалайки и т.п., и может быть использовано как начинающими музыкантами, так и профессионалами для точной настройки инструмента в бытовых условиях.
Изобретение относится к способу настройки клавишных музыкальных инструментов. .

Изобретение относится к устройству для настройки гитары и позволяет повысить Удобство в пользовании посредством наличия на отжимном элементе штыря. .

Изобретение относится к конструкции устройства для настройки гитары и позвопяет повысить удобство в пользовании посредством выполнения основания по форме медиатора.
Наверх