Многоцелевая комплексная пластичная смазка



Многоцелевая комплексная пластичная смазка
Многоцелевая комплексная пластичная смазка
Многоцелевая комплексная пластичная смазка
Многоцелевая комплексная пластичная смазка

Владельцы патента RU 2698457:

Публичное акционерное общество "НК "Роснефть" - МЗ "Нефтепродукт" (RU)

Изобретение относится к созданию многоцелевой комплексной пластичной смазки с широким диапазоном рабочих температур для различных узлов трения мобильной техники и стационарного оборудования. Сущность: пластичная смазка содержит, мас.%: 12-оксистеариновая кислота - 8,0-16,0; комплексообразователь - 1,5-8,0; гидроксид лития - 1,0-5,0; полимерный модификатор - 0,3-5,0; антиокислитель - 0,2-1,0; присадка с противоизносными и/или противозадирными свойствами - 0,0-6,0; ингибитор коррозии - 0,0-2,0; твердый наполнитель - 0,0-20,0; минеральное или синтетическое масло - до 100. Технический результат - улучшение вязкостно-температурных характеристик базового масла, увеличение предела прочности смазки при повышенных температурах за счет формирования надмолекулярной сетчатой структуры, улучшение адгезии к металлическим поверхностям благодаря взаимодействию металлов со свободной двойной связью модификатора. 4 табл.

 

Изобретение относится к созданию многоцелевой комплексной пластичной смазки с широким диапазоном рабочих температур для различных узлов трения мобильной техники и стационарного оборудования.

Известна пластичная смазка (RU 1780316 С2), содержащая, мас. %:

Комплексное литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты или гидрированного касторового масла,
тетраборной и терефталевой кислот 15-22
Тиодифениламин 0,5-1,0
Полиалкенилсукцинимид 0,4-8,0
Диалкилдитиофосфат цинка 0,5-5,0
Нефтяное масло до 100

Данная смазка используется для узлов трения бумагоделательного оборудования. Техническим результатом является улучшение работоспособности смазки при повышенных температурах, нагрузках и влажности. Недостатками данного состава являются неудовлетворительные низкотемпературные свойства и невысокие противозадирные характеристики.

Известна пластичная смазка (RU 2217483 C1), содержащая, мас. %:

Литиевое мыло 12-гидроксистеариновой кислоты 11,5-15,5
Литиевое мыло борной кислоты 1,1-1,4
Литиевое мыло адипиновой кислоты 1,2-1,6
Фенил-β-нафтиламин 0,8-1,2
Диалкилдитиофосфат цинка 2,0-4,0
Присадка на основе нитрованного масла 0,5-1,5
Краситель жирорастворимый 0,03
Масло до 100

Данная смазка эксплуатируется в конических подшипниках качения буксовых узлов кассетного типа грузовых и пассажирских вагонов. Техническим результатом являются улучшенные низкотемпературные, противоизносные и антикоррозионные свойства. Недостатками данного состава являются низкая коллоидная стабильность, невысокие противозадирные характеристики и плохая адгезия к металлам.

Известна пластичная смазка (RU 2483100 С1), содержащая, мас. %:

Литиевое мыло 12-гидроксистеариновой кислоты 8,0-20,0
три-2-этилгексилборат 2,0-3,2
диалкилдитиофосфат металла 0,5-2,0
базовое масло остальное

Техническим результатом является обеспечение высокой температуры каплепадения. Недостатками данного состава являются низкая механическая и коллоидная стабильность, невысокие трибологические характеристики и плохая адгезия с металлами.

Наиболее близкой к предложенной является пластичная смазка RU 2627766 С1, содержащая, мас. %:

комплексное литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 18-26
1,2,3 Бензотриазол 0,3-0,8
АКОР-1 0,4-0,8
полимер изобутилена 1,0-2,0
диалкилдитиофосфат цинка 0,3-0,7
Хайтек 343, Англамол-99 или Англамол-33 1,5-2,5
Агидол-1 (4-метил-2,6-ди-третбутилфенол),
Нафтам-2 или Дифениламин 0,3-1,0
пигмент голубой фталоцианиновый 0,7-1,2
смесь минеральных базовых масел остальное

Данный продукт может быть использован как многоцелевая универсальная высокотемпературная смазка, предназначенная для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от минус 35°С до 160°С.

Недостатками данного состава являются низкий предел прочности при повышенных температурах и невысокая адгезия к металлическим поверхностям.

Задачей настоящего изобретения является получение композиции многоцелевой высокотемпературной пластичной смазки с увеличенным пределом прочности при повышенных температурах и улучшенной адгезией к металлам.

Техническим результатом изобретения является увеличение предела прочности при повышенных температурах и снижение склонности к сползанию с металлических поверхностей.

Указанная проблема решается пластичной смазкой, содержащей загуститель на основе комплексного литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты и комплексообразователя, полимерного модификатора структуры, комплекса функциональных присадок, наполнителей и красителей, минерального или синтетического базового масла.

Композиция пластичной смазки представлена следующим соотношением компонентов, мас. %:

12-оксистеариновая кислота 8,0-16,0
комплексообразователь 1,5-8,0
гидроксид лития 1,0-5,0
полимерный модификатор 0,3-5,0
антиокислитель 0,2-1,0
присадка с противоизносными
и/или противозадирными свойствами 0,0-6,0
ингибитор коррозии 0,0-2,0
твердый наполнитель 0,0-20,0
краситель 0,0-1,0
минеральное или синтетическое масло до 100.

Отличительной особенностью заявленной композиции является совместное использование загустителя на основе комплексного литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты и комплексообразователя, обеспечивающего работоспособность смазки при температурах до 180°С, и полимерного модификатора структуры, содержащего свободную двойную связь и обеспечивающего улучшение вязкостно-температурных характеристик базового масла и увеличение предела прочности смазки при повышенных температурах.

Также полимерный модификатор способствует улучшению адгезионных свойств заявленной композиции за счет формирования надмолекулярной сетчатой структуры и взаимодействия поверхности металла с свободной двойной связью полимерного модификатора.

В описываемой смазке используют следующие компоненты:

- в качестве комплексообразователя - кислоты: себациновая, терефталевая, борная, бензойная, азелаиновая, адипиновая или их смесь в любых соотношениях;

- в качестве полимерного модификатора: натуральный каучук и синтетический каучук из следующего ряда: изопреновый, бутадиеновый, бутадиен-стирольный либо их смесь в любых соотношениях между собой и полимерами - производными этилена, пропилена, изобутилена;

- в качестве антиокислителя: дифениламин, фенил-α-нафтиламин, фенил-β-нафтиламин, алкилированный дифениламин, алкилированный фенил-α-нафтиламин, алкилированный фенил-β-нафтиламин; 4-метил-2,6-дитретбутилфенол, 2,2-метилен-бис(4-метил-6-третбутилфенол), 4,4-метилен-бис(2,6-дитретбутилфенол);

-в качестве базового масла: минеральные, масла гидрогенизационных процессов, синтетические (полиальфаолефиновые, на основе эфиров, кремнийорганические), растительные, или их смеси в любых соотношениях.

При необходимости в описываемую смазку могут быть добавлены:

- в качестве присадки с противоизносными и/или противозадирными свойствами (противоизносная/противозадирная присадка) - эфиры фосфорной кислоты различного строения, серо- фосфорсодержащие органические соединения, хлорсодержащие органические соединения или их смесь в любых соотношениях;

- в качестве ингибиторов коррозии - производные бензотриазола, производные алкилянтарных кислот, окисленные парафины и церезины, соли и сложные эфиры карбоновых и сульфоновых кислот, триэтаноламин и его производные, производные алкенилсукцинимидов, производные димеркаптотиадиазола;

- в качестве твердых наполнителей - графит, сажа, дисульфиды и диселениды молибдена или вольфрама, диоксид кремния, фторопласт (политетрафторэтилен), порошки металлов или их оксидов, слюда, тальк, нитрит бора, вермикулит и другие;

- в качестве красителя - пигменты различного строения, растворимые в углеводородной среде.

Описываемую смазку готовят следующим образом: в аппарат с перемешивающим устройством, оборудованный системой обогрева, загружают расчетное количество базового масла и полимерного модификатора, нагревают при постоянном перемешивании до температуры 95-105°С, загружают компоненты комплексного мыльного загустителя и проводят реакцию омыления. Затем реакционную смесь нагревают до температуры 125-130°С для удаления влаги, после чего мыломасляный концентрат подвергают термомеханическому диспергированию с постоянным перемешиванием и подъемом температуры до 200-240°С.

Далее продукт охлаждают до температуры 60-100°С и производят слив полученной смазки в тару с предварительной гомогенизацией.

Перед стадии гомогенизации в охлажденную смазку при необходимости могут быть добавлены расчетные количества присадок, наполнителей и красителей.

По вышеприведенной технологи был приготовлен 31 образец смазок, охватывающих весь спектр заявляемых концентраций:

- 15 образцов многоцелевой комплексной литиевой пластичной смазки для тяжелонагруженных узлов трения, работающих в интервале температур от минус 40 до 160°С;

- 15 образцов синтетической многоцелевой комплексной литиевой пластичной смазки для тяжелонагруженных узлов трения, работающих в интервале температур от минус 50 до 160°С;

- прототип, приготовленный по технологии RU 2627766 С1.

Составы приготовленных образцов пластичной смазки представлены в таблицах 1.1, 2.1, а свойства этих образцов - в таблицах 1.2, 2.2.

Из приведенных данных следует, что заявленная пластичная смазка обладает увеличенным пределом прочности при повышенных температурах и улучшенной адгезией к металлическим поверхностям.

Пластичная смазка, содержащая загуститель на основе комплексного литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты и комплексообразователя, полимерного модификатора структуры, комплекса функциональных присадок, наполнителей и красителей, минерального или синтетического базового масла при следующем соотношением компонентов, мас.%:

12-оксистеариновая кислота 8,0-16,0
комплексообразователь 1,5-8,0
гидроксид лития 1,0-5,0
полимерный модификатор 0,3-5,0
антиокислитель 0,2-1,0
присадка с противоизносными
и/или противозадирными свойствами 0,0-6,0
ингибитор коррозии 0,0-2,0
твердый наполнитель 0,0-20,0
краситель 0,0-1,0
минеральное или синтетическое масло до 100



 

Похожие патенты:

В настоящем изобретении раскрыта композиция смазочного масла для коробок передач автомобилей (особенно, топливосберегающего типа), которая удовлетворяет всем требованиям в отношении характеристик стойкости к взбалтыванию, сохранения масляной плёнки и низкотемпературной вязкости.

Изобретение описывает композицию смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащую следующие компоненты: (a) базовое масло смазочного масла, имеющее кинематическую вязкость при 100°C от 2 до 12 мм2/с, которое представляет собой одно базовое масло группы 2 или группы 3 по API, имеющее индекс вязкости 95 или выше, содержание серы 0,03 мас.% или ниже и значение %CA 1 или ниже, или их комбинацию, (b) азотсодержащий беззольный диспергирующий агент в количестве 0,01-0,3 мас.% в пересчете на содержание азота от общего количества композиции, (c) металлсодержащий детергент, который содержит кальций и/или магний в качестве щелочноземельного металла, в количестве 0,05-0,3 мас.% в пересчете на содержание щелочноземельного металла от общего количества композиции, (d) диалкилдитиофосфат цинка в количестве 0,05-0,13 мас.% в пересчете на содержание фосфора от общего количества композиции и (e) маслорастворимое полуполярное органическое соединение, представляющее собой сложный эфир борной кислоты и глицерина, представленное химической формулой (1), где R обозначает прямоцепную или разветвленную алкильную группу или прямоцепную или разветвленную алкенильную группу, содержащую 7-20 атомов углерода, в количестве 0,015-0,040 мас.% в пересчете на содержание бора от общего количества композиции.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для судовых двигателей, содержащей: по меньшей мере одно базовое смазочное масло; по меньшей мере один амин жирного ряда формулы (I) со значениями радикалов, представленными в описании и формуле изобретения, где амин жирного ряда с щелочным числом BN, определенным в соответствии со стандартом ASTM D-2896, составляет от 150 до 350 миллиграммов гидроксида калия на грамм амина, и по меньшей мере одну присадку, выбранную из сверхосновных детергентов и/или нейтральных детергентов.

Настоящее изобретение относится к гидравлической масляной рабочей среде, содержащей органическое соединение, содержащее элемент группы 14, выбранное из органического соединения германия, представленного общей формулой (1А) и органического соединения олова, представленного общей формулой (1В) со значениями радикалов, указанных в формуле изобретения и описании.

Изобретение относится к нефтехимической области, а конкретнее к смазкам, применяемым в узлах трения машин и механизмов, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Настоящее изобретение относится к смазочным композициям для конвейерных лент и других поверхностей, подходящих для смазки прямым нанесением с помощью форсунки, содержащим: от 5 мас.% до 25 мас.% одной или более жирных кислот; от 70 мас.% до 85 мас.% одного или более углеводородов; от 0,1 мас.% до 5 мас.% одного или более сложных эфиров сорбитана и от 1 мас.% до 5 мас.% одного или более неионных поверхностно-активных веществ, причём неионные поверхностно-активные вещества содержат этоксилированный спирт; тогда как композиция, по существу, не содержит воды.

Изобретение относится к способам применения целлюлозы, более конкретно, к способам получения дисперсий целлюлозы как органического биоразлагаемого загустителя для смазочных материалов, в том числе пластичных смазок.

Настоящее изобретение относится к композиции высокопроникающего масла. Указанная композиция включает минеральные гидроочищенные или депарафинированные масла или их смесь, средние нефтяные дистилляты или их смесь, насыщенные спирты, кетоны, смесь терпеновых углеводородов, антикоррозионные добавки и добавки, улучшающие проникающую способность.

Настоящее изобретение относится к низкотемпературной пластичной смазке для узлов трения и может быть использовано в различных отраслях промышленности, например в нефтепереработке и нефтехимии, машиностроении, энергетике, пищевой промышленности.

Настоящее изобретение относится к смазывающей композиции для применения в картере двигателя внутреннего сгорания, содержащей: (i) базовое масло, произведенное в синтезе Фишера-Тропша, в количестве от 60 до 92 масс.% в расчете на общую массу смазывающей композиции; (ii) одно или несколько молибденорганических соединений, выбранных из дитиокарбаматов молибдена (MoDTC), дитиофосфатов молибдена (MoDTP), молибден-аминов, алкоголятов молибдена и амидоспиртов молибдена и их смесей, в количестве, достаточном для обеспечения от 100 до 1000 масс.

Изобретение описывает композицию смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащую следующие компоненты: (a) базовое масло смазочного масла, имеющее кинематическую вязкость при 100°C от 2 до 12 мм2/с, которое представляет собой одно базовое масло группы 2 или группы 3 по API, имеющее индекс вязкости 95 или выше, содержание серы 0,03 мас.% или ниже и значение %CA 1 или ниже, или их комбинацию, (b) азотсодержащий беззольный диспергирующий агент в количестве 0,01-0,3 мас.% в пересчете на содержание азота от общего количества композиции, (c) металлсодержащий детергент, который содержит кальций и/или магний в качестве щелочноземельного металла, в количестве 0,05-0,3 мас.% в пересчете на содержание щелочноземельного металла от общего количества композиции, (d) диалкилдитиофосфат цинка в количестве 0,05-0,13 мас.% в пересчете на содержание фосфора от общего количества композиции и (e) маслорастворимое полуполярное органическое соединение, представляющее собой сложный эфир борной кислоты и глицерина, представленное химической формулой (1), где R обозначает прямоцепную или разветвленную алкильную группу или прямоцепную или разветвленную алкенильную группу, содержащую 7-20 атомов углерода, в количестве 0,015-0,040 мас.% в пересчете на содержание бора от общего количества композиции.

Изобретение описывает композицию смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащую следующие компоненты: (a) базовое масло смазочного масла, имеющее кинематическую вязкость при 100°C от 2 до 12 мм2/с, которое представляет собой одно базовое масло группы 2 или группы 3 по API, имеющее индекс вязкости 95 или выше, содержание серы 0,03 мас.% или ниже и значение %CA 1 или ниже, или их комбинацию, (b) азотсодержащий беззольный диспергирующий агент в количестве 0,01-0,3 мас.% в пересчете на содержание азота от общего количества композиции, (c) металлсодержащий детергент, который содержит кальций и/или магний в качестве щелочноземельного металла, в количестве 0,05-0,3 мас.% в пересчете на содержание щелочноземельного металла от общего количества композиции, (d) диалкилдитиофосфат цинка в количестве 0,05-0,13 мас.% в пересчете на содержание фосфора от общего количества композиции и (e) маслорастворимое полуполярное органическое соединение, представляющее собой сложный эфир борной кислоты и глицерина, представленное химической формулой (1), где R обозначает прямоцепную или разветвленную алкильную группу или прямоцепную или разветвленную алкенильную группу, содержащую 7-20 атомов углерода, в количестве 0,015-0,040 мас.% в пересчете на содержание бора от общего количества композиции.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для судовых двигателей, содержащей: по меньшей мере одно базовое смазочное масло; по меньшей мере один амин жирного ряда формулы (I) со значениями радикалов, представленными в описании и формуле изобретения, где амин жирного ряда с щелочным числом BN, определенным в соответствии со стандартом ASTM D-2896, составляет от 150 до 350 миллиграммов гидроксида калия на грамм амина, и по меньшей мере одну присадку, выбранную из сверхосновных детергентов и/или нейтральных детергентов.

Настоящее изобретение относится к смазочным композициям для конвейерных лент и других поверхностей, подходящих для смазки прямым нанесением с помощью форсунки, содержащим: от 5 мас.% до 25 мас.% одной или более жирных кислот; от 70 мас.% до 85 мас.% одного или более углеводородов; от 0,1 мас.% до 5 мас.% одного или более сложных эфиров сорбитана и от 1 мас.% до 5 мас.% одного или более неионных поверхностно-активных веществ, причём неионные поверхностно-активные вещества содержат этоксилированный спирт; тогда как композиция, по существу, не содержит воды.

Настоящее изобретение относится к композиции высокопроникающего масла. Указанная композиция включает минеральные гидроочищенные или депарафинированные масла или их смесь, средние нефтяные дистилляты или их смесь, насыщенные спирты, кетоны, смесь терпеновых углеводородов, антикоррозионные добавки и добавки, улучшающие проникающую способность.

Изобретение относится к способам и добавкам для снижения скорости разрушения поверхности током для компонентов гидравлической системы. Способ включает этап добавления гидравлической жидкости на основе эфиров фосфорной кислоты к гидравлической системе, где указанная гидравлическая жидкость содержит добавку, включающую металлоценовую окислительно-восстановительную пару.

Настоящее изобретение относится к смазывающей композиции для применения в картере двигателя внутреннего сгорания, содержащей: (i) базовое масло, произведенное в синтезе Фишера-Тропша, в количестве от 60 до 92 масс.% в расчете на общую массу смазывающей композиции; (ii) одно или несколько молибденорганических соединений, выбранных из дитиокарбаматов молибдена (MoDTC), дитиофосфатов молибдена (MoDTP), молибден-аминов, алкоголятов молибдена и амидоспиртов молибдена и их смесей, в количестве, достаточном для обеспечения от 100 до 1000 масс.

Изобретение относится к рельсовому транспорту и предназначено для предупреждения буксования. Твердый активатор трения в виде брикета подается в зону поверхности катания колеса с минимальным усилием, достаточным для обеспечения значений коэффициента трения в зоне поверхности катания колеса с рельсом на уровне, предотвращающем буксование колес локомотива.

Настоящее изобретение относится к области смазочных материалов и, в частности, описывает смазочную композицию и способ ее приготовления и использования. Смазочная композиция включает базовое масло и диспергированные в нем частицы каучука, имеющего сшитую под действием излучения структуру, причем базовое масло является непрерывной фазой, а частицы каучука являются дисперсной фазой.
Настоящее изобретение относится к композициям для применения в качестве депрессорной добавки, понижающей температуру застывания, для улучшения низкотемпературной вязкости состаренного смазочного масла, содержащим два алкил(мет)акрилатных сополимера, отличающимся тем, что композиция содержит от 30 до 90% по весу первого сополимера и от 10 до 70% по весу второго сополимера в пересчете на общий вес композиции, и при этом: a) первый сополимер состоит из (i) от 35 до 60% по весу мономерных звеньев лаурил-миристилметакрилата (LMA) в пересчете на общий вес сополимера и (ii) от 40 до 65% по весу мономерных звеньев цетил-стеарилметакрилата (SMA) в пересчете на общий вес сополимера; и b) второй сополимер состоит из (i) от 61 до 95% по весу мономерных звеньев, выбранных из лаурил-миристилметакрилата (LMA) и додецил-пентадецилметакрилата (DPMA), в пересчете на общий вес сополимера, (ii) от 5 до 39% по весу мономерных звеньев, выбранных из цетил-эйкозилметакрилата (СЕМА) и цетил-стеарилметакрилата (SMA), в пересчете на общий вес сополимера, а также к композиции смазочного масла, содержащей базовое масло и от 0,03 до 3% по весу (в пересчете на общий вес сополимеров) депрессорную добавку.

Изобретение относится к гидрогенизированному полибутадиену и к способу его получения, а также к композиции смазочного масла, содержащей этот полимер. Гидрогенизированный полибутадиен состоит из 25-45 мас.% мономерных звеньев 1,4-бутадиена и 55-75 мас.% мономерных звеньев 1,2-бутадиена исходя из общей массы гидрогенизированного полибутадиена, характеризуется средневесовой молекулярной массой в диапазоне от 2000 г/моль до 10000 г/моль и степенью гидрогенизации, составляющей более 99%.
Наверх