Устройство для индуктивной аэроэлектроразведки методом переходных процессов

 

б, v:.1о.е з МБА

О П И С А Н И Е 270!23

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Воцизлистическик

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Кл. 21g) 30/02

Заявлено 19.1V.1965 (№ 1004952/26-25) с присоединением заявки ¹

МПК Н Ood

УДК 550.837,73 (088.8) Приоритет

Опубликовано 08.Ч.1970. Бюллетень ¹ 16

Дата опубликования описания 21 Ч111.1970

Комитет по делан изобретений и открытий при Совете 11синистрсв

СССР

Авторы изобретения Ф. М. Каменецкий, Ю. В. Якубовский, Л. Я. Мизюк, A. А. Вакульский, В. М. Тимофеев, П. П. Макагонов, А, С. Луцышин и В. П. Бойко

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНДУКТИВНОЙ АЭРОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКИ

МЕТОДОМ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ

Известны устройства для индуктивной аэроэлектроразведки методом переходных процессов, содержащие генератор импульсов, генераторный контур, приемный элемент, блок управления, усилители, коммутаторы, накопители, блок регистрации.

Предложенное устройство отличается тем, что в нем генсраторный контур выполнен в виде системы из основного генераторпого контура, находящегося между ".OT ательным аппаратом и приемным элементом, на равных расстояниях от них, и двух дополнительных контуров, первый из которых расположен непосредственно на корпусе летательного аппарата, а второй — на корпусе приемного элемента, а также тем, ч;о основной генераторный контур выполнен в виде нескольких секций, коммутируемых отдельными ключами с общей схемой управления.

Такое выполнение устройства позволит повысить помехоустойчивость измерений переходных процессов в полете, получить максимальную мощность в основном генераторном контуре непосредственно от низковольтной бортсети, избежав потерь мощности при преобразованиях напряжения, а также увеличить крутизну фронтов импульсов.

На фиг. 1 изображена блок-схема предложенного устройства; на фиг. 2 — схема включения секций основного генераторного контура; на фиг. 3 — схема расположения системы генераторных контуров и приемного элемента на летательном аппарате.

Устро11ство сосТопТ II3 нс го)111n«a IIocT01111ного тока 1 (бортсеть), блок" управле1шя 2, мощных транзисторных кгночей 8, основного генераторного контура 4, допогнштельных генераторных контурог 5 и о, приемного элемента 7, согласующего каскада 8, входного

10 ключа 9, усилителя 10, коммутаторов 11 и 12, усилителей стробимпульсов 18 и И, накопипителей 15 и 1б, дифференциального вольтметра 17, многоканального регистратора 18.

Устройство работает следующим образом.

Источник постоянного тока 1 «оммутируется мощными транзисторными ключами 3, запускаемыми блоком управления 2, в результате чего в основном генераторном 4 и допол20 нптельных 5 и 6 контурах вырабатываются прямоугольные импульсы тока заданной полярности п длительности с двойной скважностью. Измеряемый сигнал с приемного элемента 7 через согласующий каскад 8 посту25 пает ко входу усилителя 10 через входной ключ 9 в заданные блоком управления 2 интервалы, а затем на коммутаторы 11 и 12, которые стробируют измеряемый сигнал в моменты времени, также заданные блоком

ЗО управления.

270123

Стробимпульсы с выходов коммутаторов 11, 12, пройдя усилители 18 и 14, поступают на накопители 15 и 1б, а оттуда — на дифференциальный вольтметр 17.

Разностный сигнал с выхода вольтметра 17, а также сигнал с накопителя 16 поступают на многоканальный регистратор 18. Блок управления 2 обеспечивает такую задержку второго стробирования, что о«о ос ществляется в конце паузы между импульсами первичного поля, когда переходный процесс от вихревых токов в изучаемой среде практически закончился и сигнал пропорционален градиенту магнитного поля Земли и скорости перемещения рамки. Регистрация указанных величин позволяет измерять амплитуду переходного процесса, свободную от помех за счет перемещений приемного элемента в магнитном поле

Земли, а также получить дополнительную информацию магниторазведочного характера.

Поскольку бортсеть летательных аппаратов низковольтная (27 в), основной генераторный контур 4 выполнен в виде п одинаковых низкоомных секций 4> — 4„, каждая из которы.;. коммутируется отдельным мощным транзисторным ключом 8,— 3„(см. фиг. 2), Зто позволяет получать максимальную мощность без потерь на преобразование напряжения.

Все ключи запускаются от общего блока управления 2.

Общая крутизна фронтов импульсов первичного поля в предложенной схеме возрастает благодаря малой индуктивности и межвитковой емкости отдельной секции.

При измерениях переходных процессов в полете наблюдаются интенсивные помехи от вихревых токов в корпусе летательного аппарата и в результате собственных переходных процессов в приемном элементе, возбуждаемых импульсами первичного поля. В предложенном устройстве эти помехи подавляют путем специального подбора размещения и моментов основного генераторного контура

4, дополнительных генераторных контуров 5, б и приемного элемента 7 на летательном аппарате. Основной генераторный контур 4 размещен между летательным аппаратом и приемным элементом 7 на равных расстояниях от них (см. фиг. 3). B этом случае сигнал от вихревых токов в корпусе летательного аппарта, возникающий в приемном элементе

7, и изменения этого сигнала при перемещевиях приемного элемента во время полета, как по вертикали, так и по горизонтали, минимальны. Кроме того, вихревые токи в корпусе летательного аппарата уменьшают созданием противотоков при помощи дополнительного генераторного контура 5, закрепленного непосредственно на корпусе летательного аппарата.

Собственные процессы в приемном элементе

10 7, а также помехи, связанные с явлениями гистерезиса в случае выполнения приемного элемента в виде рамки на ферромагнитном сердечнике, подавляют при помощи второго дополнительного генераторного контура б, монтируемого непосредственно на корпусе элемента (см. фиг. 3).

Моменты дополнительных генераторных контуров 5 и б значительно меньше момента основного генераторного контура 4 за счет меньших размеров и меньшего количества витков в них. В результате первичное поле

<а больших расстояниях от летательного аппарата, т. е. там, где находятся искомые объекты, остается практически таким же, как поле основного генераторного контура.

Предмет изобретения

1. Устройство для индуктивной аэроэлектроразведки методом переходных процессов, содержащее генератор импульсов, генераторпый контур, приемный элемент, блок управления, усилители, коммутаторы, накопители, блок регистрации, отличающееся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости измерений переходны процессов в полете, генераторный контур выполнен в виде системы из основного генераторного контура, размещенного между летательным аппаратом и приемным элементом на равных расстояниях от

40 них, и двух дополнительных контуров, размещенных: первый непосредственно на корпусе летательного аппарата, а второй — на корпусе приемного элемента.

2. Устройство по п. 1, огличаюи(ееся тем, 45 что, с целью получения необходимой мощности в основном генераторном контуре непосредственно из низковольтной бортсети, а также увеличения крутизны фронтов импульсов, основной генераторный контур выполнен

50 в виде нескольких секции, коммутируемых отдельными ключами с общей схемой управления, 270123

Fur 1

Рог 2

Риг 3

Редактор Б. Б. Федотов Техрсд Л. В. Куклина Корректор Л. И. Гаврилова

Заказ 2232/5 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Соэеге Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство для индуктивной аэроэлектроразведки методом переходных процессов Устройство для индуктивной аэроэлектроразведки методом переходных процессов Устройство для индуктивной аэроэлектроразведки методом переходных процессов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике диагностики состояния магистральных газопроводов и хранилищ

Изобретение относится к области электромагнитных исследований и может быть использовано преимущественно для поиска, обнаружения, распознавания и отслеживания трасс подводных протяженных металлосодержащих объектов, в том числе и заиленных в донный грунт, например подводных трубопроводов, силовых кабелей и т.д

Изобретение относится к области диагностической техники и может быть использовано для систематического дистанционного контроля состояния магистральных газопроводов и хранилищ, а именно для раннего обнаружения нарушений герметичности, повреждений и утечек в газопроводе

Изобретение относится к области электромагнитной дефектоскопии, в частности для установления факта прохождения магнитонесущим внутритрубным объектом реперной точки на газовых трубопроводах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения трассы и глубины прокладки подводного кабеля в дно водоема в процессе его эксплуатации, а также трассы и глубины прокладки труб и других протяженных подводных коммуникаций

Изобретение относится к аэроэлектромагнитной разведке

Изобретение относится к области диагностической техники и может быть использовано для систематического дистанционного контроля состояния магистральных газопроводов и хранилищ

Изобретение относится к области аэрогеологического картографирования

Изобретение относится к средствам обнаружения скрытых объектов с использованием электромагнитного поля и может использоваться в металлоискателях, в трассоискателях, работающих по принципу сканирования поисковой головкой
Наверх