Судовое остаточное топливо
Владельцы патента RU 2700705:
Общество с ограниченной ответственностью "Русбункер" (RU)
Изобретение раскрывает судовое остаточное топливо, включающее топочный мазут и нефтяную фракцию, характеризующееся тем, что в качестве нефтяной фракции используют остаточную фракцию с Тнк 140°С малосернистой нефти с содержанием серы не более 0,5 мас.%, при следующем соотношении компонентов, мас.%: остаточная фракция с Тнк 140°С малосернистой нефти 60-90%; топочный мазут 40-10%. Технический результат: снижение содержания серы, воды и зольности в судовых топливах марок RMD-80, RMG-180, RMG-380, отвечающих требованиям международного стандарта ISO 8217:2010. 1 з.п. ф-лы, 3 табл., 5 пр.
Изобретение относится к углеводородным композициям на основе продуктов переработки нефти-судовым остаточным топливам и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности, судах морского, речного и рыбопромыслового флота со среднеоборотными и малооборотными дизельными двигателями.
Известно топливо мазутное маловязкое, содержащее топочный мазут марки М40 или Ml00 (35-60% масс), газовый конденсат с содержанием в нем фракции С1-С4 в количестве не более 0,3 - 1,0% масс.(50-25%масс.) и керосино-газойлевую фракцию (1-40%масс). (Патент РФ №2 311 443, C10L1/04, оп. 7.11.2007 г.)
Недостатком известного топлива является высокая вязкость основной составляющей-топочного мазута, что снижает скорость приготовления композиции, при этом повышаются потери и нарушается компонентный состав.
Известна топливная композиция диспергированного мазутного топлива, предназначенная в качестве технологического топлива на промышленных предприятиях, на предприятиях энерго- и теплоснабжения, на судах речного и морского флота, в том числе, как судовое топливо, которая включает топочный мазут марки М40 или M100 (35-60% масс), керосино-газойлевую фракцию (1-40%масс.) и нефтегазоконденсатную смесь (25-50% масс), содержащую смесь стабилизированного газового конденсата с содержанием в нем фракции С1-С4 в количестве не более 0,3 - 1,0%масс с 5 - 95% масс, нефти или нефтешлама. (Патент РФ №2405809, C10L/04, оп. 10.06.2010 г.).
Недостатком данной композиции является низкая температура вспышки (менее 60°С), не соответствующая требованиям к судовым остаточным топливам марки RMD-80, RMG-180, RMG-380, отвечающим требованиям международного и национального стандарта ISO 8217:2010 или отечественного государственного стандарта ГОСТ Р 54299-2010, что обусловлено повышенным содержанием газового конденсата.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является судовое высоковязкое топлива на основе мазута, которое дополнительно содержит остаток 200°С - КК ректификации смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания и смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, % масс:
остаток 200°С - КК - 12,5-25,0
смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания 12,5 - 25,0
мазут - 50-75
(патент РФ №2084494, C10L1/04, оп. 20.07.2003 г.).
Недостатком известного состава является высокое содержание серы (более 0,5 - 1,5%), не соответствующее требованиям к судовым топливам марок RMD-80, RMG-180, RMG-380, отвечающих требованиям международного и национального стандарта ISO 8217:2010 или отечественного государственного стандарта ГОСТ Р 54299-2010, что обусловлено повышенным содержанием сернистых компонентов. Эти требования ужесточаются в соответствии с Приложением 7 к техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному, авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту (TP ТС 013/2011), где содержание серы в судовых топливах должно быть не более 0,5% масс, (с 01.01. 2020 г.)
Кроме того, вовлечение в состав топливной композиции ловушечной нефти и нефтешлама обуславливает повышенное содержание воды 0,9% и более высокую зольность 0,1 - 0,12, превышающие норму на судовые остаточные топлива ISO 8217:2010 (не более 0,5% воды и зольность не более 0,10%).
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в снижении содержания серы, воды и зольности в предлагаемой композиции с получением судового топлива марок RMD-80, RMG-180, RMG-380, отвечающих требованиям международного стандарта ISO 8217:2010.
Указанный технический результат достигается тем, что судовое остаточное топливо, включающее топочный мазут и нефтяную фракцию, согласно изобретению, в качестве нефтяной фракции используют остаточную фракцию с температурой начала кипения (Тнк) 140°С малосернистой нефти с содержанием серы не более 0,5% при следующем соотношении компонентов, % масс.:
остаточная фракция с Тнк 140°С
малосернистой нефти 60-90%;
топочный мазут 40-10%.
Целесообразно в качестве топочного мазута использовать мазуты М-40 или М-100.
Судовое остаточное топливо получают смешением вышеуказанных компонентов.
Ниже приведены конкретные примеры получения судового топлива. В таблице 1 приведены требования к судовым остаточным топливам, в таблице 2-показатели качества исходных компонентов, в таблице 3 - показатели качества предлагаемого судового остаточного топлива.
Пример 1. Судовое остаточное топливо получают компаундированием высокосернистого мазута М-100 с массовой долей серы 2,896% и остаточной фракции с Тнк 140°С малосернистой нефти с массовой долей серы 0,2% при следующем соотношении компонентов, % масс.:
мазут высокосернистый М-100 - 11;
остаточная фракция с Тнк 140°С малосернистой нефти 0,2% - 89.
Пример 2. Судовое остаточное топливо получают компаундированием высокосернистого мазута М-100 с массовой долей серы 2,711% и остаточной фракции с Тнк 140°С малосернистой нефти с массовой долей серы 0,2% при следующем соотношении компонентов, % масс.:
мазут высокосернистый М-100 - 12;
остаточная фракция с Тнк 140°С малосернистой нефти 0,2% - 88.
Пример 3. Судовое остаточное топливо получают компаундированием сернистого мазута М-40 с массовой долей серы 1,07% и остаточной фракции с Тнк 140°С малосернистой нефти с массовой долей серы 0,2% при следующем соотношении компонентов, % масс.:
мазут сернистый М-40 - 35;
остаточная фракция с Тнк 140°С малосернистой нефти - 65.
Пример 4. Судовое остаточное топливо получают компаундированием
сернистого мазута М-100 с массовой долей серы 0,952%, остаточной фракции с Тнк 140°С малосернистой нефти с массовой долей серы 0,50% и остаточной фракции с Тнк 140°С малосернистой нефти с массовой долей серы 0,2% при следующем соотношении компонентов, % масс.:
мазут высокосернистый М-100 - 38;
остаточная фракция с Тнк 140°С малосернистой нефти с массовой долей серы 0,50% - 6;
остаточная фракция с Тнк 140°С малосернистой нефти с массовой долей серы 0,2% - 56;
Пример 5. Судовое остаточное топливо получают компаундированием сернистого мазута М-100 с массовой долей серы 0,952% и остаточной фракции с Тнк 140°С малосернистой нефти с массовой долей серы 0,2% при следующем соотношении компонентов, % масс.:
мазут сернистый М-100 - 40;
остаточная фракция с Тнк 140°С малосернистой нефти - 60.
Как следует из вышеприведенных примеров, предлагаемый состав судового остаточного топлива соответствует требованиям показателей качества на судовое топливо марок RMD-80, RMG-180, RMG-380 международного и национального стандарта ISO 8217:2010, в том числе по показателю «содержание серы» (не более 1,5% масс), включая и перспективные (с 01.01.2020 г. - не более 0,5% масс.).
1. Судовое остаточное топливо, включающее топочный мазут и нефтяную фракцию, отличающееся тем, что в качестве нефтяной фракции используют остаточную фракцию с Тнк 140°С малосернистой нефти с содержанием серы не более 0,5 мас.% , при следующем соотношении компонентов, мас.%:
остаточная фракция с Тнк 140°С малосернистой нефти 60-90%;
топочный мазут 40-10%.
2. Судовое остаточное топливо по п. 1, отличающееся тем, что в качестве топочного мазута используют мазуты М-40 или М-100.