Коммутационный vr-тренажер и способ тренировки и оценки профпригодности кассиров-контролеров с его помощью

Изобретение относится к средствам обучения, а именно к тренажерам с использованием виртуальной реальности. Коммутационный VR-тренажер включает в себя ПК с машиночитаемым носителем. Содержит логическую часть тренажера и графическую трехмерную оболочку, которые подключены к ПК. Он также содержит периферийные устройства для навигации в виртуальной среде. Логическая часть в виде программного комплекса включает в себя связанные между собой посредством локального программного интерфейса коммутационный модуль и модуль оценки. Коммутационный VR-тренажер выполнен таким образом, что пользователь-оператор связан двусторонней связью с инструктором и очками виртуальной реальности. Очки виртуальной реальности содержат: шлем, наушники, микрофон, манипулятор-контроллер, треккеры положения и площадку передвижения. Очки виртуальной реальности связаны двусторонней связью с программным комплексом. Он содержит модуль набора сценариев, модуль редактора сценариев и модуль движка-основы программного комплекса. Модуль движка состоит из модуля симулятора, коммутационного модуля, модуля оценки и голосового модуля. Способ тренировки и оценки профпригодности кассиров-контролеров осуществляют с помощью коммутационного VR–тренажера. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к средствам обучения, а именно к тренажерам с использованием виртуальной реальности.

Известен патент РФ на полезную модель № 160084, МПК G09B9/02, «ВОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНАЖЕР ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ С ДОПОЛНЕНИЕМ РЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ». В случаях, когда специфика работы водителя предполагает не только нахождение в водительском кресле, но и перемещение в пространстве (например, водители аэродромных погрузчиков контейнеров), невозможно использовать традиционные тренажерные симуляторы, состоящие из водительского кресла с органами управления и дисплеев, на которых воспроизводится картинка, имитирующая вид через лобовое стекло кабины. Использование известных тренажеров виртуальной реальности неэффективно из-за отсутствия тактильной обратной связи с виртуальными органами управления. Технический результат предлагаемой полезной модели состоит в обеспечении тактильной обратной связи с виртуальными органами управления в тренажерах виртуальной реальности, которые возможно применять для обучения водителей спецтехники, перемещающихся в процессе работы в пространстве. Технический результат достигается тем, что тренажерный комплекс виртуальной реальности дополняется моделями панелей управления спецтехники, точно воспроизводящими физические размеры оригиналов и содержащими те же элементы управления, что и оригиналы. Путем настройки системы позиционирования виртуальные объекты - виртуальные панели управления, воспроизводящие визуальные образы реальных панелей управления, совмещаются в реальном пространстве с реальными объектами - реальными моделями панелей управления, чем обеспечивается полная осязаемость виртуальных объектов.

Недостатком данного решения является то, что сложно произвести точную оценку действий обучаемого, потому что в программе обучения отсутствуют четкие сценарии, характеризующие каждые действия обучаемого.

Наиболее близким к заявляемому решению является патент РФ на изобретение № 2617972, МПК G09B19/00, «ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТИВНОГО И ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА НА ОСНОВЕ МОДЕЛЕЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ». Тренажер включает ПК с машиночитаемым носителем, содержащим логическую часть тренажера и графическую трехмерную оболочку, подключенные к ПК периферийные устройства для навигации в виртуальной среде, включающие шлем виртуальной реальности, инфракрасную камеру, джойстик, треккеры мелкой моторики и всенаправленную беговую дорожку, при этом логическая часть тренажера включает связанные между собой посредством локального программного транспортного интерфейса коммутационный модуль, модуль защиты, модуль расчета режима и модуль оценки. Способ тренировки заключается в визуализации на экране шлема виртуальной реальности, графическую трехмерную оболочку виртуальной подстанции, получении от логической части тренажера бланка по оперативным переключениям, осуществлении оперативных переключений органов управления в виртуальной среде посредством периферийных устройств управления, подключенных к ПК, в соответствии с полученным бланком по оперативным переключениям, отслеживании посредством ИК-камер изменения положения тела оператора, отслеживании посредством треккеров мелкой моторики изменения положения рук, передаче через протоколы взаимодействия информации об изменениях положения тела, рук и об оперативных переключениях от треккеров положения и ИК-камеры в логическую часть тренажера, пересчете электрического режима схемы подстанции посредством встроенного в логическую часть тренажера математического алгоритма, после пересчета режима, данные о положении коммутационных аппаратов и показания приборов передают в графическую оболочку тренажера и отображают на экране шлема виртуальной реальности, и оценке правильности действий оператора. Таким образом, достигается повышение качества обучения персонала за счет обеспечения максимального приближения к реальным оперативным переключениям и условиям на энергообъекте.

Недостатком данного решения является отсутствие голосового модуля, который необходим для оценки аварийных ситуаций, таких, например, как срабатывание сигнализаций.

Задачей предлагаемого изобретения является создание коммутационного VR-тренажера для тренировки и оценки профпригодности кассиров-контролеров на базе воссозданных в условиях реальной действительности ситуационно-поведенческих моделей, позволяющего произвести базовую оценку уровня теоретической и практической подготовленности персонала.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении качества обучения и точности оценки действий обучаемого за счет обеспечения максимальной приближенности к реальным ситуационно-поведенческим моделям и максимальному набору сценариев возможных вариантов ситуационно-поведенческих моделей. А также в повышении эффективности, производительности труда кассиров-контролёров и качества обслуживания пассажиров в пригородных электропоездах; повышении уровня профессионального соответствия действующего штата кассиров-контролёров при проведении ежегодных проверок знаний и практических тренингов; обучении с последующей оценкой теоретических и практических знаний, профпригодности, клиентоориентированности и стрессоустойчивости кандидатов при первичном приёме на должность, наблюдение за действиями кассира-контролёра в различных специально формируемых для него учебных ситуациях и последующая их оценка.

Поставленная задача решается за счет того, что коммутационный VR-тренажер включает в себя ПК с машиночитаемым носителем. Он содержит логическую часть тренажера в виде программного комплекса и графическую трехмерную оболочку, которые подключены к ПК. Он также содержит периферийные устройства для навигации в виртуальной среде, которые включают в себя: очки виртуальной реальности, манипуляторы-контроллеры, треккеры положения – маяки отслеживания положения пользователя-оператора в пространстве и площадку передвижения – трек-зону. Логическая часть в виде программного комплекса включает в себя связанные между собой посредством локального программного интерфейса коммутационный модуль, выполненный с возможностью хранения информации о наборе действий, и модуль оценки. Коммутационный модуль выполнен с возможностью хранения информации о наборе диалогов в сценариях, состоящими из смоделированных учебных ситуаций, текущем состоянии сценария, анализе текущего состояния сценария. Модуль оценки выполнен с возможностью оценки правильно или неправильно выполненных оператором действий и сравнения с последовательностью действий, содержащихся в наборе действий и диалогов в сценариях. Коммутационный VR-тренажер выполнен таким образом, что пользователь-оператор связан двусторонней связью с инструктором и очками виртуальной реальности. Очки виртуальной реальности содержат: шлем, наушники, микрофон, манипулятор-контроллер, треккеры положения и площадку передвижения. Очки виртуальной реальности связаны двусторонней связью с программным комплексом. Он содержит модуль набора сценариев, модуль редактора сценариев и модуль движка-основы программного комплекса. Модуль движка состоит из модуля симулятора, коммутационного модуля, модуля оценки и голосового модуля. Программный комплекс расположен в ПК, который связан двусторонними связями с инструктором и очками виртуальной реальности. Коммутационный модуль модуля движка связан двусторонними связями с модулем симулятора, модулем набора сценариев, голосовым модулем, модулем оценки, а также с площадкой передвижения, треккерами положения, манипуляторами-контроллерами и шлемом. Набор сценариев программного комплекса связан двусторонней связью с модулем редактора сценариев.

Способ тренировки и оценки профпригодности кассиров-контролеров осуществляют с помощью коммутационного VR – тренажера. Способ содержит этапы, на которых: включают ПК и очки виртуальной реальности, затем запускают программный комплекс. После чего визуализируют на экране очков виртуальной реальности, подключенных к ПК, графическую трехмерную оболочку, загруженную в программный комплекс ПК. Отображают на экране очков интерфейс программы. После чего отслеживают посредством треккеров положения изменение положения тела оператора. Далее информацию об изменениях положения тела от треккеров положения передают через протоколы взаимодействия в программный комплекс тренажера. Затем сверяют со сценарием действия пользователя и переходят в определенное состояние, предусмотренное сценарием. После перехода в определенное состояние, данные о состоянии, в которое перешел сценарий, передают в графическую оболочку тренажера и отображают на экране очков виртуальной реальности. После этого оценивают правильные и неправильные действия при совершении тренировки и присваивают баллы с соответствующими весовыми коэффициентами посредством программного комплекса тренажера. Визуализируют на экране шлема виртуальной реальности, подключенного к ПК, графическую трехмерную оболочку, загруженную в программный комплекс, вагона электропоезда и инвентаря, доступного пользователю. Осуществляют оценку физических и речевых действий оператора с помощью модуля оценки. После чего проводят проверку соответствия действий оператора в виртуальной среде по выбранному инструктором сценарию с помощью коммутационного модуля, модуля набора сценариев, модуля редактора сценариев, загруженных в ПК, в соответствии с должностной инструкцией.

На фиг. 1 изображена схема работы коммутационного VR-тренажера для осуществления способа тренировки и оценки профпригодности кассиров-контролеров с его помощью.

На фиг. 2 изображена визуализация сцены одного из сценариев.

Коммутационный VR-тренажер представляет собой программный комплекс в сочетании с очками виртуальной реальности. Программный комплекс в свою очередь состоит из:

1. Модуля движка, образованного из коммутационного модуля, модуля симулятора, модуля оценки и голосового модуля.

2. Модуля набора сценариев

3. Модуля редактора сценариев

А очки виртуальной реальности содержат:

1. Шлем с наушниками и микрофоном

2. Манипуляторы-контроллеры

3. Трекеры положения

4. Площадка передвижения

Коммутационный VR-тренажер обеспечивает моделирование с помощью технологий виртуальной реальности типовых сценариев работы кассира-контролёра пригородного электропоезда.

Коммутационный VR-тренажер обеспечивает обучение и тестирование пользователей-операторов, используя реалистичные наиболее часто встречающиеся в работе кассира-контролёра ситуационно-поведенческие модели, воссозданные в виртуальной реальности.

Во время сеанса работы с коммутационным VR-тренажером пользователь-оператор, используя VR-оборудование, отрабатывает смоделированные ситуации, в то время как инструктор при помощи экрана ПК наблюдателя осуществляет визуальный контроль за принимаемыми решениями и действиями пользователя-оператора.

В рамках сценария сессии пользователю-оператору доступны следующие операции:

1. Перемещение по вагону.

2. Инициация проверки пассажира.

3. Проверка бумажного или электронного билета.

4. Гашение билета.

5. Оформление проездного билета.

6. Проверка транспортной карты.

7. Проверка документа удостоверяющего право льготного проезда.

8. Вызов сотрудников охраны (связь с машинистом).

9. Предъявление удостоверения контролёра.

Операции выполняются пользователем-оператором в зависимости от предлагаемого сценария. То есть, пользователь-оператор сам должен выбрать операцию, уместную или необходимую в каждой конкретной ситуации сценария.

Для осуществления вышеуказанных операций пользователь-оператор может осуществлять следующие действия:

1. Выбирать пассажиров для проверки: для этого достаточно посмотреть на пассажира, который повернулся в сторону Пользователя.

2. Взаимодействовать с виртуальными персонажами используя голосовые команды.

3. Перемещаться по вагону через «телепорты» — нажав кнопку манипулятора-контроллера пользователь-оператор перемещается в тот «телепорт», на который указывает манипулятор-контроллер.

4. Использовать при осуществлении рабочих действий следующие виртуальные объекты:

• различные виды проездных документов;

• документы, удостоверяющие право льготного проезда;

• авторучка;

• портативный терминал контролёра (ПТК);

• фискальный регистратор (портативный принтер билетов);

• средства оплаты проезда (денежные купюры) в случае оформления билета кассиром-контролёром;

• удостоверение личности кассира-контролёра.

Для начала работы с коммутационным VR-тренажером пользователь-оператор должен по команде инструктора выполнить следующие действия:

1. Встать таким образом, чтобы не допускать натяжения кабелей очков виртуальной реальности.

2. Надеть очки виртуальной реальности и (при необходимости) отрегулировать фокусное расстояние линз шлема.

3. Взять в руки манипуляторы-контроллеры.

4. Сообщить о своей готовности инструктору.

5. После запуска инструктором коммутационного VR-тренажера с выбранным набором сценариев и получив команду от инструктора, приступить к обучению (тестированию).

В рамках сеанса пользователь-оператор не должен покидать пределы площадки, предусмотренной коммутационным VR-тренажером.

В рамках сеанса коммутационный VR-тренажер обеспечивает моделирование с помощью технологий виртуальной реальности типовых сценариев работы кассира-контролёра пригородного электропоезда:

– Во время проверки кассир-контролёр, двигаясь по центральному проходу вагона поезда, подходит к каждому купе и проводит проверку проездных документов у находящихся там пассажиров (виртуальных персонажей).

– Проверка проездных документов осуществляется визуально. Гашение разовых проездных документов на бумажном носителе производится авторучкой. Проверка абонементных билетов и социальных карт (пластиковый носитель), а также оформление проездных документов безбилетным пассажирам осуществляется с помощью ПТК (портативного терминала контролёра)

– У льготной категории граждан (не являющихся обладателями социальных карт на пластиковом носителе) дополнительно осуществляется проверка установленного комплекта документов, подтверждающих льготу.

Коммутационный VR-тренажер обеспечивает моделирование работы кассира-контролёра в виртуальной реальности с учётом следующих особенностей:

– Перемещение по вагону осуществляется механикой «телепортов».

– В вагоне присутствуют интерактивные виртуальные персонажи, представляющие различные категории граждан, с которыми взаимодействует пользователь-оператор.

– В моделируемый сценарий заложены различные алгоритмы (как верные, так и ошибочные) выполнения действий кассира-контролёра в ходе проверки и оформления проездных документов, правила его поведения.

– В ходе виртуальной проверки, зайдя в вагон, кассир-контролёр приветствует пассажиров с просьбой предъявить для проверки проездные документы.

Коммутационный VR-тренажер обеспечивает моделирование следующих основных поведенческих типов пассажиров с соответствующими шаблонами поведения, с которыми в ходе проверки кассиру-контролёру приходится взаимодействовать:

1. законопослушный пассажир, осуществляющий проезд по проездному документу;

2. пассажир, отказывающийся предъявить билет кассиру-контролёру;

3. пассажир, грубящий кассиру-контролеру, провоцирующий его на конфликт;

4. пассажир, нарушивший правила перевозки и отказывающийся покинуть электропоезд;

5. пассажир, не имеющий проездного документа, но готовый оплатить.

6. пассажир с велосипедом;

7. обнаружение бесхозного предмета.

Редактор сценариев позволяет:

- сохранять сценарии в формате, пригодном для дальнейшей загрузки в модуль движка;

- создавать список сценариев для выполнения в модуле движка;

- запускать сценарии в модуле движка;

- визуализировать статистику прохождения сценариев.

Основные элементы редактора сценариев:

- Сценарий — последовательность взаимосвязанных блоков, определяющих поведение Контролёра или Пассажира.

- Блок пассажира — элемент сценария, задающий определенное действие для пассажира.

- Блок контролёра — элемент сценария, задающий определенное действие для контролёра.

- Взаимосвязь блоков — задание последовательности и условий выполнения перехода от одного блока к другому.

Функциональность Редактора сценариев:

- Редактор сценариев позволяет создавать, визуализировать и изменять сценарии. Сценарии создаются путем добавления блоков, их настройки и задания связей между блоками.

- Редактор сценариев позволяет сохранить сценарий в файл. Файл сценария загружается модулем движка. Сценарий назначается хранителю сценария. При взаимодействии пользователя-оператора с таким объектом сценарий будет запущен к выполнению.

Сценарий имеет следующие состояния:

- ожидание;

- выполнение;

- завершение сценария.

Назначение и содержание блоков сценария:

1. Блок сценария определяет действие, которое должен выполнить пользователь-оператор или объект в VR-сцене (Пассажир).

2. Блок сценария должен содержать в себе:

- Действие — запуск определенной команды к выполнению.

- Указание действующего объекта — в блоке контролёра по умолчанию действующим объектом всегда является контролёр, в блоке пассажира выбирается один из персонажей(пассажиров) в сценарии.

- Опционально — атрибутивную информацию (данные о баллах за выполнение, к какой области знаний и навыков относится данный блок, условия выполнения блока).

Описание типовых блоков сценария:

Блок Контролёра. Тип блока – диалог:

- Данные: Блок содержит текст, который должен озвучить Контролёр.

- Действие: Отображается текст, который должен озвучить Контролёр. Система определяет соответствие произнесенного Контролёром текста и исходного, записанного в данных блока, и в зависимости от совпадения текста считает блок выполненным или нет.

Блок Контролёра. Тип блока – действие:

- Данные: Блок содержит данные, которые должен осуществить Контролёр и данные о предмете, с которым должно произойти действие.

- Действие: Контролёр должен дать или показать предмет. По завершении этого действия система переходит к следующему действию.

Блок Пассажира. Тип блока - диалог.

- Данные:

- Блок содержит текст, который должен быть произнесен Пассажиром.

- Идентификатор пассажира (выбранный персонаж)

- Дополнительные опциональные параметры (эмоция, время задержки)

- Действие: При активации данного блока Пассажир начинает произносить речь, текст которой содержится в данных Блока и проигрывается анимация, согласно названию. После того как Пассажир закончил говорить, анимация тоже останавливается и блок считается выполненным и управление передается следующему блоку.

Блок Пассажира. Тип блока - действие.

- Данные:

- Блок содержит данные, которые должен осуществить Пассажир и данные о предмете, с которым должно произойти действие.

- Дополнительные опциональные параметры (время задержки, условия выполнения действия).

- Действие: Пассажир отдаёт, берёт предмет или выходит из вагона. По завершении этого действия система переходит к следующему действию.

Обеспечивается взаимосвязь блоков, а именно, сценарий содержит в себе заранее определенную последовательность выполнения блоков с возможностью ветвления последовательностей для создания вариативности выполнения сценария.

Запуск сценариев: инструктор имеет возможность сформировать список сценариев из созданных и запустить к выполнению в коммутационном VR-тренажере. Запуск поддерживает 2 режима:

- «ТРЕНАЖЕР»;

- «ЭКЗАМЕН».

Визуализация статистики выполнения сценариев: инструктор имеет возможность просмотреть статистику выполнения сценариев:

- время запуска списка сценариев;

- статус выполнения каждого сценария из списка;

- кол-во набранных очков за выполнение сценариев;

- процент выполнения сценариев.

Коммутационный VR-тренажер обеспечивает предоставление интерфейса виртуальной реальности, обеспечивающего необходимый уровень детализации для работы моделируемых сценариев.

Интерфейс отображается при помощи специальных очков виртуальной реальности.

Пользовательский интерфейс включает в себя визуальную репрезентацию объекта взаимодействия (пассажир, проездные документы, ПТК (портативный терминал контролёра), документы, подтверждающие льготу).

Предусматривается вывод изображения виртуальной среды на экран ПК наблюдателя для визуального контроля действий и решений кассира-контролёра.

Выбор пассажиров для проверки осуществляется с помощью специальных манипуляторов-контроллеров.

Взаимодействие с виртуальными персонажами осуществляется голосовыми командами или при помощи интерактивных элементов интерфейса.

Интерфейс редактора сценариев позволяет создавать/редактировать/удалять сценарии. Интерфейс поддерживает следующие функции:

- создание блока;

- редактирование блоков;

- создание взаимосвязей между блоками;

- функциональность Удалить/Копировать;

- сохранение сценария в файл.

Коммутационный VR-тренажер может работать, например, с использованием следующего технического оборудования:

1. Программно-аппаратный комплекс

2. Компьютер с характеристиками:

- например, процессор: Intel Core i7 серий 6700 и лучше;

- например, оперативная память: 16 Гбайт и больше;

- например, накопитель: SSD-диск 240 Гбайт или больше;

- например, видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1080 и лучше.

3. USB Wi-Fi-адаптер или USB LTE-модем (в случае невозможности проводного подключения к сети Интернет).

4. Монитор с разрешением, например, не менее 1920 × 1080.

5. USB-клавиатура и мышь.

6. 2 штатива для установки маяков трекинга высотой не менее 2,2 м (в случае невозможности установки маяков на стены на расстоянии не более 4 метров друг от друга).

Примеры реализации предлагаемого способа тренировки и оценки профпригодности кассиров-контролеров с помощью коммутационного VR-тренажера:

Пример №1 (Сценарий)

Пассажир предъявляет СКМ, фото на СКМ не соответствует предъявителю. На дату проезда оформлен разовый льготный проездной документ на вторую дорожку, на первой дорожке оформлен разовый льготный проездной документ на последующую дату проезда.

По итогам проверки пользователь-оператор должен:

• определить несоответствие фотографии на СКМ с предъявителем;

• произвести проверку данных владельца СКМ с помощью специальной (дополнительной) функции в ПТК, где определятся полные ФИО владельца и дата его рождения;

• проинформировать пассажира о необходимости оплаты проезда и об ответственности за использование чужой СКМ.

Контролёр: «Добрый день! Будьте добры, предъявите, пожалуйста, ваш проездной документ»

Пассажир (молодой мужчина 25–30 лет) предъявляет Социальную карту москвича (СКМ), фото на СКМ не соответствует предъявителю (на фото мужчина 50/60-ти лет).

На вторую дорожку СКМ оформлен разовый льготный проездной документ по коду льготы 2416 на сегодняшнюю дату проезда, по маршруту Москва-Белорусская — Можайск.

На первой дорожке СКМ оформлен разовый льготный проездной документ по коду льготы 2416 на дату проезда на следующий день по маршруту Москва-Белорусская — Можайск.

Контролёр берёт СКМ, сличает фото на карте с предъявителем, прикладывает к экрану ККТ и проверяет наличие записанного на карту проездного документа, на сегодняшнюю дату проезда.

Контролёр: «Предъявленный вами проездной документ не действителен, так как вы не являетесь владельцем данной СКМ. За использование чужой СКМ вы можете быть привлечены к административной ответственности, а лицо, передавшее вам свою карту, может быть лишено права на льготный проезд. Для этого мне достаточно вызвать сотрудников полиции на ближайшей станции и эта карта будет изъята с составлением акта об изъятии, передана в Московский социальный регистр с дальнейшей передачей данных в управление соцзащиты по месту жительства владельца карты. Как безбилетный гражданин в этой ситуации вы должны приобрести проездной документ за полную стоимость. Назовите маршрут вашей поездки».

Пассажир: «Вы не имеете права удерживать мою карту! Отдайте ее! Я сейчас сам сдам вас полиции! У меня есть доверенность от владельца карты, это мой отец, он инвалид и я для него езжу получать лекарства. Отдайте карту, я выйду сейчас!…».

Контролёр возвращает карту пассажиру.

«Не забывайте, что согласно статье 82, статье 110.1. ФЗ-18 “Устав железнодорожного транспорта РФ”, пункту 58 “Правил перевозки пассажиров” за безбилетный проезд Перевозчику оплачивается штраф, в размере 1100 рублей».

Пассажир: «Я уже сказал, что я выхожу!», встает и идёт к выходу из салона вагона.

Контролёр «Всего доброго вам!».

Пример №2 (Сценарий)

Пассажир предъявляет разовый льготный билет, оформленный по СКМ в режиме «БИЛЕТ» предварительно на сегодняшнюю дату проезда.

По итогам проверки пользователь-оператор должен:

• определить, что данный билет действителен на дату проезда;

• определить, что оформление льготное, сделано по социальной карте;

• попросить пассажира предъявить социальную карту для сверки данных.

Контролёр: «Добрый день! Предъявите, пожалуйста, ваш проездной документ».

Пассажир предъявляет разовый льготный проездной документ со штрих-кодом, оформленный в билетной кассе станции Одинцово, предварительно на текущую дату проезда, по социальной карте Москвича по коду льготы 2416, по маршруту Одинцово – Можайск.

Контролёр берёт билет и внимательно изучает данные проездного документа.

Контролёр: «У вас льготное оформление. Предъявите, пожалуйста, социальную карту, по которой сделано оформление».

Пассажир предъявляет СКМ.

Контролёр берёт СКМ, сличает фото на карте с предъявителем, прикладывает к экрану ККТ и проверяет наличие на обеих дорожках карты разовых льготных проездных документов с истекшим сроком действия, затем сверяет номер СКМ с номером, указанном в предъявленном проездном документе.

Контролёр убедившись, что расхождений в данных нет, отдает СКМ и билет пассажиру: «Счастливого вам пути!».

Пример №3 (Сценарий)

Пассажир ветеран труда, пенсионер, достигший возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, житель Калужской области (код 2841), проезд не оформлен (визуальное условие для контролера: проезд осуществляется пассажиром 15 октября текущего года по участку Одинцово — Голицыно).

По итогам проверки пользователь-оператор должен:

• запросить полный пакет документов – в данном случае паспорт пассажира;

• произвести проверку полного пакета документов (определить принадлежность документов предъявителю по персональным данным; определить, что пассажир является пенсионером: определить возраст пассажира по паспорту — для женщин 55 лет, для мужчин 60 лет; определить территориальную принадлежность льготника по паспорту и на печатях в документах – Калужская область);

• определить категорию льготника – в данном случае «ветеран труда, пенсионер, достигший возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, житель Калужской области» (код 2841);

• определить порядок предоставления льготы — 50% скидка от действующего тарифа при проезде в период с 01.02 – 15.10. при проезде по маршрутам, включающем территорию Калужской области;

• проинформировать пассажира, что в данном случае принцип территориальности нарушен, поэтому пассажиру необходимо произвести оплату проезда по полному тарифу.

Контролёр: «Добрый день! Предъявите, пожалуйста, ваш проездной документ».

Пассажир протягивает контролёру удостоверение «Ветеран труда»: «Мне до Можайска льготный…».

Контролёр берёт удостоверение и внимательно изучает данные внутри.

«Будьте добры, ваш паспорт, пожалуйста».

Пассажир достает паспорт и предъявляет контролёру.

Контролёр проверяет весь пакет документов: «Вы являетесь ветераном труда, достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, жителем Калужской области. вам предоставляется 50% скидка при оплате проезда в период с 01.02 по 15.10, но порядком предоставления льготы ещё предусмотрено территориальное ограничение маршрута поездки — маршрут поездки должен проходить по территории Калужской области, хотя бы частично. Оформление проезда по таким маршрутам возможно на Киевском направлении. На Белорусском направлении возможности оформления проезда по таким маршрутам нет, поэтому вы оплачиваете полную стоимость проезда. Назовите, пожалуйста, станцию вашего отправления».

Отдаёт пакет документов назад пассажиру.

Пассажир: «Я с Одинцово….»

Контролёр набирает на ПТК заявленный пассажиром маршрут поездки – Одинцово-Можайск (набирает на ПТК коды станции Одинцово (012) и Можайска (044), устанавливает подключение сбора за оформление билета в поезде (100 руб.): «Проезд по маршруту Одинцово-Можайск составляет 298 рублей» (называет стоимость проезда, которая определилась на экране ПТК).

Пассажир вздыхает и протягивает контролёру озвученную сумму оплаты (без сдачи).

Контролёр производит оформление билета на ПТК, берёт денежные средства у пассажира, производит пересчёт их вслух, озвучивает общую полученную с пассажира сумму денежных средств, кладёт их в кассовую сумку, отрывает билет и отдает его пассажиру на руки.

Контролёр заканчивает общение позитивными пожеланиями: «Счастливого пути!».

Пример №4 (Сценарий)

Пассажир льготник федерального уровня (инвалид II группы), проезд не оформлен, пакет документов неполный.

Контролёр: «Добрый день! Предъявите, пожалуйста, ваш проездной документ».

Пассажир (мужчина-пенсионер) протягивает контролёру документы (паспорт и справку о праве на получение социальных услуг с номером СНИЛС): «У меня бесплатно, по инвалидности….»

Контролёр просматривает документы: «Для оформления льготного проезда мне ещё нужны ваше пенсионное удостоверение и оригинал справки медико-социальной экспертизы (ВТЭК)».

Пассажир: «Ой, я и не помню, брал ли? Неужели так не верите? По мне что, не видно, что ли? У меня же вон, ноги совсем не ходят».

Контролёр: «Сожалею, но льготный проезд оформляется строго при наличии утверждённого пакета документов, если у вас его нет, то проездной документ придётся приобрести за полную стоимость».

Пассажир лезет в сумки и достает недостающие документы (оригинал справки ВТЭК и пенсионное удостоверение с указанием II группы инвалидности) и предъявляет их контролёру.

Контролёр проверяет снова весь пакет документов.

«Всё в порядке. Назовите, пожалуйста, станцию вашего отправления».

Пассажир: «с Одинцово я…».

Контролер набирает на ПТК код станции Одинцово (012): «Где вы выходите?».

Пассажир: «до Можайска мне…».

Контролёр набирает на ПТК код станции Можайск (044), устанавливает подключение сбора за оформление билета в поезде (100 руб.):

«За оформление проездного документа в поезде установлен сбор в размере 100 рублей. С вас 100 рублей»

Пассажир: «У меня же льгота! За что же 100 рублей?!».

Контролёр: «Согласно пункту 57 “Правил перевозки пассажиров” сбор установлен для всех категорий пассажиров, которые произвели посадку в поезд без оформления проездного документа (билета) на станции, оборудованной билетной кассой».

Пассажир вздыхает и протягивает контролёру купюру достоинством 100 рублей: «Как дорого-то ездить без билета…».

Контролёр производит оформление билета на ПТК, берёт денежные средства у пассажира, озвучивает полученную с пассажира сумму денежных средств, кладёт их в кассовую сумку, отрывает билет и отдает его пассажиру на руки: «Счастливого вам пути!».

Пример №5 (Сценарий)

Пассажир пенсионер без проездного документа (в наличии удостоверение «Почётному железнодорожнику»).

По итогам проверки пользователь-оператор должен:

• должен определить, что оформление проезда производится по ЭТТ формы 11 (годовой билет на одно лицо для проезда в пригородных поездах всех категорий на расстояние до 200 км в двух и более направлениях) и проинформировать об этом пассажира.

Контролёр: «Добрый день! Предъявите, пожалуйста, ваш проездной документ».

Пассажир: молча подаёт контролёру удостоверение «Почётному железнодорожнику».

Контролёр изучает данные удостоверения: «Требование формы 11 у вас имеется?».

Пассажир (пафосно):«Вы что не разбираетесь в документах? Ты видишь, что это за документ? Я имею право на бесплатный проезд везде!!».

Контролёр: «Одно ваше удостоверение не даёт права бесплатного проезда. Вы должны иметь годовой билет 11 формы, это определено “Правилами выдачи транспортных требований ОАО РЖД”, утверждённых в 2010 году».

Пассажир: «Послушайте, я заслуженный человек! И если вы не оставите меня сейчас в покое, то я могу вам гарантировать, что уже завтра вы не будете здесь работать. вы меня поняли? Идите своей дорогой дальше, вон ещё сколько Вам надо успеть проверить, а то все «зайцы» разбегутся пока вы здесь со мной время тратите. Я все равно ничего вам не заплачу, хватит, я уже своё заработал».

Контролёр: «Как работник ОАО РЖД вы наверняка знаете, что в данной ситуации у вас безбилетный проезд. И поскольку вы отказываетесь от приобретения проездного документа, то согласно статье 82, статье 110.1. ФЗ-18 “Устав железнодорожного транспорта РФ”, пункту 58 “Правил перевозки пассажиров” вы оплачиваете Перевозчику штраф за безбилетный проезд в размере 1 100 рублей».

Пассажир: «Позвольте, а кто здесь Перевозчик? На основании чего вы здесь осуществляете свою деятельность? Вот ответьте мне!».

Контролёр: «Перевозчиком в пригородном сообщении на 9 направлениях Московского транспортного узла является ОАО «Центральная Пригородная Пассажирская Компания». Компания осуществляет свою деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на основании Лицензии, выданной Минтрансом РФ 16 апреля 2014 года. Я кассир-контролёр являюсь уполномоченным представителем Перевозчика по контролю наличия и действительности проездных документов у пассажиров в пригородных поездах».

Пассажир: «Ну ладно, так и быть, я перейду в соседний вагон. Так устроит? И давайте на этом остановимся, я все равно выхожу через остановку».

Встает с места и идет к выходу из салона вагона.

Контролёр сопровождает пассажира к выходу: «Всего доброго вам!».

Пример №6 (Сценарий)

Пассажир 10–12 лет, проезд не оформлен, в наличии удостоверение кадета (визуальное условие для контролёра: проезд осуществляется пассажиром 16 июня текущего года).

По итогам проверки пользователь-оператор должен:

• определить принадлежность документа предъявителю по фотографии;

• определить, что данный пассажир относится к льготной категории — «учащийся кадетского корпуса» (код 2606);

• определить соответствие настоящего временного периода периоду действия льготы, в данном случае проезд осуществляется в период, когда льгота не действует: с 16.06 – 31.08 текущего года;

• проинформировать пассажира о периоде предоставления льготы — 50% скидка от действующего тарифа в период 01.01 — 15.06 и 01.09 — 31.12 текущего года и необходимости оплаты проезда по полному тарифу в настоящий период;

• должен отреагировать на возрастную категорию пассажира — ребенок без сопровождения.

Контролёр: «Добрый день! Предъявите, пожалуйста, ваш проездной документ».

Пассажир подаёт контролёру «Удостоверение кадета»:

«Я не успел купить билет. Заплатить здесь можно? Сколько стоит от Одинцово до Можайска?».

Контролёр проверяет данные предъявленного удостоверения.

«Вы у нас учащийся Кадетского корпуса. Льгота по оплате проезда даётся вам только на период учёбы – с 01.01 по 15.06 и с 01.09 по 31.12. В период летних каникул билет берётся за полную стоимость»

Пассажир: «Жалко…»

Контролёр выставляет на ПТК маршрут поездки пассажира Одинцово-Можайск (набирает на ПТК коды станции Одинцово (012) и Можайска (044)), устанавливает подключение сбора за оформление билета в поезде (100 руб.):

«Проезд по маршруту Одинцово-Можайск составляет 298 рублей» (называет стоимость проезда, которая определилась на экране ПТК).

Пассажир протягивает контролёру озвученную сумму оплаты (без сдачи).

Контролёр производит оформление билета на ПТК, берёт денежные средства у пассажира, производит пересчёт их вслух, озвучивает общую полученную с пассажира сумму денежных средств, кладёт их в кассовую сумку, отрывает билет и отдает его пассажиру на руки.

Контролёр: «Скажи, а сколько тебе лет? Тебя кто-то встретит в Можайске?».

Пассажир: «Мне 12 лет. Я еду к бабушке. Мы договорились, она меня на платформе будет встречать».

Контролёр: «Я тоже выхожу в Можайске, смотри, если что-то будет нужно, обращайся, могу тебя проводить?», «Счастливого пути!».

Пример №7 (Сценарий)

Пассажир отказывается от приобретения проездного документа и отказывается выходить («ТРОЛЛЬ»).

Контролёр: «Добрый день! Предъявите, пожалуйста, ваш проездной документ».

Пассажир: «Почему я должен предъявлять тебе проездной документ?! На каком основании?! Кто ты такой?!».

Контролёр: «По Федеральному законодательству (новая редакция статьи 82 ФЗ-18 “Устав железнодорожного транспорта РФ”) Перевозчик имеет право контролировать соблюдение пассажирами Федерального законодательства в части исполнения обязательств по оплате проезда. Каждый пассажир должен иметь проездной документ (билет) как подтверждение заключённого договора на перевозку с Перевозчиком. Кассир-контролёр является уполномоченным лицом Перевозчика, на которого возложена функция контроля наличия и действительности проездных документов у пассажиров в пригородных поездах. Я кассир-контролёр, вот моё удостоверение (предъявляет пассажиру в развернутом виде служебное удостоверение), поэтому я имею полное право на проверку у вас проездного документа. Будьте так любезны, предъявите ваш проездной документ».

Пассажир не реагирует, сидит в раздумье, смотрит в окно поезда.

Кассир-контролёр: «Согласно пунктам 56 и 57 “Правил перевозки пассажиров”, если вы отказываетесь от предъявления уполномоченному лицу Перевозчика своего проездного документа, то вы считаетесь безбилетным гражданином. А безбилетный гражданин обязан приобрести проездной документ! Оплатить свой проезд, согласно установленным тарифам, оплатить при необходимости сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа в поезде в размере 100 руб.

Если вы отказываетесь от приобретения проездного документа, то согласно статье 82, статье 110.1. ФЗ-18 “Устав железнодорожного транспорта РФ”, пункта 58 “Правил перевозки пассажиров” вы обязаны оплатить Перевозчику штраф за безбилетный проезд в размере 1 100 рублей. Для составления акта о безбилетном проезде прошу предоставить ваше удостоверение личности, желательно паспорт».

Пассажир по-прежнему молчит, смотрит в окно и не реагирует на замечания контролёра.

Контролёр: «Я вынужден расценивать ваше молчание как отказ от урегулирования ситуации. В таком случае я как полноправный представитель Перевозчика имею право на принятие мер к вашему удалению из поезда на ближайшей станции».

Пассажир: «А на каком основании вы меня будете удалять из поезда? Откуда такие правила?!».

Контролёр: «На основании *пункта 70 “Правил перевозки пассажиров”, если пассажир проезжает без проездного документа и отказывается от его приобретения, то он удаляется из поезда работниками Перевозчика на ближайшей станции».

Пассажир: «Давайте! А я буду снимать, как у вас это получится, выложу это в соц. сетях, да ещё напишу жалобу на ваши действия!» (встает с места и начинает вести видеосъемку на мобильный телефон, движется следом за контролёром).

Контролёр: «Я запрещаю вам видеосъемку, а также дальнейшее использование видеозаписи с моим изображением без моего согласия. Согласно ст.152.1. “Гражданского кодекса РФ” обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускается только с согласия этого гражданина».

«Покиньте, пожалуйста, поезд!», «Выйдете из вагона!», «Не нарушайте общественный порядок!», «Я вызываю сотрудников полиции!».

Направляется к кнопке связи «ПАССАЖИР-МАШИНИСТ» для вызова сотрудников полиции, вызывает сотрудников полиции: «Сотрудники полиции, просьба пройти в вагон № 6! Повторяю, сотрудники полиции, просьба пройти в вагон № 6!»

Говорит пассажиру: «Ожидайте сотрудников полиции».

Не обращая дальнейшего внимания на этого пассажира, продолжает проводить проверку проездных документов у пассажиров в вагоне.

Все вышесказанное подтверждает то, что задача создания коммутационного VR-тренажера для тренировки и оценки профпригодности кассиров-контролеров на базе воссозданных в условиях реальной действительности ситуационно-поведенческих моделей, позволяющего произвести базовую оценку уровня теоретической и практической подготовленности персонала решена и предлагаемое решение промышленно применимо.

Перечень сокращений:

ПК – персональный компьютер

ПТК – портативный терминал контролёра

СКМ – социальная карта москвича

ФИО – фамилия, имя, отчество

VR – virtual reality

Преимущества предлагаемого изобретения заключаются в том, что коммутационный VR-тренажер дает возможность максимально эффективного обучения и тестирования профессионального уровня кассиров-контролеров за счет полного погружения в смоделированные и максимально приближенные к действительности сценарии с возможностью использования всех физических способностей пользователя-оператора, включая слух, голос, зрение, движение в пространстве.

1. Коммутационный VR–тренажер, включающий ПК с машиночитаемым носителем, содержащим логическую часть тренажера в виде программного комплекса и графическую трехмерную оболочку, подключенные к ПК, периферийные устройства для навигации в виртуальной среде, включающие: очки виртуальной реальности, манипуляторы-контроллеры, треккеры положения – маяки отслеживания положения пользователя-оператора в пространстве и площадку передвижения – трек-зону; при этом логическая часть в виде программного комплекса включает: связанные между собой посредством локального программного интерфейса коммутационный модуль, выполненный с возможностью хранения информации о наборе действий, и модуль оценки, отличающийся тем, что коммутационный модуль выполнен с возможностью хранения информации: о наборе диалогов в сценариях, состоящих из смоделированных учебных ситуаций, текущем состоянии сценария, анализе текущего состояния сценария; а модуль оценки выполнен с возможностью оценки правильно или неправильно выполненных оператором действий и сравнения с последовательностью действий, содержащихся в наборе действий и диалогов в сценариях, при этом коммутационный VR–тренажер выполнен таким образом, что пользователь-оператор связан двусторонней связью с инструктором и очками виртуальной реальности, которые, в свою очередь, содержат: шлем, наушники, микрофон, манипулятор-контроллер, треккеры положения и площадку передвижения; а сами очки виртуальной реальности связаны двусторонней связью с программным комплексом, который содержит: модуль набора сценариев, модуль редактора сценариев и модуль движка - основы программного комплекса, который, в свою очередь, состоит из модуля симулятора, коммутационного модуля, модуля оценки и голосового модуля, а сам программный комплекс расположен в ПК, который связан двусторонними связями с инструктором и очками виртуальной реальности, причем коммутационный модуль модуля движка связан двусторонними связями с модулем симулятора, модулем набора сценариев, голосовым модулем, модулем оценки, а также с площадкой передвижения, треккерами положения, манипуляторами-контроллерами и шлемом, при этом набор сценариев программного комплекса связан двусторонней связью с модулем редактора сценариев.

2. Способ тренировки и оценки профпригодности кассиров-контролеров, осуществляемый с помощью коммутационного VR-тренажера по п. 1, характеризующийся тем, что содержит этапы, на которых: включают ПК и очки виртуальной реальности, затем запускают программный комплекс, после чего визуализируют на экране очков виртуальной реальности, подключенных к ПК, графическую трехмерную оболочку, загруженную в программный комплекс ПК, и отображают на экране очков интерфейс программы, после чего отслеживают посредством треккеров положения изменение положения тела пользователя-оператора, далее информацию об изменениях положения тела от треккеров положения передают через протоколы взаимодействия в программный комплекс тренажера, затем сверяют со сценарием действия пользователя-оператора и переходят в определенное состояние, предусмотренное сценарием; после перехода в определенное состояние данные о состоянии, в которое перешел сценарий, передают в графическую оболочку тренажера и отображают на экране очков виртуальной реальности, после этого оценивают правильные и неправильные действия при совершении тренировки и присваивают баллы с соответствующими весовыми коэффициентами посредством программного комплекса тренажера, отличающийся тем, что визуализируют на экране шлема виртуальной реальности, подключенного к ПК, графическую трехмерную оболочку, загруженную в программный комплекс, вагона электропоезда и инвентаря, доступного пользователю, и осуществляют оценку физических и речевых действий оператора с помощью модуля оценки, после чего проводят проверку соответствия действий оператора в виртуальной среде по выбранному инструктором сценарию с помощью коммутационного модуля, модуля набора сценариев, модуля редактора сценариев, загруженных в ПК, в соответствии с должностной инструкцией.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится в целом к устройствам и системам для показа физических упражнений. В частности, изобретение относится к усовершенствованному роботу для показа упражнений и его визуальным аналогам.

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для звукобуквенного или фонетического разбора слов.

Изобретение предназначено для подготовки стрелков в спортивной стендовой стрельбе из ружья по подвижным мишеням, а также для развития навыков стрелков в концентрации внимания на движущейся мишени.

Изобретения относятся к области обучения боевым искусствам. Оборудование для обучения боевыми искусствами, система и способ его использования предполагают наличие рукояти (100) мишени (155), включающую акселерометр (110), обеспечивающий первый выходной информационный сигнал (112), высотомер (120), обеспечивающий второй выходной информационный сигнал (122), центральный процессор - ЦП (130), принимающий и сохраняющий первый (112) и второй (122) выходные информационные сигналы, источник питания (140) для акселерометра (110), высотомера (120) и ЦП (130), соединитель (150)с ударной мишенью (155), дисплей (160), световод (170) и пользовательский интерфейс (190), предназначенный для приема команд от руки, удерживающей рукоять (100).

Изобретение относится к компьютерным средствам обучения работников. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей.

Изобретение относится к способу оценивания пилотирования самолета летчиком на этапе перед касанием при посадке. Для оценивания пилотирования регистрируют параметры самолета и действий летчика штатным бортовым устройством регистрации и передают их в наземное устройство автоматизированной обработки полетной информации, формируют массив данных значений высоты и вертикальной скорости, определяют зависимость скорости снижения от высоты в определенные моменты времени, производят оценку качества пилотирования для каждой посадки в соответствии с принятыми нормативными значениями.

Изобретение относится к способам запоминания слов на иностранном языке путем аудиовизуальной передачи информации с использованием мультимедийного устройства. Способ предусматривает воспроизведение звуковым средством мультимедийного устройства иностранной песни и синхронную демонстрацию на дисплее мультимедийного устройства текстовых субтитров, относящихся к словам иностранной песни.

Изобретение относится к области тренажерных технологий, в частности к способам оценивания результатов выполнения упражнений на учебно-тренировочных средствах (УТС), и может быть использовано для оценивания результатов стрельб отделения стрелков-зенитчиков при обучении их на УТС.

Изобретение относится к способу мониторинга электронных образовательных ресурсов в учебном заведении. Технический результат заключается в автоматизации мониторинга электронных образовательных ресурсов.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении точности дифференциальной диагностики первичного уровня развития когнитивных способностей.
Наверх