Способ эксплуатации контура циркуляции масла, в частности, для транспортного средства

Изобретение относится к способу эксплуатации контура циркуляции масла, в частности, для транспортного средства, причем посредством этого контура (5) циркуляции масла снабжается маслом (8) двигатель (7) внутреннего сгорания, причем этот контур (5) циркуляции масла имеет по меньшей мере один масляный радиатор (15), посредством которого охлаждается масло (8), текущее по контуру (5) циркуляции масла, и при этом предусмотрен по меньшей мере один сенсор (39) температуры, посредством которого измеряется температура масла (8), текущего по контуру (5) циркуляции масла, в частности, ниже по потоку от масляного радиатора (15) и выше по потоку от двигателя (7) внутреннего сгорания. В соответствии с изобретением сенсор (39) температуры по сигнальной технологии соединен с устройством (11, 13, 43, 35) регулирования и/или управления, посредством которого осуществляется управление и/или регулирование температуры масла (8), текущего по контуру (5) циркуляции масла, таким образом, что температура, измеряемая посредством сенсора (39) температуры, имеет заданное номинальное значение (Tном.) температуры. В частности, для снижения расхода топлива двигателя (7) внутреннего сгорания номинальное значение (Tном.) температуры устанавливается и/или переставляется посредством устройства (11, 13, 43, 35) регулирования и/или управления в зависимости от приводной мощности (Pприв.), в частности в зависимости от приводного вращающего момента и/или в зависимости от приводной частоты вращения двигателя (7) внутреннего сгорания. Изобретение обеспечивает сокращение расхода топлива двигателя внутреннего сгорания. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение касается способа эксплуатации контура циркуляции масла, в частности для транспортного средства, согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения, устройства для транспортного средства, в частности, автомобиля промышленного назначения, согласно ограничительной части п.14 формулы изобретения, а также транспортного средства, в частности, автомобиля промышленного назначения, для выполнения способа и/или имеющего устройство по п.15 формулы изобретения.

Двигатель внутреннего сгорания обычно снабжается маслом посредством контура циркуляции масла. При этом масло может использоваться как для смазки двигателя внутреннего сгорания, так и для охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Такой контур циркуляции масла имеет обычно по меньшей мере один масляный радиатор, посредством которого охлаждается масло, текущее по контуру циркуляции масла. Этот масляный радиатор часто выполнен в виде поглощающего тепло теплообменника контура циркуляции охлаждающего средства, посредством которого могут охлаждаться как двигатель внутреннего сгорания, так и масло, текущее по контуру циркуляции масла.

Кроме того, контур циркуляции масла имеет обычно также по меньшей мере один сенсор температуры, посредством которого измеряется температура масла, текущего по контуру циркуляции масла, если смотреть в направлении течения масла, ниже по потоку от масляного радиатора и выше по потоку от двигателя внутреннего сгорания. Посредством этого сенсора температуры может проверяться или, соответственно, контролироваться, имеет ли масло, текущее по контуру циркуляции масла, желаемую температуру или нет. Обычно контур циркуляции масла рассчитан таким образом, что масло, текущее по контуру циркуляции масла в области сенсора температуры, имеет рабочую температуру от 85 до 100°C в широком диапазоне рабочих точек двигателя. Такая рабочая температура масла предотвращает, в частности при полной нагрузке двигателя внутреннего сгорания, столь сильный нагрев масла, чтобы оно портилось или происходило сильное смешанное трение.

Задачей изобретения является предложить способ эксплуатации контура циркуляции масла, в частности для транспортного средства, и устройство для транспортного средства, в частности для автомобиля промышленного назначения, посредством которых простым и эффективным образом может сокращаться расход топлива двигателя внутреннего сгорания.

Эта задача решается с помощью признаков независимых пунктов формулы изобретения. Предпочтительные усовершенствования раскрыты в зависимых пунктах формулы изобретения.

По п.1 формулы изобретения предлагается способ эксплуатации контура циркуляции масла, в частности для транспортного средства, причем посредством этого контура циркуляции масла снабжается маслом двигатель внутреннего сгорания, причем этот контур циркуляции масла имеет по меньшей мере один масляный радиатор, посредством которого охлаждается масло, текущее по контуру циркуляции масла, и при этом предусмотрен по меньшей мере один сенсор температуры, посредством которого измеряется температура масла, текущего по контуру циркуляции масла, в частности ниже по потоку от масляного радиатора и выше по потоку от двигателя внутреннего сгорания. В соответствии с изобретением сенсор температуры по сигнальной технологии соединен с устройством регулирования и/или управления, посредством которого осуществляется управление и/или регулирование температуры масла, текущего по контуру циркуляции масла, таким образом, что температура, измеряемая посредством сенсора температуры, имеет заданное номинальное значение температуры. Кроме того, в частности для снижения расхода топлива двигателя внутреннего сгорания, номинальное значение температуры устанавливается и/или переставляется посредством устройства регулирования и/или управления в зависимости от приводной мощности, в частности в зависимости от приводного вращающего момента и/или в зависимости от приводной частоты вращения, двигателя внутреннего сгорания.

Таким образом может просто и эффективно сокращаться расход топлива двигателя внутреннего сгорания, так как температура масла, текущего по контуру циркуляции масла, в области сенсора температуры теперь устанавливается, соответственно, переставляется в зависимости от приводной мощности двигателя внутреннего сгорания посредством устройства регулирования и/или управления. Например, при более низкой приводной мощности двигателя внутреннего сгорания может устанавливаться более высокое номинальное значение температуры. Благодаря этому сокращается вязкость масла и вместе с тем также расход топлива двигателя внутреннего сгорания. Благодаря низкой приводной мощности двигателя внутреннего сгорания масло, кроме того, не нагревается в области двигателя внутреннего сгорания настолько сильно, чтобы оно портилось. При более высокой приводной мощности двигателя внутреннего сгорания посредством устройства регулирования и/или управления может, например, устанавливаться, соответственно, переставляться более низкое номинальное значение температуры. Тем самым гарантируется, что масло не нагреется двигателем внутреннего сгорания настолько сильно, что оно разложится. Таким образом, при предлагаемом изобретением осуществлении способа температура масла, текущего по контуру циркуляции масла, всегда может устанавливаться таким образом, что двигатель внутреннего сгорания будет иметь минимальный расход топлива. Благодаря этому могут также сокращаться эмитируемые двигателем внутреннего сгорания вредные вещества.

Термин «сенсор температуры» здесь определенно следует понимать в широком смысле. Так, сенсор температуры может представлять собой здесь любое устройство для регистрации температуры, посредством которого может регистрироваться температура масла, текущего по контуру циркуляции масла. Однако предпочтительно, если температура масла измеряется посредством сенсора температуры, например, посредством термоэлемента.

В одном из предпочтительных вариантов осуществления способа, если приводная мощность двигателя внутреннего сгорания превышает заданное значение приводной мощности, в качестве номинального значения температуры устанавливается первое значение температуры. Если приводная мощность двигателя внутреннего сгорания не превышает заданное значение приводной мощности, то в качестве номинального значения температуры может устанавливаться второе значение температуры, составляющее больше первого значения температуры. Таким образом, может просто и эффективно сокращаться расход топлива двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, предпочтительно в памяти устройства регулирования и/или управления сохранено по меньшей мере одно поле характеристик, в которое введено номинальное значение температуры в зависимости от приводной мощности двигателя внутреннего сгорания.

Предпочтительно в режиме полной нагрузки двигателя внутреннего сгорания и/или в режиме частичной нагрузки двигателя внутреннего сгорания в верхнем диапазоне частичной нагрузки в качестве номинального значения температуры устанавливается значение температуры от 85°C до 100°C, предпочтительно от 85°C до 95°C. Посредством такого номинального значения температуры надежно гарантируется, что масло, текущее по контуру циркуляции масла, в режиме полной нагрузки и/или в верхнем диапазоне частичной нагрузки двигателя внутреннего сгорания не будет слишком сильно нагреваться двигателем внутреннего сгорания.

Также предпочтительно в режиме частичной нагрузки двигателя внутреннего сгорания в нижнем и/или среднем диапазоне частичной нагрузки в качестве заданного номинального значения температуры устанавливается значение температуры от 105°C до 120°C, предпочтительно от 110°C до 120°C. Благодаря этому простым образом может сокращаться расход топлива двигателя внутреннего сгорания в нижнем, соответственно, среднем диапазоне частичной нагрузки двигателя внутреннего сгорания, без порчи масла, текущего по контуру циркуляции масла, и слишком сильного сокращения несущей способности масла.

В одном из особенно предпочтительных вариантов осуществления контур циркуляции масла имеет по меньшей мере один байпасный канал, посредством которого по меньшей мере часть масла, текущего по контуру циркуляции масла, может направляться, минуя масляный радиатор, при этом устройство регулирования и/или управления для управления или, соответственно, регулирования температуры масла имеет установочное устройство, посредством которого может устанавливаться и/или переставляться количество масла, текущего по байпасному каналу, и количество масла, направляемого через масляный радиатор. Посредством байпасного канала и установочного устройства может особенно просто и эффективно посредством устройства регулирования и/или управления устанавливаться, соответственно, переставляться температура масла, текущего по контуру циркуляции масла. Благодаря этому может также особенно эффективно снижаться расход топлива двигателя внутреннего сгорания. При этом предпочтительно предусмотрено, что посредством сенсора температуры измеряется температура масла, текущего по контуру циркуляции масла, если смотреть в направлении течения масла, ниже по потоку от выхода масла из байпасного канала и выше по потоку от двигателя внутреннего сгорания.

Предпочтительно установочное устройство представляет собой по меньшей мере один клапан. При этом предпочтительно предусмотрено, что этот клапан представляет собой регулируемый и/или управляемый клапан, в частности регулируемый и/или управляемый ходовой клапан, чтобы можно было особенно гибким образом или, соответственно, всегда по желанию устанавливать температуру масла, текущего по контуру циркуляции масла.

Также предпочтительно предусмотрен контур циркуляции охлаждающего средства, посредством которого могут охлаждаться охлаждающим средством двигатель внутреннего сгорания и масляный радиатор, соответственно, контур циркуляции масла, причем при холодном пуске двигателя внутреннего сгорания все масло направляется через масляный радиатор. Таким образом, масло, текущее по контуру циркуляции масла, может особенно быстро нагреваться при холодном пуске, так как охлаждающее средство, текущее по контуру циркуляции охлаждающего средства, при холодном пуске нагревается быстрее, чем масло, текущее по контуру циркуляции масла. Альтернативно и/или дополнительно при холодном пуске двигателя внутреннего сгорания, при котором температура масла находится ниже определенного значения температуры, предпочтительно ниже 10°C, все масло может направляться по байпасному каналу. Благодаря этому оказывается эффективное противодействие повреждению масляного радиатора особенно вязкотекучим, соответственно, высоковязким при низких температурах маслом и возникающим в результате этого высоким давлением масла.

Предпочтительно контур циркуляции масла имеет по меньшей мере один регулируемый масляный насос, посредством которого масло нагнетается по контуру циркуляции масла, при этом посредством устройства регулирования и/или управления осуществляется регулирование и/или управление масляным насосом и вместе с тем нагнетаемым посредством масляного насоса количеством масла для управления температурой масла, текущего по контуру циркуляции масла. Таким образом может тоже просто и эффективно посредством устройства регулирования и/или управления устанавливаться, соответственно, переставляться температура масла, текущего по контуру циркуляции масла.

Также предпочтительно предусмотрен контур циркуляции охлаждающего средства, посредством которого двигатель внутреннего сгорания и масляный радиатор, соответственно, контур циркуляции масла охлаждаются охлаждающим средством, при этом посредством устройства регулирования и/или управления осуществляется регулирование и/или управление по меньшей мере одним компонентом контура циркуляции охлаждающего средства, влияющим на охлаждение масляного радиатора, соответственно, контура циркуляции масла, для управления температурой масла, текущего по контуру циркуляции масла. Благодаря этому посредством устройства регулирования и/или управления может тоже просто и эффективно устанавливаться, соответственно, переставляться температура масла, текущего по контуру циркуляции масла.

В одном из предпочтительных вариантов осуществления указанный по меньшей мере один компонент контура циркуляции охлаждающего средства представляет собой вентилятор для охлаждения отводящего тепло теплообменника контура циркуляции охлаждающего средства и/или регулируемый насос для охлаждающего средства и/или регулируемый клапан термостата. Посредством этих компонентов может просто и эффективно устанавливаться, соответственно, переставляться охлаждение контура циркуляции масла.

В другом предпочтительном варианте осуществления устройство регулирования и/или управления по сигнальной технологии соединено с устройством прогнозирования, посредством которого может определяться предположительная приводная мощность, в частности предположительный приводной вращающий момент и/или предположительная приводная частота вращения двигателя внутреннего сгорания на предстоящем участке пути следования транспортного средства, имеющего это приводное устройство, при этом номинальное значение температуры, при рассмотрении во времени, устанавливается или переставляется посредством устройства регулирования и/или управления уже до достижения предстоящего участка пути следования в зависимости от определенной посредством устройства прогнозирования предположительной приводной мощности двигателя внутреннего сгорания. Таким образом, температура масла, текущего по контуру циркуляции масла, при рассмотрении во времени, может устанавливаться или переставляться посредством устройства регулирования и/или управления уже до достижения предстоящего участка пути следования таким образом, чтобы эта температура масла, текущего по контуру циркуляции масла, при достижении, соответственно, проезде предстоящего участка пути следования равна температуре, оптимальной для проезда предстоящего участка пути следования. Например, номинальное значение температуры, при рассмотрении во времени, может уменьшаться уже перед предстоящим участком пути следования, на котором требуется особенно высокая приводная мощность двигателя внутреннего сгорания. Такой предстоящий участок пути следования может, например, представлять собой длинный подъем пути следования. Также номинальное значение температуры, при рассмотрении во времени, может повышаться уже перед предстоящим участком пути следования, на котором требуется особенно низкая приводная мощность двигателя внутреннего сгорания. Такой предстоящий участок пути следования может, например, представлять собой длинный спуск.

В одном из предпочтительных вариантов осуществления устройство прогнозирования имеет определитель веса, посредством которого может определяться вес транспортного средства. Посредством такого устройства для определения веса может надежно и просто определяться приводная мощность транспортного средства, необходимая на предстоящем участке пути следования. Также предпочтительно устройство прогнозирования имеет устройство для определения подъема, посредством которого может определяться подъем предстоящего участка пути следования. Таким образом может также просто и надежно посредством устройства прогнозирования определяться приводная мощность, необходимая на предстоящем участке пути следования. При этом подъем предстоящего участка пути следования может, например, находиться путем определения положения транспортного средства на его пути следования, например, посредством GPS, в сочетании с данными о подъеме из цифровой дорожной карты.

Предпочтительно номинальное значение температуры дополнительно устанавливается и/или переставляется также посредством устройства регулирования и/или управления в зависимости от текущей вязкости масла, чтобы можно было оптимально устанавливать номинальное значение температуры. Предпочтительно для этого в памяти устройства регулирования и/или управления сохраняется по меньшей мере одно поле характеристик, в которое внесено номинальное значение температуры в зависимости от приводной мощности и вязкости масла.

Предпочтительно предусмотрено соединенное по сигнальной технологии с устройством регулирования и/или управления устройство для измерения вязкости, посредством которого может измеряться текущая вязкость масла, текущего по контуру циркуляции масла. Посредством такого устройства для измерения вязкости текущая вязкость масла всегда может измеряться надежно и с высокой точностью. При этом предпочтительно предусмотрено, что посредством устройства для измерения вязкости вязкость масла, текущего по контуру циркуляции масла, измеряется ниже по потоку от масляной ванны контура циркуляции масла и выше по потоку от масляного радиатора.

Альтернативно и/или дополнительно к устройству для измерения вязкости предусмотрено соединенное по сигнальной технологии с устройством регулирования и/или управления, обслуживаемое человеком устройство ввода, посредством которого, в частности вручную, может вводиться класс вязкости и/или показатель HTHS (англ. High Temperature High Shear Rate, высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига) используемого в данном случае масла. Посредством этой информации может определяться, какой тип масла, соответственно, какое масло используется в данном случае. По информации об используемом в данном случае масле может затем определяться текущая вязкость масла. При этом определение текущей вязкости масла может, например, осуществляться посредством поля характеристик, сохраненного в памяти устройства регулирования и/или управления, в которое внесена вязкость используемого масла в зависимости от температуры масла. При этом температура масла может измеряться, например, посредством сенсора температуры. Предпочтительно при этом предусмотрено, что такое поле характеристик сохранено в памяти устройства регулирования и/или управления для каждого возможного типа масла. Класс вязкости и/или показатель HTHS масла может, например, вводиться в устройство ввода при смене масла.

Также предпочтительно предусмотрен соединенный по сигнальной технологии с устройством регулирования и/или управления сенсор давления, посредством которого измеряется давление смазочного масла, текущего по контуру циркуляции масла, причем этот сенсор давления, если смотреть в направлении течения масла, расположен ниже по потоку от выхода масла из байпасного канала и выше по потоку от двигателя внутреннего сгорания внутри или на контуре циркуляции масла. Такой сенсор давления может, например, применяться для контроля двигателя внутреннего сгорания, для регулирования масляного насоса или для измерения текущей вязкости масла.

Предпочтительно предусмотрен контур циркуляции масла коробки передач, посредством которого может снабжаться маслом, в частности, соединяемая с двигателем внутреннего сгорания коробка передач, при этом указанный контур циркуляции масла, соответственно, контур циркуляции масла двигателя и контур циркуляции масла коробки передач выполнены отдельно друг от друга. Также предпочтительно предусмотрен один единственный контур циркуляции масла для снабжения маслом двигателя внутреннего сгорания.

Также предпочтительно предусмотрено обслуживаемое человеком устройство обслуживания, в частности клавиша и/или выключатель, посредством которого возможна активация и деактивация режима «Eco-Friction-Mode» (англ. режим экономичного трения), причем при активировании режима «Eco-Friction-Mode» двигатель внутреннего сгорания уже не эксплуатируется с полной нагрузкой и/или с высокой частичной нагрузкой. Таким образом, в режиме «Eco-Friction-Mode» может устанавливаться более высокое номинальное значение температуры и сокращаться расход топлива двигателя внутреннего сгорания.

Для решения вышеназванной задачи предметом заявки является также устройство для транспортного средства, в частности для автомобиля промышленного назначения, имеющее контур циркуляции масла, посредством которого может снабжаться маслом двигатель внутреннего сгорания, причем этот контур циркуляции масла имеет по меньшей мере один масляный радиатор, посредством которого охлаждается масло, текущее по контуру циркуляции масла, и при этом предусмотрен по меньшей мере один сенсор температуры, посредством которого может измеряться температура масла, текущего по контуру циркуляции масла, в частности ниже по потоку от масляного радиатора и выше по потоку от двигателя внутреннего сгорания. В соответствии с изобретением сенсор температуры по сигнальной технологии соединен с устройством регулирования и/или управления, посредством которого может осуществляться управление и/или регулирование температуры масла, текущего по контуру циркуляции масла, таким образом, что температура, измеряемая посредством сенсора температуры, имеет заданное номинальное значение температуры. Кроме того, в частности для снижения расхода топлива двигателя внутреннего сгорания, номинальное значение температуры может устанавливаться и/или переставляться посредством устройства регулирования и/или управления в зависимости от приводной мощности, в частности в зависимости от приводного вращающего момента и/или в зависимости от приводной частоты вращения двигателя внутреннего сгорания.

Получающиеся с помощью предлагаемого изобретением устройства преимущества идентичны уже оцененным преимуществам предлагаемого изобретением осуществления способа, так что в этом месте они не повторяются.

Кроме того, предметом заявки является также транспортное средство, в частности автомобиль промышленного назначения, для выполнения предлагаемого изобретением способа и/или имеющий предлагаемое изобретением устройство. Получающиеся отсюда преимущества тоже идентичны уже оцененным преимуществам предлагаемого изобретением осуществления способа, так что здесь они также не повторяются.

Поясненные выше и/или изложенные в зависимых пунктах формулы изобретения предпочтительные варианты осуществления и/или усовершенствования изобретения, за исключением, например, случаев однозначных зависимостей или несовместимых альтернатив, могут применяться по отдельности или же в любой комбинации друг с другом.

Ниже изобретение и его предпочтительные варианты осуществления и усовершенствования, а также их преимущества поясняются подробнее только в качестве примера с помощью чертежей.

Показано:

фиг.1: на виде сбоку транспортное средство, имеющее предлагаемое изобретением устройство;

фиг.2: схематичное изображение, с помощью которого поясняется конструкция устройства; и

фиг.3: изображение, с помощью которого поясняется предлагаемое изобретением выполнение способа.

На фиг.1 показано выполненное здесь в качестве примера в виде грузового автомобиля транспортное средство 1, имеющее предлагаемое изобретением устройство 3 (фиг.2). Ниже конструкция устройства 3 более подробно поясняется с помощью фиг.2.

Как показано на фиг.2, устройство 3 имеет контур 5 циркуляции масла, посредством которого снабжается маслом двигатель 7 внутреннего сгорания, обозначенный на фиг.2 штриховыми линиями. Контур 5 циркуляции масла имеет здесь в качестве примера, если смотреть в направлении течения масла, масляную ванну 9, масляный насос 11, ходовой клапан 13, масляный радиатор 15 и главный канал 17. Посредством масляного насоса 11 масло 8, скапливающееся в масляной ванне 9, всасывается и нагнетается в последующий контур 5 циркуляции масла. Выполненный здесь в качестве примера в виде трехходового четырехпозиционного клапана ходовой клапан 13 представляет собой установочное устройство, посредством которого может устанавливаться или, соответственно, переставляться количество масла 8, направляемого через масляный радиатор 15, и количество масла 8, текущего по байпасному каналу 19 контура 5 циркуляции масла. Контур 5 циркуляции масла разветвляется здесь в качестве примера в расположенной выше по потоку от масляного радиатора 15 области 21 разветвления на байпасный канал 19 и канал 23 масляного радиатора. В области 25 объединения, расположенной, если смотреть в направлении течения масла, ниже по потоку от масляного радиатора 15, байпасный канал 19 и канал 23 масляного радиатора снова объединяются. Область 21 разветвления здесь в качестве примера представляет собой ходовой клапан 13. Ниже по потоку от области 25 объединения здесь проходит главный канал 17 контура 5 циркуляции масла. Кроме того, двигатель внутреннего сгорания 7, масляный насос 11 и ходовой клапан 13 соединены здесь по сигнальной технологии с прибором 35 управления, посредством которого осуществляется управление масляным насосом 11 и ходовым клапаном 13.

В соответствии с фиг.2 устройство 3 имеет здесь в качестве примера также сенсор 37 давления, посредством которого может измеряться давление масла 8, текущего по контуру 5 циркуляции масла, внутри или на главном канале 17 контура 5 циркуляции масла. Кроме того, устройство 3 имеет сенсор 39 температуры, посредством которого может измеряться температура масла 6(8?), текущего по контуру 5 циркуляции масла, внутри или на главном канале 17 контура 5 циркуляции масла. Сенсор 37 давления и сенсор 39 температуры здесь тоже по сигнальной технологии соединены с прибором 35 управления.

Как показано также на фиг.2, транспортное средство 1 имеет сенсор 27 температуры, посредством которого может измеряться температура масла 8 контура 5 циркуляции масла, скапливающегося в масляной ванне 9. Кроме того, устройство 3 имеет также сенсор 31 давления, посредством которого может измеряться давление масла 8, текущего по контуру 5 циркуляции масла, если смотреть в направлении течения масла, ниже по потоку от масляного насоса 11 и выше по потоку от ходового клапана 13. Кроме того, устройство имеет здесь также в качестве примера сенсор 33 расхода, посредством которого может измеряться расход масла 8, текущего по контуру 5 циркуляции масла, если смотреть в направлении течения масла, ниже по потоку от масляного насоса 11 и выше по потоку от ходового клапана 13. Сенсор 27 температуры, сенсор 31 давления и сенсор 33 расхода соединены по сигнальной технологии с прибором 35 управления. По температуре, измеряемой посредством сенсора 27 температуры, давлениям, измеряемым посредством сенсоров 31, 37 давления и расходу, измеряемому посредством сенсора 33 расхода, посредством прибора 35 управления может рассчитываться текущая вязкость масла 8, текущего по контуру 5 циркуляции масла, если смотреть в направлении течения масла, ниже по потоку от двигателя 7 внутреннего сгорания и выше по потоку от ходового клапана 21. Таким образом, сенсор 27 температуры, сенсоры 31, 37 давления, сенсор 33 расхода и прибор 35 управления образуют здесь устройство для измерения вязкости. Альтернативно текущая вязкость масла 8 могла бы, например, рассчитываться также по температуре, измеряемой посредством сенсора 27 температуры, давлениям, измеряемым посредством сенсоров 31, 37 давления и частоте вращения двигателя 7 внутреннего сгорания.

Альтернативно и/или дополнительно к устройству для измерения вязкости устройство 3 могло бы также иметь обозначенное на фиг.2 штриховыми линиями, обслуживаемое человеком устройство 36 ввода, посредством которого может вводиться класс вязкости и/или показатель HTHS используемого в данном случае масла 8. Посредством этой информации тоже может определяться текущая вязкость масла.

Как вытекает также из фиг.2, устройство 3 имеет здесь в качестве примера также частично показанный на фиг.2 контур 41 циркуляции охлаждающего средства, посредством которого могут охлаждаться охлаждающим средством двигатель 7 внутреннего сгорания и контур 5 циркуляции масла или, соответственно, масло 8, текущее по контуру 5 циркуляции масла. Контур 41 циркуляции охлаждающего средства имеет здесь в качестве примера, если смотреть в направлении течения охлаждающего средства, насос 43 для охлаждающего средства, масляный радиатор в виде поглощающего тепло теплообменника и двигатель 7 внутреннего сгорания. Насос 43 для охлаждающего средства здесь в качестве примера тоже по сигнальной технологии соединен с прибором 35 управления и управление им осуществляется посредством прибора 35 управления в зависимости от температуры охлаждающего средства, измеряемой сенсором 45 температуры. Посредством сенсора 45 температуры здесь в качестве примера измеряется температура охлаждающего средства, текущего по контуру 41 циркуляции охлаждающего средства, ниже по потоку от устройства 43 нагнетания охлаждающего средства и выше по потоку от масляного радиатора 15.

Управление или, соответственно, регулирование ходового клапана 13, масляного насоса 15 и насоса 43 для охлаждающего средства посредством прибора 35 управления осуществляется таким образом, что температура масла, измеряемая посредством сенсора 38 температуры, имеет заданное номинальное значение температуры. Номинальное значение температуры здесь в качестве примера устанавливается и/или переставляется посредством прибора 35 управления в зависимости от приводной мощности двигателя 7 внутреннего сгорания и определенной посредством прибора 35 управления текущей вязкости масла 8.

В соответствии с фиг.3 номинальное значение температуры здесь в качестве примера устанавливается (посредством?) прибора 35 управления таким образом, что, когда приводная мощность Pприв., двигателя внутреннего сгорания превышает заданное значение P прив.,задан. приводной мощности, в качестве номинального значения Tном. температуры устанавливается первая температура T1. Когда приводная мощность Pприв. двигателя внутреннего сгорания не превышает заданного значения Pприв.,задан. приводной мощности, в качестве номинального значения Tном. температуры посредством прибора 35 управления устанавливается второе значение T2 температуры, составляющее больше первого значения T1 температуры,. Таким образом всегда поддерживается как можно более низкая вязкость масла 8, текущего по контуру 5 циркуляции масла, и таким образом сокращается расход топлива двигателя 7 внутреннего сгорания.

Кроме того, устройство 3 имеет здесь также опциональное устройство 47 прогнозирования, посредством которого может определяться предположительная приводная мощность двигателя 7 внутреннего сгорания на предстоящем участке пути следования транспортного средства 1. Номинальное значение температуры может здесь, при рассмотрении во времени, устанавливаться и/или переставляться посредством прибора 35 управления уже до достижения данного участка пути следования в зависимости от определенной посредством устройства 47 прогнозирования предположительной приводной мощности двигателя 7 внутреннего сгорания. Устройство 47 прогнозирования имеет здесь в качестве примера устройство для определения веса, посредством которого может определяться вес транспортного средства. Кроме того, устройство 47 прогнозирования имеет здесь в качестве примера также устройство 51 для определения подъема, посредством которого может определяться подъем предстоящего участка пути следования. При этом подъем предстоящего участка пути следования может определяться, например, путем определения положения транспортного средства на его пути следования в сочетании с данными о подъеме из цифровой дорожной карты.

СПИСОК ССЫЛОЧНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

1 Транспортное средство

3 Устройство

5 Контур циркуляции масла

7 Двигатель внутреннего сгорания

8 Масло

9 Масляная ванна

11 Масляный насос

13 Ходовой клапан

15 Масляный радиатор

17 Главный канал

19 Байпасный канал

21 Область разветвления

23 Канал масляного радиатора

25 Область объединения

27 Сенсор температуры

31 Сенсор давления

33 Сенсор расхода

35 Прибор управления

36 Устройство ввода

37 Сенсор давления

39 Сенсор температуры

41 Контур циркуляции охлаждающего средства

43 Насос для охлаждающего средства

45 Сенсор температуры

47 Устройство прогнозирования

49 Устройство для определения веса

51 Устройство для определения подъема

1. Способ эксплуатации контура циркуляции масла, причем посредством этого контура (5) циркуляции масла снабжают маслом (8) двигатель (7) внутреннего сгорания, причем этот контур (5) циркуляции масла имеет по меньшей мере один масляный радиатор (15), посредством которого охлаждают масло (8), текущее по контуру (5) циркуляции масла, и при этом предусмотрен по меньшей мере один сенсор (39) температуры, посредством которого измеряют температуру текущего по контуру (5) циркуляции масла масла (8), отличающийся тем,

что сенсор (39) температуры по сигнальной технологии соединен с устройством (13, 35) регулирования и/или управления, посредством которого осуществляют управление и/или регулирование температуры масла (8), текущего по контуру (5) циркуляции масла, таким образом, что температура, измеряемая посредством сенсора (39) температуры, имеет заданное номинальное значение (Tном.) температуры, и

что номинальное значение (Tном.) температуры устанавливают и/или переставляют посредством устройства (11, 13, 43, 35) регулирования и/или управления в зависимости от приводной мощности (Pприв.) двигателя (7) внутреннего сгорания.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что, когда приводная мощность (Pприв.) двигателя внутреннего сгорания превышает заданное значение (Pприв.,задан.) приводной мощности, в качестве номинального значения (Tном.) температуры устанавливают первую температуру (T1), причем, когда приводная мощность (Pприв.) двигателя внутреннего сгорания не превышает заданного значения (Pприв.,задан.) приводной мощности, в качестве номинального значения (Tном.) температуры устанавливают второе значение (T2) температуры, составляющее больше первого значения (T1) температуры.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в режиме полной нагрузки двигателя (7) внутреннего сгорания и/или в режиме частичной нагрузки двигателя (7) внутреннего сгорания в верхнем диапазоне частичной нагрузки в качестве номинального значения (Tном.) температуры устанавливают значение температуры от 85°C до 100°C, предпочтительно от 85°C до 95°C.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в режиме частичной нагрузки двигателя внутреннего сгорания (7) в нижнем и/или среднем диапазоне частичной нагрузки в качестве заданного номинального значения (Tном.) температуры устанавливают значение температуры от 105°C до 120°C, предпочтительно от 110°C до 120°C.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что контур (5) циркуляции масла имеет по меньшей мере один байпасный канал (19), посредством которого по меньшей мере часть масла (8), текущего по контуру (5) циркуляции масла, может направляться минуя масляный радиатор (15), при этом устройство (13, 35) регулирования и/или управления для управления температурой масла контура циркуляции масла (15) имеет установочное устройство (13), посредством которого устанавливается и/или переставляется количество масла (8), текущего по байпасному каналу (19), и количество масла (8), направляемого через масляный радиатор (15), при этом предпочтительно предусмотрено, что посредством сенсора (39) температуры измеряется температура масла (8), текущего по контуру (5) циркуляции масла, если смотреть в направлении течения масла, ниже по потоку от выхода (25) масла из байпасного канала (19) и выше по потоку от двигателя (7) внутреннего сгорания.

6. Способ по п.5, отличающийся тем, что установочное устройство (13) образовано по меньшей мере одним клапаном, при этом предпочтительно предусмотрено, что этот клапан образован регулируемым и/или управляемым клапаном, в частности регулируемым и/или управляемым ходовым клапаном.

7. Способ по п.5 или 6, отличающийся тем, что предусмотрен контур (41) циркуляции охлаждающего средства, посредством которого могут охлаждаться охлаждающим средством двигатель (7) внутреннего сгорания и контур (5) циркуляции масла, причем при холодном пуске двигателя (7) внутреннего сгорания все масло (8) посредством установочного устройства (13) направляется через масляный радиатор (15).

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что контур (5) циркуляции масла имеет по меньшей мере один масляный насос (11), посредством которого масло (8) нагнетается по контуру (5) циркуляции масла, при этом посредством устройства (13, 35) регулирования и/или управления осуществляется регулирование и/или управление масляным насосом (11) для управления температурой масла контура (5) циркуляции масла.

9. Способ по п.1, отличающийся тем, что предусмотрен контур (41) циркуляции охлаждающего средства, посредством которого двигатель (7) внутреннего сгорания и контур (5) циркуляции масла охлаждаются охлаждающим средством, при этом для управления температурой масла контура (5) циркуляции масла посредством устройства (13, 35) регулирования и/или управления осуществляется регулирование и/или управление по меньшей мере одним влияющим на охлаждение контура (5) циркуляции масла компонентом контура (41) циркуляции охлаждающего средства.

10. Способ по п.1, отличающийся тем, что устройство (13, 35) регулирования и/или управления по сигнальной технологии соединено с устройством (47) прогнозирования, посредством которого может определяться предположительная приводная мощность (Pприв.), в частности предположительный приводной вращающий момент и/или предположительная приводная частота вращения, двигателя (7) внутреннего сгорания на предстоящем участке пути следования транспортного средства (1), имеющего этот двигатель (7) внутреннего сгорания, при этом номинальное значение (Tном.) температуры, при рассмотрении во времени, устанавливается или переставляется посредством устройства (13, 35) регулирования и/или управления уже до достижения предстоящего участка пути следования в зависимости от определенной посредством устройства (47) прогнозирования предположительной приводной мощности (Pприв.) двигателя (7) внутреннего сгорания.

11. Способ по п.10, отличающийся тем, что устройство (47) прогнозирования имеет устройство (49) определения веса, посредством которого определяется вес транспортного средства (1), и/или что устройство (47) прогнозирования имеет устройство (51) для определения подъема, посредством которого определяется подъем предстоящего участка пути следования.

12. Способ по п.1, отличающийся тем, что номинальное значение (Tном.) температуры дополнительно устанавливается и/или переставляется посредством устройства (13, 35) регулирования и/или управления в зависимости от текущей вязкости масла (8).

13. Способ по п.12, отличающийся тем, что предусмотрено соединенное по сигнальной технологии с устройством (13, 35) регулирования и/или управления устройство (27, 31, 33, 37) для измерения вязкости, посредством которого может измеряться текущая вязкость масла (8), текущего по контуру (5) циркуляции масла, и/или что предусмотрено соединенное по сигнальной технологии с устройством (13, 35) регулирования и/или управления, обслуживаемое человеком устройство (36) ввода, посредством которого вводится класс вязкости и/или показатель HTHS масла (8).

14. Способ по п.1, отличающийся тем, что упомянутый по меньшей мере один сенсор (39) температуры предусмотрен ниже по потоку от масляного радиатора (15) и выше по потоку от двигателя (7) внутреннего сгорания.

15. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве приводной мощности (Pприв.) двигателя (7) внутреннего сгорания используют приводной вращающий момент и/или приводную частоту вращения.

16. Устройство для выполнения способа по одному из предыдущих пунктов, имеющее контур (5) циркуляции масла, посредством которого может снабжаться маслом (8) двигатель (7) внутреннего сгорания, причем этот контур (5) циркуляции масла имеет по меньшей мере один масляный радиатор (15), посредством которого может охлаждаться масло (8), текущее по контуру (5) циркуляции масла, и при этом предусмотрен по меньшей мере один сенсор (39) температуры, посредством которого может измеряться температура масла (8), текущего по контуру (5) циркуляции масла, отличающееся тем,

что сенсор (39) температуры по сигнальной технологии соединен с устройством (13, 35) регулирования и/или управления, посредством которого может осуществляться управление и/или регулирование температуры масла (8), текущего по контуру (5) циркуляции масла, таким образом, чтобы температура, измеряемая посредством сенсора (39) температуры, имела заданное номинальное значение (Tном.) температуры, и

что номинальное значение (Tном.) температуры может устанавливаться и/или переставляться посредством устройства (11, 13, 43, 35) регулирования и/или управления в зависимости от приводной мощности (Pприв.) двигателя (7) внутреннего сгорания.

17. Устройство по п.16, отличающееся тем, что упомянутый по меньшей мере один сенсор (39) температуры предусмотрен ниже по потоку от масляного радиатора (15) и выше по потоку от двигателя (7) внутреннего сгорания.

18. Транспортное средство с устройством по п.16.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе охлаждения двигателя транспортного средства. Предложены способы и системы для регулирования потока охлаждающей жидкости в системе охлаждения транспортного средства во время события пуска двигателя.

Изобретение относится к системе охлаждения двигателя. Предложены способы и системы для улучшения оценки уровня охлаждающей жидкости двигателя с целью снижения перегрева двигателя.

Изобретение относится к охлаждающей системе для транспортного средства, в частности для транспортного средства для перевозки грузов и пассажиров, содержащей высокотемпературный контур (4) циркуляции охлаждающего средства для жидкостного охлаждения по меньшей мере одного подлежащего охлаждению высокотемпературного компонента (5, 7, 9) транспортного средства (1), в частности двигателя внутреннего сгорания транспортного средства (1), и имеющий более низкую температуру, чем высокотемпературный контур (4) циркуляции охлаждающего средства, низкотемпературный контур (23) циркуляции охлаждающего средства для жидкостного охлаждения по меньшей мере одного подлежащего охлаждению низкотемпературного компонента (9, 25, 27, 29) транспортного средства (1), в частности охладителя наддувочного воздуха транспортного средства (1).

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с наддувом. Способ для двигателя (10) заключается в том, что подают смесь хладагентов, содержащую первый хладагент с первой температурой и второй хладагент со второй температурой, более низкой, чем первая температура, в охладитель (18) наддувочного воздуха.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Система (124) двигателя содержит трубопровод (126) теплообменника (137) отработавших газов, содержащий клапан (142) теплообменника отработавших газов, узел (145) привода клапана и реверсивный клапан (158).

Изобретение относится к двигателю внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением, имеющему одну головку блока цилиндров с жидкостным охлаждением, блок цилиндров с жидкостным охлаждением и имеющему переключающее средство для соответствующего требованию управления жидкостным охлаждением, переключающее средство, расположенное в контуре циркуляции охлаждающей жидкости, имеет один вход и по меньшей мере три выхода (6a, 6b, 6c, 6d, 6e) для охлаждающей жидкости, имеет два валикообразных полых цилиндра и имеет корпус для соосной поворотной установки и размещения полых цилиндров, при этом второй полый цилиндр установлен с возможностью поворота в первом полом цилиндре, который с возможностью поворота установлен в корпусе, один вход переключающего средства выходит во второй полый цилиндр, корпус имеет три канальных участка для формирования указанных трех выходов (6a, 6b, 6c, 6d, 6e) переключающего средства и каждый полый цилиндр имеет три отверстия (7, 8) на внешней поверхности, при этом один вход выполнен с возможностью присоединения к одному выходу (6a, 6b, 6c, 6d, 6e) посредством поворачивания одного полого цилиндра, два выхода (6b) предназначены для блока цилиндров и/или два выхода (6c) предназначены для магистрали рециркуляции.

Изобретение относится к способам и системам поддержания уровня охлаждающей жидкости и относительного содержания гликоля в ней. Предложены способы и системы для поддержания требуемого уровня охлаждающей жидкости и относительного содержания гликоля в охлаждающей жидкости двигателя путем использования воды, полученной из бортовых систем транспортного средства.

Изобретение относится к охлаждающему устройству для двигателя внутреннего сгорания. Охлаждающее устройство для двигателя внутреннего сгорания включает в себя контур циркуляции, датчик температуры охлаждающей жидкости, насос для охлаждающей жидкости и электронный блок управления.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Головка (2) блока цилиндров для двигателя внутреннего сгорания содержит камеры (4) сгорания, отверстия впускных и выпускных клапанов и водяную рубашку (6).

Изобретение относится к системе охлаждения транспортного средства. Система охлаждения включает в себя контур циркуляции масла, первый контур, включающий электрический масляный насос, который выпускает масло в качестве охлаждающего вещества, подаваемое в инвертор и соответствующие моторы, и HV-радиатор, который охлаждает масло, которое подается в инвертор и соответствующие моторы, и второй контур, включающий механический масляный насос, который выпускает масло, которое подается в требующую смазки часть, без прохождения через HV-радиатор.

Изобретение относится к двухконтурной системе охлаждения. Представлены способы и системы для двухконтурной системы охлаждения, используемой для управления температурой двигателя.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в расширении эксплуатационных возможностей.

Изобретение относится к системе охлаждения двигателя автомобиля. Предложены способы и системы регулирования открытия заслонки решетки радиатора на основе расчетной величины разжижения масла топливом.

Изобретение относится к турбинному двигателю, такому как турбореактивный двигатель или турбовинтовой двигатель летательного аппарата. Турбинный двигатель содержит по меньшей мере один масляный контур (8) и охлаждающие средства (16) для охлаждения масла в указанном контуре (8), причем охлаждающие средства (16) содержат контур (17) хладагента, в котором выполнены первый теплообменник (18), обеспечивающий возможность теплообмена между хладагентом и воздухом и образующий конденсатор, второй теплообменник (19), обеспечивающий возможность теплообмена между хладагентом и маслом в масляном контуре и образующий испаритель, редуктор (20) давления, компрессор (21) и первые регулирующие средства (31), выполненные с возможностью регулирования давления хладагента, поступающего в первый теплообменник (18).

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению. Двигатель (1) внутреннего сгорания с утилизацией теплоты отработавших газов содержит лопаточный завихритель, поверхность которого образована вращением относительно оси и перемещением вдоль нее образующей, пересекающей внутренний диаметр канала таким образом, что след от пересечения этой образующей с поверхностью канала образует винтовую линию, исполненную в соответствии с уравнением лемнискаты Бернулли, обладающей свойством безотрывного течения потока.

Изобретение касается устройства для контроля масляного термостата, расположенного в масляном циркуляционном контуре двигателя внутреннего сгорания. Устройство включает в себя сенсорное устройство (4, 14b, 15), которое выполнено, чтобы определять по меньшей мере один первый параметр, позволяющий делать вывод о текущем номинальном режиме работы масляного термостата (10), и определять по меньшей мере один второй параметр, позволяющий делать вывод о текущем фактическом режиме работы масляного термостата (10).

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ управления двигателем с наддувом включает следующие этапы.

Изобретение относится к системам, обеспечивающим облегчение запуска двигателей, работающих в условиях низких температур, в том числе при автономном использовании транспортных средств, удаленных от мест постоянной дислокации.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам смазки машин и двигателей под давлением, и может быть использовано для смазки подшипникового узла турбокомпрессора, устанавливаемого на двигателях внутреннего сгорания (ДВС).

Настоящее изобретение относится к двигателю внутреннего сгорания, содержащему по меньшей мере одну головку цилиндров по меньшей мере с одним цилиндром (1а), по меньшей мере один блок (1) цилиндров, соединенный по меньшей мере с одной головкой цилиндров и служащий верхней половиной картера, для удержания коленчатого вала по меньшей мере в двух подшипниках (2) коленчатого вала, по меньшей мере один дополнительный вал, установленный по меньшей мере в двух опорных подшипниках, масляный контур, содержащий маслопроводы для подачи масла по меньшей мере в два подшипника (2), и устройство рециркуляции отработавших газов.
Наверх