Способ стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного электродвигателя



Способ стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного электродвигателя
Способ стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного электродвигателя
Способ стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного электродвигателя
Способ стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного электродвигателя
H02P25/10 - Управление или регулирование электрических двигателей, генераторов, электромашинных преобразователей; управление трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками (конструкции пусковых аппаратов, тормозов или других управляющих устройств см. в соответствующих подклассах, например механические тормоза F16D, механические регуляторы скорости G05D; переменные резисторы H01C; пусковые переключатели H01H; системы для регулирования электрических или магнитных переменных величин с использованием трансформаторов, реакторов или дроссельных катушек G05F; устройства, конструктивно связанные с электрическими двигателями, генераторами, электромашинными преобразователями, трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками, см. в соответствующих подклассах, например H01F,H02K; соединение или управление

Владельцы патента RU 2719629:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Комсомольский-на-Амуре государственный университет" (RU)

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для регулирования числа оборотов электрифицированного инструмента, бытовых и промышленных электроприборов, приборов специального назначения, содержащих электродвигатели. Технический результат заключается в повышении КПД электропривода при сохранении устойчивости. В способе стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного электродвигателя измеряют приращение тока за фиксированный период времени, формируют пропорциональное полученному приращению отрицательное напряжение обратной связи, которое суммируют с задающим напряжением. 3 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам регулирования числа оборотов электродвигателей и может быть использовано для регулирования числа оборотов электрифицированного инструмента, бытовых и промышленных электроприборов, приборов специального назначения, содержащих электродвигатели.

Известны способ и устройство стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного электродвигателя (SU 997216 А1, МПК5 Н02Р 5/12, опубл. 15.02.1983 г.), содержащее электрический двигатель постоянного тока последовательного возбуждения, включенный в диагональ полууправляемого вентильного моста (усилителя мощности) и зашунтированный обратным диодом и разрядным резистором, общая точка которых подключена ко входу промежуточного усилителя, состоящего из операционного усилителя и транзистора. Выход промежуточного усилителя является входом интегратора, состоящего из транзистора и конденсатора, который подключен ко входу коммутирующего устройства, выполняющего функции блока управления усилителем мощности, включающий конденсатор, на котором формируется заданное напряжение, транзистор, напряжение отпирания которого является опорным напряжением.

Недостатком этого способа является то, что однофазный коллекторный электродвигатель в диапазоне рабочих нагрузок работает в режиме прерывистых токов.

Известно устройство, реализующее вышеуказанный способ, стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного электродвигателя (RU 2444838 С1, МПК Н02Р 7/285 (2006.01), Н02Р 7/29 (2006/01), Н02Р 7/292 (2006.01), опубл. 10.03.2012), выбранное в качестве прототипа, содержащее двигатель постоянного тока последовательного возбуждения, питаемый от усилителя мощности и зашунтированный обратным диодом и разрядным резистором, общая точка которых подключена к входу промежуточного усилителя. Выход промежуточного усилителя является входом интегратора, состоящего из транзистора и конденсатора, который подключен ко входу коммутирующего устройства, выполняющего функции блока управления усилителем мощности, включающего конденсатор, на котором формируется заданное напряжение, транзистор, напряжение отпирания которого является опорным напряжением. Усилитель мощности состоит из неуправляемого выпрямителя и широтно-импульсного преобразователя. В цепи обратной связи включен компаратор.

Недостатками способа являются: необходимость наличия фазового пространства для измерения длительности протекания тока под действием ЭДС самоиндукции, что принципиально ограничивает возможность повышения частоты коммутации ШИМ и, соответственно улучшить форму тока и энергетические показатели электропривода; положительная обратная связь позволяет полностью скомпенсировать действие возмущения в системе, однако, может привести к неустойчивости системы, тем более, что параметры электропривода с однофазным коллекторным двигателем последовательного возбуждения (ОКД) зависят от рабочего режима двигателя (тока и скорости).

Способ стабилизации частоты вращения двигателя позволяет улучшить энергетические показатели электропривода за счет увеличения частоты коммутации ШИМ и улучшения формы тока двигателя.

Технический результат предлагаемого решения заключается в повышении КПД электропривода при сохранении устойчивости.

Предложенный способ стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного электродвигателя, также как в прототипе, формирует управление скоростью двигателя постоянного тока последовательного возбуждения, зашунтированный обратным диодом и разрядным резистором, коммутирующее устройство при питании от неуправляемого выпрямителя и широтно-импульсного преобразователя.

Согласно предлагаемому способу неуправляемый выпрямитель соединен с широтно-импульсным преобразователем, к которому подключен однофазный коллекторный двигатель. В цепь питания двигателя включен датчик тока (например, шунт). Датчик тока подключен к входу микропроцессорного узла для формирования управления скважностью ШИМ. Сигнал с датчика тока формируют путем вычисления разности между значениями в момент соответствующий заднему фронту импульса напряжения ШИМ и в момент заданный таймером контроллера (в примере принят 0,00001 с). Полученный сигнал используют, согласно принципу управления по отклонению.

На фиг. 1 показан график изменения тока самоиндукции при изменении частоты вращения электродвигателя.

На фиг. 2 представлена функциональная схема реализации способа стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного двигателя, где 1 - неуправляемый мостовой выпрямитель, 2 - транзистор с широтно-импульсной модуляцией, 3 - однофазный коллекторный двигатель, 4 - датчик тока, 5 - контроллер, 6 - драйвер.

На фиг. 3 представлена схема устройства для стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного двигателя.

Ток, вызванный действием ЭДС самоиндукции, спадает во времени, как это показано в прототипе, в соответствии с выражением TL=kI/ω (TL - электромагнитная постоянная времени). Тогда за время отсчета таймера (см. фиг. 1, где оно для примера принято, как 0,00001 с) он снизится до значений I1, I2, I3 - в зависимости от скорости двигателя. Очевидно (из подобия треугольников), что ΔI/I=Δt/TL, где ΔI=I1-I2. если учесть, что Δt - константа (это уставка таймера), то ΔI=I/kI/ω=к'ω. Таким образом, величина тока от начала действия ЭДС самоиндукции до момента, заданного таймером, изменяется на величину, пропорциональную скорости двигателя. Время измерения определяется таймером, не зависит от режима работы двигателя и позволяет устанавливать оптимальную частоту коммутации ШИМ (так как выбирается много меньше, чем период коммутации), чем обеспечивать максимальное значение КПД электропривода.

Стабилизирующую скорость обратную связь формируют, согласно принципу регулирования по отклонению, следующим образом: по заднему фронту импульса ШИМ запускают таймер с уставкой времени Δt, одновременно считывают с датчика мгновенное значение тока. После отсчета заданного интервала времени Δt считывают значение тока I1 (это значение, как было указано выше, зависит от скорости двигателя), затем вычисляют ΔI=I-I1 и это значение (пропорциональное скорости двигателя) используют с соответствующим коэффициентом пропорциональности в качестве сигнала отрицательной обратной связи.

Таким образом, заявленный технический результат достигнут по той причине, что, согласно предложенному способу, в цепь питания двигателя включают датчик тока (например, шунт). Датчик тока подключают к входу микропроцессорного узла для формирования управления скважностью ШИМ. Сигнал с датчика тока формируют путем вычисления разности между значениями в момент соответствующий заднему фронту импульса напряжения ШИМ и в момент заданный таймером контроллера (в примере принят 0, 00001 с). Полученный сигнал используют, согласно принципу управления по отклонению.

Способ стабилизации частоты вращения однофазного коллекторного электродвигателя, при котором формируют напряжение обратной связи, суммируют напряжение обратной связи с заданным напряжением, полученный результат сравнивают с опорным напряжением и в момент равенства суммарного и опорного напряжения подают питание на двигатель, отличающийся тем, что с целью повышения КПД и сохранения устойчивости измеряют приращение тока за фиксированный период времени, формируют пропорциональное полученному приращению отрицательное напряжение обратной связи, которое суммируют с задающим напряжением.



 

Похожие патенты:

Использование: в области электротехники. Технический результат - предотвращение повреждения или выхода из строя воздушного судна из-за возможного отключения выхода электронного регулятора вследствие перенапряжения в ходе выполнения воздушным судном активного маневрирования.

Изобретение относится к области электротехники и силовой электроники, в частности к статическим каскадным электрическим преобразователям частоты и может быть использовано в высоковольтных частотно-регулируемых электроприводах переменного тока большой мощности с высокими показателями качества синтезируемого напряжения.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления инвертором вентильного преобразователя, питающего электродвигатель от сети переменного тока.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах различных механизмов. Техническим результатом является повышение качества управления вентильно-индукторным электрическим двигателем.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей двухдвигательного элетропривода для эффективного использования в шахтной вентиляционной установке.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для управления трехфазными двигателями, и может быть использовано в промышленности (в автомобилестроении, а также в производствах, где используются управляемые по скорости вентиляторы и насосы).

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат – повышение эксплуатационной безопасности.

Настоящее изобретение относится к системе для управления позициями суппорта и троса электрического стояночного тормоза (EPB). Согласно варианту осуществления настоящего изобретения система для управления позициями суппорта и троса EPB содержит: приводной мотор актуатора, используемый для зацепления и расцепления стояночного тормоза EPB-системы; электронный модуль управления для управления мотором; и аккумулятор транспортного средства для подачи мощности к мотору и электронному модулю управления, при этом электронный модуль управления включает в себя блок измерения пульсации для измерения пульсации мотора посредством приема выходного сигнала мотора и блок измерения тока для измерения изменения в токе возбуждения мотора.

Изобретение относится к области электротехники и касается усовершенствованного управления электродвигателем, соединенного во время работы с частотно-регулируемым электроприводом.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах регулирования для отработки и регулирования задаваемых угловых скоростей вращения объекта управления в широком диапазоне: от тысячных долей градуса в секунду до сотен градусов в секунду.

Изобретение относится к области управления непрерывными инерционными технологическими объектами с реверсивными электроприводными исполнительными механизмами (РИМ) и может быть использовано в различных отраслях промышленности и энергетики.

Изобретение относится к силовой преобразовательной технике и может использоваться в регуляторах температуры. .

Изобретение относится к области автоматического управления, в частности к цифровым системам регулирования, где в качестве сигналов задания и обратной связи необходимы сигналы в виде цифровых кодов, а в качестве задающих устройств и датчиков обратной связи используются устройства, выходной параметр которых формируется в виде переменного напряжения, амплитуда которого является функцией измеряемого параметра.

Изобретение относится к способам регулирования различных технологических параметров и может быть использовано в нефтяной и нефтехимической промышленности для повышения качества регулирования уровня раздела фаз в герметизированных проточных емкостях.

Изобретение относится к технической кибернетике, в частности к технике релейно-импульсного регулирования. .

Изобретение относится к технике автоматического регулирования. .

Изобретение относится к системам автоматического регулирования релейно-импульсного типа, предназначено для стабилизации возмущаемых динамических объектов регулирования и может быть использовано в автономных источниках питания, например, стабилизации напряжения синхронного генератора.

Изобретение относится к регулирующим устройствам с импульсным выходным сигналом. .
Наверх