Планетарная прецессионная передача

Изобретение относится к планетарным передачам. Планетарная прецессионная передача содержит связанный с входным валом кривошип (1), основной двухвенцовый сателлит с эвольвентными бочкообразными зубьями и внутренней цилиндрической поверхностью в торцовой части (2), дополнительный двухвенцовый сателлит с эвольвентными бочкообразными зубьями и сферической поверхностью в торцовой части (3], сферический подшипник основного сателлита (4), неподвижное эвольвентное центральное колесо (5), выходной вал (6), угловые муфты (7), подшипник входного вала (8), подшипник выходного вала (9), корпус (10) и крышку (11). Основной сателлит (2) посажен на ролики угловой муфты (7) и посредством сферического подшипника (4) - на входной вал с кривошипом (1) и зацепляется с неподвижным центральным колесом (5). Дополнительный сателлит (3) посажен на ролики угловой муфты (7) и зацепляется с неподвижным центральным колесом (5), его сферическая поверхность сопрягается с внутренней цилиндрической поверхностью основного сателлита (2). Обеспечивается повышение уровня технологичности передачи. 1 ил.

 

Техническое решение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым планетарным передачам, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, в частности, в тяжелонагруженных приводах с ограниченным радиальным размером.

Из уровня техники известен прецессионный соосный редуктор (RU 2529943 C2, МПК F16H 1/32, F04B 47/02, F04C 2/107, опубл. 10.10.2014), который содержит приводной угловой эксцентриковый вал, плоскоконическую зубчатую передачу, состоящую из неподвижного и тихоходного конических центральных колес и двухвенцового сателлита с плоскими начальными поверхностями зубчатых венцов.

Недостатком редуктора является его низкая технологичность, связанная с конструктивной сложностью углового эксцентрикового вала, конических колес и двухвенцового сателлита с плоскими начальными поверхностями зубчатых венцов. Кроме того известный редуктор обладает низкой нагрузочной способностью, так как редуктор содержит лишь один сателлит с двумя зонами зацепления.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению и выбранным в качестве прототипа признана планетарная прецессионная передача ((RU 2029169 C2, МПК F16H 1/32, опубл. 20.02.1995)), содержащая входной вал с установленными на нем под углом к оси кривошипами, сателлиты, размещенные на кривошипах, и неподвижное центральное колесо, зубья которого выполнены в виде роликов, а зубья сателлитов очерчены по дуге окружности.

Недостатком планетарной передачи является низкая технологичность, что связано с наличием сложных в изготовлении деталей: кривошипов, выполненных в виде угловых эксцентриков, неподвижного центрального колеса, внутренний зубчатый венец которого выполнен в виде набора роликов, и неэвольвентных сателлитов.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение технологичности планетарной прецессионной передачи.

Указанная задача решена тем, что заявленная передача содержит входной вал, сателлиты с внешними зубьями, связанные с выходным валом и расположенные под углом к оси передачи, и неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями. Отличает передачу от известных аналогов то, что центральное колесо выполнено с эвольвентными зубьями, а сателлиты выполнены с эвольвентными бочкообразными зубьями и связаны с выходным валом посредством угловых муфт, причем один сателлит установлен посредством сферического подшипника на кривошипе входного вала и выполнен с внутренней цилиндрической поверхностью в торцовой части, которой сопрягается с внешней сферической поверхностью в торцовой части второго сателлита.

Положительный технический результат, обеспечиваемый раскрытой выше совокупностью признаков и связанный с повышением технологичности передачи, обеспечивается выполнением неподвижного центрального колеса и сателлитов с эвольвентными зубьями, а также выполнением сателлитов с сопрягаемыми цилиндрической и сферической поверхностями и использованием для связи сателлитов с выходным валом простых в изготовлении угловых муфт.

Изобретение поясняется чертежом, где на фигуре показан общий вид планетарной прецессионной передачи в разрезе.

Планетарная прецессионная передача устроена следующим образом.

Передача включает в себя связанный с входным валом кривошип 1, основной сателлит 2, дополнительный сателлит 3, сферический подшипник основного сателлита 4, неподвижное центральное колесо 5, выходной вал 6, угловые муфты 7, подшипник входного вала 8, подшипник выходного вала 9, корпус 10 и крышку 11.

Основной сателлит 2 и дополнительный сателлит 3 выполнены двухвенцовыми с эвольвентными бочкообразными зубьями и цилиндрическими пазами под ролики угловых муфт 7. Основной сателлит 2 имеет посадочное гнездо под сферический подшипник 4, расположенное с одного торца, и гладкую внутреннюю цилиндрическую поверхность, расположенную с другого его торца. Дополнительный сателлит 3 выполнен с внешней сферической поверхностью у одного его торца, соответствующей внутренней цилиндрической поверхности основного сателлита 2. Выходной вал 6 имеет пазы под ролики угловых муфт 7. Неподвижное центральное колесо 5 выполнено с внутренними прямыми эвольвентными зубьями.

Основной сателлит 2 посажен на ролики угловой муфты 7 и посредством сферического подшипника 4 - на входной вал с кривошипом 1 и зацепляется с неподвижным центральным колесом 5. Дополнительный сателлит 3 посажен на ролики угловой муфты 7 и зацепляется с неподвижным центральным колесом 5, его сферическая поверхность сопрягается с внутренней цилиндрической поверхностью основного сателлита 2.

Сборка планетарной прецессионной передачи осуществляется в следующей последовательности.

В корпусе 10 устанавливаются неподвижное центральное колесо 5 и подшипник выходного вала 9, на который сажается выходной вал 6. Дополнительный сателлит 3 осевым перемещением вводится в зацепление с неподвижным центральным колесом 5 и одновременно сажается на ролики угловой муфты 7, предварительно расположенные в пазах выходного вала 6. На входной вал 1 с предварительно установленным на нем подшипником 8 сажается сферический подшипник 4. Основной сателлит 2 сажается на сферический подшипник 4. Собранный таким образом блок деталей вводится внутрь неподвижного центрального колеса 5 так, чтобы основной сателлит 2 вошел в зацепление с неподвижным центральным колесом 5 и цилиндрическими пазами сел на ролики угловой муфты 7, предварительно расположенные в пазах выходного вала 6, а цилиндрическая поверхность в торцовой части основного сателлита 2 вошла в сопряжение со сферической поверхностью дополнительного сателлита 3. После этого крышка 11 сажается одновременно в корпус 10 и на подшипник входного вала 8.

Планетарная прецессионная передача работает следующим образом.

Вращение от входного вала с кривошипом 1 передается основному сателлиту 2, зацепляющемуся с неподвижным центральным колесом 5 и совершающему прецессирующее вращательное движение. От основного сателлита 2 прецессирующее вращательное движение через сопряжение цилиндрической и сферической поверхностей передается дополнительному сателлиту 3. От основного сателлита 2 и дополнительного сателлита 3 вращение через угловую муфту 7 передается на выходной вал 6.

Таким образом, рассмотренная в настоящей заявке планетарная прецессионная передача обладает относительно простой конструкцией, что упрощает ее изготовление и в целом значительно повышает технологичность передачи.

Планетарная прецессионная передача, содержащая входной вал, сателлиты с внешними зубьями, связанные с выходным валом и расположенные под углом к оси передачи, и неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями, отличающаяся тем, что центральное колесо выполнено с эвольвентными зубьями, а сателлиты выполнены с эвольвентными бочкообразными зубьями и связаны с выходным валом посредством угловых муфт, причем один сателлит установлен посредством сферического подшипника на кривошипе входного вала и выполнен с внутренней цилиндрической поверхностью в торцовой части, которой сопрягается с внешней сферической поверхностью в торцовой части второго сателлита.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к предохранителю коробки передач (608) сельскохозяйственного орудия. Коробка передач (608) содержит рычаг (614) переключения передач, неподвижно прикрепленный к вилке (1), входящей в коробку (608) передач и приспособленной для взаимодействия с указанным подвижным зубчатым колесом (12).

Изобретение относится к области машиностроения. Адаптивная цилиндрическая передача с арочными зубьями содержит корпус, в котором размещены вал входной с установленной на нем шестерней и вал выходной с установленным на нем колесом, имеющем возможность осевого перемещения, при этом на шестерни и колесе нарезаны зубья арочной формы.

Изобретение относится к машиностроению и представляет конструкцию усилителя рулевого управления с электрическим приводом. Усилитель рулевого управления с электрическим приводом содержит корпус (1), внутри которого размещены ведущий и ведомый валы (2, 3), червячная передача, состоящая из червячной шестерни (7), установленной концентрично ведомому валу (3), и червячного вала (4), приводимого во вращение электродвигателем (5).

Группа изобретений относится к машиностроению. Зубчатая передача (1), в частности для поворотного соединения (112a, 112b) ветроэнергетической установки (100), включает в себя первое зубчатое колесо (3), находящееся в зацеплении с первым зубчатым колесом (3) второе зубчатое колесо (5).

Группа изобретений относится к области машиностроения. Система (10) привода с качающейся шайбой содержит статор (12), имеющий центральную ось (18), верхнюю поверхность (20), перпендикулярную центральной оси, и множество зубьев (22) статора, расположенных на верхней поверхности, качающуюся шайбу (14), имеющую ось качания (24), размещенную под углом, отличным от нуля, относительно центральной оси, нижнюю поверхность (26) качания, перпендикулярную оси качания и верхнюю поверхность (28) качания, перпендикулярную оси качания, множество нижних зубьев (30) качания, расположенных на нижней поверхности качания, и множество верхних зубьев (32) качания, расположенных на верхней поверхности качания, и выходное зубчатое колесо (16), имеющее выходную ось (34), по существу совпадающую с центральной осью, нижнюю поверхность (36), перпендикулярную выходной оси, и множество выходных зубьев (38), расположенных на нижней поверхности.

Группа изобретений относится к редукторам для турбомашин. Редуктор числа оборотов, в частности для турбомашины, содержит две промежуточные линии (4, 5) передачи, содержащие входную линию (2) и выходную линию (3), управляемую входной линией посредством упомянутых промежуточных линий, по существу параллельных оси (B) вращения входной линии (2), средство распределения нагрузок между промежуточными линиями (4, 5).

Группа изобретений относится к машиностроению. Редукторная система с эллиптическим сопряжением включает в себя входную шайбу и качающуюся шайбу.

Группа изобретений относится к авиастроению. Редуктор с двумя промежуточными линиями для турбовинтового двигателя содержит входную линию, содержащую входной вал с установленной на нем входной шестерней, первую промежуточную линию, содержащую первый промежуточный вал с установленной на нем первой промежуточной шестерней, вторую промежуточную линию, содержащую второй промежуточный вал с установленной на нем второй промежуточной шестерней, пружину, закрепленную на опоре.

Изобретение относится к редуктору. Газотурбинный двигатель содержит по меньшей мере один редуктор с двумя промежуточными трансмиссионными линиями.

Изобретение относится к блоку двунаправленного механического преобразования и к отвёртке, содержащей этот блок. Блок содержит главный стержень отвёртки, связанные друг с другом средство привода и средство изменения направления поворота, и средство поворота для ввода крутящего момента, ось поворота средства поворота, коаксиальную относительно главного стержня, при этом средство привода содержит зубчатую передачу типа кабестан, ведомое зубчатое колесо, промежуточную шестерню и посадочное гнездо трансмиссии с осью промежуточной шестерни, причем промежуточная шестерня расположена на оси промежуточной шестерни с обеспечением соединения с зубчатой передачей типа кабестан и ведомым зубчатым колесом для передачи и обеспечением выполнения поворота зубчатой передачи типа кабестан и ведомого зубчатого колеса в противоположных направлениях, при этом зубчатая передача типа кабестан или ведомое зубчатое колесо выполнены с возможностью увлечения за собой главного стержня для его поворота в заданном направлении, причем заданное направление может быть изменено посредством средства изменения направления поворота, средство изменения направления поворота содержит муфты одностороннего поворота, причем, если направление входного крутящего момента от поворота средства для подачи входного крутящего момента является идентичным или противоположным заданному направлению, главный стержень всегда выполнен с возможностью поворота в заданном направлении посредством муфт одностороннего поворота.

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться на транспортных средствах в качестве усилителя рулевого управления с электрическим приводом. Электроусилителеь рулевого управления содержит узел привода, состоящий из электродвигателя (1) и двухступенчатого редуктора с планетарной передачей (2) и передачей (3) с цилиндрическими зубчатыми колесами. Солнечная шестерня (3) планетарной передачи (2) расположена на выходном валу (8) электродвигателя (1). Ведущая шестерня (9) передачи (3) с цилиндрическими зубчатыми колесами расположена на ведомом валу (10), соосному выходному валу (8) электродвигателя (1). Водило (6) планетарной передачи соединено с ведущей шестерней (9) посредством муфты (13). Ведомая шестерня (11) расположена на выходном валу (12) редуктора. Масляные полости корпуса, в которых расположены планетарная (2) и зубчатая (3) передачи разделены манжетой (15). На выходном валу (12) редуктора расположена муфта (14). Техническим результатом является применение в устройстве электроусилителя рулевого управления двухступенчатого редуктора, компоновка которого позволяет расширить диапазон использования электроусилителя рулевого управления. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх