Единая информационно-аналитическая система безопасности полетов государственной авиации

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в повышении информированности и оперативности информирования всех органов управления авиации о реальном состоянии безопасности полетов, состоянии основных функциональных компонентов и о произошедших событиях. Единая информационно-аналитическая система безопасности полетов государственной авиации, предназначенная для осуществления сбора и обработки данных в целях контроля состояния безопасности полетов в нижестоящих авиационных формированиях, а также для поддержки принятия решений в вопросах безопасности полетов, программно-аппаратные средства которой включают программные комплексы анализа и обработки данных, ситуационного анализа и моделирования, ведения баз данных и баз знаний об опасных факторах и авиационных событиях, информационно-справочной системы с нормативной документацией и справочной информацией, единой базы данных, документирования и управления изделием, к которым подключены автоматизированные рабочие места администратора системы, оперативного дежурного, оператора ввода данных и уполномоченных пользователей, в которой связь между органами управления осуществляется по каналам связи закрытой сети федерального органа исполнительной власти. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к современным средствам информатизации деятельности человека, а именно к автоматизированным системам дистанционного контроля сложных организационных структур на основе сбора и обработки данных о них, а также поддержки принятия решений органами управления по вопросам функционирования этих структур.

Из уровня техники известна интегрированная система информационно-аналитического обеспечения, способ мониторинга, анализа и прогнозирования сфер жизнедеятельности региона РФ с использованием интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения, машиночитаемый носитель [1], содержащая N автоматизированных рабочих мест (АРМ) пользователей, сервер управления базой данных, базу данных, сервер приложений, соединенных между собой телекоммуникационными линиями связи, решающая задачи контроля состояния территориально распределенных сложных объектов (регионов РФ) на основе постоянного мониторинга и анализа параметров, отражающих социально-экономическое развитие региона. Основным техническим результатом данной системы заявлено формирование индивидуальной для пользователя базы данных, возможность быстрого доступа к индивидуальной базе данных, возможность извлечения, просмотра данных, их аналитической обработки и сохранения результата анализа в индивидуальную базу данных.

Очевидно, что подобная система может вызывать определенный интерес на практике, однако формирование каждым пользователем в структуре общей базы данных своей индивидуальной базы (рабочей книги) не делает систему более эффективной в плане предоставления различным пользователям необходимой информации. Кроме того, системой не предусмотрена возможность предоставления информации из общей базы данных другим структурным организациям, что не позволяет считать данную систему близкой предлагаемому изобретению.

По положениям [2] известна система автоматизированного контроля состояния потенциально опасных объектов Российской Федерации в интересах обеспечения защиты от техногенных, природных и террористических угроз. В данной системе реализованы несколько унифицированных технологий, а именно:

построения систем сбора первичной информации от разнородных объектовых систем мониторинга;

построения иерархических систем автоматизированного оперативного контроля состояния объектов и информационного обмена в рамках их структуры;

информационного обмена систем автоматизированного оперативного контроля состояния потенциально опасных объектов с системами информационного обеспечения органов государственного управления.

Из этого следует, что система обеспечивает сбор информации от нескольких источников, ее передачу по многоуровневой иерархической структуре, обмен ею на различных уровнях и с другими информационными системами. Очевидно, что данная система работает только с переменными, постоянно изменяющимися сведениями, не обеспечивает их систематизации и накопления, что недостаточно для полномасштабной реализации функций поддержки принятия решений органами управления.

Известны также информационно-аналитическая система [3] для поддержки принятия решений в области обеспечения устойчивого развития при морском планировании в Арктической зоне Российской Федерации с учетом разномасштабных изменений климата и информационно-аналитическая система [4] для поддержки принятия решений в области обеспечения экологической безопасности и экологического мониторинга при рациональном природопользовании в Арктической зоне Российской Федерации с учетом разномасштабных изменений климата. Обе эти системы идентичны по своему устройству и функциональным свойствам, различаются только сферами применения и предназначены для поддержки принятия решений какими-либо руководителями или органами управления при решении задач распределения ресурсов в соответствующих областях. Исходя из этого, основную информацию в обеих этих системах составляют сведения о ресурсах, что существенно ограничивает применение этих систем для реализации функций поддержки принятия решений в других сферах (в том числе и в сфере безопасности полетов), где требуется обработка сведений различного характера.

Из материалов [5] известна автоматизированная система «Монитор руководителя» информационной и аналитической поддержки принятия решений в сфере авиаперевозок. Данная система позволяет получать, структурировать, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, упрощает работу с информационными массивами, однако предоставляет конечные данные на средства отображения информации пользователям (руководителю) только одной организации. Невозможность данной системы предоставлять информацию из общей базы данных другим пользователям, в том числе и пользователям других организаций, например, представителям вышестоящих структур, свидетельствует о неприменимости данной системы в сфере безопасности полетов государственной авиации.

Более близкой предлагаемому изобретению по функционалу и организационной структуре является диспетчерская информационно-аналитическая система, о которой известно из [5]. Система включает два уровня (структурного подразделения и центральный уровень предприятия) и обеспечивает автоматическую передачу данных из структурного подразделения в модуль сбора данных центрального уровня. При этом данная система на уровне структурного подразделения имеет, по меньшей мере, одно автоматизированное рабочее место ручного ввода данных и, по меньшей мере, одного авторизованного потребителя данных; на центральном уровне система содержит, по меньшей мере, одно автоматизированное рабочее место ручного ввода данных центрального уровня, по меньшей мере, одного авторизованного потребителя данных центрального уровня и сервер приложений, на котором размещены модуль сбора оперативных данных центрального уровня, модуль регламентных данных, модуль нормативно-справочных данных и настроек системы, а также модуль обработки и представления данных авторизованным потребителям данных структурного подразделения предприятия и центрального уровня. При этом доступ пользователей как структурного подразделения, так и центрального уровня предприятия к модулю обработки и представления данных осуществляется персонализировано через Web-интерфейс авторизованных потребителей.

Основным недостатком данной системы можно считать ее организацию только на двух уровнях при наличии всего одного сервера и невозможность, в связи с этим, применения в многоуровневых иерархических структурах.

Задачей данного изобретения является создание возможностей для органов управления различных инстанций (авиационных частей, авиационных соединений, объединений Воздушно-космических сил, главных командований авиации видов Вооруженных сил или других силовых ведомств, центрального органа управления, курирующего вопросы безопасности полетов в авиации ВС РФ), находящихся в иерархической зависимости, осуществления в реальном времени контроля состояния безопасности полетов в нижестоящих организационных структурах и их основных функциональных элементов (авиационного персонала, авиационной техники (под авиационной техникой считаются воздушные суда, средства наземного (аэродромно-технического) обеспечения полетов, а также наземные средства связи, радиолокационного и радиотехнического обеспечения полетов), объектов авиационной инфраструктуры (к объектам авиационной инфраструктуры относятся строения и сооружения, используемые в целях проведения полетов. Главным среди них является аэродром со всеми его элементами: взлетно-посадочной полосой, рулежными и магистральными дорожками, местами стоянки воздушных судов, концевыми и боковыми полосами безопасности и др.)), которое выражается переменными в течение времени значениями их характеристик, получения актуальной информации для всестороннего анализа и оценки состояния безопасности полетов в подчиненных структурах, характеризуемого различными статистическими и расчетными показателями, передачи в вышестоящие инстанции сведений и оперативного информирования всех органов управления о произошедших авиационных событиях и выявленных отклонениях и нарушениях в вопросах организации и проведения полетов, а также предоставления уполномоченным потребителям формализованных документов, нормативной и справочной информации и обеспечения на этой основе поддержки принятия решений представителями органов управления авиации в вопросах безопасности полетов.

Основной технический результат от реализации предлагаемого изобретения будет заключаться в повышении информированности и оперативности информирования всех органов управления авиации о реальном состоянии безопасности полетов в нижестоящих организационных структурах (авиационных формированиях), состоянии основных их функциональных компонентов (авиационного персонала, авиационной техники, объектов инфраструктуры) и о произошедших авиационных событиях, а также в повышении точности и эффективности принимаемых органами управления авиации решений в вопросах обеспечения безопасности полетов.

Для достижения указанного технического результата предложена, единая (для всех уровней инстанций) информационно-аналитическая система безопасности полетов государственной авиации, элементы которой размещаются во всех органах управления авиации от авиационных частей до главных командований авиацией видов ВС РФ (других силовых ведомств) и центрального органа управления, курирующего вопросы безопасности полетов.

Основу системы составляет универсальный для органов управления всех инстанций программный комплекс единой информационно-аналитической системы (ПК ЕИАС), включающий:

- программный комплекс анализа и обработки данных (ПК АОД), предназначенный для обеспечения ручного ввода и автоматизированного сбора исходных данных различных форматов, первоначальной их обработки (систематизации, верификации, редактирования) и последующего накопления с выполнением расчетов, ранжирования и других операций, хранения и предоставления непосредственно пользователям или передачи в другие программные комплексы для решения ими соответствующих задач;

- программный комплекс ситуационного анализа и моделирования (ПК САМ), предназначенный для постоянного мониторинга и оценки состояния авиационных формирований в плане безопасности полетов, а также информационной поддержки выработки руководителями авиационных формирований обоснованных вариантов решений по вопросам обеспечения безопасности полетов;

- программный комплекс ведения баз данных и баз знаний по опасным факторам и авиационным событиям (ПК ОФАС), предназначенный для сбора, накопления, систематизации данных о всех известных опасных факторах и произошедших авиационных событиях и формирования на этой основе базы знаний опасных факторов, включающий классификаторы сведений об опасных факторах и авиационных событиях, базу данных опасных факторов и авиационных событий, базу знаний опасных факторов;

- программный комплекс информационно-справочной системы (ПК ИСС), предназначенный для формирования, хранения, редактирования и предоставления пользователям нормативной и справочной информации по вопросам безопасности полетов в различных форматах (текстовом, графическом, видеоизображениях, аудиозаписях), информационная база которого формируется каждым эксплуатантом комплекса самостоятельно;

- программный комплекс документирования (ПК Док), предназначенный для ручного и автоматизированного формирования отчетных материалов от всех составных частей ПК ЕИАС, а также организации служебной переписки и службы оповещения;

- программный комплекс единой базы данных (ПК ЕБД), обеспечивающий автоматизированное структурирование, пакетную и персонифицированную загрузку данных, их размещение в хранилища информации, архивацию и тестирование физической целостности баз данных, резервное копирование, синхронизацию, репликацию и конвертацию данных, а также исполнение команд SQL;

- программный комплекс управления изделием и мониторинга его состояния (ПК УМ), предназначенный для управления работой всех приложений ПК ЕИАС на всех рабочих местах, входящих в систему, и формирования отчетов о их работе. Средствами ПК УМ обеспечивается: мандатное разграничение прав доступа пользователей; идентификация, авторизация и протоколирование работы пользователей и приложений; очистка оперативной и внешней памяти и гарантированное удаление файлов; маркировка документов; защита информации в графической подсистеме, выполнение других функций.

В таком составе программный комплекс ЕИАС устанавливается на серверы органов управления всех организационных структур (авиационных формирований) всех инстанций. При этом осуществляется некоторое конфигурирование ПК ЕИАС, касающееся, прежде всего, его компонентов, с учетом особенностей каждого органа управления и его полномочий.

Компонентами ПК ЕИАС являются:

- хранилище пополняемых консолидированных данных по ОФАС, которое создается на сервере центрального органа управления, курирующего вопросы безопасности полетов в авиации ВС РФ, или (в зависимости от варианта построения системы) на сервере органа управления главного командования авиации вида ВС (другого федерального органа исполнительной власти - ФОИВ);

- хранилище данных текущих характеристик нижестоящих организационных структур и локальных (только этой структуры) данных по ОФАС, размещаемое на серверах органов управления высшего и среднего уровня инстанций;

- хранилище данных текущих параметров основных компонентов авиационных формирований (авиационного персонала, авиационной техники, объектов инфраструктуры) и локальных (только данного формирования) данных по ОФАС, формируемое на серверах всех организационных структур, являющихся основными источниками информации (на серверах авиационных частей);

- хранилище данных ИСС, которое размещается на серверах органов управления всех организационных структур и включает базы данных нормативной документации и справочной информации.

В состав аппаратных средств ЕИАС входят также:

- как минимум, одно АРМ администратора системы, которое размещается в каждом авиационном формировании, подключенном к ЕИАС;

- как минимум, одно АРМ оперативного дежурного управления авиационного формирования, которое размещается в каждом авиационном формировании, подключенном к ЕИАС;

- одно АРМ оператора ввода данных, создаваемое в каждой авиационной части, подключенной к ЕИАС (в вариантах построения системы, где ввод данных осуществляется с АРМ уполномоченных пользователей, может отсутствовать);

- от одного до нескольких АРМ уполномоченных пользователей системы в каждом органе управления авиации, подключенном к ЕИАС (в других вариантах построения системы могут отсутствовать, а функции пользователей будут осуществляться с АРМ оперативного дежурного);

- локальная сеть органа управления авиации, развертываемая в каждом органе управления авиации, подключенном к ЕИАС, по которым АРМ администратора, АРМ оперативного дежурного, АРМ оператора ввода данных и АРМ пользователей подключаются к серверу органа управления данного авиационного формирования (может отсутствовать в органах управления, где функции АРМ оператора ввода данных и АРМ пользователей реализуются с АРМ оперативного дежурного, подключенного непосредственно к серверу);

- печатные и сканирующие устройства, которыми оснащаются АРМ пользователей системы.

Основное содержание информации, перерабатываемой в системе, составляют сведения, отображающие количественно-качественные характеристики авиационных формирований и их основных функциональных компонентов (авиационного персонала, авиационной техники, объектов инфраструктуры), а также сведения о произошедших авиационных событиях. Ввод таких сведений в систему осуществляется преимущественно вручную уполномоченными на то представителями авиационных формирований, но возможен и автоматизированный ввод данных при наличии в организационных структурах нижнего уровня соответствующих источников информации. При этом ручной ввод данных в систему и запросы пользователей осуществляются с применением формализованных протоколов и автоматизированных процедур, реализуемых специальным программным обеспечением.

В системе предусмотрено оперативное информирование всех органов управления авиации о произошедшем в каком-либо авиационном формировании авиационном событии, которое осуществляется автоматизировано по установленному регламенту и перечню адресатов после получения соответствующей информации центральным органом управления.

Программные средства системы функционируют в среде общего программного обеспечения, сертифицированного для применения в структурах Министерства обороны РФ. Программные средства специального программного обеспечения созданы с помощью средств разработки, из состава комплекта поставки Astra Linux Special Edition версии 1.5 и выше.

Построение ЕИАС и размещение ее программно-аппаратных средств на реальных объектах осуществляется в соответствии с фактической структурой органов управления авиации соответствующего ведомства с распределением ее элементов по иерархической схеме и с дифференциацией полномочий пользователей на каждом уровне инстанций. Структурно система представляет собой пирамиду с разветвляющимися связями ее элементов от вершины к основанию. Вершину системы образует программно-аппаратный комплекс ЕИАС, размещаемый в центральном органе управления, курирующем вопросы безопасности полетов в авиации ведомства. Ниже от вершины на нескольких уровнях в соответствии с существующей иерархией располагаются программно-аппаратные комплексы, размещаемые в органах управления соответствующих инстанций (авиации вида ВС или другого силового ведомства, объединений или авиации округа, авиационных соединений). Основанием системы служат программно-аппаратные комплексы, размещаемые в организационных структурах нижнего уровня, являющихся основными источниками информации (такими организационными структурами являются авиационные части, организующие и проводящие полеты). В некоторых вариантах система по некоторым направлениям или в целом может состоять из программно-аппаратных средств, размещаемых только на верхнем и нижнем уровнях, но построена будет также по иерархическому принципу и полностью сохранит выполнение всего перечня возложенных на нее функций.

Ввод данных в систему может производиться в ручном режиме оператором ввода данных или уполномоченным пользователем, а некоторые данные могут вводиться в систему автоматизировано от соответствующих источников информации.

Основными уполномоченными пользователями системы на всех уровнях ее построения и во всех организационных структурах являются оперативные дежурные органов управления, на которых возлагаются обязанности постоянного контроля информации ЕИАС.

Взаимосвязь разноуровневых компонентов системы осуществляется с использованием выделенных каналов закрытой сети связи Министерства обороны (или другого ФОИВ, в зависимости от размещения системы), исключающей несанкционированный допуск к передаваемой информации сторонних лиц.

Особенностью системы является также то, что основная база данных о текущих характеристиках основных функциональных элементов авиационных формирований (авиационного персонала, авиационной техники, объектов инфраструктуры) находится и ведется непосредственно в организационных структурах нижнего уровня (в авиационных частях). Органы управления вышестоящих инстанций получают такие сведения по запросу и на этой основе формируют свою локальную базу данных о текущем состоянии нижестоящих структур. Основная база консолидированных данных о всех известных опасных факторах и произошедших авиационных событиях формируется и ведется в центральном органе управления, курирующем вопросы безопасности полетов, на основе сведений, поступающих от организационных структур нижнего уровня (от авиационных частей). В каждом органе управления авиации каждой инстанции на основе сведений, поступающих от авиационных частей, формируется своя локальная база данных по ОФАС. При этом уполномоченные пользователи системы любой организационной структуры в соответствии со своими полномочиями по закрытым каналам связи могут получить необходимые им сведения из хранилища консолидированных данных по ОФАС.

Существенными признаками, характеризующими изобретение, являются следующие особенности:

- основу системы составляет универсальный и конфигурируемый (применимый для всех организационных структур и учитывающий специфику их инстанций) программный комплекс, который размещается на серверах органов управления различных инстанций и обеспечивает реализацию всех возложенных на него функций вне зависимости от объема перерабатываемых сведений;

- система строится по многоуровневой иерархической схеме в соответствии с фактической структурой органов управления, при этом вершину системы образуют программно-аппаратные средства, размещаемые в центральном органе управления, курирующим вопросы безопасности полетов, а ее основанием служат программно-аппаратные средства, размещаемые в организационных структурах, являющихся основными источниками информации. Между вершиной и основанием системы на нескольких уровнях в соответствии с существующей иерархией размещаются программно-аппаратные средства органов управления соответствующих инстанций;

- в каждом органе управления имеются от одного до нескольких АРМ пользователей, с которых осуществляется ввод информации или получение необходимых сведений, одно АРМ администратора, с которого осуществляется контроль состояния самой системы и управление режимами ее функционирования, а также АРМ оперативного дежурного, с которого осуществляется непрерывный контроль параметров состояния безопасности полетов в нижестоящих организационных структурах. В организационных структурах нижнего уровня (в авиационных частях) дополнительно может создаваться АРМ оператора ввода данных. Все эти АРМ могут быть подключены к серверу непосредственно (в случае, если имеется только одно АРМ) или по локальной сети органа управления;

- хранилище накапливаемых консолидированных данных об опасных факторах и авиационных событиях создается только на сервере центрального органа управления, а хранилища переменных данных о текущем состоянии основных функциональных компонентов авиационных формирований (авиационного персонала, авиационной техники, объектов инфраструктуры) - только на серверах организаций нижнего уровня, являющихся основными источниками информации. Хранилища информации в органах управления промежуточных инстанций содержат только локальные (относящиеся только к данной организационной структуре) данные о текущем состоянии нижестоящих структур и зафиксированных в них авиационных событиях;

- наличие в составе системы программного комплекса ситуационного анализа и моделирования, обеспечивающего осуществление автоматизированного контроля текущего состояния нижестоящих организационных структур и характеристик их основных функциональных компонентов, выявление отклонений от установленных параметров и формирование на этой основе сигнальной информации, автоматизировано передаваемой в вышестоящие органы управления, а также возможность проведения специалистами различных органов управления всестороннего анализа и моделирования сложных ситуаций с использованием различных источников и обработкой больших объемов информации;

- наличие в составе программного комплекса каждого органа управления информационно-справочной системы с базой данных нормативной и справочной информации, формируемой и редактируемой непосредственно в данном органе управления, что обеспечивает постоянное нахождение ее в валидном и актуальном состоянии;

- допуск пользователей к информации, находящейся как на сервере центрального органа управления, так и на серверах органов управления других инстанций, регламентируется их правами и полномочиями, устанавливаемыми различными для каждой инстанции, и осуществляется по выделенным каналам связи закрытой сети Министерства обороны (или другого ФОИВ).

Связь между указанными признаками изобретения и заявленным техническим результатом заключается в следующем.

Создание для органов управления авиации различных инстанций возможности осуществления непрерывного в реальном времени контроля текущего состояния всех нижестоящих организационных структур и их основных функциональных компонентов (авиационного персонала, авиационной техники, объектов инфраструктуры) с автоматизированным формированием и выдачей сигнальной информации о выявленных отклонениях параметров от допустимых значений, получения из консолидированной базы данных об известных опасных факторах и произошедших авиационных событиях информации, выходящей за пределы сведений о своих зафиксированных событиях, оперативной передачи по всем инстанциям до центрального органа управления сведений о произошедшем авиационном событии, а также последующего информирования центральным органом управления всех структур авиации о таком событии, которое осуществляется автоматизировано по установленному регламенту и перечню адресатов, обеспечивает существенное повышение их информированности и оперативности информирования по вопросам безопасности полетов.

Наличие в составе ПК ЕИАС программных комплексов ситуационного анализа и моделирования, информационно-справочной системы и ведения баз консолидированных данных и баз знаний по ОФАС обеспечивает авиационным специалистам проведение анализа и моделирования сложных полетных ситуаций при расследовании авиационных событий (авиационных происшествий и инцидентов) с обработкой больших объемов информации, получаемой из различных источников, выполнение всесторонней оценки особенностей реализации планов летной работы при разработке оперативных и долговременных планов мероприятий по обеспечению безопасности полетов с анализом имевших место на практике в аналогичных условиях авиационных событий и возможности проявления выявленных при этом опасных факторов, предоставление возможных и наиболее целесообразных вариантов решений для различных условий и ситуаций, что повышает точность и эффективность принимаемых органами управления авиации решений в вопросах обеспечения безопасности полетов.

Изобретение иллюстрируется прилагаемыми рисунками, на которых изображены:

фиг. 1 - общая структурная схема ЕИАС;

фиг. 2 - схема программно-аппаратного комплекса ЕИАС, размещаемого в органах управления авиации.

Предлагаемая единая информационно-аналитическая система безопасности полетов государственной авиации строится по многоуровневой иерархической схеме (фиг. 1), предполагающей размещение ее программных комплексов на сервере 1(1) центрального органа управления, курирующего вопросы безопасности полетов в авиации ведомства, на серверах 1(2) органов управления высшего звена (главного командования авиации вида ВС или авиации другого ФОИВ), на серверах 1(3) органов управления среднего звена (объединений ВКС, военных округов, авиационных соединений) и на серверах 1(4) авиационных частей, являющихся основными источниками информации. На всех серверах создаются соответствующие хранилища информации:

- в центральном органе управления хранилище 2(1) консолидированных данных об известных опасных факторах и произошедших авиационных событиях, пополняемое сведениями, поступающими от авиационных частей;

- в органах управления высшего звена хранилища 2(2) локальных данных о произошедших в их структурах авиационных событиях и текущих характеристиках состояния безопасности полетов в нижестоящих авиационных формированиях и состояния основных их функциональных элементов;

- в органах управления среднего звена хранилища 2(3) локальных данных о произошедших в их структурах авиационных событиях и текущих характеристиках состояния безопасности полетов в нижестоящих авиационных формированиях и состояния основных их функциональных элементов;

- в управлениях авиационных частей хранилища 2(4) локальных данных о произошедших в них авиационных событиях и текущих характеристиках состояния основных их функциональных элементов.

Во всех органах управления всех инстанций к серверам системы по соответствующим локальным сетям 6(1), 6(2), 6(3), 6(4) или непосредственно к серверу (в зависимости от варианта построения системы в органе управления) подсоединяются автоматизированные рабочие места (АРМ) 3 оперативных дежурных, АРМ 4 администраторов системы и АРМ 5 уполномоченных пользователей органа управления, а в авиационных частях АРМ 7 оператора ввода данных (может отсутствовать, если ввод данных в систему осуществляется с АРМ уполномоченных пользователей) и источники автоматизированного ввода данных 8 (при их наличии в авиационном формировании). Связь между объектами системы различных инстанций осуществляется по каналам связи 9 закрытой сети Министерства обороны или другого ФОИВ.

Программно-аппаратный комплекс системы, размещаемый в органах управления авиации различных инстанций, является универсальным и включает (фиг. 2) следующие элементы:

- программный комплекс анализа и обработки данных (ПК АОД) 10;

- программный комплекс ситуационного анализа и моделирования (ПК САМ) 11;

- программный комплекс ведения баз данных и знаний по выявленным опасным факторам и авиационным событиям (ПК ОФАС) 12;

- программный комплекс информационно-справочной системы (ПК ИСС) 13;

- программный комплекс документирования (ПК Док) 14;

- программный комплекс единой базы данных (ПК ЕБД) 15;

- программный комплекс управления изделием и мониторинга его состояния (ПК УМ) 16;

- хранилище пополняемых консолидированных данных по ОФАС 17, включающее базу данных ОФАС 17.1 и базу знаний опасных факторов 17.2;

- хранилище данных 18, включающее базу данных текущих параметров подчиненных авиационных формирований 18.1 и базу локальных данных органа управления по ОФАС 18.2;

- хранилище 19 данных текущих параметров основных функциональных компонентов авиационных формирований 19.1 и локальных данных авиационных формирований по ОФАС 19.2;

- хранилище 20 ИСС с базой нормативной документации 20.1 и базой справочной информации 20.2;

- АРМ администратора системы 21 (создается только в центральном органе управления);

- АРМ оперативного дежурного 22;

- АРМ оператора ввода данных 23 (создается только в авиационных частях, являющихся основными источниками информации, но может и не создаваться, если ввод данных осуществляется с АРМ уполномоченных на то пользователей);

- АРМ пользователей 24;

- локальную сеть 25.

Осуществление изобретения.

После развертывания в органах управления авиации программно-аппаратных комплексов в установленной комплектации, уполномоченными пользователями системы начинается заполнение хранилищ информации необходимыми исходными данными и имеющимися сведениями о текущих параметрах компонентов организационных структур (авиационного персонала, авиационной техники, объектов инфраструктуры), а также об известных опасных факторах и произошедших авиационных событиях. Также во всех органах управления заполняется хранилище информации информационно-справочной системы необходимой нормативной документацией и справочной информацией.

В ходе повседневной деятельности уполномоченными пользователями системы в соответствии с установленным порядком вводятся изменяющиеся данные о текущих характеристиках основных компонентов авиационного формирования (авиационного персонала, авиационной техники, объектов инфраструктуры). Эти сведения могут поступать в систему и автоматизировано при наличии в авиационном формировании соответствующих инструментов и документов (например, электронных летных книжек летного состава, формуляров воздушных судов, формуляра аэродрома и т.п.). Эти данные определенным образом обрабатываются в системе и на основе этого формируются показатели текущего состояния основных функциональных компонентов авиационного формирования, с которыми могут ознакомиться представители органов управления всех вышестоящих инстанций со своих автоматизированных рабочих мест в соответствии с установленными для них полномочиями. Кроме того, показатели текущего состояния основных функциональных компонентов авиационного формирования анализируются в автоматизированном режиме программным комплексом ситуационного анализа и моделирования. При установлении факта выхода какого-либо параметра какого-либо компонента за допустимые значения (например, срока проверки у летчика или межремонтного ресурса у воздушного судна и т.п.) формируется сигнальная информация, которая выдается на АРМ оперативных дежурных органов управления, доводится до руководства, что обеспечивает оперативное принятие необходимых мер.

Если в авиационной части происходит какое-либо авиационное событие, сведения о нем вводятся в систему уполномоченными на то должностными лицами и автоматизировано передаются по инстанциям до центрального органа управления, курирующего вопросы безопасности полетов, с отображением информации об этом событии на экранах АРМ оперативных дежурных всех инстанций данной ветви управления. При поступлении таких сведений на серверы органов управления они систематизируются, вносятся в соответствующие базы данных, регистрируются, а на их основе формируются показатели текущего состояния безопасности полетов в авиационных формированиях. На сервере центрального органа управления сведения о произошедшем событии и установленных опасных факторах вносятся в базу консолидированных данных по ОФАС, а выявленные особенности проявления опасных факторов - в базу знаний опасных факторов. Кроме того, в центральном органе управления на основе поступивших сведений формируется информационное сообщение о произошедшем авиационном событии и необходимых мерах по недопущению повторения подобных ему, которое автоматизировано в соответствии с установленным регламентом оперативно доводится до всех органов управления авиации.

В ходе расследования произошедшего авиационного события члены комиссии по расследованию авиационного события (происшествия или инцидента) могут использовать возможности программного комплекса ситуационного анализа и моделирования для исследования условий происхождения события, динамики его развития и установления истинных причин, используя для этого различные базы данных: консолидированных данных по ОФАС, данных текущих параметров авиационных формирований или динамики их изменений во времени, базы нормативной документации и справочной информации ПК ИСС. Сведения, полученные в результате расследования авиационного события, будут вводиться в систему и пополнять базу консолидированных данных по ОФАС и базу знаний опасных факторов.

В ходе повседневной деятельности авиационных формирований уполномоченные пользователи могут получать информационную поддержку со стороны системы в виде получения формализованных документов, справочных материалов различных форматов, сведений по известным опасным факторам и произошедшим авиационным событиям, а также сведений о текущем состоянии безопасности полетов в нижестоящих авиационных формированиях, что позволит органам управления принимать более целесообразные решения в вопросах обеспечения безопасности полетов, определять наиболее эффективные мероприятия и формировать на этой основе наиболее рациональные планы предотвращения авиационных происшествий и инцидентов.

1. RU 2 439 684 C2, 17.09.2009

2. RU 2 296 421 C1, 22.06.2005

3. RU 135 162 U1, 05.08.2013

4. RU 135 822 U1, 05.08.2013

5. RU 133 632 U1, 04.12.2012

6. RU 123 554 U1, 04.07.2012

1. Единая информационно-аналитическая система безопасности полетов государственной авиации, предназначенная для осуществления в реальном времени сбора и обработки данных с целью контроля со стороны органов управления состояния безопасности полетов в нижестоящих авиационных формированиях и состояния основных их функциональных элементов (авиационного персонала, авиационной техники, объектов инфраструктуры), а также для поддержки принятия решений представителями органов управления авиации в вопросах безопасности полетов, строящаяся по многоуровневой иерархической схеме в соответствии со структурой органов управления авиации, программно-аппаратные средства которой размещаются в органах управления всех организационных структур и инстанций и включают программные комплексы, размещаемые на серверах органов управления, к которым по локальным телекоммуникационным сетям подключены автоматизированные рабочие места администратора системы, оперативного дежурного, оператора ввода данных и уполномоченных пользователей с необходимыми печатными и сканирующими устройствами, отличающаяся тем, что программный комплекс является универсальным для органов управления различных инстанций, конфигурируемым с учетом особенностей каждого органа управления и его полномочий, и обеспечивает осуществление всех возлагаемых на него функций вне зависимости от объемов исходной информации и включает программные комплексы анализа и обработки данных, ситуационного анализа и моделирования, ведения баз данных и баз знаний об опасных факторах и авиационных событиях с соответствующими классификаторами и хранилищем информации, информационно-справочной системы со своим хранилищем нормативной документации и справочной информации, единой базы данных, программные комплексы документирования и управления изделием, а также тем, что базы консолидированных данных по известным опасным факторам и произошедшим авиационным событиям формируются и ведутся только в хранилище на сервере центрального органа управления, курирующего вопросы безопасности полетов, на основе автоматизированного учета сообщений, поступающих из нижестоящих инстанций о произошедших авиационных событиях, а базы данных о текущем состоянии безопасности полетов в авиационных формированиях и состоянии их основных функциональных элементов (авиационного персонала, авиационной техники, объектов инфраструктуры) формируются и ведутся в хранилищах на серверах авиационных формирований нижнего уровня, являющихся основными источниками информации, при этом связь между органами управления различных инстанций осуществляется по каналам связи закрытой сети Министерства обороны, а пользователи различных структур и инстанций могут получать сведения из хранилищ различных инстанций в соответствии с установленными для них полномочиями.

2. Единая информационно-аналитическая система безопасности полетов государственной авиации по п. 1, отличающаяся тем, что она ограничена размещением программно-аппаратных средств только на двух уровнях: в центральном органе военного управления и в авиационных формированиях, производящих полеты, без размещения средств в органах военного управления среднего и высшего звена, но и без сокращения перечня решаемых задач и выполняемых функций.

3. Единая информационно-аналитическая система безопасности полетов государственной авиации по п. 1, отличающаяся тем, что в авиационных формированиях нижнего уровня отсутствует АРМ оператора ввода данных, а ввод данных в систему осуществляется с АРМ уполномоченных пользователей.

4. Единая информационно-аналитическая система безопасности полетов государственной авиации по п. 1, отличающаяся тем, что в некоторых авиационных формированиях отсутствуют АРМ уполномоченных пользователей, а ввод данных в систему и получение из нее необходимой информации осуществляется с АРМ оперативного дежурного органов управления этих формирований.

5. Единая информационно-аналитическая система безопасности полетов государственной авиации по п. 1, отличающаяся тем, что связь между органами управления различных инстанций осуществляется по каналам связи закрытой сети не Министерства обороны, а другого федерального органа исполнительной власти.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу управления группой БЛА. Способ заключается в том, что для каждого БЛА в его инерциальной навигационной системе измеряют его текущую скорость, вычисляют направление его полета, с помощью датчиков измеряют угол визирования каждого потенциально опасного объекта, расстояние до него, скорость сближения с ним, угловую скорость линии визирования этого объекта, на основе этих измеренных и вычисленных значений вычисляют координаты и векторы скоростей каждого БЛА и каждого объекта, определяют возможности поворота объекта на БЛА для каждого БЛА, формируют траекторию полета и значения сигнала управления каждым БЛА, затем сформированные траекторию и сигнал управления передают в систему управления.

Группа изобретений относится к способу и устройству контроля за отклонением снижающегося самолета от оси взлетно-посадочной полосы (ВПП). Для контроля за отклонением снижающегося самолета принимают сигналы курсового радиомаяка двумя антеннами, расположенными определенным образом вблизи ВПП, измеряют параметры сигнала посадки, а также третьей антенной, ориентированной максимумом диаграммы направленности вверх, измеряют информационный параметр в отраженных от заходящего на посадку самолета сигналах, вычисляют величину отклонения от плоскости курса и от оси ВПП, передают информацию о величине отклонения в командно-диспетчерский пункт.

Бортовая система транспортного средства 100 может включать в себя систему VMS 102 управления транспортным средством (VMS) и систему MMS 104 управления выполнением задания (MMS).

Комплекс распределенного управления интеллектуальными роботами для борьбы с малогабаритными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) содержит БПЛА-охотник, блок поиска БПЛА-нарушителя, средства захвата или ликвидации БПЛА-нарушителя, комплект мобильных наземных роботов высокой проходимости, тепловизор, интеллектуальный распознаватель, 3D цветную видеокамеру, направленный микрофон с встроенной видеокамерой и перестраиваемым лазером, камеру ночного видения, блок позиционирования по горизонту, блок позиционирования по наклону, интеллектуальный навигационный блок, блок управления радиоэлектронной борьбы, блок подавления сигналов управления, блок подавления сигналов навигации, блок подавления сигналов телеметрии, блок подавления видеосигнала, блок экстренной ликвидации БПЛА-нарушителя, измеритель направления и скорости ветра, универсальный пульт управления, компьютеризированный центральный пульт управления, блок памяти и блок мониторинга территории.

Группа изобретений относится к беспилотному летательному аппарату, способу его безопасной посадки, наземной станции управления. Беспилотный летательный аппарат содержит подъемно-движительную систему, систему управления полетом, содержащую блок управления полетом, навигационную систему, систему связи и исполнительную систему.

Изобретение относится к способу самоорганизующегося многопозиционного наблюдения, контроля и управления полетами пилотируемых и беспилотных авиационных систем. Для реализации способа используют наземную службу контроля и управления за полетом летательных аппаратов, куда передают информацию о трафиках взаимного полета, аэронавигационные данные, пилотажно-навигационные характеристики каждого из летательных аппаратов, их идентификационные номера и координаты и параметры движения, вырабатывают команды управления трафиком полета.

Изобретение относится к навигации и может быть использовано для автоматического управления посадкой летательного аппарата, коррекции инерциальных навигационных систем на стартовой позиции в процессе взлета.

Система автоматического управления самолетом при снижении на этапе стабилизации высоты круга содержит навигационно-измерительный комплекс, два масштабных блока, пять сумматоров, два нелинейных блока, интегратор, блок перемножения сигналов, перегрузочный автомат продольного управления, рулевой привод, руль высоты, два ключа, задатчик высоты круга, датчик скорости полета самолета, блок логики, соединенные определенным образом.

Группа изобретений относится к системе и способу предотвращения нарушений правил полетов беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Система содержит наземный центр контроля, наземные средства обнаружения подозреваемого БПЛА, БПЛА-перехватчик, содержащий бортовые средства обнаружения и средства захвата подозреваемого БПЛА.

Изобретение относится к способу построения траектории летательного аппарата (ЛА) обхода опасных зон. Для построения траектории по известным координатам начальной и конечной точек пути, направлению скорости ЛА в начальной точке, допустимому радиусу разворота, а также множеству опасных зон определенным образом решают задачу нахождения кратчайшего пути с помощью метода Дейкстры.
Изобретение относится к области информатики. Технический результат заключается в ускорении поиска интересующей информации, систематизированной в единой поисковой системе.
Наверх