Способ и система формирования структуры данных на основе многослойного графа

Изобретение относится к средствам организации структур хранения данных с помощью многослойных графов для связей информационных сущностей. Техническим результатом является повышение эффективности хранения данных с помощью формирования структуры хранения на основании многослойного графа связей между информационными сущностями. Формируют многослойный граф на основании данных, получаемых из различных источников информации, в котором вершинами каждого слоя является информация, относящаяся к одной сущности, а ребрами - данные, связывающие сущности в каждом слое графа, причем каждый слой графа представляет собой связанный граф, сформированный по данным отдельного информационного источника. Осуществляют сопоставление вершин в каждом слое графа для выявления ребер, связывающей сущности в разных слоях многослойного графа. Определяют вершины, содержащие информацию об одной сущности по меньшей мере в двух слоях многослойного графа. Выполняют формирование суперузла с помощью объединения упомянутых вершин, причем упомянутый суперузел содержит связанную информацию об одной сущности из по меньшей мере двух информационных источников. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

[0001] Заявленное техническое решение относится к области компьютерной техники, в частности к способам организации структур хранения данных с помощью многослойных графов для связей информационных сущностей.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

[0002] Для анализа графов социальных отношений между людьми и организациями и применения графовых алгоритмов, данные хранящиеся в различных информационных системах преобразуют в графовую структуру, где узлы - это объекты или субъекты, а ребра - это отношения между этими объектами или субъектами. Зачастую информация об одних и тех же объектах или субъектах хранится в разных информационных системах, но в каждой конкретной системе хранится информация, рассказывающая о своем типе взаимоотношений между людьми и организациями. Данные различных в системах имеют разную природу, качество, полноту.

[0003] Чем более полную картину связанности между людьми и организациями мы можем получить, тем более точно будут срабатывать гипотезы, графовые алгоритмы, предсказания. Возникает задача построения единого графа клиентских связей, объединяющая все возможные источники данных. Объединение данных из различных источников в одну золотую запись может вызывать проблемы, связанные с трудностями матчинга (сопоставления) сущностей (профилей людей и организаций), проблемах определения уникального идентификатора, проблемах дедубликации записей, противоречивостью информации в разных источниках, проблемах организации доступа к данным при дальнейшем использовании, проблемы ресурсозатратности пересчета единого графа больших данных. Все эти проблемы в совокупности приводят к снижению эффективности хранения данных с помощью графовых структур и их применения для целей поиска информации.

[0004] Из уровня техники известен способ организации структуры хранения данных с помощью графовой модели (патент US 10062128 В2, 28.08.2018), который включает в себя объединение информации из различных источников данных, в которых информация объединяется по принципу наличия схожих идентификаторов информационных сущностей для обеспечения процесса обхода вершин графа для целей доступа к связанной информационной сущности. Данное решение позволяет сформировать информационную структуру, объединяющую информацию из различных информационных источников, однако имеет существенный недостаток в части отсутствия объединения сущностей по их связанности с целью формирования суперузлов, объединяющих связи между радом сущностей, что позволяет обеспечить более эффективный процесс использования графовой модели построения структуры данных.

[0005] Известно решение по нахождению оптимального маршрута обхода графа для доступа к требуемой информационной сущности (патент US 7512612 В1, 31.03.2009), которое включает в себя принцип анализа релевантности узлов и соединяющих их ребер для построения маршрута обхода множества связанных вершин. Данное решение также не предусматривает объединения вершин графа в суперузел для формирования более эффективного принципа формирования структуры хранения данных и работы с ней для связей информационных сущностей.

[0006] Объединение данных из нескольких источников в один граф часто проблематично, потому что нет единого ID сущностей для двух источников. Данные в источнике могут иметь дубликаты, намеренно ложные записи, ошибки ввода, ошибки транспортирования и конвертации данных, потерянные записи и т.п.

[0007] При этом сущность в том или ином источнике может не иметь своего ID и быть представлена совокупностью записей, относящихся к совершенно другой сущности. При матчинге (сопоставлении) сущностей нескольких источников в «золотую запись» если нет явного ключа, то составной ключ складывается из большого числа атрибутов (жесткий ключ), чтобы не получить ошибок первого рода, когда сопоставляются сущности, которые не должны сопоставляться. При матчинге по жесткому ключу ошибки первого рода уменьшаются, но ошибки второго рода, которые возникают в том случае, когда не происходит матчинг сущностей, которые подлежат матчингу, увеличиваются, и результат количественно мал.

[0008] Если в нескольких системах, сливаемых в «золотую запись», есть один и тот же атрибут сущности, то возникают коллизии выбора информации, так как эта информация может оказаться разной. Некоторые атрибуты могут быть использованы в качестве критерия связанности, таким образом, при слиянии можно получить, например, два противоположных взаимоисключающих друг друга факта о связи сущностей, формирующих узлы графа. Информация о сущностях со временем может пополняться дополнительными данными в источниках. При слиянии источников в «золотую запись» изменение информации может приводить к изменениям матчинга и объединению двух ранее раздельных золотых записей и наоборот разделению объединенных.

[0009] После слияния источников в «золотую запись» затрудняется поиск первопричины ошибки в конечных данных, поскольку связь с исходной информацией можно восстановить только по логам операций слияния и дедубликации. При этом данные после слияния из нескольких источников становятся новым источником и управлять доступом к ним исходя из природы данных этих источников уже невозможно.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[0010] Для решения существующих технических проблем в данной области предлагается новый эффективный способ организации структуры хранения данных с помощью графов с объединением схожих информационных сущностей в суперузлы.

[0011] Техническим результатом является повышение эффективности хранения данных с помощью формирования структуры хранения на основании многослойного графа связей между информационными сущностями.

[0012] Дополнительным эффектом является повышение скорости поиска данных с помощью объединения связанных сущностей в суперузлы связанных записей.

[0013] Заявленный результат достигается за счет способа формирования структуры хранения данных, выполняемый с помощью процессора вычислительного устройства и содержащий этапы, на которых:

- формируют многослойный граф на основании данных, получаемых из различных источников информации, в котором вершинами каждого слоя является информация, относящаяся к одной сущности, а ребрами - данные, связывающие сущности в каждом слое графа, причем каждый слой графа представляет собой связанный граф, сформированный по данным отдельного информационного источника;

- осуществляют сопоставление вершин в каждом слое графа для выявления ребер, связывающей сущности в разных слоях многослойного графа;

- определяют вершины, содержащие информацию об одной сущности в по меньшей мере двух слоях многослойного графа, и

- выполняют формирование суперузла с помощью объединения упомянутых вершин, причем упомянутый суперузел содержит связанную информацию об одной сущности из по меньшей мере двух информационных источников.

[0014] В одном из частных вариантов осуществления способа сущность содержит сведения о физическом и/или юридическом лице.

[0015] В другом частном варианте осуществления способа вершины графа содержат тематическую информацию, относящуюся к сущности.

[0016] Заявленный результат достигается также за счет системы формирования структуры хранения данных, содержащая по меньшей мере один процессор и по меньшей мере одно средство памяти, содержащее машиночитаемые инструкции, которые при их выполнении процессором осуществляют вышеуказанный способ.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

[0017] Фиг. 1 иллюстрирует общий вид графовой структуры многослойного хранения данных с примерами информационных сущностей.

[0018] Фиг. 2 иллюстрирует пример графовой структуры с матчингом информационных сущностей.

[0019] Фиг. 3 иллюстрирует пример формирования суперузла между слоями графа.

[0020] Фиг. 4 иллюстрирует пример форм суперузлов.

[0021] Фиг. 5 иллюстрирует пример исполнения вычислительного устройства.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[0022] В настоящих материалах заявки будут использованы следующие термины и определения:

Узел - минимальная совокупность информации, однозначно представляющая сущность (персону, организацию и др.) в виде записи в информационном источнике.

Ребро - минимальная совокупность информации, однозначно представляющая факт и характер связанности сущностей по одному или нескольким принципам в информационном источнике.

Атрибуты узла - совокупность тематической информации, однозначно относящаяся к конкретной сущности в информационном источнике, раскрывающая подробности по ней.

Атрибуты ребра - совокупность информации, относящаяся к конкретному ребру, раскрывающая подробности по этой связи.

Слой графа - генеральная совокупность узлов и ребер, образующих связанный граф на данных одного источника.

Матчинг слоев - ребро особого рода, соединяющее узлы в разных слоях графа, при условии, что узлы относятся к одной и той же сущности реального мира.

Суперузел - подмножество узлов в многослойном графе, относящихся к одной и той же сущности реального мира, объединенных матчингами.

Многослойный граф - граф связей, состоящий из нескольких слоев, в котором узлы из разных слоев объединены в суперузлы при помощи матчингов.

[0023] На Фиг. 1 представлен пример структуры хранения данных, организованной с помощью многослойного графа (10). Каждый слой (110) - (160) графа (10) представляет собой источник данных и представляет собой отдельный граф со связанными сущностями. Каждый из слоев графа (10) содержит, как правило, информацию, тематически связанную с различными сущностями, например, персонами и/или организациями, а также связи между ними. Сущности представляют собой узлы (вершины) в каждом слое графа (10), ребра графа представляют собой связи между узлами.

[0024] Как представлено на примере Фиг. 1, слой (110) может представлять собой данные из источника, содержащего информацию о персонах, осуществляющих взаимодействие между собой, например, транзакции или иную финансовую активность. Слой (120) может содержать информацию о территориальном размещении персон. Слой (130) может представлять данные, отображающие родственные связи между физическими лицами и т.п.

[0025] Предлагаемый подход в формировании структуры хранения данных направлен на создание единой графовой модели для поиска и управления информацией о связах физических и/или юридических лиц между собой, при использовании данных из множества раздельных источников (110) - (160). В каждом слое графа (10) сущности, относящиеся к персоне или организации, имеют один или несколько атрибутов, позволяющих осуществить их полную или частичную идентификацию. В качестве таких атрибутов могут выступать: данные банковского счета, ФИО персон, наименование организаций, ИНН, адрес, паспортные данные, ОГРН/ОГРНИП и т.п.

[0026] Каждая вершина в каждом слое (110) - (160) графа (10) анализируется на предмет наличия связанной информации о по меньшей мере одном отношении в другом одном или нескольких слоях графа. Для этого может применяться один из алгоритмов матчинга сущностей в графовой структуре (10) (см, например, https://habr.com/ru/company/sberbank/blog/354564/).

[0027] С помощью формирования графовой структуры (10) из нескольких отдельных графов, реализуется возможность выполнения графовых операций над любым слоем (110) - (160) из единой точки входа. Для того чтобы графовые операции обхода графа можно было выполнять над единым графом связанных сущностей, а не только над отдельными слоями, в графовую базу хранения единого графа добавляются дополнительные ребра матчинги, которые соединяют слои (110) - (160) посредством связанных узлов, относящихся к одной и той же сущности реального мира.

[0028] На Фиг. 2 представлен пример формируемых ребер матчинга, которые связывают сущности в различных слоях графа (10). Между слоями (140) - (150) графа формируется первое ребро матчинга, которое связывает узлы (142) - (153), содержащие сведения об одной сущности. Второе ребро матчинга формируется между узлами (153) - (163). При этом все узлы (142), (153), (163) связаны с одной сущностью, например, персоной или юридическим лицом. При выполнении графовых операций обхода графа (10) необходимо учитывать особое свойство ребра матчинга, считать его длиной 0, которое, по сути, является технической связкой многослойного графа (10).

[0029] Как было указано выше, в каждом слое графа (10) сущности, относящиеся к персоне или организации, имеют один или несколько атрибутов, позволяющих осуществить их полную или частичную идентификацию. Данные атрибуты применяются для матчинга узлов в слоях графа. Таким атрибутами могут выступать: данные банковского счета, ФИО персон, наименование организаций, ИНН, адрес, паспортные данные, ОГРН/ОГРНИП и другая информация, по которой возможно осуществить полную или частичную идентификацию информационной сущности.

[0030] Как представлено на Фиг. 3 несколько матчингов, объединяющих узлы из разных слоев, относящиеся к одной и той же сущности реального мира, образуют подграф суперузла (20), который обеспечивает построение единого объекта графа (10), организованного связями соответствующих узлов, относящихся к одной сущности. Многослойный граф (10) позволяет получить значительно более богатый по составу информации граф связей, описывающий взаимодействие субъектов или объектов, чем любой граф отдельного источника.

[0031] Например, связь показанная на Фиг. 2 и образующая суперузел (20) на Фиг. 3 может представлять собой следующее: узел (142) слоя (140) с данными содержащими значения в полях по клиенту А, по которому имеется информация в вершине слоя графа типа: <фамилия><имя><отчество> <дата рождения><название города проживания> будет соединен связью матчинг 1 с узлом (153) другого слоя (150), в котором содержатся данные с такими же значениями в сходных полях: <фамилия><имя><отчество> <дата рождения><название города проживания>, а узел (153) источника (150) в свою очередь будет соединен связью типа матчинг 2 с узлом (163) источника (160) при точном совпадении данных других полей, например <имя><отчество><серия и номер паспорта> и т.п.

[0032] Данные полей перед сопоставлением необходимо нормализовать, т.е. привести в унифицированный вид К таким полям могут относиться, например:

ФИО;

Пол;

Телефон;

Адрес;

Дата;

Email;

Серийный номер

Регистрационный номер

Реквизиты компании.

Приведенный пример не является исчерпывающим и может иметь иную структуру полей нормализации или других полей для описания параметров информационных сущностей.

[0033] За счет применения механизма формирования суперузлов (20) появляется возможность объединения равнозначных по отношению друг к другу узлов в одном или различных слоях графа (10) без необходимости выделенного явного центра. Объединение узлов происходит при помощи добавления ребер связей матчингов к другим связям, что позволяет использовать естественные механизмы графовых хранилищ для извлечения подграфа суперузла (20). При использовании любого графового алгоритма на графах с суперузлами (20) обработке будет подлежать атомарный шаг хода такого алгоритма с учетом, что ребра матчинга - это ребро длиной 0. В качестве графовых алгоритмов могут использоваться, например, кратчайший путь (англ. shortest path), алгоритм выделения кластеров или сообществ (англ. label propagation), алгоритм ссылочного ранжирования (например, pagerank), степень посредничества (англ. betweenness centrality), степень близости (англ. closeness centrality) и т.п.

[0034] Как показано на Фиг. 4 подграф матчингов суперузла (20) может быть как в форме клики (связь все со всеми), так и любой другой формы, например, кольцо, двойное кольцо и т.п. Форма клики является наиболее предпочтительной, так как разрыв любого матчинга на разрушает суперузел (20), но в случае если слоев много, то матчингов в суперузле (20) с кликой будет (n*(n-1))/2. Матчингов может оказаться слишком много, что в свою очередь может повлиять на скорость обработки графа, в этом случае предпочтительнее использовать суперузел с матчингами в форме одинарного или двойного кольца.

[0035] Связь матчинга в суперузле (20) можно разорвать, например, в следствие изменения, уточнения данных или ограничения прав доступа к данным. Если количество связей матчингов в суперузле (20) изначально мало, например, из-за невысокого качества данных источников, или невозможности получить требуемые составные ключи, то разрыв определенного матчинга может приводить к разрушению суперузла (20) на два отдельных суперузла-осколка.

[0036] Управление такой структурой графа (10) может обеспечиваться доступом к данным на уровне слоев, относящихся к источнику, что является более эффективным в части управления процессом доступа к структуре данных, а также повышает скорость выявления требуемой информации по той или иной сущности. При регулярном перестроении многослойный граф (10) позволяет более эффективно расходовать ресурсы, так как каждый слой графа может обновляться отдельно по своему расписанию, а также нет затрат на создание и поддержание «золотой записи».

[0037] На Фиг. 5 представлен пример общего вида вычислительного устройства (200), на базе которого может быть реализована одна или несколько автоматизированных систем, обеспечивающих реализацию заявленного способа формирования структуры хранения данных. В общем случае, устройство (200) содержит объединенные общей шиной информационного обмена (210) один или несколько процессоров (201), средства памяти, такие как ОЗУ (202) и ПЗУ (203), интерфейсы ввода/вывода (204), устройства ввода/вывода (205), и устройство для сетевого взаимодействия (206). В общем случае устройство (200) может представлять собой сервер, серверный кластер, мейнфрейм, суперкомпьютер, или иной тип пригодного вычислительного устройства.

[0038] Процессор (201) (или несколько процессоров, многоядерный процессор и т.п.) может выбираться из ассортимента устройств, широко применяемых в настоящее время, например, таких производителей, как: Intel™, AMD™, Apple™, Samsung Exynos™, MediaTEK™, Qualcomm Snapdragon™ и т.п. Под процессором или одним из используемых процессоров в устройстве (200) также необходимо учитывать графический процессор, например, GPU NVIDIA или Graphcore, тип которых также является пригодным для полного или частичного выполнения заявленного способа, а также может применяться для обучения и применения моделей машинного обучения в различных информационных системах.

[0039] ОЗУ (202) представляет собой оперативную память и предназначено для хранения исполняемых процессором (201) машиночитаемых инструкций для выполнение необходимых операций по логической обработке данных. ОЗУ (202), как правило, содержит исполняемые инструкции операционной системы и соответствующих программных компонент (приложения, программные модули и т.п.). При этом, в качестве ОЗУ (202) может выступать доступный объем памяти графической карты или графического процессора.

[0040] ПЗУ (203) представляет собой одно или более устройств постоянного хранения данных, например, жесткий диск (HDD), твердотельный накопитель данных (SSD), флэш-память (EEPROM, NAND и т.п.), оптические носители информации (CD-R/RW, DVD-R/RW, BlueRay Disc, MD) и др.

[0041] Для организации работы компонентов устройства (200) и организации работы внешних подключаемых устройств применяются различные виды интерфейсов В/В (204). Выбор соответствующих интерфейсов зависит от конкретного исполнения вычислительного устройства, которые могут представлять собой, не ограничиваясь: PCI, AGP, PS/2, IrDa, Fire Wire, LPT, COM, SATA, IDE, Lightning, USB (2.0, 3.0, 3.1, micro, mini, type C), TRS/Audio jack (2.5, 3.5, 6.35), HDMI, DVI, VGA, Display Port, RJ45, RS232 и т.п.

[0042] Для обеспечения взаимодействия пользователя с устройством (200) применяются различные средства (205) В/В информации, например, клавиатура, дисплей (монитор), сенсорный дисплей, тач-пад, джойстик, манипулятор, мышь, световое перо, стилус, сенсорная панель, трекбол, динамики, микрофон, средства дополненной реальности, оптические сенсоры, планшет, световые индикаторы, проектор, камера, средства биометрической идентификации (сканер сетчатки глаза, сканер отпечатков пальцев, модуль распознавания голоса) и т.п.

[0043] Средство сетевого взаимодействия (206) обеспечивает передачу данных посредством внутренней или внешней вычислительной сети, например, Интранет, Интернет, ЛВС и т.п. В качестве одного или более средств (206) может использоваться, но не ограничиваться: Ethernet карта, GSM модем, GPRS модем, LTE модем, 5G модем, модуль спутниковой связи, NFC модуль, Bluetooth и/или BLE модуль, Wi-Fi модуль и др.

[0044] Представленные материалы заявки раскрывают предпочтительные примеры реализации технического решения и не должны трактоваться как ограничивающие иные, частные примеры его воплощения, не выходящие за пределы испрашиваемой правовой охраны, которые являются очевидными для специалистов соответствующей области техники.

1. Способ формирования структуры хранения данных, выполняемый с помощью процессора вычислительного устройства и содержащий этапы, на которых:

- формируют многослойный граф на основании данных, получаемых из различных источников информации, в котором вершинами каждого слоя является информация, относящаяся к одной сущности, а ребрами - данные, связывающие сущности в каждом слое графа, причем каждый слой графа представляет собой связанный граф, сформированный по данным отдельного информационного источника;

- осуществляют сопоставление вершин в каждом слое графа для выявления ребер, связывающей сущности в разных слоях многослойного графа;

- определяют вершины, содержащие информацию об одной сущности в по меньшей мере двух слоях многослойного графа, и

- выполняют формирование суперузла с помощью объединения упомянутых вершин, причем упомянутый суперузел содержит связанную информацию об одной сущности из по меньшей мере двух информационных источников.

2. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что сущность содержит сведения о физическом и/или юридическом лице.

3. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что вершины графа содержат тематическую информацию, относящуюся к сущности.

4. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что суперузлы формируются на основе ребер матчингов, связывающих вершины графа в одном или различных слоях графа.

5. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что форма суперузла может представлять собой по меньшей мере одно из: клика, кольцо или двойное кольцо.

6. Система формирования структуры хранения данных, содержащая по меньшей мере один процессор и по меньшей мере одно средство памяти, содержащее машиночитаемые инструкции, которые при их выполнении процессором осуществляют способ по любому из пп. 1-5.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в повышении эффективности и обеспечении высокой точности выявления ошибок в документах.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в ускорении получения информации, за счет добавления в предъявляемый контент заранее созданного маркера, связанного с информацией для данного маркера, которая содержит информацию о предъявляемом контенте или части контента, причем связанная с маркером информация вместе с идентификатором маркера хранятся в хранилище данных сервера обработки данных, причем содержание маркера определяется параметрами маркера, задаваемыми на сервере, предъявления пользователю маркера вместе с предъявляемым контентом, c использованием интерфейса осуществляют ввод информации, содержащейся в маркере и предъявляемой пользователю, в память вычислительного устройства, передают на сервер обработки данных с вычислительного устройства информацию, введенную в вычислительное устройство пользователя, получают на сервере обработки данных переданную информацию и осуществляют поиск переданной информации в данных, сохраненных в базе данных сервера, содержащих идентификаторы маркеров, передают на вычислительное устройство пользователя с сервера дополнительную информацию для найденного идентификатора маркера и предъявляют на вычислительном устройстве дополнительную информацию в визуальном формате и/или аудиальном формате.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в повышении защищенности вычислительных сетей от компьютерных атак.

Изобретение относится к области информационных технологий, а именно к информационной безопасности, и может быть использовано для исследования необходимости создания системы безопасности объектов критической информационной инфраструктуры.

Изобретение относится к области вычислительной техники, в частности к периферийному портативному устройству, которое может взаимодействовать с основным вычислительным устройством.

Изобретение относится к области кодирования изображений HDR. Технический результат заключается в обеспечении объектной структуры для хранения, обмена и воспроизведения изображений высокого динамического диапазона, которая является обратно совместимой с существующей технологией просмотра изображений.

Изобретение относится к средствам мониторинга безопасности. Технический результат заключается в повышении точности при выявлении аномалий в работе сети автоматизированной системы.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в повышении точности отнесения вредоносных программ к известному семейству вредоносных программ.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в обеспечении обнаружения вредоносных интеллектуальных ботов.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в повышении точности классификации и фильтрации запрещенного контента в сети.
Наверх