Навигационная система наземного транспортного средства

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах позиционирования наземных транспортных средств. Навигационная система наземного транспортного средства включает в свой состав путевую систему, курсовую систему, две спутниковые навигационные аппаратуры, устройство ввода/вывода, блок определения навигационных параметров, устройство приема дифференциальных поправок, блок определения угла поворота колес, два датчика расстояний, расположенных на передней оси транспортного средства. Выходы устройства приема дифференциальных поправок соединены с соответствующими входами спутниковых навигационных аппаратур, выходы датчиков расстояний соединены со входами блока определения угла поворота колес, выход путевой системы, курсовой системы, блока определения угла поворота колес, устройства ввода/вывода, спутниковых навигационных аппаратур соединены с соответствующими входами блока определения навигационных параметров, выход блока определения навигационных параметров соединен со входом устройства ввода/вывода. Техническим результатом изобретения является повышение точности вычисления абсолютных плановых координат наземного транспортного средства. 3 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах позиционирования наземных транспортных средств (ТС), требующих длительного времени автономной работы.

Известная комплексная аппаратура счисления координат [Патент РФ №2545490, 2013, МПК G01C 23/00] представляет собой объединение аппаратуры счисления координат (АСК) и спутниковой навигационной аппаратуры (СНА), в котором СНА калибрует приращения текущих радиальных координат, вырабатываемых АСК, при наличии на выходе СНА сигнала о высоком качестве решения навигационной задачи, а при отсутствии такого сигнала координаты в комплексной аппаратуре счисления координат (КАСК) вырабатываются АСК на основе последних значений калибровочных коэффициентов до появления сигнала о низком качестве решения навигационной задачи. КАСК определяет калибровочные коэффициенты АСК по показаниям СНА на дискретных, расположенных друг за другом участках длиной до 2 км. В этом случае КАСК работает в режиме "Память". Из полученных таким образом приращений комплексных радиальных координат КАСК формирует приращения комплексных плановых (прямоугольных) координат, суммирует их с координатами начальной точки маршрута и получает откорректированные текущие прямоугольные координаты. Эта КАСК принимается за прототип заявляемой навигационной системы наземного транспортного средства.

Недостатком этой аппаратуры является низкая точность определения абсолютных плановых координат из-за определения качества навигационного решения СНА только по количеству видимых спутников, отсутствия возможности использования спутниковой навигационной аппаратуры в режиме Real Time Kinematic, а также из-за наличия постоянного дрейфа углов курсовой системы.

Задачей данного изобретения является устранение указанного недостатка.

Сущность изобретения заключается в том, что в навигационную систему наземного транспортного средства, содержащую путевую систему, курсовую систему, позиционную навигационную аппаратуру в виде СНА, устройство ввода/вывода, вводятся: блок определения навигационных параметров, дополнительная СНА, устройство приема дифференциальных поправок, блок определения угла поворота колес, два датчика расстояний до ступиц колес, расположенных на передней оси транспортного средства (ТС).

Две СНА, расположенные на продольной оси ТС, и устройство приема дифференциальных поправок, реализующее возможность работы СНА в режиме Real Time Kinematic (RTK), обеспечивают повышенную, сантиметровую точность определения координат, а также возможность определения курсового угла ТС.

Блок определения угла поворота колес по данным с двух датчиков расстояний (ДР), закрепленных на передней оси ТС, определяет углы поворота левого и правого колес ТС относительно вертикальной оси ТС, которые используются блоком определения навигационных параметров для коррекции данных получаемых с курсовой и путевой систем с целью уменьшения влияния дрейфа курсового угла ТС.

Все это позволяет повысить точность определения абсолютных плановых координат транспортного средства, при наличии на выходе СНА сигнала о высоком качестве решения навигационной задачи примерно в 10 раз и в противном случае примерно на 30% по сравнению с прототипом.

На фиг. 1 представлена схема навигационной системы наземного транспортного средства, реализующей предлагаемый способ.

На фиг. 2 - схема вычисления курсового угла ТС по углу поворота его колес.

На фиг. 3 - схема определения угла поворота колес.

Навигационная система наземного транспортного средства включает в свой состав путевую систему 1, курсовую систему 2, две спутниковые навигационные аппаратуры (СНА) 3 и 4, устройство ввода/вывода 5, блок определения навигационных параметров (БОНП) 6, устройство приема дифференциальных поправок 7, блок определения угла поворота колес (БОУПК) 8, два датчика расстояний 9 и 10, расположенных на передней оси транспортного средства (ТС), при этом выходы устройства приема дифференциальных поправок 7 соединены с соответствующими входами СНА 3 и 4, выходы датчиков расстояний 9 и 10 соединены со входами БОУПК 8, выходы путевой системы 1, курсовой системы 2, БОУПК 8, устройства ввода/вывода 5, СНА 3 и 4, соединены с соответствующими входами блока БОНП 6, выход БОНП 6 соединен со входом устройства ввода/вывода 5.

Работа системы осуществляется следующим образом. По показаниям СНА 3 и 4, курсовой 2 и путевой 1 систем, а также БОУПК 8 в БОНП 6 определяются координаты и ориентация ТС. Устройство ввода/вывода 5 служит для обеспечения возможности ввода значений начальных координат и ориентации ТС, а также для вывода информации из БОНП.

Начальные координаты и ориентация ТС определяют по показаниям приемников СНА 3 и 4 или указываются оператором при помощи устройства ввода/вывода 5. Дальнейшую навигацию осуществляют в двух режимах, переключающихся автоматически. Первый режим, в котором координаты и ориентацию ТС БОНП 6 определяет по показаниям приемников СНА 3 и 4, действует при наличии на выходе СНА сигнала о высоком качестве решения навигационной задачи, в противном случае действует второй режим работы, при котором координаты и ориентацию ТС БОНП 6 определяет по показаниям курсовой 2 и путевой 1 систем, а также БОУПК 8.

Курсовой угол (γ) в первом режиме определяют по формуле:

где xf, yf, xb, yb - прямоугольные координаты определенных передним и задним датчиком СНА соответственно.

Во втором режиме начальное значение курса ТС (γ0) определяют по последнему значению, полученному при работе в первом режиме. Дальнейшие значения курса получают путем добавления угла изменения курса dγ, который вычисляют путем комплексирования в БОНП 6 значений изменения курса, получаемых с курсовой системы 2 и БОУПК 8. Комплексирование осуществляют любым известным методом (например, фильтром Калмана). Остальные углы ориентации ТС получают с курсовой системы 2. Координаты ТС, в этом режиме, получают по известным формулам на основе скорости перемещения, получаемой с путевой системы 1 и углов ориентации.

Значение угла изменения курса с БОУПК получают по углу поворота колес (см. фиг. 2) по формуле:

где α - угол поворота колеса, dγ - угол поворота оси транспортного средства в точке определения его координат (изменение курса), величины a, b и L указаны на фигуре 2. Углы поворота α левого колеса и β правого колеса определяют при помощи датчиков расстояния 9 и 10 соответственно, закрепленных на оси ТС и измеряющих расстояние от места крепления до ступицы колеса по формулам:

где S - текущее расстояние от датчика до ступицы, S0 - расстояние от датчика до ступицы при отсутствии поворота колеса, R - расстояние от оси левого или правого колеса до точки на ступице, в которой осуществляется измерение.

Пример. Экспериментальная проверка системы была проведена на трассе длиной 5000 м. на автомобиле ГАЗ-3302. В автомобиле размещались два СНА, путевая и курсовая система, а также БОУПК и БОНП. БОУПК реализовывался следующим образом: на передней оси автомобиля были расположены ультразвуковые датчики, позволяющие измерять расстояние до ступицы левого и правого колеса. Эти расстояния передавались в БОНП, где и осуществлялся расчет курсового угла. Проверочная трасса организовывалась таким образом, что на ее отдельных участках отсутствовал сигнал со СНА, что позволило провести проверку системы во всех режимах.

Навигационная система наземного транспортного средства, содержащая путевую систему, курсовую систему, позиционную навигационную аппаратуру в виде спутниковой навигационной аппаратуры, устройство ввода/вывода, отличающаяся тем, что в нее введены блок определения навигационных параметров, дополнительная спутниковая навигационная аппаратура, устройство приема дифференциальных поправок, блок определения угла поворота колес, два датчика расстояний до ступиц колес, расположенных на передней оси транспортного средства, при этом выходы устройства приема дифференциальных поправок соединены с соответствующими входами спутниковых навигационных аппаратур, выходы датчиков расстояний соединены со входами блока определения угла поворота колес, выходы путевой системы, курсовой системы, блока определения угла поворота колес, устройства ввода/вывода, спутниковых навигационных аппаратур соединены с соответствующими входами блока определения навигационных параметров, выход блока определения навигационных параметров соединен со входом устройства ввода/вывода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при создании и модернизации средств контроля работоспособности навигационной аппаратуры потребителя (НАП) воздушного судна (ВС).

Изобретение относится к способу навигации беспилотного мобильного средства. Для навигации беспилотного мобильного средства располагают навигационные метки вдоль маршрута следования беспилотного мобильного средства определенным образом и каждой присваивают ее координаты, передают с навигационных меток сигналы, включающие в себя информацию об их местоположении с привязкой к топографии местности, получают посредством приемника беспилотного мобильного средства сигналы с навигационных меток, осуществляют позиционирование беспилотного мобильного средства на основании сигналов навигационных меток и данных набора датчиков беспилотного мобильного средства посредством устройства обработки данных, с беспилотного мобильного средства направляют запросный инфракрасный сигнал на по меньшей мере три навигационные метки, навигационные метки принимают сигнал с беспилотного мобильного средства и через кодированный промежуток времени передают ответный инфракрасный сигнал, по изображению меток на фотоприемнике беспилотного мобильного средства осуществляют позиционирование беспилотного мобильного средства.
Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов (ЛА). Технический результат заключается в повышении точности навигации ЛА, действующих в составе группы.

Система посадки летательного аппарата (ЛА) на корабль с применением цифровых технологий содержит корабельное оборудование и оборудование на борту ЛА. Корабельное оборудование содержит навигационную систему, систему относительной навигации, систему метеорологического обеспечения корабля для измерения набегающего на корабль вектора скорости ветра, дистанционный измеритель параметров ветра, ЭВМ с программно-математическим обеспечением, задатчик фазовых координат ВППл и цВППо и относительных фазовых координат цВППл и ЛА, а также момента касания ЛА ВППл, задатчик параметров поля вектора скорости ветра, задатчик параметров среды посадки, приемопередатчик, индикатор посадки ЛА, систему управления посадкой ЛА, корабельную часть финишера, систему управления авианесущим кораблем.

В изобретении охарактеризован способ доставки подвесной парашютной системы в точку посадки, который реализует динамический расчет конуса посадки от точки посадки на основании параметров парашютной системы и метеорологических условий, путем определения радиуса окружности, из которой парашютная система может попасть в точку посадки по высоте над точкой посадки, с учетом понижающего коэффициента глиссады, затем производят определение точки базы на конечной окружности конуса посадки таким образом, чтобы точка была максимально удаленной от центра окружности конуса посадки в направлении, противоположном прогнозируемому направлению ветра, динамический расчет конуса снижения от точки базы на основании параметров парашютной системы и метеорологических условий путем определения радиуса окружности, из которой парашютная система может попасть в точку базы по высоте над точкой базы, доставка подвесной системы парашюта в точку посадки на основании полученных конуса посадки и конуса снижения.

Изобретение относится к способу преодоления высокоскоростным беспилотным летательным аппаратом зон поражения противоракетной и (или) противовоздушной обороны. Для преодоления зон поражения выбирают вариант преодоления в зависимости от значений критического времени и (или) радиуса кривизны отдельного маневра либо производят смену эшелона полета выше или ниже зоны поражения.

Изобретение относится к способу управления группой БЛА. Способ заключается в том, что для каждого БЛА в его инерциальной навигационной системе измеряют его текущую скорость, вычисляют направление его полета, с помощью датчиков измеряют угол визирования каждого потенциально опасного объекта, расстояние до него, скорость сближения с ним, угловую скорость линии визирования этого объекта, на основе этих измеренных и вычисленных значений вычисляют координаты и векторы скоростей каждого БЛА и каждого объекта, определяют возможности поворота объекта на БЛА для каждого БЛА, формируют траекторию полета и значения сигнала управления каждым БЛА, затем сформированные траекторию и сигнал управления передают в систему управления.

Настоящее изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в бесплатформенных инерциальных навигационных системах (БИНС). Способ повышения точности БИНС основан на применении математической модели погрешностей БИНС.

Изобретение относится к автоматизированным системам управления (АСУ) и может найти применение в АСУ строительным комплексом, включающим геодезический диспетчерский пункт, домокомбинат для производства строительных модулей, блоков и материалов, строительную площадку для возведения многоэтажных домов и сооружений и систему приема и передачи информации и может быть использовано для принятия оперативных и обоснованных решений на всех уровнях управления и контроля за погрузочно-разгрузочными и транспортно-складскими процессами с использованием компьютерной техники и радиочастотных меток.

Изобретение относится к способу управления беспилотным летательным аппаратом (UAV), применяемым для регистрации и замера объектов в заданной области. Для управления UAV для регистрируемой и замеряемой области устанавливают практически беспрепятственную зону перелета, в которой UAV с помощью надлежащих сенсоров и технологий съемки проводит обзорные измерения области.
Наверх