Способ преобразования волновой энергии поверхности океана в электричество и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к обеспечению электроэнергией морских средств передвижения. Способ преобразования волновой энергии поверхности океана в электричество заключается в том, что используют электромагнитную индукцию, возбуждаемую движущимся магнитом, в котором направление движения магнита определяют путем расположения линии его перемещения на вращающейся плоскости в гравитационном поле Земли во время качки. Группа изобретений направлена на достижение максимального КПД при любом направлении перемещения судна относительно морского волнения и использование его на любом плавсредстве. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Настоящее предлагаемое изобретение относится к обеспечению электроэнергией морских средств передвижения.

Известен способ преобразования энергии качки плавающего средства, в котором по бортам расположены цистерны с жидкостью, соединенные трубопроводом с турбинами (см. RU 2046884 C1, 27.10.1995, F03B13/12) (1).

Известен стержневой гидроволновой генератор, содержащий перемещающийся постоянный магнит, и использующий электромагнитную индукцию (см. RU 2413089 C1, 27.02.2011, F03B13/12) (2). Существует множество других способов и устройств, позволяющих получать электроэнергию от морского волнения (см RU 2549006 C2, 20.04.2015, F03B13/22, RU 2580994 C1, 10.04.2016, F03B13/12) (3, 4, 5). Всем им присущи разные недостатки, главным из которых является низкий КПД и трудности при их использовании на уже построенном судне.

Целью настоящего предложения является достижение максимального КПД при любом направлении перемещения судна относительно морского волнения и использование его на любом плавсредстве. За прототип использовано устройство из источника (2).

Поставленная цель в способе, заключающимся в использовании электромагнитной индукции, возбуждаемой движущимся магнитом, достигается тем, что, направление его движения определяют путем расположения линии его перемещения на вращающейся плоскости в гравитационном поле Земли во время качки, кроме того, токовую нагрузку индукционного преобразователя регулируют по минимальной скорости перемещения в конечных точках перемещения магнита.

В устройстве, содержащим перемещающийся постоянный магнит, последний представляет собой набор магнитных колец с осевой намагниченностью, разделенных свинцовыми шайбами, и расположенных последовательно на стержне перемещения, находящимся в центре секционной катушки, толщина секций которой, равна толщине магнитных колец, а расстояние между ними равно расстоянию между магнитными кольцами. Кроме того, все секции катушки присоединены последовательно к регулятору токовой нагрузки, управляющий вход которого соединен с выходом регистратора напряжения крайних секций катушки, соединенных с ним, а выход - с аккумулятором и фиксатором перемещения набора колец. Секционная катушка закреплена на вращающемся диске, имеющего электромагнитные фиксаторы по краям, подключенные к регулятору времени фиксации, соединенному с выходом регистратора напряжения крайних секций катушки, а ось диска перпендикулярна палубе судна.

Возможность практической реализации

На чертеже - Фиг.1 показан главный элемент устройства, преобразующего энергию волнения поверхности океана в электричество. Он состоит из секционной катушки-1, состоящих из секций с намотанным в них проводом-2. Катушка-1 помещена в цилиндрический корпус-3 с закрепленным на его боковых стенках стерженем-4, который проходит сквозь трубку-5, на которой последовательно закреплены свинцовые шайбы-6, и кольцевые магниты-7. Намагниченность дисков осевая и их полюса последовательно чередуются на трубке-5. Трубка выполнена из немагнитного материала, и имеет смазку длина трубки-5 равна, примерно, половине длины корпуса катушки-1.

Между краями дисков и внутренней поверхностью катушки желательно иметь минимальный зазор. В этом случае ЭДС, наводимая машитами-7 в обмотках секций-2 при движений по оси катушки будет максимальной. С той же целью толщина внутреннего цилиндра катушки должна быть минимальной. Трубка-5 с нанизанными на нее шайбами и магнитами скользит по стержню-4 синхронно с волновым воздействием на судно. Как это происходит будет пояснено позднее. В случае сильной качки, на боковых сторонах корпуса закреплены пружины-8, предохраняющие от поломок.

Как известно, напряжение, возникающее в проводнике при электромагнитной индукции пропорционально скорости изменения магнитного поля. Волновые же процессы в океане достаточно медленные, они измеряются единицами секунд, и прямая механическая связь волнового движения и движения магнита внутри катушки даст ничтожный КПД. Именно по указанной причине главный элемент преобразователя выполнен секционным и, например, при лине катушки 0,2 м., и числе секций 10 односекундная волна даст скорость с взаимодействия одной секции 0,2 сек, а их 10. Ширина каждой секции равна толщине магнитного кольца. Шайбы-6 изготовлены из свинца с целью получения максимальной мощности.

Цилиндрический корпус-3 закреплен на диске-9, показанным на Фиг. 2. Диск-9 вращается на шариковом подшипнике-10, установленным на платформе-11, которая крепится к палубе судна. Диаметрально, по краям диска установлены подпружиненные электромагнитные фиксаторы-12. Стержни фиксаторов-13 практически всегда прижаты к краям диска, что не позволяет ему вращаться вокруг своей оси-А. Обмотки фиксаторов соединены с установщиком времени фиксации-14, к которому подключен управляющий регистратор напряжения-16.

На чертеже - Фиг. 3 показана схема последовательных соединений секции обмоток-2 к регулятору токовой нагрузки-15. Управляющий вход регулятора соединен с выходом регистратора напряжения-16, а регулятор токовой нагрузки подключен к аккомулятору-17, от которого осуществляется питание потребителей, и фиксатору-18, который не показан на фиг. 1, и может иметь любое исполнение, например в виде штыря, перемещенного в теле корпуса катушки, и препятствующего осевому перемещению кольцевых магнита в-7

Работа преобразователя волновой энергии.

Итак, диск-9, свободно вращающийся на платформе-11, закрепленной горизонтально на палубе, при максимальном крене, занимает положение при котором корпус-3 повернут к направлению крена с секцией катушки-1, в которой находится край наборного магнита-7. При его движении к какому-либо краю катушки-1 и одновременного поворота диска-9 в угловое положение, соответствующего нижнему крену палубы, в крайней секции, где движется крайний магнит-7 (регулятор токовой нагрузки еще не нагружает катушку в первые периоды колебательного напряжения на ней), возникает командный импульс напряжения на выходе установщика времени фиксации-16, который снимает напряжение с обмоток фиксаторов-12, и стержни-13 фиксируют диск-9, при котором осевая линия катушки-1 проходит в плоскости максимальной качки судна. Тем самым, перемещающийся по стержню-4 пакет магнитов-7 достигает максимальной скорости.

Необходимо пояснить еще одно важное качество предлагаемого устройства. После фиксации диска регистратор напряжения-16 переходит в режим управления токовой нагрузки обмоток катушки-1. В этом режиме он увеличивает ток отбора из секций катушки, и тем самым увеличивает тормозящее магнитное поле, препятствующее перемещению пакета постоянных магнитов внутри катушки. Его алгоритм действия заключается в том, чтобы пакет магнитов имел максимальную амплитуду перемещения по стержню при волновой обстановке, в которой находится судно. Тем самым достигается максимальный отбор мощности в точке нахождения (движения) судна.

Установщик времени фиксации имеет ручное управление, и может задавать любые интервалы настройки и фиксации диска-9. Обычно, курс судна, или параметры волнения меняются один раз за несколько часов, что не обременяет капитана судна и стоящих на вахте. В тоже время, при грамотном техническом исполнении от одного небольшого устройство при качке 3-4 балла, можно получать сотни ватт электрической мощности.

В принципе, диск-9 не обязательно фиксировать. Предложенное механическое решение будет неизбежно располагать ось перемещения пакета магнитов в плоскости качки судна, но бывает, что качка судна происходит по разным осям одновременно (например, и от воздействия ветра). В этом случае будет одновременно происходить и вращение диска и перемещение магнитов по оси катушки-4. Следствием такого случая будет уменьшение отбираемой от преобразователя мощности, и повышенный износ его элементов.

1. Способ преобразования волновой энергии поверхности океана в электричество, заключающийся в использовании электромагнитной индукции, возбуждаемой движущимся магнитом, отличающийся тем, что направление движения магнита определяют путем расположения линии его перемещения на вращающейся плоскости в гравитационном поле Земли во время качки.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что с целью максимального отбора энергии от локального места, токовую нагрузку индукционного преобразователя регулируют по минимальной скорости перемещения в конечных точках траектории магнита.

3. Источник электрической энергии, использующий волновую энергию поверхности океана по п. 1 или 2, содержащий перемещающийся постоянный магнит, отличающийся тем, что магнит представляет собой набор магнитных колец с осевой намагниченностью, разделенных свинцовыми шайбами и расположенных последовательно на оси перемещения, находящейся в центре секционной катушки, толщина секций которой равна толщине магнитных колец, а расстояние между ними равно расстоянию между магнитными кольцами.

4. Источник электрической энергии по п. 3, отличающийся тем, что все секции катушки соединены последовательно и подключены к регулятору токовой нагрузки, управляющий вход которого соединен с выходом регистратора напряжения крайних секций катушки, соединенных с ним, а выход с аккумулятором, и фиксатором перемещения набора колец.

5. Источник электрической энергии по п. 3, отличающийся тем, что секционная катушка закреплена на вращающемся диске, имеющем электромагнитные фиксаторы по краям, подключенные к регулятору времени фиксации, соединенному с выходом регистратора напряжения крайних секций катушки, а ось диска перпендикулярна палубе судна.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к плавучей прибрежной гидроволновой электростанции. Электростанция включает генераторы 1 электрического тока, установленные в плавающем средстве на параллельных зубчатых рейках 2 в трюмах 3 между бортами 4, поперек его корпуса 5, развернутого бортом параллельно фронту подхода волн, у которого днищевая секция с основанием 6, поперечные 7 и палубные перегородки 8 обеспечивают требуемую прочность и жесткость, а ходовой электродвигатель 9 с приводом 10 ходового винта - возможность увода плавающего средства в укрытие при сильном шторме.

Изобретение относится к производству электроэнергии путем преобразования энергии волн без отрицательного воздействия на окружающую среду. Предложена поплавковая волновая электростанция, которая содержит обтекаемый герметичный поплавок удлиненной формы, электрический генератор, ротор которого соединен с осью двух барабанов, на один из которых намотан трос, переброшенный через блок, установленный на кормовой части поплавка, и конец этого троса прикреплен к вертикальному маятнику, а на другой барабан намотан трос, переброшенный через блок, установленный на носовой части поплавка, при этом направление намотки тросов на барабаны противоположное, на конце троса, переброшенного через блок, установленный на носовой части поплавка, с помощью строп прикреплена по меньшей мере одна горизонтально расположенная пластина с противовесом, а на поплавке в носовой и кормовой частях закреплены демпферы, через которые проходят тросы, прикрепленные к маятнику и к горизонтально расположенной пластине с противовесом, и на каждом тросе ниже демпферов закреплены упоры.

Изобретение относится к области малой энергетики, а именно к плавучим установкам, использующим энергию морских волн. Устройство содержит плавучее основание 1, маятник 5, выполненный с возможностью качания относительно основания 1 вокруг горизонтальной оси, снабженный средствами настройки периода колебаний маятника, и средство отбора мощности маятника, выполненное с возможностью взаимодействия с электрогенератором 19.

Изобретение относится к области источников для восполнения энергии и может быть использовано для пополнения энергии аккумуляторных батарей подвижных объектов. В качестве инерционного тела установки используются цилиндрические постоянные магниты, которые вместе с неподвижными обмотками образуют как линейный генератор переменного тока возвратно-поступательного движения, так и линейный возвратно-поступательный магнитоэлектрический элемент.

Изобретение относится к плавучим установкам, использующим энергию морских волн. Устройство содержит плавучее основание 1, маятник 5, выполненный с возможностью качания вокруг горизонтальной оси и средство отбора мощности.

Изобретение относится к области малой энергетики, а именно к плавучим установкам, использующим энергию морских волн. Устройство содержит плавучее основание 1, маятник 5, выполненный с возможностью качания относительно основания 1 вокруг горизонтальной оси 7, и средство отбора мощности, выполненное с возможностью взаимодействия с генератором электрической энергии 18.

Группа изобретений относится к устройствам и способам генерирования океанской волны. Волновой генератор энергии содержит плавучий корпус, предназначенный для плавания в массе воды.

Изобретение относится к сфере гидроволновой энергетики, в частности к генераторам, элементам их конструкций, корпусов и опор, к устройствам для регулирования механической энергии, конструктивно сопряженным с электрическими машинами.

Изобретение относится к области электричества и электрических машин, в частности - к генераторам электрического тока. Маятниковый гидроволновой генератор 1 электрического тока содержит статор 2 и ротор, у которых сердечники с катушками и системой их возбуждения обеспечивают выработку электрического тока при свободном подвесе статора 2 в плавающем средстве.

Изобретение относится к области электроэнергетики, в частности к установкам для преобразования энергии морских волн в электрическую энергию. Волновая электростанция содержит плавучий корпус, выполненный в виде цилиндра, в нижней части которого расположена рабочая камера с впускным и выпускными клапанами, поршень, расположенный внутри цилиндра и закрепленный на штоке, механически связанном с поплавком, трубу циркуляции, расположенную под корпусом, гидротурбину с генератором, сообщенную с рабочей камерой.
Наверх