Подводящий патрубок радиальной турбомашины

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при конструировании подводящих патрубков расширительных турбомашин. Подводящий патрубок радиальной турбомашины содержит спиральную камеру (1), которая состоит из двух половин и имеет разъем, проходящий через ее вертикальную ось. Вдоль спиральной камеры (1) размещено два продольных ребра (2 и 3), которые начинаются с угла развертки подводящего патрубка, равного 90°. Длина каждого продольного ребра составляет 5° развертки подводящего патрубка. Ребра (2, 3) расположены на среднем радиусе меридионального сечения симметрично осям X и Y, проходящим через центр меридионального сечения спиральной камеры (1). Расстояние от оси Y до стенки продольного ребра (2, 3) равно 0.5d-9.7, где d - диаметр меридионального сечения спиральной камеры (1). Ширина ребра (2,3) равна 0.3 мм, а высота 0.3b, где b - ширина выходного сечения подводящего патрубка. Изобретение направлено на повышение аэродинамической эффективности подводящего патрубка радиальной турбомашины. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при конструировании подводящих патрубков расширительных турбомашин радиального типа.

Известны турбомашины радиального типа с подводящим патрубком в виде спиральной камеры (Епифанова В. И. Компрессорные и расширительные турбомашины радиального типа: Учебное пособие. - Машиностроение, 1984).

Недостатком таких аппаратов является наличие парных вихрей вдоль стенок патрубка, которые в свою очередь являются источником дополнительных потерь энергии потока.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является подводящий патрубок радиальной турбомашины, раскрытый в авторском свидетельстве SU №281958, опубл. 14.09.1970, МПК F01D 9/02 и содержащий спиральную камеру с продольным ребром, длина которого составляет от 90 до 270° развертки подводящего патрубка, а высота - 0,3-0,5 диаметра меридионального сечения спиральной камеры.

Основной недостаток данного технического решения заключается в низкой аэродинамической эффективности спиральной камеры, связанной с тем, что установка ребра вносит дополнительные потери на трение, которые выше, чем снижение потерь от подавления парного вихря.

Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в уменьшении суммарных потерь, связанных с вихреобразованием потока и трением.

Технический результат заключается в повышении аэродинамической эффективности подводящего патрубка радиальной турбомашины.

Это достигается тем, что подводящий патрубок радиальной турбомашины, содержащий спиральную камеру и первое продольное ребро, дополнительно содержит второе продольное ребро, причем продольные ребра размещены в спиральной камере симметрично, смещены от продольной оси спиральной камеры на 0.5d-9.7, где d - диаметр меридионального сечения спиральной камеры, при этом длина каждого продольного ребра составляет от 90 до 95° развертки подводящего патрубка, ширина равна 0.3 мм, а высота 0.3b, где b - ширина выходного сечения подводящего патрубка.

Кроме того, спиральная камера содержит разъем, проходящий через вертикальную ось спиральной камеры.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена одна из половин корпуса подводящего патрубка радиальной турбомашины с продольным ребром, на фиг. 2 приведено меридиональное сечение спиральной камеры в месте размещения продольных ребер, на фиг. 3 представлены линии тока в меридиональном сечении спиральной камеры прототипа, на фиг. 4 представлены линии тока в меридиональном сечении спиральной камеры заявляемого подводящего патрубка радиальной турбомашины с двумя продольными ребрами, и на фиг. 5 представлено распределение кинетической энергии турбулентности вдоль подводящего патрубка радиальной турбомашины.

Подводящий патрубок радиальной турбомашины содержит спиральную камеру 1, которая состоит из двух половин и имеет разъем, проходящий через вертикальную ось спиральной камеры. Вдоль спиральной камеры размещены идентичные первое ребро 2 и второе ребро 3, которые начинаются с угла развертки подводящего патрубка равному 90°. Продольные ребра 2 и 3 фиксируются (привариваются) на шпильках 4 и 5 соответственно, приваренных к корпусу спиральной камеры 1. Длина ребра составляет 5° развертки подводящего патрубка. Ребра расположены на среднем радиусе Rср меридионального сечения симметрично осям X и Y, проходящим через центр меридионального сечения спиральной камеры. Расстояние от оси Y до стенки ребра равно 0.5d-9.7, где d - диаметр меридионального сечения спиральной камеры. Ширина ребра равна 0.3 мм, а высота 0.3b, где b - ширина выходного сечения спиральной камеры.

Подводящий патрубок радиальной турбомашины работает следующим образом.

Рабочее тело поступает в спиральную камеру вдоль радиуса и, двигаясь к центру, поворачивается, входит в межлопаточные каналы радиальной турбины, после чего уходит из турбины в осевом направлении. Из-за наличия окружной и радиальной неравномерности полного давления в радиальных сечениях спиральной камеры появляются поперечные перетекания. Движение газа осуществляется вдоль стенок спиральной камеры от области, где давление максимально, в сторону пониженного давления.

Установка двух продольных ребер в спиральной камере позволяет значительно снизить вихреобразование в спиральной камере с 90 по 135°, а начиная с 180° полностью ликвидировать вторичные течения, что подтверждено численным путем и отражено на фиг. 3 и фиг. 4. Распределение кинетической энергии турбулентности, полученное численным путем, представленное на фиг. 5, показывает, что установка двух продольных ребер позволяет снизить кинетическую энергию турбулентности на 6.26%.

Использование изобретения позволяет уменьшить потери энергии в подводящем патрубке радиальной турбомашины на 10.66% за счет уменьшения вихревых структур и соответственно повысить аэродинамическую эффективность подводящего патрубка и всей радиальной турбомашины.

1. Подводящий патрубок радиальной турбомашины, содержащий спиральную камеру и первое продольное ребро, отличающийся тем, что дополнительно содержит второе продольное ребро, причем продольные ребра размещены в спиральной камере симметрично, смещены от продольной оси спиральной камеры на 0.5d-9.7, где d - диаметр меридионального сечения спиральной камеры, при этом длина каждого продольного ребра составляет от 90 до 95° развертки подводящего патрубка, ширина равна 0.3 мм, а высота 0.3b, где b - ширина выходного сечения подводящего патрубка.

2. Подводящий патрубок радиальной турбомашины по п. 1, отличающийся тем, что спиральная камера содержит разъем, проходящий через вертикальную ось спиральной камеры.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к направляющей лопатке (24) для двухконтурной турбомашины летательного аппарата, аэродинамическая часть (34) которой содержит первый внутренний канал (50a) для охлаждения смазочного материала, в котором расположены средства теплопередачи, и второй внутренний канал (50b) для охлаждения смазочного материала, в котором расположены средства теплопередачи.

Описываются способ и устройство для модернизации газотурбинного двигателя для получения улучшенных характеристик при температуре окружающей среды более 35°С. Способ модернизации включает снятие первого выбранного венца лопаток статора с множества ступеней компрессора, причем первый выбранный венец лопаток статора имеет первый угол закручивания на входе и содержит первое множество неподвижных лопаток статора.

Изобретение может быть использовано в области газоснабжения для утилизации энергии потока сжатого природного газа, одновременного получения механической энергии и хладоресурса.

Изобретение относится к направляющей лопатке (10) из композиционного материала для газотурбинного двигателя, при этом композиционный материал содержит волокнистый наполнитель, уплотненный матрицей, причем волокнистый наполнитель образован как цельный посредством трехмерного тканья и содержит перо (12) и, по меньшей мере, две крепежные лапы (14a, 14b, 24a, 24b, 26a), продолжающихся от радиального конца (16, 18) лопатки в направлении противоположных боковых поверхностей (12a, 12b) пера, при этом упомянутые крепежные лапы смещены в осевом направлении друг от друга.

Внутренний бандаж осевой турбомашины содержит круговую стенку, профиль которой проходит в аксиальном направлении, и ряд отверстий, образованных в аксиальной стенке.

Статор осевой турбомашины содержит кольцевой ряд лопаток статора, внутренний бандаж и лопаточный корпус. Кольцевой ряд лопаток статора включает опорные лопатки, неотделимые от внутренних платформ, и соединяющие лопатки.

Узел спрямления воздушного потока содержит пилон подвески газотурбинного двигателя на крыле летательного аппарата, спрямляющую решетку и конструктивную стойку. Спрямляющая решетка содержит лопатку, имеющую переднюю кромку и заднюю кромку, причем лопатка и стойка распложены радиально вокруг оси газотурбинного двигателя.

Лопаточный узел компрессора осевой турбомашины включает стенку, ограничивающую кольцевой поток турбомашины в радиальном направлении и содержащую скрепляющее гнездо, лопатку и скрепляющий слой.

Способ изготовления неподвижного элемента газотурбинного двигателя, содержащего опорную кольцевую стенку для крепления истираемого уплотнения, включает этап крепления пайкой истираемого уплотнения на кольцевой стенке.

Узел спрямления воздушного потока газотурбинного двигателя содержит конструктивную стойку и спрямляющую лопатку, находящуюся со стороны корытца конструктивной стойки и содержащую переднюю кромку, заднюю кромку и среднюю линию, проходящую между передней кромкой и задней кромкой.

Изобретение относится к турбостроению, а именно к охлаждаемой лопатке газовой турбины, предназначенной преимущественно для работы в области высоких температур. Охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо (1), выполненное в виде передней полости (2) и задней полости (3), разделенных радиальной перегородкой (4).
Наверх