Способ намотки фазных обмоток статора многополюсной электрической машины

Изобретение относится к области электротехники в части электрических машин. Технический результат заключается в повышении эффективности работы электрической машины. Способ намотки фазных обмоток статора многополюсной электрической машины заключается в том, что провод фазной многополюсной обмотки укладывают в пазы между зубами магнитопровода статора, поочередно слева и справа огибая каждый зуб магнитопровода статора последовательно сначала в прямом, затем в обратном направлении, таким образом формируя вокруг каждого зуба магнитопровода статора виток, состоящий из двух половин. Выводы начала и конца фазной обмотки перекрещивают между собой на зубе магнитопровода статора. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области электротехники в части электрических машин.

Известен синхронный электрический двигатель-генератор (патент РФ № RU 181979 U1 от 2017.12.29 автора Андреенко Александра Степановича), содержащий статор с трехфазной обмоткой и ротор, выполненный в виде многополюсного магнита с равномерно расположенными по окружности чередующимися m магнитными полюсами, с шагом полюсного деления равным , при этом статор выполнен с N<m зубами со симметричными и асимметричными шляпками, разделенными пазами, намотка обмотки статора выполнена пофазно для групп зубов, расположенных симметрично по окружности статора на угловом расстоянии друг от друга, при этом в одну группу для намотки одной фазы входят зубы с симметричными и асимметричными шляпками, а угловое расстояние между краями шляпок, обращенными в сторону группы зубов, предназначенной для намотки другой фазы, равно угловому расстоянию между полюсными делениями числа магнитных полюсов ротора, равного числу последовательно расположенных зубов одной группы, относящейся к одной фазе.

Многополюсная обмотка статора выполнена на группе зубов с чередованием направления намотки.

Модель имеет следующий недостаток – намотка, выполненная на группу зубов статора с чередованием направления намотки, засчёт соединительных участков между зубами будет иметь неполное число витков на каждом зубе и как следствие, будет иметь отклонение магнитного потока от оси зуба, которое приводит к снижению магнитного напряжения на полюсах статора и появлению бокового магнитного градиента на активной поверхности зубов, который создаёт осевое усилие на вал двигателя, нагружая при этом подшипники и приводя к их повышенному износу, снижая эффективность электрической машины в целом. При этом, чем меньше витков содержит обмотка статора, тем выше будут описанные потери и ниже эффективность электрической машины.

Техническая задача состоит в необходимости создания такого способа намотки, который позволит выдерживать целое число витков, поскольку переходы обмоточного провода с зуба на зуб магнитопровода электрической машины также являются токоведущими частями и создают собственные потоки магнитной индукции, вызывающие отклонение зубцового потока магнитной индукции от оси зуба, что приводит к понижению магнитного напряжения и уменьшению эффективности электрической машины.

Технический результат заключается в повышении эффективности работы электрической машины.

Заявленный способ поясняется чертежом: фиг. 1 – схема намотки.

Способ намотки фазных обмоток статора многополюсной электрической машины заключается в том, что изолированный провод обмотки, выполненный из токопроводящего материала, укладывают в пазы между зубами магнитопровода статора электрической машины, поочередно огибая слева и справа каждый зуб сначала в одном, затем в обратном направлении, таким образом формируя вокруг каждого зуба магнитопровода статора полный виток, состоящий из двух половин. Выводы начала и конца обмотки перекрещивают между собой на зубе статора, чтобы получить полный виток. Таким образом формируют обмотку, в которой все межзубовые соединения сформированы симметричными полувитковыми элементами намотки и магнитный поток зубов магнитопровода не имеет боковых отклонений, создавая при этом максимальное магнитное напряжение на активных поверностях зубов.

Предлагаемый способ исключает все возможные отклонения зубового потока магнитной индукции от оси зуба статора и повышает эффективность электрических машин, в которых обмотка статора имеет малое количество витков. Это в большей степени касается низковольтных электрических машин и электрических машин большой мощности, которые имеют многополюсную обмотку с малым количеством витков.

Для примера рассмотрим «одновитковую» обмотку, где на каждом зубе магнитопровода статора выполнен один виток фазной обмотки. Схема намотки показана на фиг.1, где под номером 1 изображены зубы магнитопровода электрической машины, под номером 2 изображён провод обмотки. Начало и конец обмотки фазной обмотки обозначены соответственно буквами Н и К. Выводы обмотки Н и К должны перекрещиваться на зубе магнитопровода статора, как это показано на рисунке. Таким образом получают обмотку, которая не искажает поток магнитной индукции, исходящий из зубов магнитопровода статора электрической машины.

Практическая реализация способа

Описанным способом были перемотаны несколько флагманских моделей велосипедных мотор-колёс от различных ведущих производителей. Количество витков и схема соединения обмоток при этом были оставлены такими же, как в оригинале. Остальные элементы мотор-колёс были оставлены без изменения. Испытания после перемотки во всех случаях показали увеличение КПД моторов на 5-7%. В режиме генерации, перемотанные мотор-колёса показали увеличение генерируемого напряжения на 5-7%.

1. Способ намотки фазных обмоток статора многополюсной электрической машины, заключающийся в том, что провод фазной многополюсной обмотки укладывают в пазы между зубами магнитопровода статора, поочередно слева и справа огибая каждый зуб магнитопровода статора последовательно сначала в прямом, затем в обратном направлении, таким образом формируя вокруг каждого зуба магнитопровода статора виток, состоящий из двух половин.

2. Способ намотки фазных обмоток статора многополюсной электрической машины по п.1, отличающийся тем, что выводы начала и конца фазной обмотки перекрещивают между собой на зубе магнитопровода статора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат – повышение технологичности производства.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкции статора асинхронного двигателя. Технический результат - повышение мощности двигателя.

Изобретение относится к изготовлению электрических двигателей, и в частности к концевой заделке обмоток статора. Технический результат - обеспечение способа концевой заделки обмоток статора, приводящего к выравниванию тока и уменьшению асимметрии фаз, а также гармонических возмущений при высокой токовой нагрузке.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к технологии капсулирования обмоток электрических машин. Способ капсулирования обмоток электродвигателей, основан на токовом разогреве обмотки до температуры 110-120°C и заполнении пространства между наружной поверхностью лобовых частей обмотки и корпусом электродвигателя капсулирующей массой.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам изолировки пазов якорей электродвигателей. В заявляемом способе изолировки пазов магнитных сердечников якорей микродвигателей электрофоретический состав дополнительно содержит белые нанотрубки из нитрида бора.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам изолировки пазов якорей электродвигателей. Способ изолировки пазов магнитных сердечников якорей микродвигателей заключается в том, что в электрофоретический состав дополнительно вводят 4÷6 об.% белых нанотрубок из нитрида бора.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам изолировки пазов статоров электрических машин. Способ изолировки пазов магнитных сердечников статоров микродвигателей включает ввод в электрофоретический состав 4÷6 об.% белых нанотрубок из нитрида бора, после чего состав перемешивают и в указанном составе проводят анафоретическое осаждение диэлектрической пленки на поверхность пазов, после чего магнитный сердечник извлекают из электрофоретического состава, освобождают его от герметичного диэлектрического кожуха, помещают магнитные сердечники в вакуумный термошкаф, создают в нем разрежение 30÷40 Торр и при температуре 40÷50°С сушат осажденную на поверхность пазов пленку в течение 3÷5 мин, затем повышают температуру в термошкафу до 380÷390°С и запекают диэлектрическую пленку в течение 2-3 мин.

Изобретение относится к статору электрической машины и способу изготовления статора. Технический результат заключается в повышении надёжности электрической машины.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам изолировки пазов статоров электрических машин. В способе изолировки пазов магнитных сердечников статоров микродвигателей всю поверхность магнитного сердечника, за исключением пазов, закрывают герметическим диэлектрическим кожухом, выполненным из эластичного агрессивно-устойчивого материала, размещают магнитный сердечник в сосуд, в который заливают электрофоретический состав, подводят к торцам магнитного сердечника два электрода, подают на магнитный сердечник положительный потенциал от источника постоянного напряжения, а на электроды подают отрицательный потенциал и проводят электрофоретическое осаждение пленкообразующего вещества, после чего магнитный сердечник извлекают из электрофоретического состава, освобождают его от герметичного диэлектрического кожуха и осаженную на поверхность пазов пленку подвергают термообработке в течение 4-5 мин при температуре 380-390°C.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к обмоткам статора электрических машин, расположенным вокруг зубцов, и может быть использовано в электрических двигателях и генераторах. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам постоянного тока, и может использоваться как для генерации электрической энергии, так и преобразования электрической энергии в механическую. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности и срока службы устройства, который достигается за счет того, что бесколлекторная электромашина постоянного тока, содержащая вращающийся якорь и неподвижный статор, отличается тем, что якорь выполнен в виде замкнутого сбалансированного тороидального кольца, вокруг которого по периметру кольца размещены соленоидные катушки статора, удерживаемые на неподвижном основании, якорь соединен с валом вращения планетарной передачей, при этом коронная шестерня упомянутой планетарной передачи смонтирована вдоль кольца якоря, а передающие вращение от планетарной к солнечной передаче сателлиты выполнены с возможностью движения между соленоидными катушками статора, при этом оси вращения якоря и вала вращения совпадают.
Наверх