Способ натурных испытаний безэкипажных судов



Способ натурных испытаний безэкипажных судов
Способ натурных испытаний безэкипажных судов
Способ натурных испытаний безэкипажных судов
Способ натурных испытаний безэкипажных судов

Владельцы патента RU 2751725:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» (RU)

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам натурных испытаний безэкипажных и автономных судов. Способ предназначен для независимого определения тактико-технических характеристик испытуемых судов при их движении и выполнении заданных маневров. Задают курс движения судна и сравнивают его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта. Определение текущего местоположения судна производят с помощью комплекса измерительной аппаратуры, в состав которого входит расположенный на берегу роботизированный тахеометр, работающий в паре с отражательной призмой, установленной на судне с возможностью ориентации в местной и/или относительной системе координат по одному пункту государственной геодезической сети с известными географическими координатами и высотой, а также по заданному направлению стороны света, последующей записи данных о текущем местоположении судна и их передачи на ЭВМ для визуализации, обработки и хранения. Повышается точность результатов испытаний. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а именно к способам и методам испытаний безэкипажных, автономных надводных судов или роботизированных объектов. Способ предназначен для независимого определения тактико-технических характеристик испытуемых судов при их движении и выполнении заданных маневров.

В настоящее время в Российской Федерации для испытаний надводных судов используются методы, описанные в Руководстве по определению маневренных характеристик судов, НД №2-030101-007 - Российский морской регистр судоходства. - 2005 г., на международном уровне испытания регламентируются Резолюцией Комитета по безопасности на море Международной морской организации MSC. 137(76) «Стандарты маневренных качеств судов». Испытания судов проводятся силами экипажа и выполняются путем подачи команд капитаном или другим лицом, проводящим испытания. При этом суть всех команд сводится к управлению главными двигателями, движителями и рулем (подруливающими устройствами).

Для безэкипажных или автономных судов управление движением судна производится с использованием аппаратно-программных технических средств, алгоритмы работы которых являются весьма сложными и могут включать различные методы адаптивной оптимизации, дифференциального регулирования или нейросетевые технологии управления. Таким образом, управление движением безэкипажных или автономных судов существенно отличается от традиционного управления судна экипажем, и для проведения ходовых и маневренных испытаний безэкипажных или автономных судов известные способы не приемлемы.

Известен способ контроля мореходности судна и устройство для его осуществления, описанный в патенте RU №2467914, опубл. 27.11.2012. Способ основан на измерении периода бортовой качки, осадки носом и кормой, периода волны, курсового угла и скорости судна на нерегулярном волнении, определении метацентрической высоты и измерении углового перемещения судна относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, измерение истинных высоты волн и курсовых углов прихода волн относительно диаметральной плоскости судна и определении скорости и курсового угла течения и величины потери скорости судна от ветра и волнения. Дополнительно используются спутниковые системы высокого разрешения типа ASTER или SRTM данного района плавания, по которым посредством программ моделирования водной поверхности, атмосферных и астрономических явлений производится рендеринг окружающей обстановки, восстанавливается топология корпуса судна путем построения цифровой модели с учетом волнового и ветрового воздействий.

Недостатком известного аналога является сложность его реализации, связанная с большим количеством измерительных датчиков, которые необходимо устанавливать на судне, тарировать, настраивать и т.п. Кроме того для обработки поступающих данных необходимо использовать несколько разнородных по своему функционалу программных комплексов.

Среди известных аналогов наиболее близким по технической сущности и назначению является устройство, описанное в патенте RU №144079, опубл. 10.08.2014 («Измерительный комплекс определения траектории движения судна по заданному углу перекладки руля»). Натурные испытания судна, проводимые с использованием указанного комплекса, основаны на задании курса движения судна и сравнении его с реальной траекторией его движения по заданному углу перекладки руля. В состав оборудования, реализующего способ, включены интегрированная система ориентации и навигации судов, содержащая инерциальный измерительный модуль, мультиантенную приемную аппаратуру спутниковых навигационных систем, антенный модуль, управляющий компьютер и связанную с ними регистрирующую аппаратуру. При проведении испытаний антенный модуль принимает сигналы со спутников навигации, затем передает их на мультиантенную приемную аппаратуру спутниковых навигационных систем, где эти сигналы обрабатываются и преобразуются в данные (скорость судна, широта, долгота, а также координаты в декартовой системе, высота в географической системе координат, угол курса судна). Инерциальный измерительный модуль регистрирует значения угла крена и угла дифферента, затем дополняет ими данные, полученные с мультиантенной приемной аппаратуры спутниковых навигационных систем, и передает их на регистрирующую аппаратуру. На регистрирующей аппаратуре происходит запись полученных данных дополненных показаниями датчика угла перекладки руля. Измерения и запись данных проводится в режиме реального времени. Управление работой инерциального измерительного модуля производится при помощи управляющего компьютера.

Недостатком данного устройства является низкая точность определения местоположения судна и соответственно траектории его движения при проведении натурных испытаний, обеспечиваемая спутниковыми навигационными системами, точность которых для динамически движущегося объекта составляет более 1 метра. Это в свою очередь негативно сказывается на достоверности определения тактико-технических характеристик испытуемого объекта.

Техническим результатом от использования предлагаемого изобретения является повышение достоверности определения тактико-технических характеристик испытуемого объекта (безэкипажного или автономного надводного судна) за счет увеличения точности измерения его текущего местоположения и соответственно траектории движения при маневренных и ходовых испытаниях.

Для достижения указанного результата используется следующая совокупность существенных признаков: в способе проведения натурных испытаний, при котором задают курс движения судна и сравнивают его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта с помощью комплекса измерительной аппаратуры, в состав которого входит расположенный на берегу роботизированный тахеометр, работающий в паре с отражательной призмой, установленной на судне с возможностью ориентации в местной (относительной) системе координат по одному пункту государственной геодезической сети с известными географическими координатами и высотой, а также по заданному направлению (стороны света), последующей записи данных о текущем местоположении судна и их передачи на ЭВМ для визуализации, обработки и хранения.

Задача по автоматизированной ориентации роботизированного тахеометра в ортогональной системе координат (x,y,z) решается с привлечением оператора, который производит предварительную калибровку и установку прибора на берегу, в выбранной точке, после чего выполняет настройку координатных измерений, определяя их по пункту государственной геодезической сети или локальной геодезической сети и направления стороны света, а затем переводит тахеометр в режим слежения за отражательной призмой, установленной на вертикальной опоре судна на заданной высоте. Для слежения за призмой с помощью роботизированного тахеометра оператор включает функцию «Захват цели», позволяющую прибору выполнять автоматический поиск и захват призмы. Запись данных о положении корпуса судна и их передача на персональный компьютер для последующей обработки осуществляется тахеометром в течение всего периода захвата перемещения отражательной призмы.

Сущность предлагаемого способа заключается в более точном по сравнению с прототипом определении маневренных и ходовых характеристик безэкипажного судна путем определения реальной траектории движения судна в местной системе координат и сравнении ее с заданной. Поставленная задача решается за счет использования роботизированного тахеометра, находящегося на берегу и следящего за отражательной призмой, установленной на безэкипажном судне, совместная работа которых обеспечивает определение текущего местоположения судна. При этом обработку и хранение массива информации в автоматическом режиме осуществляет ЭВМ, формируя точную траекторию следования судна с дискретностью, предусмотренной техническими характеристиками роботизированного тахеометра. При этом данные могут быть пересчитаны ЭВМ из местной в географическую систему координат.

Сопоставление предлагаемого способа и прототипа показало, что поставленная задача - более точное определение маневренных и ходовых характеристик безэкипажного или автономного надводного судна при проведении натурных испытаний путем повышения точности определения его текущего местоположения с помощью роботизированного тахеометра и соответственно траектории движения при маневренных и ходовых испытаниях решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».

При этом проведенный информационный поиск в области судостроения выявил систему слежения за гидрографическим судном по патенту JP 2010030340 A, МПК Y02A90/32, опубл. 12.02.2010, содержащую следующие отличительные признаки заявляемого способа: способ осуществляется с помощью «отражательной призмы, установленной на судне, и тахеометра с автоматическим слежением за ней, установленного на берегу». Однако в отличие от заявленного изобретения устройство по японскому патенту дополнительно снабжено устройством позиционирования GPS с синхронизацией по времени. В аналоге плановое положение корпуса судна определяется из данных GPS-позиционирования, а высотное положение уточняется с использованием роботизированного тахеометра. Необходимость использования двух измерительных устройств для получения достаточной точности является главным отличием и одновременно недостатком известного технического устройства, кроме того в устройстве не обеспечивается независимость измерений из-за наличия GPS-приемника, установленного на судне. В предлагаемом способе точность достигается не с использованием GPS, а за счет установки тахеометра в точке с известными географическими координатами и возможностью ориентации в местной (относительной) системе координат по одному пункту государственной геодезической сети с известными географическими координатами и высотой, а также по заданному направлению (стороны света).

Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии способа критерию «изобретательский уровень».

Сущность указанного способа поясняется графическими материалами, где:

на фиг. 1 представлена схема определения местоположения безэкипажных и автономных судов при проведении натурных испытаний,

на фиг. 2 - траектория движения судна у пристани в акватории р. Невы г Санкт-Петербурга.

На схеме (фиг. 1) обозначены: пункт геодезической сети 1, акватория 2, роботизированный тахеометр 3, безэкипажное или автономное надводное судно 4, отражательная призма 5, траектория маршрута движения судна 6, XY - местная система координат (СК), автоматически созданная тахеометром по геодезическому пункту 2 и заданному направлению (стороны света).

На фиг 2 изображен: пункт геодезической сети 1, акватория 2, роботизированный тахеометр 3, траектория маршрута движения судна 4.

Предлагаемый способ включает следующую последовательность действий:

В заданной точке оператор устанавливает роботизированный тахеометр 3 и с учетом абсолютных географических координат пункта государственной геодезической сети 1 производит первичные настройки прибора 3, его проверку и координатные измерения. Отражательную призму 5 закрепляют на вертикальной опоре, установленной на палубе испытуемого судна 4, на заданной высоте относительно уровня воды, которая учитывается при настройке прибора 3. Для слежения за отражательной призмой 5 с помощью роботизированного тахеометра 3 оператор включает функцию «Захват цели», позволяющую выполнять автоматический поиск и захват призмы 5. В момент установки (захвата призмы) начинается запись данных о положении корпуса судна и их передача на ЭВМ для последующей обработки.

В предлагаемом способе роботизированный тахеометр передает данные о движении судна не чаще одного раза за 0,15 секунды в заданных единицах измерения и с необходимой точностью. Для определения курса судна используется следующая формула расчета:

где k - направление движения, i - порядковый номер измерения.

определение координат при движении цели

X, Y - координаты установки роботизированного тахеометра

х, у - координаты безэкипажного (автономного) судна.

Пример выполнения способа.

Безэкипажное или автономное судно 4 с установленной на вертикальной опоре отражательной призмой 5 выполняет маневр в непосредственной близости к причалу, на котором установлен роботизированный тахеометр 3 с подключенным к нему персональным компьютером (ЭВМ). Оператор производит первичные настройки тахеометра 3, поверку и координатные измерения, затем включает функцию «Захват цели», запускает запись и передачу данных о положении корпуса судна на персональный компьютер (ЭВМ) для последующей обработки. Результаты испытания изобретения у пристани в акватории р. Невы г Санкт-Петербурга представлены на фиг. 2 и в табл. 1. Измерения проводились с использованием Leica TS16 I R1000, заданной частотой 1 раз в секунду в системе картографических проекций UTM (по значениям X, Y), затем вычислялась разность между значениями переменных. Изменения положения корпуса судна по высоте (dZ) фиксировались с помощью роботизированного тахеометра и пересчитывалась в разность высот.

Таблица 1 - Пример данных, полученных от роботизированного тахеометра.

№ точки Время, сек X, UTM Y, UTM dX, м dY, м dZ, м
1 1 3395222,063 8365048,469 0 0 0
2 2 3395226,563 8365048,469 -4,5 0 0,1
3 3 3395231,063 8365048,469 -4,5 0 0
4 4 3395235,563 8365048,469 -4,5 0 -0,1
5 5 3395240,063 8365048,469 -4,5 0 0
6 6 3395244,563 8365049,969 -4,5 -1,5 0,1
7 7 3395249,063 8365049,969 -4,5 0 0
8 8 3395253,563 8365049,969 -4,5 0 -0,1
9 9 3395258,063 8365051,469 -4,5 -1,5 0
10 10 3395262,563 8365051,469 -4,5 0 0,1
11 11 3395267,063 8365051,469 -4,5 0 0
12 12 3395271,563 8365051,469 -4,5 0 -0,1
13 13 3395276,063 8365052,969 -4,5 -1,5 0
14 14 3395280,563 8365052,969 -4,5 0 0,1
15 15 3395285,063 8365054,469 -4,5 -1,5 0
16 16 3395289,563 8365054,469 -4,5 0 -0,1
17 17 3395294,063 8365055,969 -4,5 -1,5 0
18 18 3395298,563 8365057,469 -4,5 -1,5 0,1
19 19 3395303,063 8365058,969 -4,5 -1,5 0
20 20 3395307,563 8365060,469 -4,5 -1,5 -0,1
21 21 3395312,063 8365061,969 -4,5 -1,5 0
22 22 3395316,563 8365061,969 -4,5 0 0,1
23 23 3395321,063 8365061,969 -4,5 0 0
24 24 3395325,563 8365061,969 -4,5 0 -0,1
25 25 3395330,063 8365061,969 -4,5 0 0
26 26 3395334,563 8365060,469 -4,5 1,5 0,1
27 27 3395339,063 8365060,469 -4,5 0 0
28 28 3395343,563 8365058,969 -4,5 1,5 -0,1
29 29 3395348,063 8365058,969 -4,5 0 0
30 30 3395352,563 8365058,969 -4,5 0 0,1
31 31 3395357,063 8365057,469 -4,5 1,5 0
32 32 3395361,563 8365055,969 -4,5 1,5 -0,1
33 33 3395366,063 8365054,469 -4,5 1,5 0
34 34 3395370,563 8365052,969 -4,5 1,5 0,1
35 35 3395375,063 8365052,969 -4,5 0 0
36 36 3395379,563 8365052,969 -4,5 0 -0,1
37 37 3395384,063 8365051,469 -4,5 1,5 0
38 38 3395388,563 8365049,969 -4,5 1,5 0,1
39 39 3395393,063 8365049,969 -4,5 0 0
40 40 3395397,563 8365048,469 -4,5 1,5 -0,1
41 41 3395402,063 8365046,969 -4,5 1,5 0
42 42 3395406,563 8365045,469 -4,5 1,5 0,1
43 43 3395411,063 8365043,969 -4,5 1,5 0
44 44 3395415,563 8365042,469 -4,5 1,5 -0,1
45 45 3395420,063 8365040,969 -4,5 1,5 0
46 46 3395424,563 8365039,469 -4,5 1,5 0,1
47 47 3395429,063 8365037,969 -4,5 1,5 0
48 48 3395433,563 8365036,469 -4,5 1,5 -0,1

По сравнению с прототипом предлагаемый способ позволять более точно определять положение судна в заданный момент времени и таким образом получать более достоверные тактико-технические параметры испытуемого судна. Кроме того реализация способа не требует установки на безэкипажное или автономное судно какой-либо дополнительной измерительной аппаратуры. Кроме того, точность измерения координат при движении судна по внутренним водным путям составляет 1,0…2.5 м. (в соответствии с Радионавигационный план Российской Федерации, утв. приказом Минпромторга России от 28 июля 2015 г. N 2123.), а роботизированного тахеометра от 1 до 3 мм, в зависимости от скорости съемки.

Предлагаемое изобретение было создано специалистами Научного центра ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в составе научно-исследовательской работы. Были произведены экспериментальные исследования и расчеты, показавшие возможность использования заявляемого способа для проведения натурных испытаний, дающих объективную оценку.

Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «промышленная применимость».

1. Способ натурных испытаний безэкипажных судов, при котором задают курс движения судна и сравнивают его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта, отличающийся тем, что определение текущего местоположения судна производят с помощью комплекса измерительной аппаратуры, в состав которого входит расположенный на берегу роботизированный тахеометр, работающий в паре с отражательной призмой, установленной на судне с возможностью ориентации в местной и/или относительной системе координат по одному пункту государственной геодезической сети с известными географическими координатами и высотой, а также по заданному направлению стороны света, и последующей записи данных о текущем местоположении судна и их передачи на ЭВМ для визуализации, обработки и хранения.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что производят предварительную калибровку и установку прибора на берегу, в выбранной точке, после чего выполняют настройку координатных измерений, определяя их по пункту государственной геодезической сети или локальной геодезической сети и направлениям стороны света, а затем переводят тахеометр в режим слежения за отражательной призмой включением функции «Захват цели».



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования глиссирующих судов на воздушной подушке со скегами. Предложено глиссирующее судно на воздушной подушке, содержащее корпус с носовым реданом, моторным отсеком, на водоизмещающей поверхности которого размещены движители - винторулевые колонки, воздушную подушку, ограниченную носовым реданом, днищем корпуса, глиссирующими бортовыми скегами и водоизмещающей поверхностью моторного отсека, при этом носовой редан выполнен по дуге окружности от носовой оконечности до днища корпуса, а глиссирующие бортовые скеги выполнены с кормовыми участками, выступающими по длине за транец корпуса, моторный отсек размещен между этими участками и соединен с транцем корпуса шарниром, причем между этими участками, моторным отсеком и транцем корпуса образована буферная полость, которая пневматически сообщена с полостью воздушной подушки, моторный отсек выполнен с каналом, пневматически сообщающим буферную полость с атмосферой обратным клапаном, перекрывающим этот канал со стороны буферной полости, а опорная водоизмещающая поверхность моторного отсека выполнена цилиндрической формы.

Изобретение относится к водному транспорту. Тягач водный лыжный содержит корпус, выполненный с возможностью регулировки центра тяжести путем перемещения аккумуляторных батарей в аккумуляторных отсеках и/или с помощью балластной системы.

Изобретение относится к водному транспорту. Тягач водный лыжный содержит корпус, выполненный из стеклопластика с внутренними усиленными перегородками и ребрами жесткости по всему корпусу и выполненный с возможность регулировки центра тяжести путем перемещения аккумуляторных батарей в аккумуляторных отсеках.

Изобретение относится к области судостроения и касается выполнения кормовой оконечности несамоходных судов, эксплуатируемых способом толкания. Кормовая оконечность несамоходного судна выполнена с рецессом, образованным продольными стенками и поперечной транцевой стенкой корпуса судна.

Изобретение относится к способу и устройству для уменьшения азимутального крутящего момента, действующего на тяговую винторулевую колонку или азимутальное подруливающее устройство (1). Устройство для уменьшения азимутального крутящего момента содержит поворотный гондольный корпус (4) с вертикальной осью (3А) поворота, тяговый гребной винт (7) и два направленных вниз стабилизатора (6).

Изобретение относится к области судостроения, в частности к модульным, сборно-разборным плавсредствам: баржам, лихтерам, понтонам, плавучим площадкам, плавающим островам и т.д., выполненным из отдельных блоков (модулей) плавучести. Технический результат предлагаемого изобретения - снижение массы гибридной конструкции, малые транспортные габариты, возможность притапливать и поднимать плавсредство.

Чистящая головка содержит чистящий элемент, предназначенный для отделения материала, расположенного на погруженной поверхности, когда чистящая головка расположена на погруженной поверхности во время использования, причем чистящий элемент выполнен с возможностью перемещения относительно погруженной поверхности, и всасывающее отверстие, через которое материал, отделенный от погруженной поверхности чистящим элементом, откачивается из чистящей головки при создании отрицательного давления во всасывающем отверстии.

Изобретение относится к области судостроения и касается плавучих средств с подводным крылом. Предложен способ управления плавучим средством, содержащим, по меньшей мере, одно подводное крыло, по меньшей мере, одно подводное крыло содержит одно или несколько отверстий на его первой и/или второй поверхности.

Изобретение относится к области создания транспортных средств и касается в особенности судов, приводимых в движение воздушным винтом. Предложен способ снижения гидродинамического сопротивления корпуса судна, приводимого в движение воздушным винтом, заключающийся в том, что подают воздушный поток под днище корпуса судна, при этом днище выполнено в виде замкнутой оболочки, внутри замкнутой оболочки днища закреплены баллоны, а воздушный поток первоначально подают в межбаллонное пространство замкнутой оболочки днища и направляют его через отверстия в нижней части замкнутой оболочки днища, причем до выхода воздушного потока наружу к поверхности движения его формируют и отклоняют в сторону кормовой части днища.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к проектированию корпусов судов. Корпус судна выполнен в виде непроницаемой оболочки, сформированной из наружной обшивки и балок набора, в котором непроницаемая оболочка выполнена в виде основной части корпуса, имеющей в носовой оконечности завал борта и обратный наклон форштевня.

Изобретение относится к речным и морским коммуникациям. Способ заключается в том, что двумя лазерными лучами, генерируемыми двумя маяками и развернутыми по вертикали, осуществляют сканирование области в направлении от соответствующей границы маневровой полосы во внешнюю сторону на угол, достаточный для восприятия судоводителем вспышек от маяка, и обратно с образованием двух трехмерных зон, заполненных лазерным излучением.
Наверх