Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата

Изобретение относится к области средних и комлевых сечений лопастей несущих и рулевых винтов летательного аппарата. Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата содержит контуры верхней и нижней поверхности. Толщина профиля определяется в процентах отношением максимальной толщины профиля к хорде и составляет от 8 до 20%. Координаты выпуклых кривых отсчитывают от средней линии профиля, при этом верхнюю координату добавляют, а нижнюю вычитают. Координаты определены следующими отношениями, которые рассчитаны для толщины 10.5%. Изобретение направлено на улучшение эксплуатационных характеристик профиля на больших высотах полета в условиях пониженного давления. 2 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к профилю для средних и комлевых сечений лопастей несущих и рулевых винтов летательного аппарата. Аэродинамический профиль НЦВ-1 несущего элемента летательного аппарата содержит контуры верхней и нижней поверхности. Толщина профиля определяется в процентах отношением максимальной толщины профиля к хорде и составляет от 8 до 20%.

Известен профиль NACA-23012 (4.3 книги "Вертолеты. Расчет и проектирование". - М.: Машиностроение, 1966), контур которого образован наложением гладкого контура симметричного профиля NACA-0012, описываемого дробно-степенным полиномом, на среднюю линию (по нормали к ней), составленную из носовой части - кубической параболы и хвостовой прямолинейной части, состыкованных без излома и разрыва кривизны контура (NACA Report, N 824, 1945, с. 101, 146). Полученная таким образом форма контура профиля-прототипа определяет его аэродинамические характеристики при обтекании воздушным потоком.

Известен аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата (патент RU 2098321, В64С 11/18, публ. 10.12.1997 г. ), предназначенный для средних сечений лопастей несущих и рулевых винтов, при этом верхняя часть контура профиля имеет передний выпускной участок с плавно и монотонно возрастающим /от передней кромки к средней части профиля/ радиусом кривизны и задний вогнутый участок с монотонно убывающим по мере приближения к задней кромке радиусом кривизны, причем эти два участка состыкованы без разрыва кривизны контура примерно на 80% хорды профиля. Радиус скругления верхней части передней кромки профиля составляет 2,3-2,8% его хорды, в диапазоне X=0,33 В - 0,37 В величина YB достигает своего максимального значения YBmax=0,0850 В - 0,086 В. Профиль может быть снабжен специальной хвостовой пластиной, установленной на его задней кромке, ее длина и угол установки относительно хорды определяется требуемыми моментами характеристиками профиля. Возможны варианты относительной толщины профиля за счет его пропорционального растяжения /сжатия/ по нормали к хорде, при этом коэффициенты пропорциональности для верхней и нижней поверхностей могут быть различны.

Известна лопасть винта, наиболее близкая к заявляемому техническому решению (патент RU 2123453, В64С 11/16, публ. 12.20.1998 г.), которая выполнена с сечением в виде аэродинамического профиля, который имеет хорду длиной В. Передняя кромка профиля скруглена, задняя кромка заострена или затуплена. Кромки расположены на концах хорды профиля и соединены между собой гладкими линиями верхней и нижней частей контура профиля. Передняя кромка профиля лопасти имеет радиус скругления верхней части контура. Радиус находится в диапазоне 0,017В - 0, 023В. Передняя кромка профиля лопасти имеет также радиус скругления нижней части контура. Радиус находится в диапазоне 0,006В - 0,0085В. Максимальная относительная толщина профиля находится в диапазоне 0,105-0,109 и расположена на расстоянии X=0,33В - 0,38В от передней кромки профиля вдоль его хорды. Отнесенные к длине хорды профиля ординаты точек верхней и нижней частей контура расположены на относительных расстояниях Х/В от передней кромки профиля вдоль его хорды.

Выполнение лопасти винта с сечением в виде описанного выше аэродинамического профиля позволяет увеличить несущую способность и уменьшить величину лобового сопротивления в диапазоне чисел М=0,2-0,8 и 0,15<CY<CYmax.

Необходимо отметить, что в ходе эксплуатации лопасти, выполненной с применением профиля по патенту RU 2123453 были обнаружены недостатки. Недостатки сводятся к наличию в хвостовой части профиля пластины. В ходе эксплуатации пластина деформируется. Из-за деформированной пластины изменяются характеристики обтекания профиля лопасти. Это приводит к изменению нагрузок в системе управления, как правило к увеличению, что может критично сказаться на безопасности эксплуатации всего ЛА.

Техническая проблема, решаемая данным изобретением состоит в избавлении от пластины в задней части профиля и не ухудшении основных аэродинамических характеристик (а-г) профиля для средних сечений лопастей винтов винтокрылых летательных аппаратов, а также состоит в разработке контура аэродинамического профиля с приемлемой несущей способностью и величиной лобового сопротивления (по сравнению с известными профилями для средних сечений лопастей несущих винтов) в диапазоне чисел М=0,3-0,8 и CY>0,15, имеющего относительно малые величины коэффициента момента Сmо и более стабильное положение аэродинамического фокуса профиля на основных режимах обтекания в рабочем диапазоне чисел М; а также в возможности отказа от пластины в хвостовой части профиля, что исключает возможность деформации лопасти и повышает надежность на всех режимах полета.

Техническим результатом данного изобретения является получение хороших эксплуатационных характеристик профиля: повышенной тягой на больших высотах полета, эксплуатации в условиях пониженного давления и повышенных температур.

Технический результат достигается за счет того, что в аэродинамическом профиле лопасти несущего винта летательного аппарата, включающем верхний и нижний контуры, образованные выпуклыми кривыми и точками их пересечений с заданными координатами относительно хорды профиля, в соответствии с заявляемым изобретением, - координаты выпуклых кривых отсчитывают от средней линии профиля, при этом верхнюю координату добавляют, а нижнюю вычитают, координаты определены следующими отношениями, которые рассчитаны для толщины 10.5% и приведены в таблице 1, где

X/b - отношение координат точек контуров по оси X к длине хорды профиля,

Ycp/b - отношение координат точек средней линии по оси Y к длине хорды профиля,

Yконтур/b - отношение координат точек верхнего и нижнего контуров по оси Y к длине хорды профиля,

параметр по оси X вычисляют по формуле [1]:

[1] Х=Х/b*b/100, где

X - координата профиля по оси X, м,

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м,

верхний контур вычисляют по формуле [2]:

где

Yверх - координата верхней линии профиля, м,

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м,

- относительная толщина, %.

нижний контур вычисляется по формуле [3]:

где

Yниж - координата нижней линии профиля, м;

- относительная толщина. %.

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м.

Кроме того, аэродинамический профиль лопасти профиль относится к комлевым или средним сечениям лопасти.

При этом толщина аэродинамического профиля определяется в процентах отношением максимальной толщины профиля к длине хорды и составляет от 8 до 20%.

Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата, спроектированный в соответствии с сущностью данного изобретения, имеет по сравнению с известными профилями для лопастей винтов вертолетов значительные преимущества в основных аэродинамических характеристиках. Применение разработанного аэродинамического профиля также позволяет отказаться от пластины в хвостовой части профиля, что исключает возможность деформации лопасти и повышает надежность на всех режимах полета.

Изобретение поясняется чертежами:

фиг. 1 График зависимости угла атаки от числа Маха для начала и конца среднего участка;

фиг. 2 График зависимости максимальной подъемной силы от числа Маха;

фиг. 3 График зависимости максимального качества от числа Маха,

фиг. 4 График зависимости максимального сопротивления профиля от числа Маха.

Для перспективных вертолетов наиболее важными представляются следующие аэродинамические характеристики профилей средних сечений лопастей их винтов:

а) величина коэффициента максимальной подъемной силы профиля CYmax при

характерных значениях чисел Маха М = 0,3 - 0,8,

б) диапазоны значений коэффициентов подъемной силы профиля CY < CYmax, при которых обеспечиваются малые значения коэффициента сопротивления Схр при М < 0,8,

в) значения максимального аэродинамического качества Kmax = max(CY/Cxp) в диапазоне чисел М=0,5-0,8,

г) величина коэффициента момента профиля при нулевой подъемной силе Cmo и положение его аэродинамического фокуса Xf в эксплуатационном диапазоне чисел М, М=V/a,

где V - местная скорость воздушного потока, обтекающего лопасть по нормали к ее оси;

а - скорость звука в воздухе при заданных условиях полета.

Аэродинамические характеристики профилей в соответствии с пунктами (а-г) оказывают существенное влияние на максимальную несущую способность винта, потребляемую им мощность на различных режимах полета (включая режим висения), уровень нагрузок в системе управления и устойчивость движения лопастей при работе несущего винта.

Предлагаемый аэродинамический профиль лопасти несущего винта летательного аппарата относится к комлевым и средним сечениям и включает верхний и нижний контуры, образованные выпуклыми кривыми и точками их пересечений с заданными координатами относительно хорды профиля. Координаты выпуклых кривых отсчитываются от средней линии профиля: верхняя добавляется, нижняя вычитается.

Координаты определены следующими отношениями:

Х/b - отношение координат точек контуров по оси X к хорде профиля;

Ycp/b - отношение координат точек средней линии по оси Y к хорде профиля;

Yконтур/b - отношение координат точек верхнего и нижнего контуров по оси Y к хорде профиля;

Значения данных координат для толщины 10.5% приведены в таблице 1.

Параметр по оси X вычисляется по формуле [1]

[1] Х=Х/b*b/100, где

X - координата профиля по оси X, м;

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м.

Верхний контур вычисляется по формуле [2]:

где

Yвepx - координата верхней линии профиля, м,

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м,

- относительная толщина, %,

нижний контур вычисляется по формуле [3]:

где

Yниж - координата нижней линии профиля, м;

- относительная толщина, %,

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м.

Получение профилей, относительная толщина которых находится в промежутке от 8 до 20%, осуществляется путем умножения ординат, приведенных в таблице на отношение относительной толщины желаемого профиля.

Результаты теоретических исследований были проверены расчетным путем в пакете программ вычислительной аэродинамики (CFD) и проиллюстрированы на графиках (фиг. 1-4).

На фиг. 1 показана зависимость угла атаки α от числа Маха для начала и конца среднего участка. Значение r лежит в диапазоне от 0.5 до 0.9, где r - относительный радиус лопасти.

Результаты теоретических исследований показали, что лопасть с профилем НЦВ-1 будет работать на среднем участке в диапазоне чисел маха от 0.1 до 0.8 [фиг. 1].

На фиг. 2 показана зависимость максимальной подъемной силы Суmах от числа Маха.

Расчеты в пакете программ вычислительной аэродинамики (CFD) показали, что профиль НЦВ-1 превосходит профиль NACA23012 по максимальной подъемной силе в среднем на 5% при числе Маха от 0.4 до 0.7 [фиг.2].

На фиг. 4 показана зависимость минимального сопротивления Cxmin от числа Маха.

Минимальное сопротивление профиля НЦВ-1 соответствует до Маха~0.75 минимальному сопротивлению NACA23012 [фиг. 4].

Таким образом, аэродинамический профиль лопасти винта, спроектированный в соответствии с сущностью данного изобретения, имеет по сравнению с известными профилями для лопастей винтов вертолетов значительные преимущества в основных аэродинамических характеристиках, определяющих характеристики винтов на различных режимах полета винтокрылого летательного аппарата, а также повышенной тягой на больших высотах полета, эксплуатации в условиях пониженного давления и повышенных температур.

Применение разработанного аэродинамического профиля также позволяет отказаться от пластины в хвостовой части профиля, что исключает возможность деформации лопасти и повышает надежность на всех режимах полета.

1. Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата, включающий верхний и нижний контуры, образованные выпуклыми кривыми и точками их пересечений с заданными координатами относительно хорды профиля, отличающийся тем, что координаты выпуклых кривых отсчитывают от средней линии профиля, при этом верхнюю координату добавляют, а нижнюю вычитают, координаты определены следующими отношениями, которые рассчитаны для толщины 10.5% и приведены в таблице 1, где

Х/b - отношение координат точек контуров по оси X к длине хорды профиля,

Ycp/b - отношение координат точек средней линии по оси Y к длине хорды профиля,

Yконтур/b - отношение координат точек верхнего и нижнего контуров по оси Y к длине хорды профиля, параметр по оси X вычисляют по формуле [1]:

где

X - координата профиля по оси X, м,

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м, верхний контур вычисляют по формуле [2]:

где

Yверх - координата верхней линии профиля, м,

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м,

- относительная толщина, %,

нижний контур вычисляется по формуле [3]:

где

Yниж - координата нижней линии профиля, м;

- относительная толщина, %,

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м.

2. Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что профиль относится к комлевым или средним сечениям лопасти.

3. Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что толщина профиля определяется в процентах отношением максимальной толщины профиля к длине хорды и составляет от 8 до 20%.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкции лопастей винтов летательных аппаратов вертолетного типа. Конструкция представлена в двух вариантах, по первому из которых, лопасть винта, имеющая стреловидную законцовку, снабжена вставкой, расположенной между лопастью и законцовкой.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкции и аэродинамическим характеристикам лопастей воздушных винтов винтокрылых летательных аппаратов. Способ усовершенствования лопасти включает определение первоначального радиуса передней кромки каждого аэродинамического профиля (15,25), увеличение радиуса первоначальной окружности (15,25) передней кромки каждого аэродинамического профиля (10) упомянутой лопасти.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к изготовлению несущих винтов для автожиров и вертолетов. Лопасть несущего винта для автожира и вертолета имеет крутку.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям воздушных винтов. Лопасть (34) винта простирается радиально между комлевой частью (38) и законцовкой (36) и содержит переднюю кромку (40) и заднюю кромку (42), а также нижнюю сторону и верхнюю сторону.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям хвостовых винтов вертолетов. Заключенный в обтекатель винт (10) для винтокрылого летательного аппарата содержит вращающийся узел, расположенный в канале для осуществления вращения вокруг оси (АХ1).

Изобретение относится к области авиации. Аэродинамический профиль несущей поверхности имеет хорду длиной В.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям и аэродинамике лопастей несущего винта винтокрылого аппарата. Лопасть включает комлевую часть, аэродинамически профилированные части и законцовку.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям воздушных винтов. Лопасть (20) винта (5) содержит верхнюю поверхность (21) и нижнюю поверхность (22), проходящие поперечно от передней кромки (23) к задней кромке (24) и по размаху от корневого сечения (31) до сечения (41) свободного конца.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкции лопастей несущего винта винтокрылого летательного аппарата. .

Изобретение относится к удлиненному аэродинамическому элементу и касается крыла летательного аппарата или лопасти винтокрыла. .

Лопастный винт для использования с текучими средами, предназначенный для перемещения объекта или человека или для перемещения текучей среды, содержит множество лопастей, средство для создания неаксиальной подъемной силы и неаксиального потока текучей среды, средство для изменения направления неаксиального потока текучей среды на аксиальный поток текучей среды и ось вращения, совпадающую со ступицей.
Наверх