Клапан для обсадной колонны

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к цементированию обсадных колонн. Клапан для обсадной колонны содержит корпус с осевым каналом, седло с осевым и боковыми каналами и ограничительную втулку. Боковые каналы седла выполнены радиальными, внутренняя полость корпуса оснащена кольцевой выборкой, сообщающей верхнюю и нижнюю внутренние полости клапана через радиальные каналы седла, и кольцевой проточкой. Седло снабжено выступами на нижнем торце, оснащено стопорным кольцом и зафиксировано срезными штифтами с возможностью ограниченного продольного перемещения вниз при посадке продавочной пробки и фиксации в кольцевой проточке. В нижней части седла установлены уплотнительные элементы, имеющие возможность герметичного перекрытия радиальных каналов седла. Ограничительная втулка снабжена впадинами и оснащена кольцевым уступом, ограничивающим перемещение седла вниз. Достигается технический результат – упрощение конструкции клапана, повышение надежности и эффективности цементирования обсадной колонны. 3 ил.

 

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к цементированию обсадных колонн.

Известен клапан для обсадной колонны (патент на полезную модель RU № 38193, МПК Е21В 34/10, 33/08, опубл. 27.05.2004, Бюл. № 15), содержащий корпус, ограничитель с осевым и боковыми каналами, втулку, установленную в осевом канале ограничителя на срезных элементах сверху с возможностью герметичного перекрытия боковых каналов. Ограничитель установлен в корпус с возможностью ограниченного осевого перемещения, при этом втулка снабжена соответствующими боковым каналам ограничителя радиальными отверстиями с частичным взаимным перекрытием и оснащена снизу заглушкой, а сверху – кольцевым выступом с каналами, причем кольцевой выступ зафиксирован в корпусе.

Недостатками данной конструкции клапана являются:

- во-первых, проходные каналы для заполнения колонны во время спуска имеют маленькую площадь, что может вызвать эффект «поршневания». Также они могут забиться шламом в процессе спуска;

- во-вторых, есть вероятность того, что ограничитель после сброса давления внутри колонны не полностью поднимется вверх до кольцевого выступа. В результате чего боковые каналы могут остаться частично открыты и цемент из затрубного пространства опять попадет внутрь обсадной колонны, что приведет к некачественному цементированию обсадной колонны, либо придется на время операции затвердевания цемента держать колонну под давлением.

Наиболее близким по технической сущности является клапан для обсадных колонн (патент RU № 2335619, МПК Е21В 34/06, 33/14, опубл. 10.10.2008, Бюл. № 28), включающий ограничитель с седлом и боковыми каналами, втулку, имеющую возможность герметичного перекрытия боковых каналов ограничителя. Ограничитель заглушен снизу и соединен с обсадной колонной. Обсадная колонна оборудована снизу нижней муфтой, снабженной внизу изнутри цилиндрической выборкой, куда вставлен с возможностью осевого перемещения вверх полый хвостовик, зафиксированный в нижнем положении срезными штифтами. Втулка жестко установлена в верхнем конце полого хвостовика и имеет возможность взаимодействия в верхнем положении с верхней плоскостью седла ограничителя и герметичного перекрытия боковых каналов ограничителя снаружи. Для герметичного перекрытия изнутри боковых каналов ограничителя применена продавочная пробка с герметизирующей головкой снизу и кольцевой выборкой, выполненной на внутренней поверхности в верхней части ограничителя. Кольцевая выборка ограничителя фиксирует герметизирующую головку продавочной пробки в ограничителе после взаимодействия нижнего торца герметизирующей головки продавочной пробки с заглушкой ограничителя.

Недостатками данной конструкции клапана являются:

- во-первых, ненадежная посадка продавочной пробки в ограничитель, что может привести к срыву пробки из ограничителя после сброса давления внутри обсадной колонны и заполнению низа колонны цементом из затрубного пространства;

- во-вторых, ненадежное крепление хвостовика на срезных штифтах, выполняющего роль направляющего башмака всей обсадной колонны, с вероятностью преждевременного среза штифтов при спуске обсадной колонны в скважину, при встрече всевозможных уступов и каверн, что может привести к проблеме заполнения колонны во время спуска.

Технической задачей является создание надежной и простой конструкции клапана для обсадной колонны, позволяющей гарантированно заполнять обсадную колонну внутрискважинной жидкостью во время спуска, эффективно производить операцию цементирования и герметично перекрывать низ колонны после цементирования.

Техническая задача решается клапаном для обсадной колонны, включающим корпус с осевым каналом, седло с осевым и боковыми каналами и ограничительную втулку.

Новым является то, что боковые каналы седла выполнены радиальными, внутренняя полость корпуса оснащена кольцевой выборкой, сообщающей верхнюю и нижнюю внутренние полости клапана через радиальные каналы седла, и кольцевой проточкой, при этом седло снабжено выступами на нижнем торце, оснащено стопорным кольцом и зафиксировано срезными штифтами с возможностью ограниченного продольного перемещения вниз при посадке продавочной пробки и фиксации в кольцевой проточке, а в нижней части седла установлены уплотнительные элементы, имеющие возможность герметичного перекрытия радиальных каналов седла, причем ограничительная втулка снабжена впадинами и оснащена кольцевым уступом, ограничивающим перемещение седла вниз.

На фиг.1 изображен предлагаемый клапан для обсадной колонны в транспортном положении с частичным продольным разрезом.

На фиг. 2 изображен вид снизу.

На фиг. 3 изображен предлагаемый клапан для обсадной колонны в рабочем положении с частичным продольным разрезом.

Клапан для обсадной колонны включает корпус 1 (фиг. 1, 2) с осевым каналом 2, седло 3 с осевым 4 и боковыми каналами 5 и ограничительную втулку 6.

Боковые каналы 5 седла 3 выполнены радиальными (далее – радиальные каналы). Внутренняя поверхность корпуса 1 оснащена кольцевой выборкой 7, сообщающей верхнюю и нижнюю внутренние полости клапана через радиальные каналы 5 седла 3 в процессе спуска обсадной колонны, и кольцевой проточкой 8. При этом седло 3 снабжено выступами 9 на нижнем торце, оснащено стопорным кольцом 10 и зафиксировано срезными штифтами 11 (фиг. 1) с возможностью ограниченного продольного перемещения седла 3 (фиг. 1, 2) вниз при посадке продавочной пробки 12 (фиг. 2) и фиксации в кольцевой проточке 8 (фиг. 1, 2) корпуса 1 стопорным кольцом 10. Таким образом после посадки продавочной пробки 12 (фиг. 2) и среза штифтов 11 (фиг. 1) седло 3 (фиг. 1, 2) перемещается вниз и фиксируется (стопорится) в кольцевой проточке 8 корпуса 1, надежно фиксируя седло 3 в этом положении. В нижней части седла 3 установлены уплотнительные элементы 13 (фиг. 1-3), имеющие возможность герметичного перекрытия радиальных каналов 5 (фиг. 1, 2) седла 3. При этом за счет уплотнительных элементов 13, например, изготовленных из маслобензостойкой резины, (фиг. 1-3) обеспечивается герметичность перекрытия верхней и нижней внутренней полости клапана. Исключается осевое вращение седла 3 (фиг. 1, 2). Причем ограничительная втулка 6 снабжена впадинами 14 и оснащена кольцевым уступом 15, ограничивающим перемещение седла 3 вниз. При движении вниз седло 3 с выступами 9 нижним торцом упирается во впадины 14, которые при разбуривании седла 3 предотвращают его осевое вращение.

Клапан для обсадной колонны работает следующим образом.

Клапан для обсадной колонны в составе обсадной колонны (на фиг. 1-3 не показана) спускается в скважину. В процессе спуска обсадная колонна заполняется внутрискважинной жидкостью через осевой канал 2 (фиг. 1, 2) корпуса 1, далее попадает в кольцевую выборку 7 и через радиальные каналы 5 седла 3. По достижении заданного интервала скважины начинают операцию цементирования по известной технологии. Закачивают расчетное количество цементного раствора, затем сбрасывают продавочную пробку 12 (фиг. 2) и начинают продавку цементного раствора в затрубное пространство. По достижении продавочной пробкой 12 седла 3 она попадает в осевой канал 4 седла 3, перекрывает боковые каналы 5, при этом происходит увеличение гидравлического давления внутри обсадной колонны и при определенном (расчетном) давлении происходит срез штифтов 11 (фиг. 1). Седло 3 с продавочной пробкой 12 (фиг. 2) при этом перемещаются вниз до упора седла 3 в кольцевой уступ 15 ограничительной втулки 6. Кроме того происходит герметичное перекрытие радиальных каналов 5 от осевого канала 2 корпуса 1 уплотнительными элементами 13 (фиг. 3). А стопорное кольцо 10 (фиг. 2) седла 3 стопорится в соответствующей кольцевой проточке 8 корпуса 1, надежно фиксируя при этом седло 3 от осевого перемещения. Таким образом получают давление «стоп». После этого сбрасывают давление внутри обсадной колонны и проверяют, держит ли седло 3 давление, создаваемое цементным раствором в затрубном пространстве. После этого колонну оставляют на операцию застывания цементного раствора.

Если по технологии требуется разбурить клапан, то на колонне бурильных труб спускают долото и разбуривают клапан (для этого он должен быть изготовлен из легкоразбуриваемого материала). Прокручивание седла 3 вокруг своей оси исключается благодаря тому, что седло 3 снабжено на нижнем торце выступами 9 (фиг. 1), которые попадают в соответствующие впадины 14 ограничительной втулки 6.

Предлагаемый клапан для обсадной колонны имеет простую и надежную конструкцию, позволяет гарантированно заполнять обсадную колонну внутрискважинной жидкостью во время спуска, эффективно производить операцию цементирования и герметично перекрывать низ колонны после цементирования.

Клапан для обсадной колонны, включающий корпус с осевым каналом, седло с осевым и боковыми каналами и ограничительную втулку, отличающийся тем, что боковые каналы седла выполнены радиальными, внутренняя полость корпуса оснащена кольцевой выборкой, сообщающей верхнюю и нижнюю внутренние полости клапана через радиальные каналы седла, и кольцевой проточкой, при этом седло снабжено выступами на нижнем торце, оснащено стопорным кольцом и зафиксировано срезными штифтами с возможностью ограниченного продольного перемещения вниз при посадке продавочной пробки и фиксации в кольцевой проточке, а в нижней части седла установлены уплотнительные элементы, имеющие возможность герметичного перекрытия радиальных каналов седла, причем ограничительная втулка снабжена впадинами и оснащена кольцевым уступом, ограничивающим перемещение седла вниз.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к запорной арматуре, в частности к обратным шариковым клапанам, применяемым, например, со штанговыми глубинными или электроцентробежными насосами, предназначенными преимущественно для перекачивания жидкостей с высоким содержанием механических примесей. Клапан обратный шариковый, состоящий из корпуса, внутри которого установлены клапанная пара, состоящая из седла и шарика, и ограничитель хода шарика, выполненный в виде клетки со сквозными отверстиями, и отличающийся тем, что содержит динамическую систему уплотнения, реализованную при помощи манжеты, расположенной между клеткой и седлом и представляющей собой кольцо, отверстие которого образовано двумя коническими поверхностями, со стороны клетки на манжете между ее торцом и коническими поверхностями выполнена внутренняя канавка, при этом минимальный внутренний диаметр манжеты меньше диаметра шарика, при посадке шарика в седло центр шарика располагается между седлом и местом контакта манжеты с шариком.

Группа изобретений относится к области многоствольного заканчивания скважин. Система доступа к боковому стволу скважины для перемещения изолирующей муфты относительно окна муфты заканчивания для регулирования доступа через окно содержит привод, содержащий соединительный механизм изолирующей муфты и приводной механизм.

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к цементированию обсадных колонн. Клапан для обсадной колонны включает жестко установленную втулку и седло.

Изобретение относится к операциям в многоствольной скважине и, в частности, к приводу для перемещения изолирующей муфты для операций в многоствольной скважине. Система доступа к боковому стволу скважины для перемещения изолирующей муфты относительно окна муфты заканчивания для регулирования доступа через окно включает привод, содержащий механизм зацепления изолирующей муфты и приводной механизм.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть применено для снижения избыточного давления газа в затрубном пространстве добывающих скважин, эксплуатируемых установками винтовых насосов. Автоматическое устройство для перепуска затрубного газа в колонну НКТ содержит корпус, закрепленный на колонне НКТ, обратный шаровой клапан, гидравлический канал с центральным сужением, колонну насосных штанг, оснащенную отклонителем потока в виде цилиндрического утолщения, имеющего ходовую посадку к стенкам корпуса.

Изобретение относится к нефтегазовому оборудованию, в частности к оборудованию для заканчивания скважин, и может быть применено при операциях многостадийного гидроразрыва пласта. Технический результат - упрощение операции многостадийного гидроразрыва пласта за счет упрощения используемого средства.

Изобретение относится к нефтегазовому оборудованию, в частности к оборудованию для заканчивания скважин, и может быть использовано для проведения гидроразрыва пласта и других операций по обработке скважин, а также для селективной добычи нефти и газа. Муфта для гидроразрыва пласта содержит корпус, выполненный из соединенных между собой верхнего и нижнего патрубков, внутреннюю втулку с отверстиями, стопорное кольцо для фиксации внутренней втулки в открытом или закрытом положении, уплотнители для герметизации, защищенные от прямого контакта с потоком.

Изобретение относится к области горного дела, в частности к нефтедобывающей промышленности, и может быть использовано для подъема жидкости из нефтеносного пласта скважины с использованием газлифтного эффекта попутного нефтяного газа. Технический результат - упрощение конструкции и повышение эффективности эксплуатации газлифтной установки.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в нефтяной промышленности, а именно во внутрискважинном оборудовании при добыче пластовой жидкости, профилактических работах, промывке и освоении скважин. Клапан обратный реверсивный содержит цилиндрический корпус с присоединительной резьбой на концах, в корпусе выполнены две резьбы, нижняя для крепления седла для запорного элемента, выполненного в виде стального шарика, а верхняя резьба для крепления ограничителя подъема шарика.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и предназначено для изоляции пласта и предотвращения попадания жидкости глушения в пласт при проведении ремонтных работ. Клапан-отсекатель проходной механический содержит корпус, установленные внутри корпуса седло с шаром, выполненным с осевым отверстием, цангу, толкатель, с помощью которого осуществляется открытие или закрытие клапана-отсекателя.

Изобретение относится к магниевому сплаву и может быть использовано в качестве скважинного инструмента для гидравлического разрыва пласта. Магниевый сплав, пригодный для применения в качестве подверженного коррозии скважинного изделия, содержит, мас.%: 2-7 Gd, 0-1 Y, 0-5,0 Nd, 0-0,5 Zr, 0,1-2 Ni, магний и неизбежные примеси - остальное, при этом сплав имеет измеренное согласно стандарту ASTM B557M-10 относительное удлинение по меньшей мере 22%. Изобретение направлено на повышение пластичности сплава при сохранении уровня коррозионных характеристик. 5 н. и 8 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Наверх