Способ контроля технического состояния жидкостного ракетного двигателя на переходных режимах стендового испытания

Изобретение может быть использовано для анализа функционирования широкого класса технических систем, в частности, в ракетно-космической технике для контроля состояния жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) на переходных режимах огневых стендовых испытаний. Для принятия решений о возникновении неисправности, прекращении испытания и определении неисправного агрегата на переходных режимах стендового испытания статистической оценке на основе критерия Стьюдента подвергаются временные ряды значений градиентов изменения измеряемых параметров, обладающие свойством стационарности, обусловленное тем, что при стендовых испытаниях, проводимых по заданной циклограмме, на переходных режимах управление двигателем обеспечивается изменением угла привода агрегата управления по линейному закону. В случае превышения текущих значений статистических характеристик их пороговых значений фиксируют факт и момент наступления неисправности и прекращают испытание ЖРД для предотвращения развития выявленной неисправности, причем неисправный агрегат ЖРД определяют по тому измеряемому параметру, чьи статистические характеристики первыми вышли за пороговые значения, и впоследствии заменяют его исправным. Технический результат заключается том, что на переходных режимах огневых стендовых испытаний ЖРД становится возможным выявление и парирование влияния на двигатель развивающихся неисправностей, что в конечном счете обеспечивает выключение двигателя до начала необратимых изменений и предотвращение катастрофических последствий. 2 ил.

 

Область техники

Изобретение может быть использовано для анализа функционирования широкого класса технических систем, в частности, в ракетно-космической технике для контроля состояния жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) на переходных режимах стендового испытания.

Уровень техники

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения, выбранным в качестве прототипа, является способ и устройство контроля параметра ракетного двигателя (патент 2 654 310, МПК F02K 9/96 от 17.05.2018) предлагающий для выявления неисправностей ЖРД как на установившихся, так и на переходных режимах его функционирования различные оценки различий значений параметров двигателя, непосредственно измеренных в момент анализа и некоторых эталонных значений. Эталонные значения параметров определяются моделированием, пороговые значения различий, в частности, по известным погрешностям измерений используемых датчиков. Отмечается, что использование такого универсального подхода при контроле двигателя на переходных режимах очевидно требует расширения диапазонов пороговых значений для избежания ложного диагностирования, для чего предлагается учитывать динамику изменения рабочей точки путем использования предварительно рассчитанной переходной характеристики, определяемой предварительно.

Этот способ принят за прототип, так как в нем предложен способ контроля состояния ракетного двигателя на переходных режимах, анализ проводится по мере поступления результатов измерений параметров двигателя экспериментальных данных и диапазон пороговых значений измеряемых параметров так или иначе зависит от текущей анализируемой ситуации.

Очевидным недостатком предлагаемого способа является необходимость адекватного моделирования динамических процессов в современных мощных ЖРД на переходных режимах их работы, что является одной из самых сложных инженерных задач, решаемых для каждого типа двигателей индивидуально с привлечением экспертов высокого уровня.

Раскрытие изобретения

Задача изобретения состоит в разработке способа контроля технического состояния ЖРД на переходных режимах стендового испытания, который заключается в том, что для принятия решений о возникновении неисправности, прекращении испытания и определении неисправного агрегата применяется анализ значений измеряемых параметров ЖРД и отличается тем, что статистической оценке по алгоритму на основе критерия Стъюдента, разработанному для выявления результатов повторных измерений с аномальными погрешностями (Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул. - М.: Высшая школа, 1982. - 224 с.), подвергаются ряды значений градиентов изменения значений измеряемых параметров двигателя. В случае превышения текущих значений статистических характеристик их пороговых значений фиксируют факт и момент наступления неисправности и прекращают испытание ЖРД для предотвращения развития выявленной неисправности. По очередности выхода статистических характеристик за пороговые значения определяют неисправный агрегат ЖРД и впоследствии заменяют его исправным.

Технический результат заключается том, что становится возможным выявление и парирование влияния на двигатель неисправностей, развивающихся на переходных режимах стендового испытания ЖРД, что в конечном счете обеспечивает выключение двигателя до начала необратимых изменений и предотвращение катастрофических последствий.

Поставленная цель достигается за счет того, что при стендовом испытании, проводимом по заданной циклограмме, на режимах плавного и длительного дросселирования или форсирования ЖРД градиенты изменения измеряемых параметров обладают свойством стационарности, так как на таких режимах управление двигателем обеспечивается изменением угла привода агрегата управления α(t) по линейному закону:

где αs - угол на предшествующем стационарном режиме, kα - градиент угла, причем kα - постоянная величина, определенная известными углами агрегата управления, соответствующими заданными циклограммой испытания предшествующему и последующему стационарным режимам.

При этом изменение параметра двигателя x(t) на большей части достаточно длительного переходного режима с учетом условия линейности процессов в двигателе при малых возмущениях при управлении можно представить на малых отрезках времени Δt, меньших постоянной времени двигателя, также в виде линейной функции

Поэтому градиенты изменения контролируемых параметров двигателя на переходных режимах Kx должны обладать свойством стационарности и могут рассматриваться как косвенные измерения, погрешности которых, в случае нормальной работы двигателя, распределены по нормальному закону и составляют для каждого параметра свой временной ряд.

Резкое значительное изменение стационарного характера градиентов и связанное с этим изменение статистических характеристик рядов их значений, получаемых за весь период от начальной точки данного переходного режима до рассматриваемой, свидетельствует о возникновении неисправности.

В таком случае испытание ЖРД прекращают для предотвращения развития выявленной неисправности, определяют неисправный агрегат ЖРД и впоследствии заменяют его исправным.

Сущность способа поясняется на фиг. 1, 2, на которых приводится поведение по времени переходного режима дросселирования конкретного ЖРД текущих (сплошная линия) и критических критериев Стьюдента (пунктир) для градиентов изменения значений оборотов вала ТНА ЖРД и давления горючего на входе в смесительную головку камеры сгорания. На данном нестационарном режиме на 43,85 секунде испытания произошло несанкционированное срабатывание клапана, установленного в магистрали подвода горючего в газогенератор, которое было вызвано неисправностью. Как видно на фиг. 1 и фиг. 2, статистический анализ градиентов изменений значений давления горючего на входе в смесительную головку камеры и оборотов вала ТНА по критерию Стьюдента фиксирует действительное время возникновения неисправности на 43,85 секунде испытания на режиме дросселирования двигателя как момент нарушения стационарности градиента изменения этих параметров.

Осуществление изобретения

На текущем переходном режиме испытания ЖРД с определенным малым шагом по времени измеряются параметры рабочих процессов ЖРД.

По мере поступления экспериментальных данных каждого параметра формируется временной ряд, состоящий из значений его Kx, определяемых в соответствии с (1).

Для каждого временного ряда определяется эмпирическое значение критерия Стьюдента τ, соответствующее данному моменту времени и косвенно измеренному в этот момент времени значению Kx

где σ - среднее квадратическое отклонение и - среднее значение временного ряда, состоящего из значений градиентов изменения анализируемого параметра, полученных за период от начала данного режима до рассматриваемой.

Текущая граница критической области определяется по формуле

где - критическое значение распределения Стьюдента для текущего числа точек временного ряда градиентов n и заданного уровня вероятности р.

Решение о возникновении неисправности ЖРД и передачи сигнала о прекращении испытания на стендовую систему управления испытанием для предотвращения развития неисправности принимается в случае если

Измеряемый параметр, значения градиента которого первыми вышли за критические значения, определяет неисправный агрегат, который впоследствии заменяют на исправный.

Промышленная применимость

Применение указанных действий обеспечит обоснованное обнаружение неисправности на переходных режимах стендового испытания ЖРД в режиме поступления экспериментальных данных, предотвращение развития неисправности и определение неисправного агрегата с его последующей заменой.

Способ контроля технического состояния жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) на переходных режимах огневых стендовых испытаний, который заключается в том, что для принятия решений о возникновении неисправности, прекращении испытания и определении неисправного агрегата применяют алгоритм статистического анализа временных рядов по критерию Стьюдента, разработанный для выявления результатов повторных измерений с аномальными погрешностями и отличающийся тем, что для выявления неисправностей ЖРД на переходных режимах стендового испытания статистической оценке на основе критерия Стьюдента подвергают не ряды значений прямых измерений параметров двигателя, а ряды значений градиентов изменения измеряемых параметров, обладающие свойством стационарности, обусловленное тем, что при стендовых испытаниях, проводимых по заданной циклограмме, на переходных режимах управление двигателем обеспечивается изменением угла привода агрегата управления по линейному закону, причем в случае превышения текущих значений статистических характеристик их пороговых значений фиксируют факт и момент наступления неисправности и прекращают испытание ЖРД для предотвращения развития выявленной неисправности, неисправный агрегат ЖРД определяют по тому измеряемому параметру, чьи статистические характеристики первыми вышли за пороговые значения, и впоследствии заменяют его исправным, для чего проводят огневое стендовое испытание двигателя и на каждом переходном режиме его работы с фиксированным достаточно малым шагом по времени измеряют параметры двигателя, определяют значения градиентов изменения измеряемых параметров, дополняют ими ряды ранее полученных данных, для каждого такого ряда вычисляют текущее и пороговое значения критерия Стьюдента, и в случае, если для какого либо временного ряда значение текущего критерия Стьюдента окажется выше его порогового значения, фиксируют факт и момент наступления неисправности на текущем переходном режиме и передают на стендовую систему управления испытанием сигнал о прекращении испытания для предотвращения развития выявленной неисправности, причем измеряемый параметр, значения градиента которого первыми вышли за пороговые значения, определяет неисправный агрегат, который впоследствии заменяют на исправный.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники для предоставления парковочного места. Технический результат заключается в обеспечении возможности предоставления парковочного места на основании расчета оценочного показателя безопасности вождения водителя.

Изобретение относится к области информационно-измерительных систем и может быть использовано для робастной фильтрации стохастических сигналов и параметров состояния стохастических систем в условиях неопределенности вероятностных характеристик помех измерения. Технический результат заключается в повышении быстродействия и точности робастной фильтрации динамических процессов, а также сокращении вычислительных затрат за счет реализации робастного фильтра измеряемого сигнала в дифференциальной форме.

Изобретение относится к области адаптивных систем и может быть использовано для адаптивной фильтрации стохастических сигналов и параметров состояния стохастических систем. Технический результат - обеспечение устойчивости и повышение точности калмановской фильтрации за счет адаптивного определения компонентов дисперсионной матрицы помех измерения в процессе текущего оценивания стохастических сигналов и параметров состояния стохастических систем на основе точных измерений, поступающих в нерегулярные (или случайные) моменты времени.

Изобретение относится к вычислительной технике и телекоммуникационным сетям и может быть использовано для параметрической оценки законов распределения потоков многопакетных сообщений, циркулирующих в сетях передачи данных (СПД), и оценки состояния сетей в целом. Техническим результатом является повышение точности оценки интенсивности потока сообщений за минимальное необходимое количество шагов наблюдения и обеспечение оценки состояния сети передачи данных в целом.

Изобретение относится к системам подсчета и определения распределения пассажиров в транспортном средстве. При сенсорном анализе датчиков (ZS1,…ZSi,…ZSn) подсчета в транспортных средствах (FZ1,…FZi,…FZn) для перевозки пассажиров, в частности в рельсовом и дорожном сообщении, предлагается посредством аналитических моделей коррелировать показания датчиков (ZS1,…ZSi,…ZSn) подсчета на транспортных средствах (FZ1,…FZi,…FZn) для относящейся к конкретному перегону перевозки пассажиров, в частности в рельсовом и дорожном сообщении, данные (ZISF, FS) перегона и транспортного средства, текущие данные (FIZ, O) поездки, текущие данные (FZI) транспортного средства, а также взаимосвязанные с названными данными контекстные данные (KI) таким образом, чтобы при базирующемся на них анализе по меньшей мере одного датчика подсчета (ZSi, ZSi+1, ZSi+2,…) и выдаваемом в каждом случае показании датчика находились и отображались воздействия или отклонения на анализируемом датчике подсчета, возникающие при действительной информации (I-FGZIZS, FZ) о числе пассажиров, по этой действительной информации (I-FGZIZS, FZ) о числе пассажиров оценивалась информация о числе пассажиров, которая возникает в каком-либо месте в транспортном средстве без датчика подсчета, и/или по этой действительной информации (I-FGZIZS, FZ) о числе пассажиров делалось заключение о распределении пассажиров в транспортном средстве.

Изобретение относится к области радиоизмерений. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей анализатора и упрощении процесса поиска моды, необходимой для получения оценки исследуемых временных интервалов.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к системе и компьютеризированному способу удаленного мониторинга, анализа и прогнозирования состояния пациента по последовательности электрокардиограмм (ЭКГ). При этом для каждого пациента из наблюдаемого множества осуществляют накопление в базе данных последовательности его ЭКГ, маркированных идентификаторами пациента.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в повышении надежности и устойчивости параметрической оценки закона распределения потоков сообщений в условиях возникновения граничной и аварийной интенсивности поступающих сообщений пользователей.

Изобретение относится к ракетно-космической области, в частности к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), и предназначено для построения математической модели конкретного экземпляра двигателя, применяемой при повторных огневых испытаниях. Способ основан на использовании текущих измеренных в процессе огневого испытания значений параметров ЖРД и математической модели процессов в виде системы уравнений.

Изобретение относится к анализу распространения трещин в механических деталях. Сущность: предварительно получают цифровую модель поверхности детали, имеющей трещину и подвергаемой при эксплуатации циклическим нагрузкам.

Настоящее техническое решение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в ускорении процесса по подготовке к проведению исследований, а также внесении корректировок в систему управления без отрыва от процесса проведения исследований и испытаний.
Наверх