Беспилотный летательный аппарат большой дальности со сбрасываемым крылом

Изобретение относится к одноразовым беспилотным летательным аппаратам. Беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж с закрепленным на нем крылом и хвостовым оперением, а также с размещенной в нем полезной нагрузкой, топливным баком, двигательной установкой, системой управления и другими необходимыми для обеспечения полета системами. При этом закрепленное на фюзеляже крыло выполнено по схеме биплан с возможностью сброса двух верхних либо двух нижних консолей крыла. Техническим результатом, на который направлено изобретение, является увеличение дальности полета одноразового БЛА при наличии ограничений на максимальную высоту полета. 2 ил.

 

Устройство относится к одноразовым беспилотным летательным аппаратам (в дальнейшем БЛА) с отделяемой частью крыла с целью уменьшения общих габаритов самолета.

Известен одноразовый беспилотный летательный аппарат большой дальности «Tomahawk» (Кожевников В. Ракетный комплекс «Томахок» морского базирования. Зарубежное военное обозрение. М.: «Красная звезда» - ISSN 0134-921Х), содержащий фюзеляж с размещенной в нем полезной нагрузкой, топливным баком, двигательной установкой, системой управления и другими необходимыми для обеспечения полета системами, закрепленное на фюзеляже хвостовое оперение, закрепленное на фюзеляже крыло. Данный БЛА совершает полет на малой высоте над землей (не более нескольких сотен метров).

Существенными признаками прототипа, совпадающими с признаками предлагаемого устройства являются следующие: фюзеляж с размещенной в нем полезной нагрузкой, топливным баком, двигательной установкой, системой управления и другими необходимыми для обеспечения полета системами, закрепленное на фюзеляже хвостовое оперение.

Недостатком известной конструкции является невозможность достижения максимальной дальности полета в условиях ограничения на высоту полета.

Техническим результатом, на которое направлено изобретение, является увеличение дальности полета одноразового БЛА при наличии ограничений на максимальную высоту полета.

Для решения поставленной задачи предлагаемый БЛА содержит закрепленное на фюзеляже крыло, выполненное по схеме биплан, с возможностью сброса двух верхних либо двух нижних консолей.

Сущность устройства поясняется на фиг. 1-2.

На фигуре 1 изображено три вида беспилотного летательного аппарата большой дальности со сбрасываемым крылом: вид сверху, вид слева и вид спереди.

На фигуре 2 изображение типичная зависимость аэродинамического качества летательного аппарата от коэффициента подъемной силы. Данная зависимость имеет единственный экстремум. Из зависимости видно, что максимальная дальность полета обеспечивается, если летательный аппарат совершает полет на режиме максимального аэродинамического качества.

Предлагаемый БЛА большой дальности со сбрасываемым крылом содержит фюзеляж 1 (фиг. 1) с размещенной в нем полезной нагрузкой, топливным баком, двигательной установкой, системой управления и другими необходимыми для обеспечения полета системами, закрепленное на фюзеляже хвостовое оперение 2 (фиг. 1), закрепленное на фюзеляже крыло 3 (фиг. 1), выполненное по схеме биплан, с возможностью сброса двух верхних или двух нижних консолей крыла.

БЛА большой дальности со сбрасываемым крылом работает следующим образом. Для обеспечения максимальной дальности полета БЛА необходимо лететь на режиме, соответствующем или близком к режиму максимального аэродинамического качества. Максимальное аэродинамическое качество достигается при значении коэффициента подъемной силы, соответствующему экстремуму функции К (Суа) (фиг. 2). Действующая на БЛА подъемная сила в горизонтальном полете равна весу БЛА:

где:

Ya - подъемная сила;

m - масса БЛА;

g - ускорение свободного падения.

Из формулы 1 следует, что по мере выработки топлива масса БЛА уменьшается, а с ней и подъемная сила. Подъемная сила может быть выражена формулой:

где:

Суа - коэффициент подъемной силы;

ρ - плотность воздуха;

V - скорость БЛА;

S - характерная площадь.

Из формулы 2 следует, что при фиксированном режиме полета (постоянная скорость, высота полета) и постоянной площади крыла уменьшение подъемной силы влечет уменьшение коэффициента подъемной силы Суа и вместе с ним уменьшение аэродинамического качества. Этот эффект особо значим для БЛА большой дальности, у которых топливо составляет значительную часть взлетной массы.

Из формулы 2 следует, что возможны три способа поддержания в полете значения коэффициента подъемной силы, соответствующего максимальному полетному аэродинамическому качеству:

- увеличить высоту полета с целью снижения плотности воздуха (данную тактику, называемую «полет по потолкам», применяют для пассажирских самолетов);

- уменьшить скорость полета;

- уменьшить площадь крыла БЛА.

По соображениям тактики применения (обеспечение малой заметности для систем противовоздушной обороны) на высоту полета БЛА могут быть наложены ограничения - не более нескольких сотен метров над поверхностью земли. Уменьшение скорости полета ниже некоторой минимальной также невозможно по тактическим соображениям. Таким образом, из формулы 2 следует, что поддержание значения коэффициента подъемной силы, близкого к оптимальному, возможно за счет уменьшения площади крыла.

Уменьшение площади крыла предлагается реализовать ступенчато - после выработки части топлива, с целью уменьшения площади крыла, производится сброс двух консолей крыла, обеспечивая тем самым полет при значении коэффициента подъемной силы, соответствующем более высокому аэродинамическому качеству. Кроме того, сброс консолей крыла приводит к уменьшению площади БЛА, омываемой набегающим потоком, а, следовательно, к уменьшению аэродинамического сопротивления и дополнительному увеличению аэродинамического качества.

Предлагаемое техническое решение может быть применено при разработке БЛА большой дальности различного назначения.

Беспилотный летательный аппарат большой дальности полета со сбрасываемым крылом, содержащий фюзеляж с закрепленным на нем крылом и хвостовым оперением, а также с размещенной в нем полезной нагрузкой, топливным баком, двигательной установкой, системой управления и другими необходимыми для обеспечения полета системами, отличающийся тем, что закрепленное на фюзеляже крыло выполнено по схеме биплан с возможностью сброса двух верхних либо двух нижних консолей крыла.



 

Похожие патенты:

Моторное транспортное средство для наземной и воздушной перевозки состоит из кузова (7) с кабиной, передней оси (10) и задней оси (11), системы приведения в действие крыльев, крышек и хвоста, содержащего опору и поверхности хвостового оперения. Способ трансформации моторного транспортного средства для воздушной перевозки в моторное транспортное средство для наземной перевозки включает следующие этапы трансформации: минимизация площади занимаемой поверхности крыльев (1) посредством поворота крыльев вокруг их горизонтальных осей, которые проходят через середины или рядом с серединами ширин крыльев; открытие двух крышек (2) кузова; поворот сложенных крыльев (1) в вертикальную позицию; поворот сложенных крыльев (1) из вертикальной позиции по направлению к задней позиции вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной длине моторного транспортного средства; закрытие крышек (2) кузова; выворачивание крышки/крышек (3) опор; втягивание опоры/опор (4) поверхностей (5) хвостового оперения под открытые крышки (3) опор; закрытие крышки/крышек (3) опор.

Группа изобретений относится к устройству и способу для проверки достоверности команды системы управления процессами летательного аппарата. Устройство содержит регистрационный модуль определения состояния компонента узла складывающихся законцовок, функционально соединенного с крылом летательного аппарата, модуль работы с последовательностью и управления для выработки команды на управление перемещением узла складывающихся законцовок, диспетчерский модуль.

Изобретение относится к области авиации. Складной дирижабль-самолет содержит мягкую оболочку с камерами, выполненную в виде крыла большого удлинения с дозвуковым аэродинамическим профилем, два надувных киля с двумя рулями направления, один руль высоты, две силовые установки, состоящие из электромоторов и флюгируемых воздушных винтов, солнечные батареи, расположенные на верхней поверхности упомянутого крыла, связной и командный блоки управления, а также контейнер для полезной нагрузки.

Группа изобретений относится к устройству и способу управления приводной системой складывающихся законцовок крыльев летательного аппарата и ее мониторинга, материальному компьютерочитаемому носителю информации, содержащему инструкции для реализации способа. Устройство содержит модуль сбора информации об этапе полета летательного аппарата и модуль управления.

Настоящее изобретение относится к приводному узлу для приведения в движение подвижной поверхности консоли крыла, в частности складываемой концевой части консоли крыла для летательного аппарата. Приводной узел содержит первую часть корпуса, содержащую первое крепежное приспособление, выполненное с возможностью прикрепления приводного узла к неподвижной части консоли крыла для летательного аппарата, и вторую часть корпуса, содержащую второе крепежное приспособление, выполненное с возможностью прикрепления приводного узла к концевой части консоли крыла, установленной с возможностью складывания на неподвижной части консоли крыла.

Группа изобретений относится к способу и устройству управления аэродинамическими нагрузками на складывающихся законцовках крыльев летательных аппаратов. Для управления аэродинамическими нагрузками определяют положение подвижной поверхности управления на крыле летательного аппарата, а также изменение ее положения между выдвинутым и сложенным, когда он не находится в полете.

Изобретение относится к области летательных аппаратов (ЛА). Устройство фиксации консолей крыла ЛА в сложенном состоянии содержит прижим, установленный на корпусе ЛА, поджимающие элементы в виде шпилек со сферическим торцом.

Изобретение относится к авиационной технике. Устройство закрепления раскрывающихся консолей крыла летательного аппарата состоит из консолей крыла, несущего кронштейна и узлов крепления, каждый из которых содержит опорную втулку, элементы крепления и средства снижения трения, выполненные из антифрикционного материала.

Группа изобретений относится к авиастроению. Самолет со складываемыми консолями крыла содержит фюзеляж; складывающиеся консоли крыла; хвостовое оперение; устройство складывания консолей крыла, выполненное с возможностью поворота консолей крыла относительно поперечной оси самолета с последующим складыванием их в сторону хвостового оперения вдоль фюзеляжа самолета; колесное шасси, включающее переднее и основное шасси; механизм сдвига колес основного шасси.

Группа изобретений относится к атмосферным беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Многоразовый БПЛА в транспортно-пусковом контейнере содержит фюзеляж, двигательную установку, стартово-разгонную ступень, складывающиеся крыло и оперение.
Наверх