Грунтоотвозная саморазгружающаяся шаланда, бункер шаланды и приводной механизм раскрытия/закрытия бункера

Изобретение относится к судам технического флота, а более конкретно к саморазгружающимся грунтоотвозным шаландам. Грунтоотвозная саморазгружающаяся шаланда содержит корпус и бункер для грунта. В грузовой зоне корпуса шаланды выполнен сквозной проем от палубы до днища, в котором установлен бункер, состоящий из двух полукорпусов, с возможностью поворота каждого из них относительно друг друга и относительно корпуса шаланды для раскрытия/закрытия бункера. Шаланда также содержит привод поворота полукорпусов бункера для раскрытия/закрытия бункера, установленный на корпусе шаланды и соединенный с соответствующими полукорпусами бункера. Привод раскрытия/закрытия бункера содержит гидроцилиндр со штоком и рычажный механизм, приводимый в действие гидроцилиндром. Рычажный механизм содержит центральное звено и два боковых звена. Концы центрального звена шарнирно соединены с первыми концами боковых звеньев, а вторые концы боковых звеньев шарнирно соединены с соответствующими полукорпусами бункера, при этом шток гидроцилиндра соединен с центральной областью центрального звена с возможностью реверсивного перемещения центрального звена. Достигается упрощение технологии строительства судна. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к судам технического флота, и более конкретно, к саморазгружающимся грунтоотвозным шаландам.

Известны два основных типа саморазгружающихся шаланд: люковые - в которых разгрузка трюма производится через днищевые дверцы (ляды); и «сплит» шаланды - шаланды с раскрывающимся корпусом.

В люковых шаландах бункер сформирован в составе корпуса шаланды. В днище шаланды оборудованы отверстия для сброса грунта, закрывающиеся створками «лядами».

Грунтоотвозное судно такого типа раскрыто, например, в документе SU512107 A1.

Недостатками такой конструкции являются: сложность и недолговечность приводов открытия/закрытия створок; и недоступность уплотнений для ревизии и ремонта без докования судна.

В сплит-шаландах бункер сформирован в составе корпуса шаланды, корпус судна полностью разделен по диаметральной плоскости с образованием половин корпусов, соединенных шарнирами. Для сброса грунта левая и правая половины корпуса поворачиваются вокруг осей шарниров, раскрывая трюм.

Грунтоотвозное судно такого типа раскрыто, например, в документе SU485031 A1.

Недостатками такой конструкции являются: технологические сложности строительства судна; недоступность уплотнений для ревизии и ремонта без докования судна; и склонность к самопроизвольному раскрытию судна при падении давления в системе приводов.

В сплит-шаландах используются гидравлические приводы раскрытия/закрытия половин корпуса двух основных типов: с верхним и нижним расположением гидроцилиндров относительно оси вращения половин корпусов шаланд.

Техническое решение с верхним расположением гидроцилиндров раскрыто, например, в документе SU485031 A1. Данное решение имеет следующие недостатки. В основном походном положении гидроцилиндры находятся в выдвинутом состоянии на открытой палубе, их шток подвержен повышенному коррозионному износу от воздействия внешних условий, высока вероятность механического повреждения штока. Несмотря на существенное изменение величины усилия на цилиндрах в процессе поворота полукорпусов, скорость смыкания полукорпусов не изменяется - так как практически пропорциональна скорости втягивания штока, которая постоянна.

Техническое решение с нижним расположением гидроцилиндров раскрыто, например, в документе RU93827 U1. Данное решение имеет следующие недостатки.

Наибольшее усилие на гидроцилиндрах возникает при закрытии бункера, т.е. при втягивании штоков, что требует увеличенного диаметра и стоимости гидроцилиндров. Гидроцилиндры находятся в корпусных нишах, ниже уровня ватерлинии. Поэтому их обслуживание и ремонт затруднены. Несмотря на существенное изменение величины усилия на цилиндрах в процессе поворота полукорпусов, скорость смыкания полукорпусов не изменяется, так как практически пропорциональна скорости втягивания штока, которая постоянна.

В качестве ближайшего аналога заявленных изобретений выбрано техническое решение, раскрытое в SU485031 A1.

Целью изобретения является обеспечение упрощения технологии строительства судна, возможность создания грунтовозного судна переоборудованием практически любого грузового судна сходных размеров; доступность для ревизии и ремонта без докования судна как уплотнений и приводов, так и самой конструкции бункера; отсутствие склонности к самопроизвольному раскрытию бункера при падении давления или даже демонтаже привода.

Вышеуказанная цель достигается грунтоотвозной саморазгружающейся шаландой, включающей корпус шаланды и бункер для грунта, при этом в грузовой зоне корпуса шаланды выполнен сквозной проем от палубы до днища, в котором установлен бункер, состоящий из двух полукорпусов, с возможностью поворота каждого из них относительно друг друга и относительно корпуса шаланды для раскрытия/закрытия бункера, при этом шаланда содержит привод поворота полукорпусов бункера для раскрытия/закрытия бункера, установленный на корпусе шаланды, и соединенный с соответствующими полукорпусами бункера.

Предпочтительно, участки сквозного проема в корпусе шаланды и участки полукорпусов бункера образованы в виде ответных поверхностей полуцилиндров.

Предпочтительно, на внешней поверхности полукорпусов бункера установлены средства уплотнения в виде эластичных элементов, приспособленных для взаимодействия с внутренней поверхностью днища корпуса шаланды с обеспечением уплотнения бункера в закрытом состоянии в области выхода сквозного проема из днища.

Предпочтительно, каждый из полукорпусов бункера поворотно установлен на соответствующей оси, прикрепленной к корпусу шаланды, а привод раскрытия/закрытия полукорпусов бункера содержит рычажный механизм, приводимый в действие гидроцилиндром для осуществления поворота полукорпусов бункера, при этом гидроцилиндр установлен на неподвижной опоре, соединенной с корпусом шаланды.

Предпочтительно, рычажный механизм содержит центральное звено и два боковых звена, при этом концы центрального звена шарнирно соединены с первыми концами боковых звеньев, а вторые концы боковых звеньев шарнирно соединены с соответствующими полукорпусами бункеров в их верхних частях, при этом шток гидроцилиндра соединен с центральной областью центрального звена с возможностью реверсивного перемещения центрального звена в вертикальном направлении, вызывая тем самым поворот полукорпусов бункера относительно осей для закрытия/открытия бункера.

Согласно изобретению, также предложен бункер грунтоотвозной саморазгружающейся шаланды, устанавливаемый в сквозном проеме в корпусе шаланды, и образованный из полукорпусов, каждый из которых содержит средство для установки полукорпуса с возможностью его поворота на оси, при этом полукорпуса имеют ответные поверхности, обеспечивающие возможность стыковки полукорпусов друг с другом с образованием закрытого днища бункера.

Согласно изобретению также предложен приводной механизм раскрытия/закрытия бункера грунтоотвозной саморазгружающейся шаланды, содержащий гидроцилиндр со штоком и рычажный механизм, приводимый в действие гидроцилиндром, при этом рычажный механизм содержит центральное звено и два боковых звена, при этом концы центрального звена шарнирно соединены с первыми концами боковых звеньев, а вторые концы боковых звеньев, выполнены с возможностью шарнирного соединения с соответствующими полукорпусами бункера, при этом шток гидроцилиндра соединен с центральной областью центрального звена с возможностью реверсивного перемещения центрального звена.

На фигуре 1 схематически показана шаланда согласно изобретению с бункером, находящимся в закрытом состоянии.

На фигуре 2 показана шаланда с бункером, находящимся в раскрытом состоянии.

Как показано на фигуре 1, шаланда согласно изобретению содержит корпус 1, в котором выполнен сквозной проем 2 от палубы до днища в грузовой зоне шаланды. Проем 2, как правило, проходит от надстройки в кормовой части до носовой части корпуса шаланды. Проем 2 имеет, в общем, полуцилиндрическую поверхность, пересекающую плоскости палубы и днища шаланды с образованием в палубе прямоугольного входа проема 2 и меньшего по размерам выхода проема 2 в днище шаланды, как показано на фигурах. В проеме 2 установлен бункер для грунта, выполненный отдельно от корпуса шаланды, и состоящий из полукорпусов 3' и 3'', каждый из которых установлен с возможностью поворота на соответствующих осях 4' и 4'', прикрепленных к корпусу шаланды в кормовой и носовой частях. Полукорпуса 3', 3'' имеют ответные поверхности, обеспечивающие возможность стыковки полукорпусов друг с другом с образованием закрытого днища бункера, как показано на фигуре 1. Участки сквозного проема 2 в корпусе шаланды и участки полукорпусов 3', 3'' бункера образованы в виде ответных поверхностей полуцилиндров так, что полукорпуса 3', 3'' могут свободно поворачиваться в сквозном проеме 2 между закрытым и раскрытым положениями бункера. Бункер в раскрытом положении полукорпусов 3', 3'' для выгрузки грунта показан на фигуре 2. В данном положении полукорпуса 3', 3'' повернуты относительно соответствующих осей 4' и 4'' так, что в бункере снизу образуется отверстие для выгрузки грунта, которое сообщается с выходом сквозного проема 2 из днища корпуса шаланды. Для обеспечения герметичности, на внешней поверхности полукорпусов 3', 3'' бункера установлены средства уплотнения в виде эластичных элементов 5', 5'', приспособленных для взаимодействия с внутренней поверхностью днища корпуса шаланды с обеспечением уплотнения бункера в закрытом состоянии в области выхода сквозного проема 2 из днища.

Поворот полукорпусов 3', 3'' бункера между закрытым и открытым положениями осуществляется посредством приводного механизма раскрытия/закрытия бункера.

Как показано на фигурах, приводной механизм, содержит гидроцилиндр 6 со штоком, прикрепленный к неподвижной опоре 7 на корпусе шаланды, например, к палубной стойке, и рычажный механизм, приводимый в действие гидроцилиндром. Рычажный механизм содержит центральное звено 8 и два боковых звена 9', 9''. Концы центрального звена 8 шарнирно соединены с первыми концами боковых звеньев 9', 9'', а вторые концы боковых звеньев 9', 9'' шарнирно соединены с соответствующими полукорпусами 3' и 3'' бункера в их верхних частях. Шток гидроцилиндра 6 соединен с центральной областью центрального звена 8 для реверсивного перемещения центрального звена вертикально вверх-вниз.

Шаланда работает следующим образом.

Как показано на фигуре 1, в основном походном состоянии, полукорпуса 3' и 3'' бункера шаланды сомкнуты друг с другом с образованием закрытого днища бункера. Открытый верх полукорпусов 3' и 3'' позволяет загружать в них грунт. Бункер переводится в закрытое положение и поддерживается в нем посредством втягивания штока в гидроцилиндр 6 так, что центральное звено 8 рычажного механизма смещается вверх с поворотом и разведением боковых звеньев 9', 9'' в стороны. Такое перемещение звеньев 9' и 9'' вызывает поворот вниз связанных с ними полукорпусов 3' и 3'' относительно соответствующих осей 4' и 4'' и смыкание из друг с другом с образованием закрытого днища бункера, которое будет закрывать выход сквозного проема 2 в днище шаланды. Герметичность шаланды в закрытом состоянии бункера обеспечена средствами уплотнения в виде эластичных элементов 5', 5'', которые установлены на нижних поверхностях полукорпусов 3', 3'' в области выхода сквозного проема 2 из днища шаланды.

В такой конструкции, даже в случае падения давления в гидроцилиндре, полукорпуса 3' и 3'' будут оставаться в закрытом положении под действием собственного веса. В походном положении шаланды с закрытым бункером, шток гидроцилиндра находится во втянутом состоянии и не подвержен воздействию окружающей среды. При этом обеспечивается легкий доступ к механизму привода раскрытия/закрытия бункера для его обслуживания или ремонта. Также обеспечивается доступ к уплотнительным элементам 5', 5'' через днище шаланды.

При разгрузке шаланды, полукорпуса 3' и 3'' бункера шаланды размыкаются с образованием отверстия в днище бункера для выгрузки грунта. Как показано на фигуре 2, бункер переводится в раскрытое положение посредством выдвигания штока из гидроцилиндра 6 вниз так, что центральное звено 8 рычажного механизма смещается вниз с поворотом и сведением вверх боковых звеньев 9' и 9''. Такое перемещение звеньев 9' и 9'' вызывает поворот вверх связанных с ними полукорпусов 3' и 3'' относительно соответствующих осей 4', 4'' и их размыкание с образованием отверстия в днище бункера, которое будет сообщаться с выходом сквозного проема 2 в днище шаланды, что позволит осуществить выгрузку грунта. Рычажный механизм привода раскрытия/закрытия бункера обеспечивает возможность быстрого поворота полукорпусов 3', 3'' относительно осей 4', 4'' посредством относительно малого усилия, создаваемого гидроцилиндром 6, что, в свою очередь, обеспечивает его долговечность и снижает вероятность механического повреждения.

Для более эффективной работы шаланды, предпочтительно расположить два комплекта приводов раскрытия/закрытия бункера в кормовой и носовой частях шаланды соответственно.

Предложенное изобретение также обеспечивает возможность создания грунтоотвозного судна переоборудованием практически любого грузового судна сходных размеров. Для этого в корпусе судна выполняют сквозной проем и устанавливают в нем бункер для грунта в соответствии с вышеуказанным описанием. Такие работы не являются технологически сложными и затратными в сравнении с полным строительством грунтоотвозного судна.

1. Грунтоотвозная саморазгружающаяся шаланда, включающая корпус шаланды и бункер для грунта, отличающаяся тем, что в грузовой зоне корпуса шаланды выполнен сквозной проем от палубы до днища, в котором установлен бункер, состоящий из двух полукорпусов, с возможностью поворота каждого из них относительно друг друга и относительно корпуса шаланды для раскрытия/закрытия бункера, при этом шаланда содержит привод поворота полукорпусов бункера для раскрытия/закрытия бункера, установленный на корпусе шаланды и соединенный с соответствующими полукорпусами бункера.

2. Шаланда по п.1, отличающаяся тем, что участки сквозного проема в корпусе шаланды и участки полукорпусов бункера образованы в виде ответных поверхностей полуцилиндров.

3. Шаланда по п.1, отличающаяся тем, что на внешней поверхности полукорпусов бункера установлены средства уплотнения в виде эластичных элементов, приспособленных для взаимодействия с внутренней поверхностью днища корпуса шаланды с обеспечением уплотнения бункера в закрытом состоянии в области отверстия для выгрузки грунта.

4. Шаланда по п.1, отличающаяся тем, что привод поворота полукорпусов бункера содержит по меньшей мере один рычажный механизм, приводимый в действие соединенным с ним гидроцилиндром, установленным на неподвижной опоре, соединенной с корпусом шаланды.

5. Шаланда по п.4, отличающаяся тем, что, рычажный механизм содержит центральное звено и два боковых звена, при этом концы центрального звена шарнирно соединены с первыми концами боковых звеньев, а вторые концы боковых звеньев шарнирно соединены с соответствующими полукорпусами бункера в их верхних частях, при этом шток гидроцилиндра соединен с центральной областью центрального звена с возможностью реверсивного перемещения центрального звена в вертикальном направлении, вызывая тем самым поворот полукорпусов бункера относительно осей для закрытия/открытия бункера.

6. Шаланда по любому из пп.4 и 5, отличающаяся тем, что привод содержит два указанных рычажных механизма с соответствующими гидроцилиндрами, причем один из рычажных механизмов установлен на носовой части шаланды, а другой - на кормовой части шаланды.

7. Бункер грунтоотвозной саморазгружающейся шаланды по п.1, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью установки в сквозном проеме в корпусе шаланды, причем бункер образован из полукорпусов, каждый из которых выполнен с возможностью его поворота относительно оси, прикрепляемой к корпусу шаланды, при этом полукорпуса имеют ответные поверхности, обеспечивающие возможность стыковки полукорпусов друг с другом с образованием закрытого днища бункера.

8. Бункер по п.7, отличающийся тем, что участки полукорпусов, образующих днище бункера, образованы в форме поверхностей полуцилиндров.

9. Приводной механизм раскрытия/закрытия бункера грунтоотвозной саморазгружающейся шаланды, выполненного из поворотных полукорпусов, отличающийся тем, что содержит гидроцилиндр со штоком и рычажный механизм, приводимый в действие гидроцилиндром, при этом рычажный механизм содержит центральное звено и два боковых звена, при этом концы центрального звена шарнирно соединены с первыми концами боковых звеньев, а вторые концы боковых звеньев, выполнены с возможностью шарнирного соединения с соответствующими полукорпусами бункера, при этом шток гидроцилиндра соединен с центральной областью центрального звена с возможностью реверсивного перемещения центрального звена.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается технологического обслуживания реакторных установок атомных морских объектов. Предложено многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания, включающее расположенное в средней части хранилище отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) канального и кассетного типа с баками выдержки и емкостями для временного хранения ОТВС, помещение хранения перегрузочного оборудования для перегрузки активных зон реакторных установок с тепловыделяющими сборками канального и кассетного типа, помещение перегрузки ОТВС с мостовым краном, двигательно-движительный комплекс и установленные на палубе судна побортно два грузовых крана.

Платформа // 2761153
Изобретение относится к плавучим платформам, предназначенным для специальных целей, а именно к понтонам, плавучим докам, плотам и другим плавучим сооружениям, и состоящим из модулей, корпусы которых выполнены из пластикового материала. Платформа содержит соединенные элементами крепления и уложенные в слой модули плавучести, состоящие каждый из пустотелого пластикового корпуса с проушинами для элементов крепления, образованного боковыми гранями с вертикальными выступами и соответствующими вертикальными впадинами, верхней гранью и днищем.

Изобретение относится к области судостроения, а также к области переработки отходов производства и потребления. Предложен мобильный плавающий мусороперерабатывающий завод, выполненный в виде судна с возможностью загрузки на него отходов с берега и их переработки в полезную продукцию как при стоянке, так и при движении судна, который содержит механизм перегрузки отходов с берега на судно и обратно на берег, при этом на нем расположены модули, выполненные в виде производств по биологической переработке в полезную продукцию пищевых и сельскохозяйственных отходов, и модули, выполненные в виде производств по термической переработке остальных видов отходов в тепловую и электрическую энергию, предназначенную для подачи в модули, выполненные в виде производств по биологической переработке в полезную продукцию пищевых и сельскохозяйственных отходов, для обеспечения протекающих в них процессов биологической переработки.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции плавучих полупогружных морских платформ различного назначения, в частности буровых платформ, морских платформ-перегружателей, вертолетных платформ, рейдовых плавучих причалов и других. Предложен полупогружной многоцелевой морской комплекс, содержащий плавучую полупогружную платформу, состоящую из корпуса и понтонов, жёстко соединённых между собой с помощью опорных колонн, снабженную якорной системой удержания, причем в состав комплекса также входит буксируемый гравитационный фундамент, представляющий собой железобетонную конструкцию, состоящую из полого основания и полых колонн, снабжённых стыковочными узлами, предназначенными для закрепления на гравитационном фундаменте полупогружной платформы, при этом полупогружная платформа может быть зафиксирована на месте её установки как путем её закрепления на гравитационном фундаменте, так и автономно с помощью якорной системы удержания.

Изобретение относится к области конструкции десантных кораблей-доков, а более конкретно к конструктивным особенностям их доковых камер. Доковая камера десантного корабля содержит стапель-палубу, которая от кормового закрытия дока до его носовой поперечной переборки выполнена с наклоном, обеспечивающим прием непосредственно в док балласта в объеме, составляющем часть от корпусных цистерн, которые могут быть заняты другими корабельными помещениями.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к научно-исследовательским, спасательным и специальным судам – носителям глубоководной техники. Судно – носитель автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) содержит корпус, снабженный кормовой надстройкой, в борту которой выполнено как минимум по шесть лацпортов, расположенных в два яруса по каждому борту надстройки.

Изобретение относится к водному транспорту. Тягач водный лыжный содержит корпус, выполненный с возможностью регулировки центра тяжести путем перемещения аккумуляторных батарей в аккумуляторных отсеках и/или с помощью балластной системы.

Изобретение относится к водному транспорту. Тягач водный лыжный содержит корпус, выполненный из стеклопластика с внутренними усиленными перегородками и ребрами жесткости по всему корпусу и выполненный с возможность регулировки центра тяжести путем перемещения аккумуляторных батарей в аккумуляторных отсеках.

Изобретение относится к области швартовки судов с использованием спутниковой навигационной системы. Система швартовки судна включает в себя приемник спутниковой навигационной системы (СНС), рулевой привод, носовое подруливающее устройство, датчик руля, датчик тяги, блок программного управления, датчик угловой скорости и вычислителя, в который вводят из приемника СНС сигналы координат судна, скорость хода судна, производную скорости хода судна и путевой угол, из датчика руля - сигнал угла руля, из датчика угловой скорости - сигнал угловой скорости и из датчика тяги - сигнал тяги, дополнительно используют радары и регулятор оборотов гребного винта.

Изобретение относится к области морского транспорта и может быть использовано для пополнения боезапаса корабля в открытом море с минимально возможными затратами. Предложено судно для пополнения боезапаса корабля в открытом море, которое содержит корпус, контейнеры, установленные на верхней палубе корпуса, металлические зубчатые направляющие, установленные по краям продольных бортов корпуса, выступающие своими соответствующими концами за пределы передней части корпуса и образующие зону для загрузки и разгрузки контейнеров с боеприпасами, и козловой кран, установленный своими нижними основаниями на верхних поверхностях металлических зубчатых направляющих.

Изобретение относится к устройству для укладки каменной отсыпки на заданной площадке на дне водоема. Устройство содержит судно, спускную трубу, проходящую под наклоном с существенной вертикальной составляющей и соединенную на своем верхнем конце с судном захватным устройством, и средство подачи камня отсыпки для загрузки с верхнего конца спускной трубы.
Наверх