Способ получения двухслойного порошкового антифрикционного материала на основе меди



Способ получения двухслойного порошкового антифрикционного материала на основе меди
Способ получения двухслойного порошкового антифрикционного материала на основе меди

Владельцы патента RU 2766601:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНСТИТУТ ПОРОШКОВОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ИМЕНИ АКАДЕМИКА О.В. РОМАНА (BY)

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам изготовления антифрикционных материалов на основе меди. Может использоваться для получения деталей триботехнического назначения, подвергаемых пластической деформации для формообразования. В пресс-форму засыпают послойно шихту основы, содержащую мас.%: 4-8 олова, остальное медь, и шихту антифрикционного слоя на основе меди с 8-10 мас.% олова при соотношении массы шихты слоя основы к массе шихты антифрикционного слоя (8-10):1. Затем прессуют заготовку и спекают ее в защитно-восстановительной атмосфере. Обеспечиваются высокие триботехнические свойства, пластичность и прочность. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 10 пр.

 

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам изготовления антифрикционных материалов на основе меди, предназначенных для получения деталей триботехнического назначения, подвергаемых пластической деформации для формообразования.

Известны способы получения антифрикционных материалов на основе меди, содержащих 6-12% олова [Федорченко И.М., Пугина Л.И. Композиционные спеченные антифрикционные материалы, Киев, Наукова думка, 1980., стр. 230]. Антифрикционные материалы с содержанием олова 6-8% имеют высокую пластичность, но низкие прочность и триботехнические свойства (невысокую износостойкость), материалы с содержанием олова 10-18% имеют высокую прочность за счет наличия в структуре эвтектики, но низкую пластичность, не позволяющую подвергать изделия пластической деформации.

Имеются сведения о введении твердых смазок для повышения износостойкости порошковых материалов, например, графита в количестве 1-25%. Однако добавки графита приводят к снижению пластичности и прочности материала.

Известно также введение в порошковые материалы на основе меди омедненного графита в количестве 16-17% и гранулы омедненного полимера в количестве 7-9% [RU 960148] или добавок 10-15% углерода, 4-8% нитрида кремния, 3-5% оксида алюминия, 2-3% бериллия [RU 4902661], или добавок оксида алюминия никельсодержащего соединения [US 6844085]. Однако такие материалы имеют низкую пластичность, прочность и высокий коэффициент трения.

В качестве прототипа выбран способ получения порошкового антифрикционного материала на основе меди, включающий приготовление шихты смешиванием

порошков меди, олова, оксида алюминия и оксида никеля, формование из шихты прессованием заготовки и ее спекание в защитно-восстановительной атмосфере [BY 11527].

Однако материал имеет низкую пластичность, прочность и недостаточно высокие триботехнические свойства из-за того, что включения оксидов, не взаимодействующие с медной основой, в процессе трения выкрашиваются, снижается износостойкость, кроме того, материал имеет низкую пластичность, что не дает возможность подвергать изделия пластической деформации.

Задача - повышение пластичности, прочности и триботехнических свойств антифрикционного материала на основе меди.

Поставленная задача решается тем, что в способе получения порошкового антифрикционного материала на основе меди, включающем приготовление шихты смешиванием порошков меди, олова и добавок, формование из шихты прессованием в пресс-форме заготовки и ее спекание в защитно-восстановительной атмосфере, при формовании заготовки в пресс-форму засыпают послойно шихту основы, содержащую масс. %: 4-8 олова, остальное медь и шихту антифрикционного слоя на основе меди с 8-10 мас. % олова при соотношении массы шихты слоя основы к массе шихты антифрикционного слоя 8-10:1

Послойное засыпание шихты основы и шихты антифрикционного слоя в пресс-форму при прессовании позволяет получать двухслойную заготовку, в которой основу составляет материал на основе меди с содержанием олова 4-8%, имеющий большую пластичность, чем материал антифрикционного слоя, в котором содержится олова 8-10 мас. % и дополнительно добавки, снижающие пластичность материала.

Соотношение массы шихты слоя основы к массе шихты антифрикционного слоя 8-10:1 позволяет после прессования получить в заготовке необходимый для осуществления пластической деформации слой, имеющий удовлетворительную прочность, и объем антифрикционного слоя, необходимый для обеспечения требуемых прочности и триботехнических свойств. При соотношении

массы шихты слоя основы к массе шихты антифрикционного слоя менее 8:1 после прессования получается объем основы, недостаточный для проведения пластической деформации, а при соотношении более 10:1 образующийся антифрикционный слой недостаточной толщины и в процессе трения быстро изнашивается.

Введение в основу 4-8% олова позволяет получить структуру α-твердого раствора олова в меди, обладающего удовлетворительной пластичностью, а введение 8-10 мас. % олова в антифрикционный слой способствует повышению прочности, износостойкости материала за счет образования эвтектоида α+δ в α-твердом растворе.

Возможен способ получения порошкового антифрикционного материала на основе меди, отличающийся тем, что шихта антифрикционного слоя дополнительно содержит 0,1-0,5 мас. % композиционного порошка FeAl/15% Al2O3, полученного самораспространяющимся высокотемпературным синтезом с предварительной механоактивацией (МАСВС). Введение этой добавки позволяет повысить износостойкость благодаря большей, чем основа, твердости частиц, снизить коэффициент трения антифрикционного слоя при сохранении его прочности благодаря легированию медной основы железом и алюминием, а также наличии. Твердых включений оксида алюминия. Введение менее 0,1% добавки не оказывает влияние на триботехнические свойства антифрикционного слоя, а более 0,5% вызывает снижение его прочности, так как частицы порошка располагаются преимущественно по границам зерен основы и ослабляют их.

Как показали микрорентгеноспектральный (МРСА) и рентгеноструктур-ный (РФА) анализы основной фазой в порошке FeAl/15% Al2O3 является ин-терметаллид FeAl, в котором распределены наноразмерные включения Al2O3 в количестве ~15%, которые равномерно распределены в матрице интерметал-лида, а также в небольших количествах идентифицируются включения интер-металлида Fe2Al5 и α-Fe. В небольших количествах присутствуют фазы FeAl2 и Fe2Al5, что подтверждается наличием в структуре фаз, имеющих содержание алюминия до 7 мас. % и 30-40 мас. %. Микротвердость порошка FeAl/15% Al2O3 составляет 2740-3000 МПа.

Возможен также способ получения порошкового антифрикционного материала на основе меди, отличающийся тем, что шихта антифрикционного слоя дополнительно содержит 0,1-1 мас. % композиционного МАСВС порошка NiAl/15% Al2O3.

Введение этой добавки также позволяет повысить износостойкость благодаря еще большей, чем у частиц порошка FeAl/15% Al2O3 твердости, снизить коэффициент трения антифрикционного слоя при сохранении его прочности благодаря легированию медной основы никелем и алюминием, а также наличию твердых включений оксида алюминия. Так же, как и при введении композиционного МАСВС порошка FeAl/15% Al2O3, введение композиционного МАСВС порошка NiAl/15% Al2O3 менее 0,1% добавки не оказывает влияние на триботехнические свойства антифрикционного слоя, а более 1% вызывает снижение прочности, так как частицы порошка располагаются преимущественно по границам зерен основы и ослабляют их. В отличие от порошка FeAl/15% Al2O3, который состоит из интерметаллидов различного фазового состава, и как сказано ранее, ослабляет границы зерен основы, порошок NiAl/15% Al2O3, согласно РФ А и МРСА, состоит из интерметаллида NiAl, вкраплений оксида алюминия в количестве до 13-15%, когерентно связанных с матрицей интерметаллида, и свободный никель в количестве до 9%. Наличие свободного никеля приводит к упрочнению медной основы за счет образования твердого раствора, поэтому предельное количество вводимой добавки порошок NiAl/15% Al2O3 - 1%, выше, чем добавки FeAl/15% Al2O3 - 0,5%. Кроме того, микротвердость порошка NiAl/15% Al2O3 больше и составляет 3000-3300 МПа.

Возможен также способ получения порошкового антифрикционного материала на основе меди, отличающийся тем, что шихта антифрикционного слоя дополнительно содержит 0,1-0,3 мас. % композиционного МАСВС порошка Ti8Cr46Al.

Частицы порошка Ti-46Al-8Cr, согласно РФА, состоят из основы в виде интерметаллида γ- TiAl, легированного хромом, содержащего 64-68 ат. % Ti, 30-34 ат. % Al и до 5 ат. % Cr, включений двойных интерметаллидов Ti3Al и AlCr2, и τ-фазы в виде тройного интерметаллида Al0,67Cr0,08Ti0,25. Тонкие вторичные выделения τ-фазы Al0,67Cr0,08Ti0,25, выпадающие в зернах моноалюминида титана, содержат порядка 68-71 ат. % Al, 20-25 ат. % Ti, 7-12 ат. % Cr и имеют кубическую решетку, обеспечивающую когерентность границ с γ-фазой. Фаза α2-Ti3Al (пространственная группа Р63/mmc) локализуется, главным образом, по границам зерен. Кроме того, у границ зерен моноалюминида титана располагаются также включения избыточных фаз соединений хрома с алюминием и титаном.

Как и в первых двух случаях, введение добавки менее 0,1% не оказывает влияние на свойства материала, а столь сложный состав порошка, а также наличие хрома, образующего оксиды, приводит к тому, приводит к тому, что максимальное количество добавки, приводящей к повыщению свойств материала на основе меди, - 0,3%.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется в примерах.

Примеры 1-10.

Для получения шихты основы исходные порошки в количестве (мас. %): 4-8% олова и 92-96% меди смешивали в лопастном смесителе в течение 0,5 ч. Шихту антифрикционного слоя получали смешиванием в лопастном смесителе в течение 0,5 ч исходных порошков в количестве: 8-10 мас. %олова, 0, 0,1, 0,3, 0,5, 0,8 мас. % композиционного МАСВС порошка состава FeAl/15% Al2O3, остальное медь или в количестве: 8-10 мас. % олова, 0, 0,1, 0,5, 1,0, 1,5 мас. % композиционного МАСВС порошка состава NiAl/15% Al2O3, остальное медь или 8-10 мас. %олова, 0, 0,1, 0,2, 0,3, 0,5 мас. % композиционного МАСВС порошка Ti8Cr46Al, остальное медь.

Отношение массы шихты основы и антифрикционного слоя составляла: 6:1, 8:1, 9:1, 10:1, 12:1. В стальную пресс-форму засыпали последовательно сначала шихту основы, затем шихту антифрикционного слоя и прессовали при давлении 350 МПа. Спрессованные заготовки спекали в защитно-восстановительной атмосфере эндогаза при температуре 750-820°С.

Триботехнические свойства материала (коэффициент трения, износ) определяли на машине трения МТ-2, предел упругости при сжатии и предельно допустимую деформацию, которая характеризует пластичность материала, определяли на испытательной машине «Инстрон». Данные испытаний приведены в таблице.

По способу-прототипу исходные порошки в количестве (мас. %): 9,0 олова, 2,7% оксида алюминия, 0,3% оксида никеля, медь остальное смешивали в лопастном смесителе в течение 0,5 ч. Смешанную шихту прессовали при давлении 350 МПа в заготовки и спекали в защитно-восстановительной атмосфере эндогаза при температуре 850-870°С. Свойства полученного материала приведены в таблице.

Таким образом, предлагаемый способ получения двухслойного порошкового антифрикционного материала на основе меди обеспечивает высокие триботехнические свойства, пластичность и прочность: коэффициент трения - 0,012-0,02, интенсивность изнашивания материала - 0,02-0,07 мкм/км, пластичность (предельно допустимая деформация) - 79-87%, предел прочности при изгибе - 640-680 МПа, по сравнению с известным материалом, обладающим свойствами: коэффициент трения - 0,022, износ материала - 0,09 мкм/км, пластичность (предельно допустимая деформация) - 48%, предел прочности при изгибе - 630 Мпа. Соответственно пластичность в 1,6-1,8 раз, прочность на 10-95% выше, а коэффициент трения в 1,1-1,8 раз и интенсивность изнашивания в 1,1-3 раза ниже, чем у известного материала.

1. Способ получения двухслойного порошкового антифрикционного материала на основе меди, включающий приготовление шихты смешиванием порошков меди, олова и добавок, формование из шихты прессованием в пресс-форме заготовки и ее спекание в защитно-восстановительной атмосфере, отличающийся тем, что при формовании заготовки в пресс-форму засыпают послойно шихту основы, содержащую мас.%: 4-8 олова, остальное медь, и шихту антифрикционного слоя на основе меди с 8-10 мас.% олова при соотношении массы шихты основы к массе шихты антифрикционного слоя (8-10):1.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что шихта антифрикционного слоя дополнительно содержит 0,1-0,5 мас.% композиционного порошка состава FeAl/15% Al2O3, полученного СВС-процессом с предварительной механоактивацией.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что шихта антифрикционного слоя дополнительно содержит 0,1-1,0 мас.% композиционного порошка NiAl/15% Al2O3, полученного СВС-процессом с предварительной механоактивацией.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что шихта антифрикционного слоя дополнительно содержит 0,1-0,3 мас.% композиционного порошка Ti8Cr6Al, полученного СВС-процессом с предварительной механоактивацией.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к различным областям машиностроения (автомобильное, автотракторное, энергетическое и т.д.) и может быть использовано как способ создания углеродных антифрикционных рабочих поверхностей элементов тяжелонагруженных узлов трения (например, подшипников скольжения и качения). Способ осуществляют следующим образом: получают многослойный графен с помощью химической эксфолиации графита ГСМ 2.

Изобретение относится к области ячеистых гидравлических гидростатических подшипников, предназначенных для поддержания вращающихся валов, в частности, турбонасосов для ракетного двигателя, предназначенных для создания давления текучей среды. Способ изготовления гидравлического гидростатического подшипника, включающего в себя статор (36), имеющий внутреннюю цилиндрическую поверхность, содержащую ячейки, при этом способ включает в себя следующую последовательность этапов, на которых: наносят покрытие (10) из металлического материала на внутреннюю поверхность корпуса (4) статора (36); пропитывают указанное покрытие (10) самосмазывающимся композиционным материалом; посредством механической обработки выполняют внутренние ячейки (28) в толще покрытия (10) и выполняют отверстия (34), выходящие в ячейки.

Изобретение относится к машиностроению, судостроению и судоремонту и может быть применено для изготовления и восстановления подшипников скольжения. Способ получения антифрикционного покрытия на стальных тонкостенных вкладышах опор скольжения с помощью высокоскоростного газопламенного напыления заключается в том, что напыление проводят в защитной атмосфере предварительно механически активированным порошком cBN-Co-Mo, при следующем соотношении компонентов, мас.%: cBN 70-80; Со 10-15; Мо 10-15, с толщиной покрытия 0,8-1,2 мм, с последующим ультразвуковым воздействием на расплавленный порошок в зоне напыления с частотой ультразвуковых колебаний 35-40 кГц и механической обработкой.

Изобретение относится к машиностроению, например к гидротурбиностроению, судостроению, в частности к узлам трения гидромашин, гребных валов, работающих при высоких нагрузках: больших удельных давлениях, скоростях скольжения без смазки и в водной среде. Вкладыш подшипника скольжения содержит выполненные из полимерных композиционных материалов стабильных размеров антифрикционный (5) и опорный (4) слои с эластичным слоем (6) между ними с адгезионными связями (8) между слоями.

Описан подшипник (1) для часового механизма, который содержит спеченную керамическую массу (2) с выполненным в ней отверстием (3). Керамическая масса (2) содержит верхнюю поверхность (4) и нижнюю поверхность (6), в каждой из которых выполнен функциональный элемент (8, 10), сообщающийся с отверстием (3).
Изобретение относится к подшипнику со слоем скольжения и способу его получения. Подшипник со слоем скольжения состоит из формообразующего корпуса, с нанесенным антифрикционным подшипниковым сплавом на основе меди или алюминия и гальваническим слоем скольжения, выполненным из материала, содержащего олово, сурьму и медь.
Изобретение относится к подшипнику со слоем скольжения и способу его получения. Подшипник со слоем скольжения состоит из формообразующего корпуса, с нанесенным антифрикционным подшипниковым сплавом на основе меди или алюминия и гальваническим слоем скольжения, который включает в себя матрицу из твердого раствора олова и сурьмы в количестве 0,5…4,5 вес.%, содержащую включения медно-оловянных частиц соединения Cu6Sn5 при общем содержании меди в сплаве 2…25 вес.%.

Изобретение относится к машиностроению, например к гидротурбиностроению, судостроению, в частности к узлам трения гидромашин, гребных валов, работающих при высоких нагрузках: больших удельных давлениях, скоростях скольжения без смазки и в водной среде. Вкладыш выполнен из армированного волокном эпоксидного пластика с заформованной в него системой фторопластовых элементов (4), удаленные от поверхности трения части которых заделаны в эпоксидном пластике под углом к поверхности трения и охватывают равномерно всю поверхность трения.

Настоящее изобретение относится к триботехническому составу, характеризующемуся тем, что он выполнен в виде композиции, составленной из природных минералов, полученных при измельчении керна, взятого из нескольких скважин с разной глубины, при этом композиция содержит природные минералы при следующем соотношении компонентов, мас.%: Антигорит 5-7; Лизардит 1-3; Тремолит 1-5; Хлорит 23-35; Тальк 26-38; Карбонат 22-26; Магнетит 1-3; Примеси 1-3, причем триботехнический состав содержит субмикронных частиц не более 20 мас.% порошка и частицы размером не более 15 мкм.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции антифрикционной прокладки подпятника и подшипника скольжения. Антифрикционная прокладка подпятника и подшипника скольжения представляет собой содержащий фторопласт антифрикционный элемент, наклеенный на металлическое основание.

Заявлен буровой станок. Техническим результатом является создание технологичного в производстве и монтаже устройства для смены буровых штанг, надежного в эксплуатации с минимальным сервисным обслуживанием, посредством совершенствования подшипниковых узлов и опор.
Наверх