Статор винтового забойного двигателя для бурения скважин

Изобретение относится к буровой технике, а именно к винтовым забойным двигателям, предназначенным для бурения и ремонта нефтяных и газовых скважин. Устройство включает цилиндрическую металлическую гильзу, эластичную обкладку внутри гильзы с внутренними винтовыми зубьями для взаимодействия с ротором. Ротор размещен внутри статора и снабжен наружными винтовыми зубьями, а в гильзе установлен жесткий трубчатый каркас, закрепленный в ней неподвижно. Каркас имеет сквозные радиальные отверстия и образует внутреннюю полость между внутренним диаметром гильзы и наружным диаметром каркаса. Эластичная обкладка имеет внутренние винтовые зубья, диаметр по впадинам которых меньше внутреннего диаметра трубчатого каркаса, при этом эластичная обкладка заполняет сквозные радиальные отверстия в трубчатом каркасе и полость между внутренним диаметром гильзы и наружным диаметром каркаса. Обеспечивается надежность, хорошая управляемость двигателя, уменьшается его длина, увеличивается мощность, уменьшаются трудозатраты при изготовлении. 2 ил.

 

Изобретение относится к буровой технике, а именно к винтовым забойным двигателям, предназначенным для бурения и ремонта нефтяных и газовых скважин.

Известен статор винтового забойного двигателя (далее ВЗД), описанного в книге авторов Д.Ф. Балденко, Ф.Д. Балденко, А.Н. Гноевых «Одновинтовые гидравлические машины» (М.: ООО «ИРЦ Газпром» - 2007, т. 2, стр. 166). Статор содержит трубчатый полый корпус и закреплённую в нём резиновую обкладку с внутренними винтовыми зубьями, которые взаимодействуют с размещённым внутри статора стальным ротором с наружными зубьями, число которых на единицу меньше количества зубьев статора. Недостатком конструкции статора является то, что при работе двигателя резиновые зубья статора, подверженные значительным нагрузкам со стороны зубьев ротора, деформируются при этом, нарушается геометрия зацепления, возрастают энергопотери, резина разогревается, снижается КПД двигателя. Из-за низкой теплопроводности резины в обкладке может возникнуть перегрев, могут выкрашиваться зубья. Для снижения напряжений увеличивают длину статора и ротора, что приводит к повышению материалоёмкости, трудоёмкости изготовления, цены двигателя, а также к снижению технологических параметров двигателя при бурении.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является статор ВЗД по патенту РФ на изобретение № 2673479, в котором статор состоит полого трубного корпуса, снабжённого внутри эластичной обкладкой с внутренними винтовыми зубьями, причём эластичная обкладка статора выполнена из полиуретановой композиции с твёрдостью от 92 единиц по Шору А до 75 единиц по Шору Д, с условной прочностью при разрыве 50 МПа, с истираемостью 20-25 м3/тДж, с термостойкостью до 120 град. С. Указанные характеристики полиуретана значительно превосходят соответствующие характеристики резин, используемых в статорах ВЗД, обеспечивая повышение крутящего момента и мощности двигателя, и позволяя получать увеличение показателей бурения скважин. Недостатком этого решения является высокий риск отказа ВЗД при бурении скважины из-за полного отслаивания эластичной обкладки от полого трубного корпуса статора. Известно, что полиуретан очень плохо приклеивается к металлу (низкие адгезионные свойства полиуретана), а вместе с тем, что полиуретан имеет объемную усадку при полимеризации после заливки и, как следствие, высокие отрывающие напряжения в клеевом слое - это приводит к полному отрыву обкладки от корпуса статора в течение эксплуатации при переменных динамических нагрузках при бурении. Специалистами ООО «Гидробур-сервис» при проведении опытно-промышленных испытаний с суммарной наработкой 4500 часов бурения на партию опытных статоров установлено, что вероятность отказа ВЗД по причине отслаивания (потери прочности крепления) эластомерной обкладки от металлического корпуса при втором спуске в скважину составляет 50%. Это очень высокий риск, по причине которого принято решение отказаться от технического решения по изобретению № 2673479.

Предлагаемым техническим решением решается задача повышения долговечности и надёжности ВЗД при сохранении всех преимуществ использования полиуретановой композиции вместо резины.

Техническим результатом данного устройства является создание надежного и высокоэффективного ВЗД с хорошей управляемостью для обеспечения проектной траектории скважины. Применение полиуретановой композиции позволяет значительно уменьшить длину ВЗД по сравнению с ВЗД с резиновой обкладкой статора (в 1,5…2 раза), увеличить мощность ВЗД, а также уменьшить трудоёмкость изготовления и материалоёмкость ВЗД.

Для достижения указанного технического результата статор винтового забойного двигателя для бурения скважин, состоящий из цилиндрической металлической гильзы, снабжен внутри гильзы эластичной обкладкой с внутренними винтовыми зубьями для взаимодействия с ротором, размещенным внутри статора и снабженным наружными винтовыми зубьями.

Отличительными признаками предлагаемого статора винтового забойного двигателя для бурения скважин от указанного выше известного, наиболее близкого к нему, является то, что в гильзе установлен жесткий трубчатый каркас, закрепленный в ней неподвижно, при этом каркас имеет сквозные радиальные отверстия и образует внутреннюю полость между внутренним диаметром гильзы и наружным диаметром каркаса, а эластичная обкладка имеет внутренние винтовые зубья, диаметр по впадинам, которых меньше внутреннего диаметра трубчатого каркаса, при этом эластичная обкладка заполняет сквозные радиальные отверстия в трубчатом каркасе и полость между внутренним диаметром гильзы и наружным диаметром каркаса.

Благодаря наличию этих признаков в предлагаемой конструкции повышается ресурс и надежность работы ВЗД, обеспечиваются высокие мощностные характеристики ВЗД.

Предлагаемый статор забойного двигателя иллюстрируется на фиг. 1 и фиг. 2, на которых соответственно представлены продольный разрез статора и каркас статора в аксонометрической проекции.

Статор ВЗД содержит гильзу 1 в виде трубы из высококачественной стали с резьбой на концах для соединения со смежными деталями двигателя. В гильзе 1 установлен каркас 2. Каркас 2 может быть цельной деталью или состоять из набора отдельных элементов (как показано на фиг. 1). Каркас 2 закрепляется в гильзе 1 статора с помощью клея, сварки или пайки, или другим механическим способом, который обеспечивает надёжность крепления каркаса 2 к гильзе 1, предотвращающий проворот и осевое смещение каркаса. Каркас 2 имеет множество отверстий или окон 3 произвольной формы, сообщающих его наружное (полость А) и внутреннее (полость Б) пространства. Эластичная полиуретановая обкладка 4 изготавливается методом заливки её в жидком виде в полости А и полости Б с помощью пресс-формы с последующей полимеризацией. Таким образом, в данном техническом решении относительно рассматриваемого прототипа адгезионное крепление обкладки заменяется на комбинированное крепление обкладки 4 к гильзе 1 - одновременно адгезионное и механическое, которое заключается в том, что каркас 2 и обкладка 4, образованная заливкой жидкого полиуретана в полости Б и А через отверстия (окна) в каркасе 2 представляет собой монолитную конструкцию: полиуретан со всех сторон обжимает каркас 2, жестко прикрепленный к гильзе 1. При этом на всех поверхностях, где полиуретановая обкладка 4 контактирует с корпусом 1 и каркасом 2 присутствует адгезия.

Работа статора в составе винтового двигателя осуществляется в комплекте с ротором, карданным валом и шпинделем, на валу которого закрепляется долото. При подаче жидкости ротор приводится в планетарное движение, которое передаётся на вал двигателя и долото. С увеличением нагрузки на долото увеличивается крутящий момент, повышается давление, возрастают нагрузки в зубчатом зацеплении ротора и статора. Полиуретановый зуб статора, усиленный металлическим каркасом, позволяет передать повышенный крутящий момент и пробурить скважину с максимальной скоростью и близостью к проектной траектории без риска отклеивания эластомера от гильзы статора и, соответственно, риска отказа ВЗД во время бурения.

ООО «Гидробур-сервис» изготовлена опытная партия двигателей диаметром 106 мм и 120 мм с каркасным статором и эластичной полиуретановой обкладкой Уникспур 2B092S (Unikspur 2B092S) (ТУ2292-013-55180710 - 2009) с твёрдостью от 92 единиц по Шору А до 75 единиц по Шору Д, с условной прочностью при разрыве 50 МПа, с истираемостью 20-25 м3/тДж, с термостойкостью до 120 град. С, работоспособной в химически агрессивной жидкости.

Партия предлагаемых двигателей успешно прошла стендовые испытания, показав более высокие, по сравнению с другими двигателями тех же размеров характеристики: высокий крутящий момент на выходном валу, более устойчивую скорость вращения, высокий КПД. В настоящее время двигатели этой партии работают на месторождениях Западной Сибири и Татарстана с высокими показателями бурения. Изобретение позволяет уменьшить длину двигателя при снижении материалоемкости, вследствие чего улучшается точность проводки скважины по заданной траектории.

Статор винтового забойного двигателя для бурения скважин, состоящий из цилиндрической металлической гильзы, снабженный внутри гильзы эластичной обкладкой с внутренними винтовыми зубьями для взаимодействия с ротором,  размещенным внутри статора и снабженным наружными винтовыми зубьями,  отличающийся тем, что в гильзе установлен жесткий трубчатый каркас, закрепленный в ней неподвижно, при этом каркас имеет сквозные радиальные отверстия и образует внутреннюю полость между внутренним диаметром гильзы и наружным диаметром каркаса, а эластичная обкладка имеет внутренние винтовые зубья, диаметр по впадинам которых меньше внутреннего диаметра трубчатого каркаса, при этом эластичная обкладка заполняет сквозные радиальные отверстия в трубчатом каркасе и полость между внутренним диаметром гильзы и наружным диаметром каркаса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин и может быть использовано для испытаний рабочих пар гидравлических забойных двигателей. Техническим результатом является обеспечение проведения безопасных и высокоточных исследований с возможностью моделирования параметров расхода, использования энергетических жидкостей с различными реологическими свойствами, изменения температуры энергетической жидкости, что позволит обеспечить условия эксперимента максимально приближенными к реальным условиям.

Изобретение относится к гидравлическим приводам для вращательного бурения, а именно к осцилляторам бурильной колонны. Осциллятор содержит героторный винтовой гидравлический двигатель, включающий статор с закрепленной в нем обкладкой с внутренними винтовыми зубьями и расположенный внутри него ротор с наружными винтовыми зубьями, и клапан, включающий первый клапанный элемент и неподвижный второй клапанный элемент, первый клапанный элемент скреплен с ротором и снабжен хвостовиком, направленным к клапану, а также содержит плунжерный модуль, размещенный между первым клапанным элементом и клапанной парой, включающий закрепленную внутри него обкладку из эластомера, а также содержит радиально-упорную опору вращения, включающую полый вал, установленный в радиально-упорной опоре вращения, а также содержит трансмиссионный вал и резьбовой переходник, размещенные между входной частью ротора и полым валом радиально-упорной опоры вращения, а также содержит генератор гидромеханических импульсов, включающий корпус, выполненный из наружных трубчатых элементов, размещенную внутри корпуса оправку, выполненную из внутренних трубчатых элементов, телескопически соединенных между собой, элементы для передачи вращающего момента между корпусом и оправкой при продольном перемещении относительно друг друга, а также содержит пружинный модуль между корпусом и оправкой, упорную втулку между верхним упорным торцом корпуса и пружинным модулем, а также содержит кольцевой поршень с уплотнениями, размещенный внутри корпуса в генераторе гидромеханических импульсов.

Изобретение относится к забойным двигателям, включающим узлы регулируемого изгиба для направленного бурения. Забойный двигатель для направленного бурения содержит узел карданного вала, включающий корпус карданного вала и монолитный, неразъемный карданный вал, расположенный внутри корпуса карданного вала с возможностью вращения, причем корпус карданного вала имеет центральную ось, первый конец и второй конец напротив первого конца корпуса карданного вала, карданный вал имеет центральную ось, первый конец, второй конец напротив первого конца карданного вала и приемное устройство, аксиально выступающее из второго конца карданного вала, узел опоры, включающий корпус опоры и шпиндель опоры в виде монолитной цельной конструкции, расположенный внутри корпуса опоры с возможностью вращения.

Изобретение относится к гидравлическим приводам для вращательного бурения, размещаемым в скважине. Статор винтовой героторной гидромашины содержит трубчатый корпус 1 с внутренней поверхностью с внутренними винтовыми многозаходными зубьями, обкладку 9 из эластомера, выполненную с внутренними винтовыми многозаходными зубьями.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей отрасли, а именно к роторным управляемым системам, используемым при бурении наклонно направленных и горизонтальных скважин. Роторная управляемая система включает в себя многозаходный героторный механизм, состоящий из статора, содержащего наружный корпус с винтовыми зубьями, выполненными из эластомера, и вала-ротора, зубья которых образуют между собой полости - рабочие камеры, и имеющий эксцентриситет, равный половине высоты зубьев, согласно изобретению вал-ротор является полым в верхней и нижней частях и содержит каналы, соединяющие его внутренние полости с рабочими камерами героторного механизма, а также имеет в верхней части присоединительную резьбу к бурильным трубам, верхний герметичный эксцентричный подшипник, нижний герметичный эксцентричный подшипник и присоединительную резьбу к гибкому наддолотному переводнику, который является основанием для осевой опоры скольжения нижнего эксцентричного подшипника, имеющего, как и верхний эксцентричный подшипник, подпятник в направлении максимального эксцентриситета героторного механизма относительно оси вала-ротора, передающий боковое отклоняющее усилие реакции опоры от стенок скважины на вал-ротор, гибкий наддолотный переводник и, соответственно, на долото, при этом верхний эксцентричный подшипник также содержит в себе постоянный магнит, по которому телесистема определяет положение эксцентриситета.

Группа изобретений относится к буровой технике и направлена на повышение надежности и срока службы забойных двигателей, используемых для бурения наклонных скважин. Забойный двигатель с гидравлическим регулятором содержит трубчатый корпус двигателя с рабочим органом внутри и шпиндельной секцией в нижней части, вал в шпиндельной секции, на котором закреплено буровое долото.

Изобретение относится к области изготовления силовой секции забойного двигателя. Способ изготовления забойного двигателя, при котором обеспечивают промежуточный узел, содержащий сердечник ротора забойного двигателя, который имеет профилированную поверхность, образующую группу зубьев ротора, продолжающихся по длине сердечника ротора, образованных винтовыми гребнями зубьев, отделенными друг от друга винтовыми впадинами зубьев, осуществляют намотку отрезка неотвержденного первого высокомолекулярного эластомера по винтовой траектории вокруг промежуточного узла, чтобы покрыть наружную поверхность промежуточного узла и сформировать конечный узел сердечника ротора, существляют отверждение высокомолекулярного эластомера в конечном узле, причем сердечник ротора содержит продольное отверстие для пропускания нагретой текучей среды через указанное отверстие при отверждении высокомолекулярного эластомера, осуществляют механическую обработку отвержденного высокомолекулярного эластомера в конечном узле, чтобы сформировать равномерный отвержденный эластомерный уплотнительный слой.

Изобретение относится к гидравлическим приводам для вращательного бурения, размещаемым в скважинах, в частности к осцилляторам для бурильной колонны, предназначенным для создания гидромеханических импульсов, воздействующих на бурильную колонну. Осциллятор содержит героторный винтовой гидравлический двигатель, клапан, плунжерный модуль, трансмиссионный вал, радиально-упорную опору вращения, генератор гидромеханических импульсов, пружинный модуль.

Изобретение относится к буровой технике и предназначено для использования в конструкциях шпинделей с целью повышения надежности их работы. Шпиндель винтового забойного двигателя содержит корпус, выполненный из соединенных между собой трубчатых верхней части и нижней части, установленный в радиальных верхней и нижней опорах вал шпинделя, расположенный в осевой опоре и соединенный с карданным валом, концы которого соединены с верхним и нижним корпусами карданного вала, регулятор угла отклонения оси вала шпинделя.

Группа изобретений относится к области бурения скважин. Гидравлический забойный двигатель содержит приводной вал, выполненный с возможностью вращения бурового долота, упорный подшипник, соединенный с приводным валом и содержащий унитарный элемент внутренней обоймы, который содержит множество разнесенных вдоль оси внутренних обойм, расположенных вокруг внешней поверхности унитарного элемента внутренней обоймы и набор элементов качения, размещенных в каждой внутренней обойме из множества внутренних обойм.

Изобретение относится к буровой технике. Интегрированная подшипниковая секция содержит шпиндель, частично расположенный в корпусе. Подшипниковая секция содержит сферические элементы, расположенные между наружной поверхностью шпинделя и внутренней поверхностью корпуса. Участок с радиальным подшипником образован сферическими элементами, расположенными частично в канавках и взаимодействующими с противоположной поверхностью плоского профиля. Канавки можно располагать в наружной поверхности шпинделя, наружной поверхности муфты шпинделя, внутренней поверхности корпуса или внутренней поверхности наружного радиального подшипника. Противоположную поверхность плоского профиля можно располагать на внутренней поверхности наружного радиального подшипника, внутренней поверхности корпуса, наружной поверхности шпинделя или наружной поверхности муфты шпинделя. Участок с упорным подшипником выполнен из сферических элементов, расположенных частично в канавках в двух противоположных поверхностях, таких как наружная поверхность шпинделя или наружная поверхность муфты шпинделя, а также внутренняя поверхность корпуса или внутренняя поверхность наружного упорного подшипника. Технический результат – повышение надежности буровой техники. 6 н. и 25 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх