Камера жрд со сверхзвуковой частью сопла из алюминиевого сплава

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД). Камера ЖРД со сверхзвуковой частью сопла из алюминиевого сплава, содержащая охлаждаемую дозвуковую часть, выполненную из стальной наружной рубашки и внутренней стенки из бронзового сплава с подводными магистралями компонентов топлива, и сверхзвуковую часть сопла из алюминиевого сплава, согласно изобретению на охлаждаемой сверхзвуковой части сопла из алюминиевого сплава выполнено переходное кольцо с рядом отверстий из сплава ЭП666, соединенное с помощью пайки с внутренней и наружной стенками сверхзвуковой части из алюминиевого сплава, которое через стальную накладку и переходное кольцо соединяется со стальной рубашкой камеры с выполненными в ней рядом отверстий и бронзовой внутренней стенкой дозвуковой части, образуя полость, соединяющую полость охлаждения дозвуковой части камеры с полостью охлаждения сверхзвуковой части сопла из алюминиевого сплава. Изобретение обеспечивает улучшение массовых и энергетических характеристик. 2 ил.

 

В настоящее время к разрабатываемым жидкостным ракетным двигателям предъявляются предельно высокие требования по экономичности и массовым характеристикам.

Обеспечение высокой экономичности требует выполнение сверхзвуковой части сопла с высокой степенью расширения (отношение площади выходного сечения сопла к площади критического сечения) порядка ~150 и выше.

Выполнение охлаждаемой сверхзвуковой части сопла существенно ухудшает массовые характеристики.

Для улучшения массовых характеристик используются неохлаждаемые насадки из углерод-углеродных композиционных материалов. Они обладают высокими физико-механическими свойствами, низким удельным весом ~1,4÷1,7 г/см3 и способностью сохранять работоспособность при высоких температурах ~2000 К.

Насадок из углерод-углеродного композиционного материала с большой степенью расширения используется в американском двигателе RL-10.

В России насадки из углерод-углеродных композиционных материалов с большой степенью расширения порядка 150 и выше не нашли применения из-за высокой стоимости, сравнимой практически со стоимостью самого двигателя, т.к. в России нет исходной сырьевой базы для изготовления углеродной нити и высокой стоимости электроэнергии.

Известна конструкция варианта охлаждаемого сопла, выполненная из титанового сплава двигателя 11Д58М («Двигателя 1944-2000. Авиационные, ракетные, морские, промышленные» М ООО «АКС. Конверсия, 2000» стр. 252), принятая за прототип. Сопло из титанового сплава ОТ-4 имеет улучшение массовые характеристики (удельный вес ~4,7 г/см3) по сравнению со стальным охлаждаемым соплом (удельный вес которого ~7,9 г/см3).

Соединение охлаждаемой сверхзвуковой сопловой части, выполненной из титанового сплава ОТ-4 с охлаждаемой частью сопла, выполненного из стальной рубашки и внутренней стенки из медного сплава, осуществляется через специальную биметаллическую проставку. Биметаллическая проставка, выполненная из паяного соединения титанового сплава ОТ-4 со сплавом 4В. Наличие биметаллической проставки позволяет выполнить сварные соединения камеры с охлаждаемым соплом из сплава ОТ-4.

Однако, титановый сплав с удельным весом ~4,5÷4,7 г/см3 не позволяет существенно улучшить энергетически-массовые характеристики с большой степенью расширения сверхзвуковой части сопла.

Особый интерес представляет выполнение сверхзвуковой части сопла с большой степенью расширения ~150 и выше из алюминиевого сплава, поскольку удельный вес алюминиевого сплава равен ~2,7 г/см3.

Однако по своим физико-химическим характеристикам алюминиевые сплавы не соединяются с помощью сварки со сталью или бронзовыми сплавами.

Поставленная задача достигается тем, что камера ЖРД со сверхзвуковой частью сопла из алюминиевого сплава, содержащая охлаждаемую дозвуковую часть, выполненную из стальной наружной рубашки и внутренней стенки из бронзового сплава с подводными магистралями компонентов топлива и сверхзвуковую часть сопла из алюминиевого сплава, согласно изложению, на охлаждаемой сверхзвуковой части сопла из алюминиевого сплава выполнено переходное кольцо с рядом отверстий из сплава ЭП666, соединенное с помощью пайки с внутренней и наружной стенками сверхзвуковой части из алюминиевого сплава, которое через стальную накладку и переходное кольцо соединяется со стальной рубашкой камеры с выполненными в ней рядом отверстий и бронзовой внутренней стенкой дозвуковой части, образуя полость, соединяющую полость охлаждения дозвуковой части камеры с полостью охлаждения сверхзвуковой части сопла из алюминиевого сплава.

Сущность предполагаемого изобретения поясняется схемами, показанными на фиг. 1 и 2.

На фиг. 1 показана дозвуковая часть 1 с подводной магистралью 2 охлаждающего компонента топлива в охлаждающий тракт и сверхзвуковая часть сопла 3, выполненная из алюминиевого сплава, соединенная с дозвуковой частью элементом 4.

На фиг. 2 показано соединение 4 дозвуковой части камеры 1 со сверхзвуковой частью 3 с коллектором отвода 12, выполненной из алюминиевого сплава, с помощью переходного кольца 5 с отверстиями 6. С помощью накладки 7 и переходного кольца 5 дозвуковая часть сверхзвуковой части 3 соединяется со стальной рубашкой 8 с отверстиями 9 и внутренней стенкой 10, образуя соединяющую полость 11.

Камера работает следующим образом. По соответствующей команде компоненты подаются в камеру, и происходит их воспламенение. Одновременно со сгоранием компонентов топлива в камере охлаждающий компонент поступает через подводную магистраль 2 в тракт охлаждения дозвуковой части 1. Из тракта охлаждения дозвуковой части через отверстия 9 и соединяющую полость 11, отверстия 6 отверстия 6 в переходном кольце 5, компонент попадает в тракт охлаждения сверхзвуковой части сопла 3, выполненной из алюминиевого сплава. По трактам охлаждения охлаждающий компонент проходит до выходной части сопла, разворачивается и через отводную магистраль 12 попадает в двигательную систему.

Использование предложенного технического решения позволяет обеспечить предельно высокие энергетические и массовые характеристики за счет выполнения сверхзвуковой части сопла с большой степенью расширения.

Камера жидкостного ракетного двигателя со сверхзвуковой частью сопла из алюминиевого сплава, содержащая охлаждаемую дозвуковую часть, выполненную из стальной наружной рубашки и внутренней стенки из бронзового сплава, с подводными магистралями компонентов топлива, и сверхзвуковую часть сопла из алюминиевого сплава, отличающаяся тем, что на охлаждаемой сверхзвуковой части сопла из алюминиевого сплава выполнено переходное кольцо с рядом отверстий из сплава ЭП666, соединенное с помощью пайки с внутренней и наружной стенками сверхзвуковой части из алюминиевого сплава, которое через стальную накладку и переходное кольцо соединяется со стальной рубашкой камеры с выполненным в ней рядом отверстий и бронзовой внутренней стенкой дозвуковой части, образуя полость, соединяющую полость охлаждения дозвуковой части камеры с полостью охлаждения сверхзвуковой части сопла из алюминиевого сплава.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива. Вкладыш соплового блока ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ), содержащий трехмерный объемный каркас, сплетенный из комбинированной нити, состоящей из углеродных и кремнеземных нитей с изменяемым долевым соотношением, при этом объемный каркас выполнен из полимерного углестеклопластика, состоящего из комбинированной нити, пропитанной связующим марки ФН с гидровакуумным отверждением.

Группа изобретений относится к наземным средствам сетчатого типа для обеспечения посадки отработавших ступеней ракет-носителей (РН), содержащих многоразовые жидкостные ракетные двигатели, а также к конструкции таких ступеней. В предлагаемом устройстве одни концы тросов закреплены концентрично по окружности за кольцевой трос, присоединены по периферии к опорам в параллельной столу приземления, отстоящей от него по высоте плоскости.

Вкладыш из углестеклопластика (УСП) с регулируемой планируемой эрозионной стойкостью может быть использован в сопловом блоке ракетного двигателя на твердом топливе. Композиция прессованной плиты вкладыша из УСП состоит из последовательно чередующихся долей слоев кремнеземных и углеродных тканей или слоев ткани, сплетенной из долей углеродных и кремнеземных нитей, пропитанных полимерным связующим ФН марки А, и изменением соотношения долей углеродных и кремнеземных тканей или долей углеродных и кремнеземных нитей в ткани, сплетенной из углеродных и кремнеземных нитей, позволяет регулировать и получать композиции различной эрозионной стойкости под воздействием потока продуктов сгорания ракетного топлива, перпендикулярного слоям тканей, в диапазоне от эрозионной стойкости вкладыша из прессованных плит из кремнеземных тканей до эрозионной стойкости вкладыша из прессованных плит из углеродных тканей, так как увеличение доли углеродных нитей повышает эрозионную стойкость вкладыша в сопловом блоке ракетного двигателя и соответственно уменьшение их доли способствует понижению эрозионной стойкости.

Изобретение относится к способам демонтажа раструба сопла ракетного двигателя. Для осуществления способа используют приспособление, состоящее из переходника и фланца.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу работы и устройству сопел с истечением масс для различных двигателей. Сопло двигателя с истечением масс содержит узкую и широкую часть.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к конструкции сопла ракетного двигателя. Гибкий сопловой насадок содержит гибкую оболочку с ворсовым слоем, с внутренней стороны оболочки расположен гибкий сублимирующий материал, сквозь который проходят нити ворса из теплоэрозионностойкого материала, концы нитей которого направлены вдоль стенки насадка в сторону выходного сечения насадка, высота выступания нитей относительно внутренней поверхности неподвижной части сопла не превышает толщину турбулентного пограничного слоя в сечении стыковки гибкого насадка с неподвижной частью сопла.

Изобретение относится к ракетной технике и направлено на совершенствование конструкции сопловых аппаратов. Предлагается узел соединения раструба сопла, включающий металлический корпус, имеющий цилиндрический и торцовой участки, облицовку из теплостойкой пластмассы и насадок из углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) с цилиндрической отбортовкой, охватывающей облицовку по наружной поверхности.

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ), а именно к ракетным соплам, и может быть использовано в сопловом блоке РДТТ пассивного регулирования тяги. Вкладыш соплового блока ракетного двигателя твердого топлива содержит трехмерный объемный каркас, который сплетен из комбинированной нити, состоящей из углеродных и кремнеземных нитей и наполнен пироуглеродом.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Ракетный двигатель содержит камеру сгорания из медного сплава, безмедное вварное переходное кольцо, приваренное к камере сгорания из медного сплава, и форсуночную головку, приваренную к безмедному вварному переходному кольцу.
Наверх