Беспилотный летательный аппарат, предназначенный для диагностики, технического обслуживания и ремонта высоковольтной воздушной линии электропередачи, и способ выравнивания потенциалов при посадке беспилотного летательного аппарата на находящуюся под напряжением высоковольтную воздушную линию электропередачи

Группа изобретений относится к беспилотному летательному аппарату (БПЛА) для диагностики, обслуживания и ремонта высоковольтной воздушной линии передач (ВЛ) и способу выравнивания потенциалов при посадке на провод или грозотрос ВЛ, находящийся под напряжением. БПЛА содержит устройство выравнивания потенциалов, последовательно соединенное через токоограничивающий резистор с электронными устройствами БПЛА, объединенные в единую эквипотенциальную поверхность, являющуюся для них нулевой точкой. Для выравнивания потенциалов при посадке осуществляют первоначальный контакт с проводом с помощью устройства выравнивания потенциалов, затем осуществляют посадку на провод или грозотрос ВЛ. Обеспечивается защита электронных устройств БПЛА от воздействия электрического напряжения ВЛ. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к электроэнергетике, а именно к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА, БЛА), осуществляющим посадку на находящуюся под напряжением высоковольтную воздушную линию электропередачи (ВЛ) с целью проведения работ по её диагностике, техническому обслуживанию или ремонту.

Известны БПЛА, предназначенные для диагностики, технического обслуживания и ремонта ВЛ. В процессе своей работы данные беспилотные летательные аппараты осуществляют посадку на провод или грозотрос находящейся под напряжением ВЛ (https://cablewalker.com/tech.html, дата обращения 07.12.2021).

При нахождении БПЛА на некотором расстоянии от фазного провода ВЛ, наблюдаются повторяющиеся с высокой частотой искровые разряды пробоя воздушного промежутка между БПЛА и проводом ВЛ, что говорит о регулярном появлении разности потенциалов между двумя объектами, достаточной для пробоя диэлектрического промежутка между ними. Отсутствие электрического контакта между БПЛА и землей, в таком случае, может говорить о емкостной природе процесса.

Пробои воздушного промежутка, при нахождении БПЛА рядом с проводом ВЛ, вызывают протекание импульсов тока большой величины в элементах конструкции БПЛА, и пагубно влияют на электронные схемы управления БПЛА. Кроме того, возникающие разряды являются источником широкополосных электромагнитных помех, что также негативно влияет на работоспособность электроники БПЛА.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение защиты БПЛА, имеющего в своем составе электронные устройства, от воздействия электрического напряжения ВЛ.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в предотвращении выхода из строя электронных устройств в составе БПЛА путем объединения всех проводящих деталей корпуса БПЛА в единую эквипотенциальную поверхность, имеющую электрический контакт с проводом или грозотросом, находящимся под наведенным напряжением, в виде электропроводного устройства выравнивания потенциалов, электрически последовательно соединенного с токоограничивающим резистором, гасящим электрический ток выравнивания потенциалов, и являющуюся нулевой точкой для электронных устройств БПЛА.

В части устройства заявляемый технический результат достигается тем, что беспилотный летательный аппарат, предназначенный для диагностики, технического обслуживания и ремонта ВЛ, содержит устройство выравнивания потенциалов, предназначенное для осуществления первоначального электрического контакта беспилотного летательного аппарата с проводом или грозотросом ВЛ, находящимся под наведенным напряжением, при посадке беспилотного летательного аппарата на него, при этом устройство выравнивания потенциалов последовательно электрически соединено через токоограничивающий резистор с элементами беспилотного летательного аппарата, объединенными путем электрического соединения в единую эквипотенциальную поверхность, являющуюся нулевой точкой для электронных устройств БПЛА.

В части способа заявляемый технический результат достигается тем, что способ выравнивания потенциалов при посадке беспилотного летательного аппарата на находящийся под напряжением провод или грозотрос ВЛ, находящийся под наведенным напряжением, заключается в том, что первоначальный электрический контакт беспилотного летательного аппарата с проводом или грозотросом при посадке беспилотного летательного аппарата на него осуществляют при помощи установленного на беспилотном летательном аппарате устройства выравнивания потенциалов, последовательно электрически соединенного через токоограничивающий резистор с элементами беспилотного летательного аппарата, объединенными путем электрического соединения в единую эквипотенциальную поверхность электропроводными материалами, являющуюся нулевой точкой для электронных устройств БПЛА.

Устройство выравнивания потенциалов соединено с беспилотным летательным аппаратом механически с обеспечением относительной подвижности.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где Фиг. – Посадка беспилотного летательного аппарата в момент первоначального электрического контакта с проводом (грозотросом) (а) и в момент завершения посадки на провод (грозотрос) (б).

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) 1, предназначенный для диагностики, технического обслуживания и ремонта ВЛ, содержит устройство выравнивания потенциалов 2, предназначенное для осуществления первоначального электрического контакта БПЛА 1 с проводом или грозотросом 3 находящейся под напряжением ВЛ при посадке БПЛА 1 на него (Фиг.). Устройство выравнивания потенциалов 2 представляет собой резистивный щуп. Устройство выравнивания потенциалов 2 последовательно электрически соединено через установленный в диэлектрический корпус 4 токоограничивающий резистор 5 с элементами БПЛА 1, объединенными путем электрического соединения в единую эквипотенциальную поверхность 6 электропроводными материалами.

Устройство выравнивания потенциалов 2 предназначено для осуществления первоначального электрического контакта БПЛА 1 с проводом (грозотросом) 3 находящейся под напряжением ВЛ при посадке БПЛА 1 на него. Устройство выравнивания потенциалов 2 имеет контактную поверхность, соприкасающуюся с поверхностью провода (грозотроса) 3.

БПЛА 1 и устройство выравнивания потенциалов 2 механически соединены с обеспечением возможности свободной посадки БПЛА 1 на провод (грозотрос) 3 ВЛ с обеспечением их относительной подвижности. Данная возможность может обеспечиваться, например, путем шарнирного соединения устройства выравнивания потенциалов 2 и БПЛА 1.

Наличие электрического соединения в единую эквипотенциальную поверхность 6 электропроводным материалом элементов БПЛА 1, электрически соединенную с устройством выравнивания потенциалов 2 через токоограничивающий резистор 5 в диэлектрическом корпусе 4, обеспечивает электромагнитную совместимость электронных устройств БПЛА 1 и находящейся под напряжением ВЛ при посадке летательного аппарата на фазный провод или грозотрос 3.

Заявляемые способ и устройство работают следующим образом.

В процессе пробоев воздушного промежутка между БПЛА и проводом, без использования устройства выравнивания потенциалов, последовательно соединенного с токоограничивающим резистором, напряжение на БПЛА изменяется ступенчато с очень крутыми фронтами. В процессе естественного изменения фазного напряжения, каждый раз, при достижении критической разницы потенциалов между корпусом и проводом, происходит пробой воздушного промежутка, через который протекает ток, выравнивающий потенциалы БПЛА и провода. Частота пробоев зависит от таких факторов как диэлектрическая прочность среды между БПЛА и проводом; расстояние между БПЛА и проводом; форма поверхности БПЛА; форма поверхности провода; взаимное расположение БПЛА и провода.

Для ограничения мощности разрядов используется двухэтапная процедура стыковки и расстыковки БПЛА с фазным проводом или грозотросом ВЛ, находящимся под наведенным напряжением, с использованием устройства выравнивания потенциалов 2 и токоограничивающего резистора 5.

При подлете к проводу или грозотросу ВЛ БПЛА 1 приближает к фазному проводу или грозотросу 3, в первую очередь, устройство выравнивания потенциалов 2. Резистор 5 высокого сопротивления, встроенный в БПЛА 1, не позволяет протекать через себя большим токам, что влечет за собой значительное уменьшение интенсивности искрения на этапе стыковки и расстыковки. После полной посадки БПЛА 1 на провод 3, корпус БПЛА устанавливает контакт с проводом напрямую, без резистора. В таком случае, напряжения на проводе и БПЛА совпадают.

На первой стадии происходит касание провода (грозотроса) 3 устройством выравнивания потенциалов 2, подключенным к эквипотенциальной поверхности 6 БПЛА 1 через токоограничивающий резистор 5, номинал которого выбирается в зависимости от напряжения ВЛ и электрической емкости БПЛА относительно провода (грозотроса) (Фиг. 1а). Резистор 5 ограничивает протекающий при выравнивании потенциалов находящейся под напряжением ВЛ и БПЛА 1 электрический ток, что существенно уменьшает амплитуду широкополосной помехи и величину токов, протекающих в конструкции БПЛА. В результате чего амплитуда помехи опускается до достаточно низкого значения, которое не влияет на функционирование электронных устройств, находящихся на борту БПЛА 1.

На второй стадии БПЛА 1 продолжает снижение и касается фазного провода (грозотроса) 3 эквипотенциальной поверхностью 6 (Фиг. 1б). В силу того, что на первой стадии уже произведен электрический контакт провода (грозотроса) 3 и эквипотенциальной поверхности 6 через токоограничивающий резистор 5, широкополосная помеха на второй стадии практически отсутствует.

Электрическое соединение (экранирование) элементов (в т. ч. кабелей) БПЛА обеспечивает защиту сигнальных линий от помех, неизбежно возникающих при искровых и коронных разрядах на корпусе БПЛА и элементах ВЛ. Предлагаемое изобретение позволяет минимизировать как широкополосные помехи, возникающие от искры, образующейся при выравнивании потенциалов БПЛА и фазного провода (грозотроса) находящейся под напряжением ВЛ, так и помехи, возникающие от коронных разрядах на корпусе БПЛА и элементах ВЛ.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет осуществлять посадку БПЛА на включенную ВЛ, предотвращая выход из строя электронных устройств в составе БПЛА.

1. Беспилотный летательный аппарат (БПЛА), предназначенный для диагностики, технического обслуживания и ремонта высоковольтной воздушной линии передач (ВЛ), содержащий устройство выравнивания потенциалов, предназначенное для осуществления первоначального электрического контакта беспилотного летательного аппарата с проводом или грозотросом ВЛ, находящимся под наведенным напряжением, при посадке беспилотного летательного аппарата на него, при этом устройство выравнивания потенциалов последовательно электрически соединено через токоограничивающий резистор с элементами беспилотного летательного аппарата, объединенными путем электрического соединения в единую эквипотенциальную поверхность, являющуюся нулевой точкой для электронных устройств БПЛА.

2. Беспилотный летательный аппарат, предназначенный для диагностики, технического обслуживания и ремонта ВЛ, по п. 1, отличающийся тем, что устройство выравнивания потенциалов соединено с беспилотным летательным аппаратом механически с обеспечением относительной подвижности.

3. Способ выравнивания потенциалов при посадке беспилотного летательного аппарата на находящийся под напряжением провод или грозотрос ВЛ, находящийся под наведенным напряжением, заключающийся в том, что первоначальный электрический контакт беспилотного летательного аппарата с проводом или грозотросом при посадке беспилотного летательного аппарата на него осуществляют при помощи установленного на беспилотном летательном аппарате устройства выравнивания потенциалов, последовательно электрически соединенного через токоограничивающий резистор с элементами беспилотного летательного аппарата, объединенными путем электрического соединения в единую эквипотенциальную поверхность электропроводными материалами, являющуюся нулевой точкой для электронных устройств БПЛА.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области дефектоскопии линий электропередачи. Технический результат – повышение точности определения расстояния до места повреждения.

Изобретение относится к области дефектоскопии линий электропередачи. Технический результат – повышение точности определения расстояния до места повреждения.

Изобретение относится к области дефектоскопии линий электропередачи. Технический результат – повышение точности определения расстояния до места повреждения.

Изобретение относится к области дефектоскопии линий электропередачи. Технический результат – повышение точности определения расстояния до места повреждения.

Изобретение относится к области дефектоскопии линий электропередачи. Технический результат – упрощение определения расстояния до места повреждения.

Изобретение относится к области дефектоскопии линий электропередачи. Технический результат – упрощение определения расстояния до места повреждения.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для испытаний и тестирования соединительных кабелей на отсутствие замыканий между жилами кабеля, проверки правильности подключения соединительных жил кабеля к разъемам. Стенд для проверки кабельных жгутов содержит персональный компьютер с программой управления модулями коммутации, монтажную площадку, на которой установлены, по меньшей мере, два многоконтактных разъема, модули коммутации, клеммное устройство, пускозащитная аппаратура, источник питания.

Изобретение относится к электросвязи и представляет собой устройство мониторинга коммутационных панелей структурированных кабельных систем. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей устройства мониторинга.

Изобретение относится к технике электрических испытаний и служит для контроля качества изоляции проводов в процессе изготовления из них обмоток электротехнических изделий. Технический результат - упрощение конструкции устройства контроля дефектности изоляции проводов.

Изобретение относится к технике электрических испытаний и служит для контроля качества изоляции проводов в процессе изготовления из них обмоток электротехнических изделий. Технический результат - упрощение способа контроля дефектности изоляции провода.

Группа изобретений относится к двум вариантам транспортного средства, способу подачи электрических сигналов на электрические устройства во внутреннем салоне транспортного средства, способу изготовления внутреннего салона. Транспортное средство по первому варианту содержит внутренний салон, где размещено множество электрических устройств, источник питания, систему распределения электрических сигналов, выполненную с возможностью подачи электрических сигналов на электрические устройства.
Наверх