Способ ремонта топливного насоса высокого давления

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано, в частности, при восстановлении ресурса топливного насоса высокого давления (ТНВД) при ремонте дизеля без снятия ТНВД с двигателя путем подачи смеси топлива с трибологической композицией в топливный насос через топливный фильтр грубой очистки. Способ позволяет повысить срок службы ТНВД дизеля за счет восстановления плунжерной пары до параметров соответствующих технической документации на новую пару «плунжер - втулка». Данный способ может быть использован для увеличения ресурса дизеля в два-три раза, снижения его вибрации, шумов, экономии топлива на 25-30%, снижения затрат на капитальный ремонт до 50%.

 

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано, в частности, при восстановлении ресурса топливного насоса высокого давления (ТНВД) при ремонте дизеля без снятия ТНВД с двигателя.

Известен способ ремонта топливовпрыскивающего насоса дизеля, в котором повторно используют выбракованную плунжерную пару после ее утилизации, заключается в создании и обработке ремонтных деталей [1]. В изобретении повторное использование выбракованной и утилизированной плунжерной пары осуществляют выполнением комплекса взаимосвязанных операций по обработке ремонтных деталей, включающего в себя создание из плунжера и втулки плунжерной пары выбракованной насосной секции высокого давления ремонтных деталей.

Известен способ ремонта ТНВД, при котором вместо изношенной и выбракованной плунжерной пары используют новую, а выбракованную плунжерную пару утилизируют по технологиям утилизации металлолома [2].

Способ затратный, т.к. сопровождается 100% заменой плунжерных пар на новые, в которых только часть стоимости компенсировано стоимостью металлолома, при этом вместе с изделием полностью уничтожается остаточный ресурс утилизируемых плунжерных пар, что снижает эффективность топливной аппаратуры дизеля в целом.

Известен также способ ремонта ТНВД путем повторного использования выбракованной плунжерной пары после ее утилизации, заключающейся в селективной подборке деталей плунжерной пары после раскомплектования, очистки от загрязнений и механической обработки деталей на доводочных станках до выведения следов износа [3]. Недостатком известного способа ремонта ТНВД является большая трудоемкость процесса и ограниченная применимость, поскольку при этом уничтожается часть остаточного ресурса и удается восстанавливать работоспособность только до 20…30% выбракованных плунжерных пар, а 70…80% заменять, соответственно, на новые пары.

Известен также способ ремонта ТНВД путем повторного использования выбракованной плунжерной пары после ее утилизации, заключающийся в создании и использовании ремонтной детали для замены одной из изношенных деталей плунжерной пары с последующей механической обработкой и спариванием ремонтной и сопрягаемой деталей [3]. Недостатком способа является его дороговизна из-за потребности в большом количестве заново изготовляемых ремонтных деталей, идущих на замену изношенной детали пары, а также уничтожение остаточного ресурса этой детали, в результате оказывается низким срок службы ТНВД.

Известны способы восстановления рабочего профиля деталей, работающих в условиях неравномерного износа, согласно которому на рабочую поверхность профиля деталей предварительно наносят защитный слой, толщина которого является предельной для выбранного электроэрозионного режима [4] или способ восстановления плунжерных пар, включающий формирование опорной поверхности на плунжере в виде цилиндрических поясков с нанесением антифрикционного покрытия [5].

Недостатками известных способов является то, что при электроэрозионном режиме нанесения толщина слоя характеризуется концентрацией дефектов и остаточными напряжениями растяжения, что является нежелательным при сопряжении деталей прецизионных пар.

Известна технология безразборного восстановления изношенных поверхностей узлов трения машин и механизмов [6]. Сущность этой технологии заключается в том, что специальный состав, под названием РВС (ремонтно-восстановительный состав) добавка, вводится в штатную масляную систему или консистентную смазку. Затем препарат транспортируется маслом на поверхности узлов трения и под влиянием давления, температуры и трибоплазмы создает условия для возврата продуктов износа на изношенные места поверхности с частичным или полным восстановлением геометрических размеров деталей. При этом происходит образование слоев с высокой износостойкостью и малым коэффициентом трения. В результате происходит так называемая безизносная эксплуатация техники.

Инновационный «безразборный технический сервис» [7], введением в масла химически активных веществ, суспензий частиц природных и искусственных минералов, создающих антиизносные покрытия, или повышающих адгезию смазки, или модифицирующих поверхности трения, существенно повышает надежность, экономичность и безопасность эксплуатации изношенной техники [8].

«Безразборный сервис» [9] отвечает всем периодам жизненного цикла машин и включает приработку, диагностирование, ввод профилактических трибосоставов, экспресс-контроль масел по «капельной пробе» при каждом ТО (техническое обслуживание), химмотологический тюнинг, очистку систем смазки, топливоподачи, охлаждения, а главное - восстановление изношенных неаварийных узлов трения серпентиновыми, наноалмазными [10] и наноуглеродными ремонтно-восстановительными трибосоставами «GRAF-SB» (ТУ 0257-004-10182605-2016) [11].

Сущность безразборных технологий заключается в том, что специальный состав, вводится в штатную масляную систему или консистентную смазку и не вводятся в систему топливоподачи, а, следовательно, не попадают в плунжерную пару ТНВД дизеля.

Прототип

Поскольку топливный насос высокого давления выполняет основную функцию в двигателе внутреннего сгорания по доставке топлива к форсунке камеры сгорания, то становится понятно, что повышение давления в топливном насосе и поддержание его на заданном уровне во всех цилиндрах ДВС во время эксплуатации машины является главной задачей ТНВД.

В основу изобретения положена задача осуществить такой способ, который позволил бы повысить ресурс плунжерной пары, интенсифицировать во времени процесс прирабатываемости сопрягаемых поверхностей за счет улучшения качества восстановления ТНВД без снятия его с дизельного двигателя.

В методическом пособии для специалистов автотранспортных предприятий и автосервисов [12] авторы указывают, что провести диагностику ТНВД для выяснения состояния можно воспользоваться механотестером топливной аппаратуры (МТА-2). В пособии предлагается использовать технологии безразборного ремонта (GTM -технологии) для восстановления изношенных узлов трения, увеличения износостойкости как новых, так и изношенных механизмов, без разборки механизма в процессе его эксплуатации. Сущность процесса в том, что геотрибомодификационный (ГТМ) состав в узел трения вводят через штатную систему смазки (подачи топлива) или непосредственным нанесением на поверхность контактных зон. Основной процесс идет в режиме штатной эксплуатации.

Описание предложения

Наиболее рациональным способом восстановления плунжерной пары и повышения давления в топливном насосе высокого давления без его снятия с двигателя, по нашему мнению, является подача в топливный фильтр грубой очистки насоса смеси топлива и трибологической композиции из расчета один грамм сухого ультрадисперсного порошка композиции на один литр топлива. Это обеспечит подачу смеси непосредственно в ТНВД и, как следствие, быструю притирку и восстановление изношенной плунжерной пары. Таким образом предлагается способ восстановления топливного насоса высокого давления дизеля, включающий в себя этапы, на которых:

берут один литр дизельного топлива из топливного бака машины, добавляют в топливо трибологическую композицию из расчета один грамм сухого ультрадисперсного порошка композиции на один литр топлива и перемешивают,

вскрывают топливный фильтр грубой очистки и освобождают его от остатков топлива,

заливают смесь топлива с трибологической композицией в фильтр грубой очистки, устанавливают фильтрующий элемент в фильтр грубой очистки и запускают двигатель.

Достижение результата

Для реализации нового способа повышения давления в топливном насосе был выбран автомобиль ССАНГ ЙОНГ КАЙРОН 2 с двухлитровым двигателем 2010 года выпуска, мощностью 145 л.с.

Из топливного бака машины был взят один литр топлива, в который добавили один грамм трибологической композиции [13]. После чего вскрыли топливный фильтр грубой очистки, освободили его от остатков топлива, залили смесь, установили на место, подкачали ручным насосом до рабочего давления и запустили двигатель. Эту операцию повторили несколько раз. В процессе обработки удалось зафиксировать значительные изменения в работе форсунок, стабильную работу двигателя на холостых оборотах.

Дальнейшее подтверждение было получено при эксплуатации автомобиля на дороге: исчез металлический стук в двигателе, возросла скорость движения, повысилась динамика. Последующая эксплуатация автомашины подтвердила значительное улучшение работы дизельного двигателя, на основании чего был составлен «Отзыв» [14].

Источники информации

1. Патент RU №2331787, 2008.08.20 С1. Способ ремонта топливовпрыскивающего насоса дизеля.

2. Кривенко П.М., Федосов Н.М. Дизельная топливная аппаратура. - М.: Колос, 1970. - С. 226…346.

3. Надежность и ремонт машин / В.В. Курчаткин, Н.Ф. Тельнов, К.А. Ачкасов и др. - М: Колос, 2000. - с. 371.

4. Авт. св. СССР №698746, кл. В23Η 9/00, 1979.

5. Авт. св. СССР №1715864, C21D 1/78, 1992.

6. Заславский Р.Н. Опыт практического применения технологии безызносной эксплуатации узлов трения / Р.Н. Заславский, В.И. Новиков // Материалы научно-технической конференции «Трибология - машиностроению». 1-2 октября 2008 г. - М.: ИМАШ РАН, 2008.

7. Дунаев А.В. Инновационные возможности в технической эксплуатации машинно-тракторного парка/ Дунаев А.В., Миклуш В.П. // Технiчний cepвic агропромислового, лiсового та транспортного комплексiв. №10’ 2017. С. 49-56.

8. Селютин Г.Е.Сибирские углеродные наноразмерные триботехнические материалы / Т.Е. Селютин, А.В. Дунаев // Сельскохозяйственная техника: Обслуживание и ремонт, №2, с. 54-70.

9. Белый И.Ф. Эффективное использование антифрикционных добавок к трансмиссионным и моторным маслам / И.Ф. Белый, А.Ф. Меркулов, В.И. Белый, И.Г. Голубев. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. - 52 с.

10. Дунаев А.В. Нетрадиционная триботехника. Модификация поверхностей трения / А.В. Дунаев. - Lamdert Academic Publishing, 2013. - 270 с.

11. Любимов Д.Н. Антифрикционный эффект поляризации масел - инновационный фактор модернизации машин / Д.Н. Любимов, К.Н. Долгополов, Н.К. Вершинин, А.В. Дунаев // Труды ГОСНИТИ, М.: 2014, Том 116, с. 40-44.

12. Безразборные технологии увеличения эксплуатационного ресурса автотранспортной техники / Методическое пособие для автосервисов и автотранспортных предприятий / Сост. В.В. Ладиков и др. - Москва: VICCO, 2004. - 52 с.

13. Патент РФ №2553255 «Твердосмазочная композиция». Заявка №2014116351 от 22.04.2014 г.

14. «Отзыв». ООО «Горные машины - сервис». Июль 2020 года, г. Екатеринбург.

Способ восстановления топливного насоса высокого давления (ТНВД) дизеля, включающий в себя этапы, на которых:

берут один литр дизельного топлива из топливного бака машины,

добавляют в топливо трибологическую композицию из расчета один грамм сухого ультрадисперсного порошка композиции на один литр топлива и перемешивают,

вскрывают топливный фильтр грубой очистки и освобождают его от остатков топлива,

заливают смесь топлива с трибологической композицией в фильтр грубой очистки,

устанавливают фильтрующий элемент в фильтр грубой очистки и запускают двигатель.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике диагностирования дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложенный способ определения цикловой подачи топлива в ДВС применим как при испытании, так и при проверке технического состояния ДВС в эксплуатационных условиях и заключается в том, что в режиме свободного ускорения и стационарном режиме полной нагрузки ДВС определяют цикловую подачу топлива по секциям ТНВД по разности температур, измеренных датчиками температуры 7 на наружной поверхности топливопровода 6 высокого давления до и после нагревателя 9, установленного на наружной поверхности топливопровода 6 высокого давления, при постоянной или изменяющейся мощности нагревания 9.

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к стендам при испытаниях топливных форсунок. Способ испытания электрогидравлической форсунки включает местное повышение температуры нагревом наружной поверхности электромагнита актуатора промышленным феном до заданной температуры.

Изобретение относится к измерительной технике и, частности, к контролю отклонений формы центрального отверстия в корпусах распылителей топливных форсунок двигателей внутреннего сгорания. Способ контроля отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя топливной форсунки с имитацией монтажных деформаций включает нагружение корпуса распылителя для имитации напряженно-деформированного состояния.

Изобретение относится к стендам для испытания и обкатки топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания. Предложен стенд для испытания и обкатки форсунок, включающий топливный насос высокого давления 1, гидравлический аккумулятор 4, топливопроводы, электроуправляемые клапаны 5, связанные с системой управления 6, и систему управления с необходимыми датчиками.

Изобретение относится к технике розжига горючих смесей с помощью электрической искры, в частности к емкостным агрегатам зажигания, и может быть использовано для контроля систем зажигания, установленных на двигатели воздушных судов. Технический результат - повышение глубины контроля технического состояния емкостных систем зажигания газотурбинных двигателей воздушных судов с целью обеспечения эксплуатации свечей зажигания по техническому состоянию и уменьшение затрат на обеспечение жизненного цикла двигателя на этапе эксплуатации и времени простоя воздушного судна за счет замены свечей зажигания до наступления их отказного состояния.

Изобретение относится к технике розжига горючих смесей с помощью электрической искры, в частности к емкостным системам зажигания, и может быть использовано для контроля систем зажигания, установленных на двигатель. Технический результат - повышение достоверности контроля технического состояния емкостной системы зажигания двигателей летательных аппаратов.

Изобретение относится к двигателестроению. Система оценки давления топлива выполнена с возможностью оценки переменной давления топлива для давления топлива, которое представляет собой давление топлива в подающем трубопроводе, для устройства двигателя, включающего в себя двигатель, имеющий клапан впрыска топлива, и устройство подачи топлива, имеющее топливный насос, который подает топливо из топливного бака к подающему трубопроводу, соединенному с клапаном впрыска топлива.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ очистки топливной электромагнитной форсунки бензинового двигателя осуществляется с помощью вынужденных высокочастотных колебаний запорного клапана.
Способ гидравлического испытания компонентов систем Common Rail включает заполнение внутренней полости испытуемого изделия технологической жидкостью, создание во внутренней полости испытуемого изделия начального давления и последующее периодическое изменение величины этого давления в заданных пределах с помощью усилителей давления, подключаемых к испытуемому изделию параллельно.

Способ определения хода иглы распылителя форсунки Common Rail включает установку форсунки на испытательный стенд, измерение расхода топлива через распылитель при заданном давлении и различных значениях длительности управляющего импульса, подаваемого блоком управления на актуатор форсунки. Исходят из допущения о существовании в ограниченной области пропорциональной зависимости между измеряемым параметром и ходом иглы распылителя, причем на участке от максимальной величины хода иглы до величины, составляющей 0,12-0,15 от максимальной, зависимость расхода через распылитель от хода иглы является линейной.

Изобретение относится к системам диагностирования топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Сканер топливоподачи низкого давления работает совместно с компьютером, с которым обменивается цифровой информацией по радиоканалу согласно программному обеспечению, содержащему тарировку бензином, включает измерительный гидравлический узел (ИГУ) с датчиками давления и расхода, средства вычисления, графического отображения, записи, хранения и воспроизведения текущих значений давления топлива и расхода в топливной магистрали контура низкого давления (КНД), текущего времени и осциллограмм, синхронизированных в реальном времени между собой и с временными маркерами сбоев в работе ДВС. ПО содержит тарировку расхода дизельным топливом и обеспечивает ручной ввод нормативных, эталонных или расчетных значений параметров КНД. ИГУ состоит из независимых зонда расхода и зонда давления, включающих соответственно датчик расхода и датчик давления, а также кран проходной в каждом зонде. Также раскрыт способ диагностики КНД дизельного ДВС. Технический результат заключается в повышении достоверности технического диагноза. 2 н.п. ф-лы, 33 ил.
Наверх