Способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано при эксплуатации дизельных двигателей наземной и шахтной техники горнодобывающих предприятий. Способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания заключается во введении в нефтяное дизельное топливо летней марки биодобавки, состоящей из смеси сложных эфиров органических кислот. Массовое соотношение при смешивании полученных компонентов составляет, масс. %: нефтяное дизельное топливо летней марки - 90-99; биодобавка - 1-10. В качестве смеси сложных эфиров органических кислот используют эфиры линоленовой или олеиновой кислот. Биодобавку дозируют и вводят в дизельное топливо в отдельной емкости и перемешивают в течение 5-7 минут при температуре окружающего воздуха не ниже температуры помутнения топлива. Технический результат заключается в снижении вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к эксплуатации дизельных двигателей наземной и шахтной техники горнодобывающих предприятий, в частности к снижению содержания токсичных компонентов (оксидов азота, углекислого газа, угарного газа) в отработанных газах двигателей дизель-гидравлических локомотивов (ДГЛ).

На горнодобывающих предприятиях, использующих ДГЛ, воздух рабочих зон загрязняется компонентами выхлопных газов. Повышение в воздухе рабочих зон концентрации оксидов азота и угарного газа приводит к профессиональным заболеваниям персонала угольных шахт, около 3% из которых связаны с токсическими воздействиями данных газов. Соответственно, преимущества от применения ДГЛ в угольных шахтах могут быть достигнуты только при условии минимизации вредных выбросов, которые в противном случае приводят к профессиональным заболеваниям органов дыхания.

Известен способ снижения вредных выбросов с отработавшими газами тепловых двигателей транспортных средств, эксплуатируемых в условиях ограниченных объемов (патент РФ №2321759, опубл. 10.04.2008 г.), где в топливо перед его сжиганием вводят присадку, причем в качестве присадки к топливу используют смесь ацетилацетоната железа (10-90 вес.%) и ферроцена (остальное), а объем отработавших газов подвергают контактной обработке водным раствором абсорбента на основе гидроксидов щелочных и/или щелочноземельных металлов, часть обработанных отработавших газов направляют во впускную систему двигателя с предварительным их обогащением кислородом за счет контакта с твердым кислородоносителем на основе надперекисей щелочных или щелочноземельных металлов, а оставшуюся часть отработавших газов удаляют в атмосферу, при этом степень рециркуляции отработавших газов устанавливают в зависимости от нагрузки на тепловой двигатель, ограничивая поступление воздуха во впускную систему двигателя.

Недостатком данного способа является сложная многоступенчатая технология, которая требует дополнительных дорогостоящих конструкций и долгой обработки отработавших газов.

Известен способ уменьшения вредных выбросов с отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания (патент РФ №2301348, опубл. 20.06.2007 г.) путем использования каталитических покрытий на поверхностях деталей камеры сгорания двигателя, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют состав, содержащий, масс. %: Серпентин (лизардит и хризотил) 77-86; Хлорит 2-3; Магнетит 1-2; Амфибол 1,5-2; Амакинит 1-2; Магнезит 1-2; Кальцит 0,5-1; Рентгеноаморфная фаза 7-10.

Недостатком данного способа является высокие затраты на производство катализаторов, требующих частую регенерацию или замену.

Известен способ снижения эмиссии оксидов азота NOx с отработавшими газами дизелей (патент РФ №2299233, опубл. 20.05.2007 г.), взятый за прототип, путем введения добавок в дизельное топливо, включающих анилин в количестве 1-7% от массы дизельного топлива в диапазоне изменения коэффициента избытка воздуха α=1,5-3,5.

Недостатком способа является недостаточное снижение содержания токсичных компонентов в отработанных газах, превышающего требования норм Правил безопасности в угольных шахтах (утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 №507) и регламентируемых ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Технической проблемой, на решение которой направлено заявляемое изобретение является снижение вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), а именно оксидов азота, углекислого газа и угарного газа.

Обозначенная проблема успешно решается за счет предлагаемого изобретения, согласно которому в традиционном способе снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания, который заключается во введении в нефтяное дизельное топливо летней марки биодобавки, состоящей из смеси сложных эфиров органических кислот, при этом массовое соотношение при смешивании полученных компонентов составляет, масс. %: нефтяное дизельное топливо летней марки - 90-99; биодобавка - 1-10. При этом отличительными особенностями заявляемого способа является то, что в качестве смеси сложных эфиров органических кислот используют эфиры линоленовой или олеиновой кислот, биодобавку дозируют и вводят в дизельное топливо в отдельной емкости и перемешивают в течение 5-7 минут при температуре окружающего воздуха не ниже температуры помутнения топлива.

Кроме этого, объем отдельной емкости составляет предпочтительно 65 л.

Технический результат заключается в снижении концентрации вредных веществ в отработанных газах ДВС.

В качестве биодобавки могут использоваться органические кислородсодержащие соединения, а именно смесь сложных эфиров органических кислот, например линоленовой или олеиновой.

Такие биодобавки увеличивают полноту сгорания топлива, их можно применять для снижения вредных выбросов в отработавших газах, например, в двигателе шахтного дизель-гидравлического локомотива при различной нагрузке на двигатель.

Способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания осуществляется следующим образом.

Способ реализуется дозированием и введением биодобавки в дизельное топливо в отдельной емкости (65 л) при тщательном перемешивании в течение 5-7 минут при температуре окружающего воздуха не ниже температуры помутнения топлива.

Эффективность предлагаемого состава доказана лабораторными и промышленными испытаниями. Были проведены исследования по определению количества выбросов на дизель-гидравлическом локомотиве Ferrit 110F, а также на стендовом дизельном двигателе. При проведении испытаний условия проведения экспериментов были следующими: температура воздуха - 20,4°С; атмосферное давление - 98,56 кПа; влажность воздуха - 57%.

Результатом стало уменьшение количества оксидов азота, углекислого газа и угарного газа на выхлопе дизельного двигателя при различных режимах двигателя.

Предлагаемый способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания поясняется следующими примерами.

Пример 1. При работе двигателя «John Deere Ferrit 6068F210 (для шахтных условий)» с частичной нагрузкой (при 1520 об/мин), используя в топливе 1% биодобавки, состоящей из сложных эфиров органических кислот, количество оксидов азота в отработанных газах снижается на 10-55% по сравнению с выбросами нефтяных дизельных топлив, количество угарного газа в отработанных газах снижается на 32-74% и количество углекислого газа в отработанных газах снижается на 27-35% (табл.2).

Пример 2. При работе двигателя «John Deere Ferrit 6068F210 (для шахтных условий)» с частичной нагрузкой (при 1520 об/мин), используя в топливе 5% биодобавки, состоящей из сложных эфиров органических кислот, количество оксидов азота в отработанных газах снижается на 17-83% по сравнению с выбросами нефтяных дизельных топлив в зависимости от нагрузки двигателя (различное число оборотов), количество угарного газа в отработанных газах снижается на 61-92% и количество углекислого газа в отработанных газах снижается на 49-52% (табл. 2).

Пример 3. При работе двигателя «John Deere Ferrit 6068F210 (для шахтных условий)» с частичной нагрузкой (при 1520 об/мин), используя в топливе 10% биодобавки, состоящей из сложных эфиров органических кислот, количество оксидов азота в отработанных газах снижается на 21-87% по сравнению с выбросами нефтяных дизельных топлив в зависимости от нагрузки двигателя (различное число оборотов), количество угарного газа в отработанных газах снижается на 62-94% и количество углекислого газа в отработанных газах снижается на 57-65% (табл. 2).

Пример 4. При работе двигателя «John Deere Ferrit 6068F210 (для шахтных условий)» на холостых оборотах, используя в топливе 5% биодобавки, состоящей из сложных эфиров органических кислот, количество оксидов азота в отработанных газах снижается на 0-5% по сравнению с выбросами нефтяных дизельных топлив, количество угарного газа в отработанных газах снижается на 16-70% и количество углекислого газа в отработанных газах снижается на 35-38% (табл. 2).

Пример 5. При работе двигателя «John Deere Ferrit 6068F210 (для шахтных условий)» на максимальных оборотах, используя в топливе 5% биодобавки, состоящей из сложных эфиров органических кислот, количество оксидов азота в отработанных газах снижается на 45-98% по сравнению с выбросами нефтяных дизельных топлив в зависимости от нагрузки двигателя (различное число оборотов), количество угарного газа в отработанных газах снижается на 75-93% и количество углекислого газа в отработанных газах снижается на 55-56% (табл. 2).

Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает технический результат и позволяет снизить концентрацию вредных веществ в отработанных газах и, как следствие, улучшить условия труда работников горнодобывающих предприятий.

1. Способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания, заключающийся во введении в нефтяное дизельное топливо летней марки биодобавки, состоящей из смеси сложных эфиров органических кислот, при этом массовое соотношение при смешивании полученных компонентов составляет, масс. %:

нефтяное дизельное топливо летней марки 90-99
биодобавка 1-10,

отличающийся тем, что в качестве смеси сложных эфиров органических кислот используют эфиры линоленовой или олеиновой кислот, биодобавку дозируют и вводят в дизельное топливо в отдельной емкости и перемешивают в течение 5-7 минут при температуре окружающего воздуха не ниже температуры помутнения топлива.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что объем отдельной емкости составляет предпочтительно 65 л.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для повышения КПД, мощности и высотности поршневых двигателей внутреннего сгорания. Агрегат для реализации способа состоит из фланца крепления (1) к выхлопному коллектору двигателя, патрубка (2) выхлопных газов, трубы (3) эжекции воздуха, улитки (4), патрубка (5) наддува двигателя, служащего для выхода холодного вихря, трубы (6) горячего вихря, служащей для выхлопа отработанных газов в атмосферу, конического подвижного тела – дросселя (7).

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к усовершенствованию агрегатно-фазового термодинамического цикла как способа работы двигателя внутреннего сгорания. Усовершенствованный агрегатно-фазовый термодинамический цикл заключается в последовательном и взаимосвязанном изменении термодинамических параметров выхлопного газа как рабочего тела ДВС в результате энергетического разделения в вихревой камере, взаимосвязанной в единую термодинамическую систему с ДВС с образованием единого замкнутого объема.

Каталитический нейтрализатор (5) для обработки выхлопных газов размещается в выхлопном канале двигателя, и водород, сформированный в риформере (6), подается по трубе (13) для подачи водорода внутрь выхлопного канала двигателя выше по потоку от каталитического нейтрализатора (5) для обработки выхлопных газов.

Изобретение может быть использовано в каталитических системах очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания заключается в электрическом нагреве каталитически активного элемента (5), выполненного из проволочной сетки или спирали из неблагородного металла, нагрев которой осуществляют в режиме постоянства сопротивления.

Изобретение относится к двигателестроению и может найти применение в различных областях промышленности. .

Изобретение относится к области очистки автомобильных выхлопных газов. .

Изобретение относится к области очистки автомобильных выхлопных газов. .

Изобретение относится к тепловым двигателям (ТД) транспортных средств (ТС) и специальной техники, работающим на жидком углеводородном топливе, и может быть использовано для уменьшения содержания токсичных компонентов в их отработавших газах (ОГ) до предельно допустимых концентраций в соответствии с требованиями санитарных норм при работе в условиях ограниченных объемов, например в выработках при подземной добыче полезных ископаемых, в теплицах при производстве работ по уходу за растениями, в метрополитене при производстве ремонтных работ с использованием спецтехники.
Настоящее изобретение относится к многофункциональному ингибитору самовозгорания для битуминозного угля в виде пенообразующего концентрата. Описан многофункциональный ингибитор самовозгорания, полученный в виде пенообразующего концентрата, который скомпонован так, чтобы он распылялся вместе с водой и воздухом и распределялся и наносился на битуминозный уголь во вспененном состоянии, причем ингибитор самовозгорания получается путем смешивания 7-13 мас.% антиоксиданта, 20-40 мас.% ингибитора активации летучих веществ, 20-40 мас.% эмульгирующего состава и 20-40 мас.% воды, при этом антиоксидант содержит фенилендиамин, ингибитор активации летучих веществ содержит метилдиэтаноламин (MDEA), эмульгирующий состав содержит 25-40 мас.% бутилдигликоля, 2-10 мас.% эфира гликоля, 3-10 мас.% неионного поверхностно-активного вещества и 45-65 мас.% эмульгатора на основе касторового масла.
Наверх