Способ стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к способу стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата и может быть использовано в современных авиационных двигателях с высокоскоростным воздушным потоком для улучшения эмиссионных характеристик и расширения диапазона устойчивой работы камеры сгорания, в том числе для улучшения высотного запуска двигателя. Способ заключается в создании в камере сгорания вихревых зон, подаче основного жидкого углеводородного топлива и в предварительном создании вспомогательного топлива, включающем его газификацию и подачу в вихревые зоны. При этом вспомогательное топливо используют в виде коллоидного раствора наночастиц алюминия определенного размера, концентрация которых обеспечивает агломерацию наночастиц алюминия и составляет не менее 2,5 мас.%, а газификацию вспомогательного топлива осуществляют в процессе его подачи в вихревые зоны камеры сгорания. Технический результат изобретения заключается в создании способа стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата, обеспечивающего обратную связь между вихревыми зонами и основной зоной горения в камере сгорания за счет за счет поглощения агломератами алюминия теплового излучения от продуктов сгорания в основной зоне горения камеры сгорания. 1 ил.

 

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к способу стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата и может быть использовано в современных воздушно-реактивных двигателях с высокоскоростным воздушным потоком для расширения диапазона устойчивой работы камеры сгорания, в том числе для улучшения высотного запуска двигателя.

Стабилизация горения углеводородного топлива в высокоскоростном воздушном потоке представляет собой сложную техническую проблему. Для ее решения предлагается использовать фиксированные вихревые зоны за уступами, стабилизаторами или в нишах, в которых циркулируют горячие продукты сгорания, воспламеняющие свежие порции топлива. Подобная организация процесса горения может быть устойчивой лишь при наличии тепловой связи между вихревой и основной зонами горения, которая обычно реализуется через приток в вихревую зону горячих продуктов сгорания с обратными токами. При сжигании углеводородного топлива в бедных смесях связь между вихревой и основной зонами может ослабевать, что ведет к срыву процесса горения. С целью поддержания работоспособности вихревой зоны предлагается подавать в нее специальное топливо подпитки, которое поддерживает требуемый уровень концентрации продуктов сгорания в отрывной зоне.

Известен способ стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата заключающийся в создании в камере сгорания вихревых зон и подаче в вихревые зоны основного жидкого или газообразного топлива (RU 2119118, 1998 г.). В известном техническом решении в результате перемешивания топлива и воздуха образуется гемогенизированная горючая смесь, самовоспламеняющаяся при температуре воздушного потока выше температуры воспламенения. Недостатком известного технического решения является низкая надежность способа, обусловленная необходимостью использования принудительного поджига от электроискры, создаваемой от введения в вихревые зоны электродов в случае снижения температуры воздушного потока ниже температуры воспламенения топлива.

Известен способ стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата, заключающийся в подаче основного жидкого углеводородного топлива и в предварительном создании вспомогательного углеводородного топлива, включающем его газификацию и подачу в вихревые зоны (RU 2529035, 2014 г.). В известном техническом решении вспомогательное топливо выполнено в виде смеси инертного газа с наночастицами алюминия. При этом выходящее из проточной камеры вспомогательное топливо барботируют под давлением через жидкое углеводородное топливо, в результате чего происходит внедрение частиц алюминия в жидкое топливо, а оставшийся инертный газ насыщается парами жидкого топлива.

Недостатком известного способа является отсутствие обратной связи между вихревыми зонами и основной зоной горения в камере сгорания, обусловленное значительной задержкой воспламенения крупных наночастиц алюминия, размер которых составляет более 25 нм, покрытых оболочкой из карбида бора, без предварительного их дробления. Недостатком известного способа также является необходимость добавления специальных стабилизаторов при длительном хранении наночастиц в жидком топливе для устранения их агломерации.

Наиболее близким по технической сущности и назначению к заявляемому изобретению является способ стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата, заключающийся в создании в камере сгорания вихревых зон, подаче основного жидкого углеводородного топлива, в предварительном создании вспомогательного углеводородного топлива, включающем его газификацию и подачу в вихревые зоны (RU 2454607, 2012 г.). В известном техническом решении в вихревую зону подают вспомогательное топливо, представляющее собой газообразные продукты термохимической конверсии основного жидкого углеводородного топлива, получаемые на борту летательного аппарата при помощи автономного термохимического реактора, при этом тепловая связь носит конвективный и диффузионный характер. Известное техническое решение позволяет увеличить полноту сгорания топлива и тяговую отдачу летательного аппарата.

Существенным недостатком известного технического решения является зависимость тепловой связи от давления и плотности промежуточной газовой смеси между вихревой зоной и зоной основного горения, что снижает эффективность стабилизации процесса горения в камере сгорания. Кроме того, недостатком известного технического решения, также снижающим эффективность стабилизации процесса горения, является возможность обратных химических превращений в процессе термохимической конверсии основного жидкого углеводородного топлива в термохимическом реакторе на борту летательного аппарата.

Техническая проблема, решаемая заявляемым изобретением, заключается в расширении арсенала технических средств, а именно в создании способа стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата, обеспечивающего повышение эффективности процесса.

Технический результат, достигаемый при реализации предлагаемого изобретения, заключается в создании способа стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата, обеспечивающего усиление обратной связи между вихревыми зонами и основной зоной горения в камере сгорания.

Заявленный технический результат достигается за счет того, что при осуществлении способа стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата, заключающегося в создании в камере сгорания вихревых зон, подаче основного жидкого углеводородного топлива и в предварительном создании вспомогательного топлива, включающем его газификацию и подачу в вихревые зоны, согласно предлагаемому техническому решению вспомогательное топливо используют в виде коллоидного раствора наночастиц алюминия определенного размера, концентрация которых обеспечивает агломерацию наночастиц алюминия и составляет не менее 2,5 масс. %, а газификацию вспомогательного топлива осуществляют в процессе его подачи в вихревые зоны камеры сгорания.

Существенность отличительных признаков технического решения подтверждается тем, что только совокупность всех признаков, описывающая предлагаемое техническое решение, позволяет обеспечить решение поставленной технической проблемы с достижением заявленного технического результата, заключающегося в реализации его назначения, т.е. в создании способа стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата, обеспечивающего обратную связь между вихревыми зонами и основной зоной горения в камере сгорания за счет поглощения агломератами алюминия теплового излучения от продуктов сгорания в основной зоне горения камеры сгорания.

Настоящее изобретение поясняется следующим подробным описанием способа стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата и ссылкой на иллюстрацию, где представлена схема реализации предлагаемого технического решения с обратной тепловой связью между вихревой и основной зонами горения.

На чертеже приняты следующие обозначения:

1 - камера сгорания;

2 - высокоскоростной поток воздуха;

3 - вихревая зона;

4 - поток основного жидкого углеводородного топлива;

5 - поток вспомогательного топлива

6 - поток лазерного излучения;

7 - импульсный лазер;

8 - кювета;

9 - поток теплового излучения продуктов сгорания.

Способ стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата осуществляется, следующим образом.

В камере 1 сгорания под действием высокоскоростного потока 2 воздуха создают вихревые зоны 3 и подают поток 4 основного жидкого углеводородного топлива и поток 5 вспомогательного топлива. Вспомогательное топливо используют в виде коллоидного раствора наночастиц алюминия определенного размера, концентрация которых обеспечивает агломерацию наночастиц и составляет не менее 2,5 масс. % и которое создают предварительно. В частном случае вспомогательное топливо создают методом лазерной абляции. Потоком 6 лазерного излучения от импульсного лазера 7 воздействуют на подложку, выполненную в виде алюминиевой фольги (на чертеже не показана), и расположенной в кювете 8 с жидким топливом (на чертеже не показано). В процессе воздействия излучения обеспечивают передвижение фольги относительно потока 6 лазерного излучения импульсного лазера 7 со скоростью около 1 мм/сек. Жидкое топливо прокачивают через кювету 8 с необходимым расходом для создания заданной концентрации наночастиц алюминия. В этом случае за счет воздействия импульсного лазера 7 генерируются неоксидированные наночастицы алюминия радиусом от 10 × 10-9 до 200 × 10-9 м и обеспечивается равномерное распределение наночастиц в потоке жидкого топлива. Концентрация наночастиц алюминия не менее 2,5 масс. %, определяется из условия обеспечения агломерации наночастиц до момента воспламенения топлива, что достижимо, т.к. время агломерации обратно пропорционально концентрации частиц, а время воспламенения отдельных наночастиц от их концентрации не зависит. При этом размер наночастиц алюминия в коллоидном растворе вспомогательного топлива определяется из соотношения:

где:

am - температуропроводность твердого алюминия, м2/сек;

τ - длительность лазерного импульса, сек;

σ - коэффициент поверхностного натяжения жидкого алюминия, Н/м;

ρ - плотность жидкого алюминия, кг/м3;

с - скорость звука в жидком алюминии, м/сек.

Данное соотношение показывает, что длительность лазерного импульса влияет на размер частиц, получаемых при абляции. В случае деструкции основного жидкого углеводородного топлива, используемого для создания вспомогательного топлива (например, керосина), под действием лазерного излучения, изменяют параметры последнего (длину волны, длительность и энергию импульса), или воздействуют лазерным излучением с внешней стороны подложки (алюминиевой фольги), таким образом, чтобы внесение наночастиц алюминия в жидкое топливо происходило со стороны, где нет воздействия излучения. Кроме того, возможно реализовать процесс абляции в потоке более стойкой к излучению жидкости (например, в изопропаноле). В процессе подачи в камеру 1 сгорания через соответствующие форсунки (на чертеже не показаны) потока 4 основного жидкого углеводородного топлива и потока 5 вспомогательного топлива (коллоидного раствора наночастиц алюминия) происходит газификация потоков 4 и 5, смешение испаряющихся капель вспомогательного топлива с парами основного топлива, и, при концентрации продуктов абляции (наночастиц алюминия в жидком топливе) не менее 2,5 масс. %, образование агломератов наночастиц алюминия радиусом от 1,0 × 10-6 до 10 × 1,0-6 м за счет слипания отдельных наночастиц. Агломераты наночастиц алюминия подаются в вихревые зоны 3 и поглощают поток 9 теплового излучения продуктов сгорания. При поглощении теплового излучения агломератами алюминия происходит передача тепла от агломератов газовой смеси в вихревой зоне и ее воспламенение. Кроме того, нестойкость агломератов наночастиц алюминия делает возможным их распад на отдельные наночастицы в процессе переизлучения теплового излучения и позволяет использовать наночастицы алюминия для получения дополнительного энергетического эффекта от их сжигания с образованием оксида алюминия Al2O3. В результате агломераты наночастиц алюминия, поглощающие тепловое излучение от продуктов сгорания и являются промежуточным теплоносителем, обеспечивающим организацию обратной связи, которая обладает большим коэффициентом усиления на основе аномального поглощения теплового излучения. Основными компонентами продуктов сгорания являются молекулы СО2 и Н2О основного жидкого углеводородного топлива, которые при высоких температурах, присущих продуктам сгорания, являются источниками теплового излучения. При типичных температурах в камерах сгорания высокоскоростных двигателей (2500-2700 К) максимум теплового излучения приходится на длину волны ~1 мкм, что соответствует излучению ближнего инфракрасного диапазона. Суммарная концентрация молекул СО2 и Н2О в продуктах сгорания может достигать 30%, за счет чего возникает дополнительный канал теплопередачи от основной зоны горения к вихревой зоне. Необходимо отметить, что крупные сплошные алюминиевые частицы не могут заменить агломераты наночастиц такого же размера, так как частота резонанса в первом случае в разы меньше, чем во втором. Все процессы происходят на характерных временах пребывания топливной смеси в вихревых зонах (около 0,1 сек).

Таким образом, использование вспомогательного топлива в виде коллоидного раствора наночастиц алюминия определенного размера, концентрация которых обеспечивает агломерацию наночастиц алюминия и составляет не менее 2,5 масс. %, и осуществление газификации вспомогательного топлива в процессе его подачи в вихревые зоны камеры сгорания обеспечивает достижение технического результата создания способа стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата, обеспечивающего обратную связь между вихревыми зонами и основной зоной горения в камере сгорания за счет поглощения агломератами алюминия теплового излучения от продуктов сгорания в основной зоне горения камеры сгорания.

Способ стабилизации процесса горения в камере сгорания двигателя летательного аппарата, заключающийся в создании в камере сгорания вихревых зон, подаче основного жидкого углеводородного топлива и в предварительном создании вспомогательного топлива, включающем его газификацию и подачу в вихревые зоны, отличающийся тем, что вспомогательное топливо используют в виде коллоидного раствора наночастиц алюминия определенного размера, концентрация которых обеспечивает агломерацию наночастиц алюминия и составляет не менее 2,5 мас.%, а газификацию вспомогательного топлива осуществляют в процессе его подачи в вихревые зоны камеры сгорания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении корпусов ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) из композиционных материалов. В способе герметизации корпуса РДТТ, выполненного из композиционного материала, содержащего переднее и заднее днища и силовую оболочку в виде кокона, выполненного методом непрерывной намотки, намотанную оболочку второго кокона и плоские кабели бортовой кабельной сети, установленные в межкоконное пространство, корпус двигателя устанавливается в вертикальное положение и опирается задним днищем на технологическую оснастку, образуя с ней герметичный стык, далее производится откачка воздуха из замкнутого объема, образованного задним днищем двигателя и технологической оснасткой с обеспечением перепада давлений между передним и задним днищами двигателя, а со стороны переднего днища двигателя производится заполнение клеем-компаундом полостей межкоконного пространства между плоскими кабелями и полостей по местам установки кабелей, после этого выполняется герметизация путем нанесения герметика на переднее днище, включая места входа плоских кабелей.

Изобретение относится к ракетной технике. Ионный ракетный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру, содержащую головку и цилиндрическую часть, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, средство создания коронирующего разряда.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании ракет-носителей сверхтяжелого класса (РН СТК). Предлагается способ работы двигательной установки первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в котором обеспечивают штатное функционирование шести жидкостных ракетных двигателей с резервированием в полете на режиме тяги 80% от номинального режима каждого двигателя, а в случае отказа одного из двигателей обеспечивают работу двигательной установки за счет перевода оставшихся двигателей на режим номинальной тяги.

Способ защиты газогенератора турбореактивного двухконтурного двигателя от попадания частиц пыли предназначен для применения в авиационной технике, работающей в условиях загрязненного воздуха мелкими частицами. Данный способ заключается в том, что частицы пыли, попавшие в двигатель, отбрасываются под действием центробежных сил, возникающих вследствие специально организованной закрутки потока, на периферию потока воздуха и попадают в канал наружного контура двигателя.

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Технический результат заключается в повышении достоверности оценки параметров ЖРД во время огневых испытаний.

Изобретение относится к ионным ракетным двигателям. Предложеный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру, содержащую головку и цилиндрическую часть, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, средство создания коронирующего разряда.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Ионный ракетный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру сгорания, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, по меньшей мере, один запальник, и средство создания коронирующего разряда.

Изобретение относится к тепловым двигателям, в которых для производства механической работы используется теплота сгорания твердого топлива из трудновоспламеняемых наночастиц. Способ диспергирования трудновоспламеняемых наночастиц, состоящих из ядра и оболочки, заключается в том, что осуществляют смешение наночастиц с воздухом для транспортировки в камеру сгорания, в которой запускают процесс диспергации наночастиц с образованием вторичных кластеров и фрагментов оболочки, причем радиус вторичных кластеров не должен превышать 25 нм и определяется из заданного соотношения.

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к способам работы детонационных ракетных двигателей. Способ заключается в том, что твердое горючее и твердый окислитель размещают в отдельных газогенераторах, осуществляют нагрев и газификацию твердого горючего и твердого окислителя при помощи соответствующих дополнительных зарядов твердого топлива с низкой скоростью горения.

Изобретение относится к нанотехнологии, оптоэлектронике и медицинской диагностике и может быть использовано при специфической флуоресцентной молекулярно-нацеленной визуализации маркеров, диагностике заболеваний, а также при изготовлении средств для обнаружения утечек. Квантовая точка имеет кристаллическую структуру вюрцита и размер 6-8 нм.
Наверх