Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для измерения линейных ускорений и угловых скоростей в составе малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), работающей в условиях сильной вибрации, высокодинамичного беспилотного летательного аппарата с повышенной надежностью. Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной БИНС содержит корпус, выполненный в виде двух усеченных правильных четырехугольных пирамид, соединенных основаниями, разъем и элементы электропроводки. При этом корпус установлен на четыре амортизатора и содержит четыре акселерометра, установленные на первую усеченную пирамиду таким образом, что их оси чувствительности перпендикулярны боковым граням пирамиды и пересекаются в одной точке, два динамически настраиваемых гироскопа, установленные на противоположных гранях второй усеченной пирамиды таким образом, что их оси чувствительности симметричны относительно высоты пирамиды, а точка пресечения осей каждого динамически настраиваемого гироскопа находится на апофеме боковой грани. Технический результат – повышение точности, надежности и механической устойчивости заявленного блока датчиков малогабаритной БИНС. 5 ил.

 

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для измерения линейных ускорений и угловых скоростей в составе малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы, работающей в условиях сильной вибрации, высокодинамичного беспилотного летательного аппарата с повышенной надежностью.

Наиболее близким к заявляемым техническим решениям является амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной системы (Патент РФ на полезную модель №121364, МПК: G01C 21/00, опубл. 20.10.2012 г., бюл. №29), состоящий из амортизируемого корпуса, в состав которого включены три акселерометра, два динамически настраиваемых гироскопа, элементы электропроводки и съема информации. К недостаткам устройства можно отнести недостаточную надежность устройства, вызванную тем, что в условиях сильной вибрации, характерной для полета высокодинамичных беспилотных летательных аппаратов, увеличивается вероятность выхода из строя любого акселерометра или динамически настраиваемого гироскопа, т.к. они содержат подвижные части, подверженные вибрации. При их отказе устройство перестает выполнять свою функцию, что приводит к неисправности системы управления беспилотного летательного аппарата.

Известны навигационная система и корпус навигационной системы (Патент РФ №2702845, МПК: G01C 21/00, опубл. 11.10.2019, бюл. 29), состоящий из корпуса, четырех волоконно-оптических гироскопов, четырех угловых акселерометров, четырех линейных акселерометров и блока электроники. К недостаткам указанного устройства можно отнести большие габариты, низкую устойчивость к механическим нагрузкам, отсутствие амортизированного основания, избыточное количество датчиков для системы управления беспилотного летательного аппарата.

Известен датчик крена и оборотов быстровращающегося управляемого снаряда (Патент РФ на полезную модель №143669, МПК: G01C 21/00, опубл. 27.07.2014 г., бюл. №21), состоящий из двух МЭМС акселерометров, МЭМС датчика угловой скорости, датчика магнитного поля, блока электроники. К недостаткам устройства можно отнести недостаточную надежность устройства, вызванную тем, что при выходе из строя любого акселерометра или датчика угловой скорости устройство перестает выполнять свою функцию, низкую точность МЭМС датчиков, устройство измеряет только угол крена и угловую скорость относительно продольной оси, что недостаточно для управления высокодинамичным беспилотным летательным аппаратом.

Технический результат, создаваемый изобретением, - повышение точности, надежности и механической устойчивости устройства.

Для достижения указанного результата предлагается резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной системы, содержащий корпус, установленный на четыре амортизатора, выполненный в виде двух усеченных правильных четырехугольных пирамид, соединенных основаниями, четыре акселерометра, установленные на первую усеченную пирамиду таким образом, что их оси чувствительности перпендикулярны боковым граням пирамиды и пересекаются в одной точке, два динамически настраиваемых гироскопа, установленные на противоположных гранях второй усеченной пирамиды таким образом, что их оси чувствительности симметричны относительно высоты пирамиды, а

точка пересечения осей каждого динамически настраиваемого гироскопа находится на апофеме боковой грани, разъем и элементы электропроводки.

Применение вместо трех акселерометров четырех, использование сигналов всех четырех измерительных осей двух динамически настраиваемых гироскопов, а также расположение датчиков специальным образом, позволит обеспечить функционирование устройства при выходе из строя любого одного из четырех акселерометров и при выходе из строя любой одной из четырех измерительных осей двух динамически настраиваемых гироскопов. При исправном функционировании всех датчиков точность определения проекций угловой скорости и линейного ускорения возрастает по сравнению с амортизированным блоком датчиков, содержащим три акселерометра и два динамически настраиваемых гироскопа.

Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «новизна».

Реализация отличительных признаков заявленного устройства позволяет обеспечить повышение точности, надежности и механической устойчивости устройства.

Указанные обстоятельства обуславливают, по мнению заявителя, соответствие данного технического решения критерию «изобретательский уровень». Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг. 1 - структурная схема резервированного блока датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы,

на фиг. 2 - рисунок, показывающий направление измерительных осей акселерометров изделия,

на фиг. 3 - рисунок, показывающий направление измерительных осей динамически настраиваемых гироскопов изделия,

на фиг. 4 - общий вид резервированного блока датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы,

на фиг. 5 - чертеж конструкции резервированного блока датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы.

Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы состоит из корпуса 1, на который действуют внешнее линейное ускорение а и угловая скорость Ω, четыре акселерометра 2…5, предназначенные для измерения проекций линейного ускорения а на оси a1, а2, а3, а4, два динамически настраиваемых гироскопа 6, 7, каждый из которых измеряет проекции вектора угловой скорости Ω на две оси Ω1, Ω2 и две оси Ω3, Ω4 соответственно, разъема и элементов электропроводки 8, четырех устройств амортизации 9-12, предназначенных для уменьшения влияния вибрации, характерной для работы двигательной установки высокодинамичных беспилотных летательных аппаратов.

Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы работает следующим образом. Через разъем и элементы электропроводки 8 на акселерометры 2…5 подается напряжение питания, на динамически настраиваемые гироскопы 6, 7 подается напряжение питания и управляющие сигналы. Происходит включение датчиков линейного ускорения и динамически настраиваемых гироскопов. На корпус 1 и закрепленные на нем четыре акселерометра 2…5 и два динамически настраиваемых гироскопа 6, 7 воздействуют силы, зависящие от вектора линейного ускорения а и вектора угловой скорости Ω. Акселерометры 2…5 измеряют величину проекции вектора линейного ускорения а на оси чувствительности a1, а2, а3, а4. Динамически настраиваемый гироскоп 6 измеряет величину проекции вектора угловой скорости Ω на оси чувствительности Ω1, Ω2. Динамически настраиваемый гироскоп 7 измеряет величину проекции вектора угловой скорости Ω на оси чувствительности Ω3, Ω4. Особенностью данной схемы является избыточность измеряемой информации о воздействующем параметре. Так при одновременном пропадании одного из параметров a1, а2, а3, а4 и одного из параметров Ω1, Ω2, Ω3, Ω4 существует возможность по трем оставшимся параметрам каждого наименования определить значение вектора линейного ускорения а и вектора угловой скорости Ω, воздействующих на корпус 1.

Изобретение может быть использовано для измерения линейных ускорений и угловых скоростей в составе малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы, работающей в условиях сильной вибрации, высокодинамичного беспилотного летательного аппарата с повышенной надежностью.

Резервированный амортизированный блок датчиков малогабаритной бесплатформенной инерциальной навигационной системы, содержащий корпус, выполненный в виде двух усеченных правильных четырехугольных пирамид, соединенных основаниями, разъем и элементы электропроводки, отличающийся тем, что корпус установлен на четыре амортизатора и содержит четыре акселерометра, установленные на первую усеченную пирамиду таким образом, что их оси чувствительности перпендикулярны боковым граням пирамиды и пересекаются в одной точке, два динамически настраиваемых гироскопа, установленные на противоположных гранях второй усеченной пирамиды таким образом, что их оси чувствительности симметричны относительно высоты пирамиды, а точка пресечения осей каждого динамически настраиваемого гироскопа находится на апофеме боковой грани.



 

Похожие патенты:

Устройство для определения координат и параметров движения наблюдаемого ферромагнитного объекта содержит координатор наблюдаемого объекта и счетно-решающий прибор, включающий модульный магнитометр и прибор-диспетчер. Обеспечивается повышение точности определения координат и параметров движения наблюдаемого объекта.

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при создании и модернизации средств контроля работоспособности навигационной аппаратурой потребителя (НАП) спутниковой радионавигационной системы (СРНС) воздушного судна (ВС). Техническим результатом изобретения является повышение вероятности правильного контроля работоспособности НАП СРНС.

Настоящее изобретение относится к способу помощи в движении и устройству помощи в движении. Способ помощи в движении побуждает датчик к обнаружению границы полосы движения, имеющейся вблизи транспортного средства, вычисляет собственные позиции транспортного средства, преобразует систему координат обнаруженной границы полосы движения в систему координат, эквивалентную картографическим данным, хранящимся в запоминающем устройстве, в соответствии с собственными позициями.

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных путей (ВВП) Российской Федерации (РФ), а также портов и прибрежных морских районов, в том числе районов с интенсивным судоходством.

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к средствам защиты от вибрационных и ударных нагрузок, воздействующих на бесплатформенную инерциальную навигационную систему в процессе эксплуатации воздушного судна. Амортизатор системы виброзащиты инерциальной навигационной системы включает втулку с осевым каналом, установленный на втулку упругий элемент, имеющий форму тела вращения.

Изобретение относится к области устройств для определения координат местоположения наземного транспортного средства, в частности, к одометрическим системам навигации. Одометрическая система навигации дополнительно содержит блок курсовой коррекции и запоминающее устройство, при этом выход блока курсовой коррекции соединён с третьим входом вычислительного устройства, первый вход соединён со вторым выходом курсовой системы, второй вход соединён с третьим выходом вычислительного устройства, а третий вход соединён с выходом запоминающего устройства.

Группа изобретений относится к навигации морских районов. Самоходный гидроакустический буй-маяк содержит источник тока, аппаратуру управления, антенну и приемник спутниковой системы навигации типа ГЛОНАСС, аппаратуру подводной связи, приема и излучения гидроакустических сигналов, приемный усилитель и дешифратор, электронную аппаратуру маяка, якорное устройство с якорем, якорным канатом и вьюшкой, бортовую систему управления, радиопередатчик, запоминающее устройство, вычислительное устройство, датчики гидростатического и гидродинамического давления, фиксатор вытравленного с вьюшки якорного каната и устройство отделения коренного конца якорного каната от крепления на вьюшке.

Группа изобретений относится к способу навигации подвижных объектов (ПО) и многофункциональной рентгеновской навигационной системе. Для навигации подвижных объектов формируют на борту ПО импульсное рентгеновское излучение в сторону платформы (ПЛ), на которой производят его прием и обработку, формируют выходной сигнал с помощью рентгеновского канала связи, который принимают на борту ПО, где формируют навигационную информацию о дальности и углах взаимной ориентации ПО относительно ПЛ.

Изобретение относится к области вооружения, военной и специальной техники и является устройством автоматического оценивания проходимости местности с целью исключения человеческого фактора при оценке местности и прогнозировании действий войск противника. Данное устройство основано на работе искусственных нейронных сетей (ИНС) пяти типов: I тип - вычисление скорости при симуляции нормальных метеоусловий для объектов карты без дорожного покрытия; II тип - вычисление скорости при симуляции нормальных метеоусловий для объектов карты с дорожным покрытием; III тип - вычисление скорости при наличии увлажненности грунта для объектов карты без дорожного покрытия; VI тип - вычисление скорости при наличии увлажненности грунта и положительной глубины снежного покрова для объектов карты без дорожного покрытия; V тип - вычисление скорости при наличии положительной глубины снежного покрова для объектов карты с дорожным покрытием.

Изобретение относится к инерционной навигации, а именно к навигационным приборам, определяющих параметры движения объекта управления, и может быть применено в системах навигации и автоматического управления. Бесплатформенная инерциальная система включает корпус, устройство измерения линейного ускорения с тремя чувствительными элементами, расположенными по трем взаимно перпендикулярным осям, устройство измерения угловой скорости с тремя волоконно-оптическими каналами, расположенными по трем взаимно перпендикулярным осям, блок электроники, состоящий из блока сбора данных и блока вычислителя, и блок вторичного электропитания.
Наверх