Шлейф-вибраторная антенна низких частот

Изобретение относится к радиотехнике и служит для излучения электромагнитных колебаний на линиях связи низкочастотных диапазонов радиоволн. Техническим результатом является расширение рабочей полосы пропускания. Технический результат достигается тем, что предложена шлейф-вибраторная антенна низких частот, разворачиваемая с помощью мультикоптера среднего размера, мультикоптер работает в режиме зависания и соединен через изолятор с двумя кабель-тросами, длина которых соизмерима с 0,25λ, нижние концы кабель-тросов соединены с одним и тем же проводником электрического противовеса, противовес выполнен в виде не менее трех электрических проводников, расположенных и закрепленных на земле и радиально расходящихся от точки их соединения в центре, нижние концы кабель-тросов разнесены от точки соединения проводников противовеса на расстояние, соизмеримое с 0,025λ, электродами вывода антенны являются нижний конец одного основного кабель-троса и точка соединения источника питания. 3 ил.

 

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для излучения электромагнитных колебаний на линиях связи низкочастотных диапазонов радиоволн, преимущественно в международной автоматизированной системе оповещения NAVTEX, а так же при развертывании в местах, не приспособленных для строительства капитальных антенных сооружений, на радиопередающих нестационарных центрах с изменяемой дислокацией их на местности и как резервный вариант на существующих радиопередающих станциях. Безмачтовая шлейф - вибраторная антенна низких частот адаптируется к мобильному исполнению с оперативным вводом в рабочее состояние.

Со времен изобретения радиоантенн в опытных исполнениях для диапазонов низких частот ввиду значительной протяженности излучателей применяют безмачтовые протяженные антенные устройства с использованием в качестве подъемно-удерживающих устройств воздушных змеев, предназначенных для подъема на высоту и удержания удлиненных излучающих проводников, в целях повышения эффективности работы радиопередающих устройств. Известна и промышленная реализация антенны «Змей» из комплекта переносной шлюпочной радиостанции «Плот» для подачи сигналов бедствия и связи со спасателями, применявшаяся с 1960 года (В.В. Демидов, В.А. Доливо. В.В. Пономаренко, М.А. Сырых, Н.И. Чернозубова, А.Н. Пипченко. Квалифицированный матрос (Able Seaman). Уч. Пос.под ред. профессора Пипченко А.Н.. Изд.: Центр подготовки и аттестации плавсостава Одесской Государственной Морской Академии. 1997 г.)

Известная антенна «Змей» обладает недостаточной надежностью обеспечения работы из-за необходимости применения только в ветряную погоду и малой подъемной силой из-за ограниченных размеров подъемного устройства для мобильного укомплектования радиостанции.

Известна выпускная самолетная антенна из элементов, часть которых закреплена на фюзеляж самолета, а часть - расположена на выпускном тросе (А.С. СССР №1160492, опубл. 07.06.1985). Антенна содержит излучатель, выполненный из провода, выпускную изоляционную трубку, установленную в самолете, через которую пропущен трос-излучатель, одним концом прикрепленный к лебедке, установленной в самолете, а другим к стабилизирующему устройству, нанизанному на трос.

Известная выпускная самолетная антенна имеет низкую надежность в эксплуатации, обусловленную усложненным устройством стабилизации при ее складывании, что приводит к ее обрывам.

Известна аэростатная антенна зонтичного типа (Пат. РФ №2340986, опубл. 10.12.2008 г.) Антенна включает аэростат с оболочкой сферической формы и пропущенную через верхний и нижний полюсы оболочки вертикальную штангу, на вершине которой с помощью строп закреплено флюгирующее аэродинамическое объемное тело, а также лебедку с привязными тросами, противовес и емкостную нагрузку зонтичного типа, выполненную в виде радиально расходящихся проводников, размещенных на поверхности аэродинамического объемного тела. Причем один из привязных тросов аэростата выполнен с токопроводящим покрытием, точка соединения радиально расходящихся проводников прикреплена к вершине штанги, а свободные концы проводников - к каркасу объемного тела, при этом нижний конец токопроводящего троса и точка соединения проводников противовеса являются входом-выходом антенны.

Недостатками известной антенны являются конструктивная сложность устройства для реализации емкостной нагрузки зонтичного типа, предназначенной для снижения высоты подъема токопроводящего троса за счет увеличения действующей высоты антенны и эксплуатационная сложность, обусловленная обеспечением взаимодействия элементов системы при необходимости воздействии на аэростат дополнительной ветровой нагрузки, разворачивающей его навстречу ветровому потоку для создания дополнительной аэродинамической подъемной силы аэростата и стабилизации его в пространстве.

Известна аэростатная антенна (Пат. РФ №2320058, опубл.20.03.2008). Антенна содержит аэростат, кабель-трос и изолятор, через который они соединены между собой, и снабжена дополнительной емкостной нагрузкой зонтичного типа, конструктивно выполненной в виде трех и более электрических проводников. Каждый из проводников верхним концом прикреплен к точке присоединения кабеля-троса к изолятору, а нижним через дополнительный изолятор соединен с растяжкой, заякоренной к земле, и снабжена электрическим противовесом в виде трех и более электрических проводников, соединенных одним концом между собой. Проводники электрического противовеса расположены на поверхности земли и радиально расходятся от точки соединения, при этом данная точка соединения проводников противовеса является одним электродом вывода антенны, а нижний конец кабеля-троса является другим электродом этого вывода, которым антенна подключается к радиопередающему устройству.

Недостатками известной антенны являются необходимость повышенной подъемной силы летательного аппарата аэростата, обусловленной обтяжкой трех и более электрических проводников с растяжками при центровке кабель-троса. Дополнительно к этому антенны с разветвленной верхней частью имеют пониженные антифединговые свойства. Кроме того, рабочая полоса пропускания известной антенны недостаточна широкая.

Целью изобретения является создание шлейф - вибраторной антенны низких частот повышенной эффективности, предназначенной для работы преимущественно в международной автоматизированной системе оповещения NAVTEX, с использованием привязного летательного аппарата в виде мультикоптера, в зависшем состоянии с возможностью стабильного поддержания длины излучающих проводников вибратора, соизмеримой с 0,25λ.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, состоит в расширении рабочей полосы пропускания и, как следствие, в увеличении скорости передачи информации и объема передаваемой информации.

Для достижения указанного технического результата в шлейф-вибраторной антенне низких частот, разворачиваемой с помощью привязного летательного аппарата, соединенного через изолятор с кабель-тросом, нижний конец которого является электродом вывода антенны и подключен к радиопередающему устройству, содержащей электрический противовес в виде не менее трех электрических проводников, расположенных и закрепленных на земле и радиально расходящихся от точки их соединения в центре, дополнительно к изолятору присоединен еще один кабель-трос, при этом длина каждого кабель-троса соизмерима с 0,25λ, нижние концы кабель-тросов соединены с одним и тем же проводником электрического противовеса и разнесены друг от друга от точки соединения радиально расходящихся проводников электрического противовеса на расстояние, соизмеримое с 0,025λ, вторым электродом вывода антенны является точка соединения источника питания с этим проводником, в качестве привязного летательного аппарата используют мультикоптер средних размеров, работающий в режиме зависания.

Длина вибратора, то есть высота подъема кабель-троса, соизмеримая с 0,25λ, резко улучшает характеристики излучения антенной и приводит к повышению коэффициента полезного действия с повышением дальности передачи информации.

Шлейф - вибраторная антенна низких частот иллюстрируется чертежами, представленными на фиг. 1-3.

На фиг. 1 показан эскиз устройства шлейф-вибраторной антенны низких частот, на фиг. 2 приведен график изменения КСВ в рабочем диапазоне, на фиг. 3 - диаграммы направленностей в горизонтальной и вертикальной плоскости с электрическими параметрам.

Предлагаемая шлейф - вибраторная антенна низких частот, разворачиваемая с помощью привязного летательного аппарата, представленного мультикоптером 1 среднего размера, к которому присоединен кабель-трос 2 через изолятор 3. Нижний конец кабель-троса 2 является электродом вывода антенны и подключен к радиопередающему устройству (на фиг. 1 не показано). Дополнительно к изолятору 3 присоединен второй кабель-трос 4. Оба кабель-троса 2 и 4 представляют емкостную нагрузку антенны, длина каждого кабель-троса 2,4 соизмерима с 0,25λ. Антенна содержит электрический противовес, выполненный в виде не менее трех электрических проводников 5, которые расположены и закреплены на земле и радиально расходятся от точки 6 их соединения в центре. Нижние концы обоих кабель-тросов 2 и 4 соединены с одним и тем же электрическим проводником 5 электрического противовеса соответственно в точках 7 и 8 и разнесены от точки 6 на одинаковое расстояние, соизмеримое с 0,025λ. Вторым электродом вывода антенны является точка 9 соединения источника питания с этим проводником.

Шлейф - вибраторная антенна работает следующим образом.

После подъема мультикоптера 1, который работает в режиме зависания, на заданную высоту 150 метров, удерживаемые в натяжке кабель-тросы 2 и 4 через изолятор 3 и крепления в точках 7 и 8 к проводникам 5 противовеса, с использованием проводимости проводников 5, создают электрический шлейф, к которому через электроды вывода антенны фидером (на фиг. 1не показан) подключается радиопередающее устройство. Таким образом, два проводящих кабель-троса 2 и 4, соединенные между собой через изолятор 3, образуют двухпроводный вибратор протяженностью 0,25λ, то есть плечо классического шлейф - вибратора Пистолькорса с разносом проводников в районе подключения антенны к фидеру на расстояние соизмеримое с 0,025λ, (фиг. 1). И если в аэростатной антенне (Пат. РФ №2320058) настроенный четвертьволновый однопроводный вибратор обладает классическим входным сопротивлением соизмеримым с 36 Ом, то полувибратор Пистолькорса имеет сопротивление 144 Ома. Работа шлейф-вибратора Пистолькорса широко освещена в технической литературе. Компьютерное моделирование на частоте 500 кГц, то есть длине волны 600 метров, при четвертьволновом вибраторе полностью подтвердило эти значения в полосе частот практически 1,5 раза шире, чем у одиночного вибратора, то есть вместо 26 кГц стало 37 кГц, что подтверждается графиком изменения КСВ (фиг. 2). Кроме этого, не параллельное размещение кабель-тросов 2 и 4, сходящихся к изолятору 3, не повлияло на работоспособность, что подтверждается формами диаграмм направленностей и основными параметрами антенны (фиг. 3). Вырождение проводника емкостной нагрузки антенны (Пат. №2320058), уменьшающей высоту подъема однопроводного вибратора, во второй кабель-трос при предложенной трансформации излучателя антенной системы в шлейф-вибратор Пистолькорса повышает высоту подъема вибратора относительно антенн с емкостной нагрузкой, но при использовании мультикоптеров становится не критичной. Дополнительно к этому, при использовании мультикопреров, необходимость использования прочных стальных кабель-тросов с покрытиями повышенной проводимости, в известных, указанных выше, выполняющих функции удержания аэростатов, в предлагаемом техническом решении не требуется, так и выполнять кабель-трос в предлагаемой антенне можно из тонкого широко используемого при развертывании мобильных антенн медного, с малым электрическим сопротивлением, антенного канатика. При применении в системах NAVTEX передатчиков с мощностями, соизмеримыми с 500 Вт, при подъеме обеспечивающего работу антенного канатика диаметром 3,5 мм, для частот 490 кГц и 518 кГц, на высоту 150 м, достаточно подъемной силы мультикоптера от 8 кг, что многократно упрощает эксплуатацию и удешевляет стоимость антенного сооружения. При этом ввиду десятиминутных сеансов передачи информации в системах NAVTEX, по расписанию в четырехчасовых циклах между сеансами, зарядов аккумуляторов, широко применяемых мультикоптеров будет хватать более, чем на суточную эксплуатацию без подзарядки.

Предлагаемая шлейф - вибраторная антенна низких частот особенно актуальна для северного морского пути, т.к. в настоящее время вдоль северного морского пути установлены всего две стационарные мачтовые станции NAVTEX при потребности в них в количестве десяти, но из- за сложности доставки оборудования и монтажа стационарных мачтовых станций NAVTEX по - прежнему не хватает. Предложенная шлейф - вибраторная антенна низких частот, преимущественно применяемая в системах NAVTEX, может с успехом восполнить этот недостаток. Кроме того, она может успешно использоваться как резервный вариант для радиоцентров низких частот, в том числе в мобильном варианте, и в качестве оперативно развертываемых или запасных комплектов военных радиостанций.

Шлейф-вибраторная антенна низких частот, разворачиваемая с помощью привязного летательного аппарата, соединенного через изолятор с кабель-тросом, нижний конец которого является электродом вывода антенны и подключен к радиопередающему устройству, содержащая электрический противовес в виде не менее трех электрических проводников, расположенных и закрепленных на земле и радиально расходящихся от точки их соединения в центре, отличающаяся тем, что дополнительно к изолятору присоединен еще один кабель-трос, при этом длина каждого кабель-троса соизмерима с 0,25λ, нижние концы кабель-тросов соединены с одним и тем же проводником электрического противовеса и разнесены друг от друга от точки соединения радиально расходящихся проводников электрического противовеса на расстояние, соизмеримое с 0,025λ, вторым электродом вывода антенны является точка соединения источника питания с этим проводником, в качестве привязного летательного аппарата используют мультикоптер средних размеров, работающий в режиме зависания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиотехнике и служит для излучения электромагнитных колебаний на линиях связи низкочастотных диапазонов радиоволн, а также при развертывании в местах, не приспособленных для строительства капитальных антенных сооружений. Техническим результатом является расширение полосы пропускания, обеспечение длительной работы и уменьшение веса мультикоптера.

Изобретение относится к антенной технике, в частности к антеннам базовых станций связи. Технический результат - создание антенны базовой станции простой конструкции с высоким коэффициентом усиления.

Изобретение относится к антенной технике, в частности к широкополосным антеннам. Техническим результатом является повышение КПД действия и излучаемой мощности антенны в области нижних частот, а также расширение рабочего диапазона частот антенны в сторону нижних частот.

Использование: перестраиваемая антенна НЧ, СЧ, ВЧ диапазонов относится к области радиотехники и может быть использована в качестве антенны, поднимаемой летательным аппаратом, для работы в диапазонах длин радиоволн низких частот, средних частот и высоких частот. Наиболее эффективно данная антенна может быть использована в радиопередающих нестационарных радиоцентрах с изменяемой дислокацией их на местности (мобильных для оперативной организации радиопередающих центров и перебазируемых радиопередатчиков, связанных с излучением электромагнитных волн, научных лабораторий).

Заявленный способ относится к радиотехнике с эксплуатацией особенностей плазмы в конденсированных средах и может быть использован для проектирования устройств радиотехники, включая передающие и приемные плазменные антенны (ПА). Техническим результатом является повышение точности определения характеристик поверхностных электромагнитных волн при проектировании ПА.

Заявленный способ относится к радиотехнике с эксплуатацией особенностей плазмы в конденсированных средах и может быть использован для проектирования устройств радиотехники, включая передающие и приемные плазменные антенны (ПА). Техническим результатом является повышение точности определения характеристик поверхностных электромагнитных волн при проектировании ПА.

Антенна, применимая для терминала, содержит: область заземления, первый излучатель, второй излучатель и точку питания, соединенную с первым и со вторым излучателями; при этом область заземления соединена с первым излучателем и со вторым излучателем, соответственно, и на ней имеется точка заземления; между первым и вторым излучателями сформирована щелевая связь; причем первый излучатель имеет диапазон рабочих частот в диапазоне частот 5G, а второй излучатель имеет диапазон рабочих частот в диапазоне частот 4G.

Изобретение относится к антенной технике, в частности к коническим спиральным антеннам космических аппаратов. Антенна содержит два эквиугольных спиральных излучателя, выполненных в виде лент, и симметрирующее устройство, расположенное по оси антенны и выполненное в виде круглого коаксиального волновода, на конце которого размещены два выходных проводника.

Изобретение относится к вертикальным тросовым антеннам, носителями которых могут быть как аппараты с аэростатической, так и аэродинамической подъемной силой. Технический результат - повышение надежности работы тросовой антенны.

Изобретение относится к антенной технике. Антенный компонент для использования в электронном устройстве, содержащий: проводящую раму, включающую: щель, выполненную с возможностью излучения сигнала антенного компонента; и первую секцию проводящей рамы, сформированную путем разделения проводящей рамы щелью, при этом точка питания находится на первой секции проводящей рамы вблизи щели, первая секция проводящей рамы содержит участок длины от точки питания до конца в направлении от щели, и этим участком длины и первым элементом заземления сформирована канавка; и схему генерации сигнала, электрически подключенную к точке питания и выполненную с возможностью генерации сигнала диапазона L5, когда источник сигнала подключен к схеме генерации сигнала, так что канавка генерирует сигнал диапазона L1.
Наверх