Асфальтобетонная смесь, содержащая заполнитель из отходов металлургического производства и битумное вяжущее марки pg

Изобретение относится к области производства дорожно-строительных материалов, а именно к составу для асфальтобетонной смеси; может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также при ремонте дорожных покрытий городских улиц и дорог в I-III климатической зоне и континентальных условиях Сибири и Дальнего Востока. Асфальтобетонная смесь включает битумное вяжущее марки не ниже PG 52-40, а в качестве заполнителя содержит в своем составе отходы металлургического производства при следующем соотношении компонентов, мас. %: щебень шлаковый фр. 8-16 мм - 35,4-42,4; щебень шлаковый фр. 4-8 мм - 18,2-25,2; песок шлаковый фр. 0-4 мм - 37,4-41,4, причем битумное вяжущее присутствует в смеси 3,9-4,5 мас. % сверх 100 мас.% от минеральной части. Использование данного изобретения позволяет повысить эксплуатационные характеристики асфальтобетона в неблагоприятных условиях эксплуатации; расширить область использования отходов металлургических производств, обеспечить их утилизацию, улучшая экологическую ситуацию, а также снизить себестоимость асфальтобетонных смесей. 4 табл., 2 ил.

 

Изобретение относится к области производства дорожно-строительных материалов, а именно к составу для асфальтобетонной смеси, и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также при ремонте дорожных покрытий городских улиц и дорог в I-III климатической зоне и континентальных условиях Сибири и Дальнего Востока.

Известна асфальтобетонная смесь, содержащая в своем составе щебень, песок из горных пород, минеральный порошок и битум, рационально подобранные в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-2013 (ГОСТ 9128-2009).

Основным недостатком асфальтобетонных смесей, запроектированных по ГОСТ 9128-2013 (ГОСТ 9128-2009), является однократное одноосное нагружение образцов до разрушения. Такое отсутствие движения в сторону моделирования реальных условий эксплуатации имеет множественные негативные последствия в виде ухудшения показателей тепло- и трещиностойкости асфальтобетона (уплотненной асфальтобетонной смеси), снижению эксплуатационных характеристик, а также к сокращению межремонтного срока службы асфальтобетонного покрытия.

Также известна асфальтобетонная смесь (Патент РФ №2591938 C08J 11/00, С04В 26/26, C08L 95/00, 2016), содержащая щебень, шлаковый песок и модифицированное серой вяжущее (мас. % 0,45-2,4 сверх 100% от минеральной части), а также асфальтобетонная смесь (патент РФ №2697468 С04В 26/26, Е01С 7/22, C08L 95/00, 2019), включающая в свой состав отработанную формовочную смесь (мас. % 5-20 от минеральной части).

Недостатками вышеуказанных изобретений, являются соответствие их состава и физико-механических свойств требованиям «устаревшего» ГОСТ 9128-2013 (ГОСТ 9128-2009), а также содержание вяжущего, не учитывающее реальные условия эксплуатации в дорожном покрытии.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является асфальтобетонная смесь, соответствующая марке SP-16Л по ГОСТ Ρ 58401.1-2019 (прототип), включающая щебень, песок из горных пород, минеральный порошок и битум марки PG, запроектированная по системе объемно-функционального проектирования «Superpave».

Однако данная асфальтобетонная смесь, несмотря на принципиально новую для России методологию ее проектирования и повышенную по сравнению с ГОСТ 9128-2013 (ГОСТ 9128-2009) эксплуатационную надежность, не решает вопросы ее применения в дорожных покрытиях в условиях необеспеченного стока поверхностных вод, а также проблему адгезионных связей между минеральным заполнителем и вяжущим. Существенным недостатком таких смесей является их высокая себестоимость производства.

Задачей заявляемого изобретения является создание асфальтобетона (уплотненной асфальтобетонной смеси) дорожных покрытий с улучшенными эксплуатационными характеристиками, достаточными для восприятия повторяющихся динамических нагрузок от транспортных средств и температурных колебаний окружающей среды, а также позволяющего расширить номенклатуру строительных материалов.

Поставленная задача решается тем, что асфальтобетонная смесь, включающая битумное вяжущее марки PG не ниже PG 52-40 по ГОСТ Ρ 58400.1-2019, согласно изобретению содержит в своем составе в качестве заполнителя отходы металлургического производства при следующем соотношении компонентов, мас. % (битум сверх 100%):

- щебень шлаковый фр. 8-16 мм - 35,4-42,4;

- щебень шлаковый фр. 4-8 мм - 18,2-25,2;

- песок шлаковый фр. 0-4 мм - 37,4-41,4;

- битумное вяжущее марки не ниже PG 52-40 - 3,9-4,5.

Отличительным существенным признаком заявляемого изобретения является полное замещение в минеральном остове (составе) асфальтобетонной смеси традиционного заполнителя отходами металлургического производства, что значительно снижает себестоимость ее приготовления на асфальтобетонном заводе.

Химический состав основных элементов сталеплавильных шлаков, мас. %, представлен в таблице 1.

Повышенное содержание в структуре сталеплавильных шлаков СаО обуславливает их лучшее сцепление (адгезию) с битумом.

Также следует отметить, что благодаря основным свойствам сталеплавильного шлака (CaO/SiCO2=1,6…1,8), в условиях повышенной влажности (участки длительно стоящих поверхностных вод с необеспеченным стоком) образуется коагуляционно-кристаллизационная микроструктура, которая способствует проявлению у асфальтобетона (уплотненной асфальтобетонной смеси) повышенной прочности в водонасыщенном состоянии, что также обеспечивает его долговечность.

Крупный заполнитель минерального остова асфальтобетонной смеси представлен отвальным мартеновским сталеплавильным шлаком, предварительно разделенным (механизировано) на фракции 8-16 мм и 4-8 мм, мелкий заполнитель - конвертерным сталеплавильным шлаком фракции 4-8 мм Новокузнецкого металлургического комбината (г. Новокузнецк, Кемеровская область) или других металлургических комбинатов, шлаки которых имеют схожий химический и фазовый состав.

Для производства асфальтобетонной смеси не требуется изменять традиционную технологию ее приготовления на асфальтобетонном заводе. Ее готовят следующим образом. Отвальный мартеновский сталеплавильный шлак подвергают предварительной сортировке с разделением его на шлаковый щебень фракций 8-16 мм и 4-8 мм. Конвертерный шлак сортировке не подвергают. Предварительно перемешивают смесь фракций до однородного состава. Далее полученную смесь сушат в сушильном барабане асфальтосмесительной установки до постоянной массы при температуре 170-180°С. После нагрева шлакового щебня в смесителе к нему добавляют нагретый битум, и перемешивают полученную смесь в течение 45-60 с (в зависимости от объема замеса и влажности заполнителя) при температуре 136-151°С. Температура асфальтобетонной смеси на выходе из смесителя (бункера-накопителя) должна составлять 140°С-150°С.

Пример. Для приготовления асфальтобетонной смеси используют состав при следующем соотношении компонентов, мас. % (таблица 2):

Гранулометрический состав минеральной части асфальтобетонной смеси представлен на фиг. 1.

Проектные характеристики асфальтобетонной смеси приведены в таблице №3.

Уплотнение образцов цилиндрической формы диаметром 150 мм осуществлялось на вращательном уплотнителе - гираторе. Число оборотов и размер образцов соответствует ГОСТ Ρ 58401.3-2019, ГОСТ Ρ 58401.13-2019 (см. фиг. 2).

Из результатов испытаний, приведенных в таблице №4, следует, что использование заявляемого изобретения позволяет повысить эксплуатационные характеристики асфальтобетона (уплотненной асфальтобетонной смеси) в неблагоприятных условиях эксплуатации; а также расширить область использования отходов металлургических производств, обеспечить их утилизацию, улучшая экологическую ситуацию; снизить себестоимость асфальтобетонных смесей.

Асфальтобетонная смесь, включающая битумное вяжущее марки не ниже PG 52-40 и в качестве заполнителя отходы металлургического производства при следующем соотношении компонентов, мас. %:

- щебень шлаковый фр. 8-16 мм - 35,4-42,4;

- щебень шлаковый фр. 4-8 мм - 18,2-25,2;

- песок шлаковый фр. 0-4 мм - 37,4-41,4;

- битумное вяжущее марки не ниже PG 52-40 - 3,9-4,5 сверх 100 мас.% от минеральной части.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству дорожных покрытий, в частности к асфальтобетонным смесям, используемым для устройства покрытий при строительстве автомобильных дорог, аэродромов, спортивных площадок во всех климатических зонах. Асфальтобетонная смесь содержит вяжущее на битумной основе и минеральную часть, представленную щебнем M1200 фракции 5-20 мм, мелким песком, минеральным порошком МП-1, при этом смесь дополнительно содержит отход дробления керамогранита фракции 0-5 мм и адгезионную добавку Bitaden10 при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 3,48-5,17, адгезионная добавка Bitaden 10 в количестве 0,01-0,02, щебень 37,1, минеральный порошок 7,6, песок 4,8 и отход дробления керамогранита 45,32-47.
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства различных конструктивных слоев дорожных одежд. Технический результат заключается в сохранении прочностных характеристик цементоасфальтобетона при замене части цемента на основную топливную золу.
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства различных конструктивных слоев дорожных одежд. Состав цементоасфальтобетонной смеси дорожно-строительного назначения содержит, мас.%: минеральную часть в виде щебня гранитного фр.

Изобретение относится к полотну для усиления конструкций, таких как дороги или дорожные покрытия, имеющему ширину W2 в поперечном направлении. Полотно содержит основу.

Изобретение относится к полотну для усиления конструкций, таких как дороги или дорожные покрытия, имеющему ширину W2 в поперечном направлении. Полотно содержит основу.

Металлическая сетка предназначена для армирования асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог, тротуаров, аэродромов и площадок различного назначения. Сетка с шестиугольными ячейками сплетена из продольных, как правило стальных, проволок с антикоррозийным покрытием и снабжена поперечными укрепляющими элементами, которые размещены в скрутках сетки через равные интервалы по ее длине.

Изобретение относится к строительству и ремонту асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог, тротуаров, аэродромов и площадок различного назначения, а именно к способу формирования армирующего слоя асфальтобетонного покрытия с металлической сеткой. В соответствии со способом очищают нижележащий слой покрытия от загрязнений и, в зависимости от фактического состояния, ремонтируют и выравнивают его.

Изобретение относится к области дорожно-ремонтных работ и может быть использовано при повторном применении старого асфальтобетона. Способ повышения плотности и прочности асфальтогранулобетона включает дробление асфальтогранулята с последующим фракционированием, отбор фракции дробленого асфальтогранулята не свыше 20 мм, его смешивание с вяжущим – цементом марки не ниже 500, водой и водным раствором пластификатора "Оптима-ЖБИ-С".
Изобретение относится к области дорожно-ремонтных работ и может быть использовано при повторном применении старого асфальтобетона. Способ повышения плотности и прочности асфальтогранулобетона включает фракционирование асфальтогранулята, отбор фракции до 40 мм, нагрев до температуры 60-70°С, добавление при нагреве пластифицирующей добавки Wetfix BE или ДАД-ТА в количестве 0,5-0,6% от массы битума.

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к способу возведения дорожной одежды, и может использоваться на дорогах сельскохозяйственного назначения с малой интенсивностью движения в засушливых регионах России. Способ возведения дорожной одежды заключается в том, что вначале осуществляют профилирование и уплотнение земляного полотна, затем сооружают рабочий слой толщиной 10-20 см из песчаного грунта.

Изобретение относится к битумно-полимерным вяжущим, которые могут быть использованы при получении асфальтобетонов, гидроизоляционных покрытий, мастик и рулонных кровельных материалов для строительных работ. Предложено полимерно-битумное вяжущее, содержащее, мас.%: нефтяной гудрон 95-97 и полимерный компонент в виде стирол-бутадиен-стирол полимера линейного или радиального типа 3-5.
Наверх