Способ маневрирования гиперзвуковым летательным аппаратом

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к способам маневрирования гиперзвуковыми летательными аппаратами (ЛА). Для маневрирования ЛА наружную оболочку ЛА разделяют на четыре продольные части, электрически изолируют их друг от друга и на каждую из этих частей оболочки автономно подается электрический потенциал, величину и знак которого можно менять. При подаче на оболочку ЛА положительного электрического потенциала увеличится скорость, при подаче отрицательного – уменьшится. Достигается возможность маневрирования ЛА, а также уменьшение массы плазменного кокона, окружающего гиперзвуковой ЛА, что приводит не только к уменьшению степени разогрева его оболочки, но и к увеличению скорости летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Как известно, к гиперзвуковым летательным аппаратам относятся такие аппараты, которые движутся в атмосфере Земли со скоростями, превышающими скорость звука в пять и более раз. Так как все это происходит на высотах от 30 до 90 километров от поверхности Земли, где атмосфера все еще имеет относительно высокую плотность, то вокруг летательного аппарата происходит интенсивный разогрев атмосферы до температуры 1600-2000 градусов по Цельсию, что приводит к возникновению плазмы.

В статье В.А. Федорова «Оценка величины концентрации электронов плазмы и ее частоты в окрестности гиперзвукового летательного аппарата при его движении в атмосфере» (Радиофизический институт им. академика А.Л. Минца, г. Москва) прямо указывается, что концентрация свободных электронов в плазменном коконе, окружающем гиперзвуковой летательный аппарат, колеблется от 108 до 1018 см-3 в зависимости от высоты и скорости полета. Кроме свободных электронов в плазме присутствуют также и положительно заряженные ионы, лишившиеся этих электронов.

Так как масса протона в 1836 раз больше массы электрона, а положительно заряженный ион состоит из протонов и нейтронов, то соотношение масс отрицательно заряженной части плазмы к ее положительно заряженной части превышает величину 1:10000. А это значит, что при подаче на оболочку летательного аппарата положительного электрического потенциала за счет сил электрического отталкивания масса плазмы, окружающей летательный аппарат, уменьшится тысячи раз, что сразу же приведет к уменьшению сил аэродинамического сопротивления и, как следствие, к увеличению скорости летательного аппарата. И наоборот, при подаче отрицательного электрического потенциала на оболочку летательного аппарата за счет сил электрического притяжения произойдет увеличение массы плазмы вокруг летательного аппарата, что приведет к аэродинамическому торможению и уменьшение скорости аппарата.

Поэтому, если наружную оболочку гиперзвукового летательного аппарата разделить на четыре продольные части (1), как показано на фиг. 1, и электрически изолировать их друг от друга с помощью специальных прокладок (2), то у нас появится реальная возможность маневрировать летательным аппаратом посредством подачи электрического потенциала (положительного или отрицательного) на соответствующие части оболочки летательного аппарата.

С помощью частей оболочки, расположенных на оси X-X, можно будет менять курс летательного аппарата, а с помощью частей оболочки, размещенных на оси Y-Y менять его высоту. Если же подать одинаковый положительный потенциал на все четыре части оболочки летательного аппарата, то никакого маневра не будет, однако сразу же увеличится скорость гиперзвукового аппарата, что является важнейшей его характеристикой!.

Как известно, при отклонении аэродинамических рулей сразу же увеличивается аэродинамическое сопротивление, и, как следствие, уменьшается скорость летательного аппарата. Кроме того, аэродинамические рули являются местами наиболее интенсивного разогрева, поэтому нуждаются в дополнительной тепловой защите.

Преимуществом предлагаемого способа является уменьшение массы плазменного кокона, окружающего гиперзвуковой летательный аппарат, что приводит не только к уменьшению степени разогрева его оболочки, но и к увеличению скорости летательного аппарата, что является важнейшей его характеристикой.

1. Способ маневрирования гиперзвуковым летательным аппаратом, отличающийся тем, что его наружную оболочку разделяют на четыре продольные части и электрически изолируют их друг от друга, после чего на каждую из четырех частей оболочки автономно подают электрический потенциал, величину и знак которого можно менять.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что с целью увеличения скорости гиперзвукового летательного аппарата на все четыре части наружной оболочки летательного аппарата подается одинаковый положительный электрический потенциал.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу управления самолетом для реализации автоматического парашютного десантирования тяжелых грузов. Для реализации способа в полете на установившемся режиме находят цель десантирования, выполняют противоперегрузочный маневр, выполняют страгивание груза и переводят вслед за этим самолет в установившийся режим полета, при этом управление осуществляют в автоматическом режиме определенным образом, используя данные о рассогласовании между заданными и текущими параметрами полета с датчиков барометрической высоты, угла наклона траектории, вертикальной скорости и угловой скорости, а также данные об изменении массы и балансировки самолета после страгивания груза.

Группа изобретений относится к устройству и способу для проверки достоверности команды системы управления процессами летательного аппарата. Устройство содержит регистрационный модуль определения состояния компонента узла складывающихся законцовок, функционально соединенного с крылом летательного аппарата, модуль работы с последовательностью и управления для выработки команды на управление перемещением узла складывающихся законцовок, диспетчерский модуль.

Группа изобретений относится к системе и способу оценки множества параметров воздушной скорости. Система содержит один или более процессоров, память, хранящую данные для их исполнения процессором для реализации способа, заключающегося в том, что принимают множество рабочих параметров режимов работы летательного аппарата, определяют коэффициент лобового сопротивления по оси полусвязанной системы координат на основании указанного множества рабочих параметров, определяют коэффициент подъемной силы по оси связанной системы координат при низкоскоростном режиме, оценивают динамическое давление на основании одного из коэффициента лобового сопротивления по оси полусвязанной системы координат и коэффициента подъемной силы по оси связанной системы координат и оценивают указанное множество параметров воздушной скорости на основании динамического давления.

Группа изобретений относится к системе и способу оценки множества параметров воздушной скорости. Система содержит один или более процессоров и память, хранящую данные и программный код, который при его исполнении процессором, приводит к осуществлению способа, заключающегося в том, что принимают множество рабочих параметров, представляющих рабочие режимы летательного аппарата, на основании которых определяют модельное динамическое давление, основанное на установившихся режимах полета, определяют переходное динамическое давление, основанное на экстремальных режимах полета, на основании отклонения температуры и вектора инерционной скорости оценивают устойчивость летательного аппарата определенным образом, на основании которой определяют, находится ли летательный аппарат в экстремальном режиме полета.

Группа изобретений относится к области аэрогидродинамики. Аэрогидродинамическая поверхность включает группу вихрегенераторов и основную часть, содержащую две стороны, сопряженные между собой с образованием задней части с задней кромкой и передней части с передней кромкой.

Законцовка аэродинамической поверхности содержит верхнюю и нижнюю стороны, сопрягаемые между собой с образованием передней и задней кромок, а также рабочей изогнутой кромки, состоящей из входящего и исходящего участков, примыкающих к передней и задней кромкам и сопрягающихся в точке, соответствующей максимальному размаху аэродинамической поверхности таким образом, что проекция рабочей кромки на плоскость хорд имеет вид обращенной наружу дуги постоянного или переменного радиуса.

Группа изобретений относится к устройству и способу управления приводной системой складывающихся законцовок крыльев летательного аппарата и ее мониторинга, материальному компьютерочитаемому носителю информации, содержащему инструкции для реализации способа. Устройство содержит модуль сбора информации об этапе полета летательного аппарата и модуль управления.

Группа изобретений относится к системе и способу снижения скорости летательных аппаратов. Система содержит множество шлейфов, каждый из которых выполнен из диэлектрического материала, окруженного металлической фольгой, и другая металлическая фольга вставлена в середину шлейфа, причем внешняя металлическая фольга и внутренняя металлическая фольга изолированы друг от друга, кроме этого содержит множество цилиндров для хранения шлейфов, генератор, механизм управления для активации шлейфов.

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики летательных аппаратов и может быть использовано при исследованиях характеристик аэродинамической модели (АДМ) в процессе испытаний в аэродинамической трубе. Способ включает в себя подачу управляющего сигнала на устройство управления приводом рулевой поверхности с последующим формированием выходного сигнала для привода, перемещением его штока и отклонением рулевой поверхности, при этом задают требуемый угол наклона рулевой поверхности, получают сигнал о текущем состоянии наклона рулевой поверхности, подачу управляющего сигнала на устройство управления приводом рулевой поверхности производят одновременно с подачей на него сигнала о текущем состоянии рулевой поверхности, а формирование выходного сигнала для привода осуществляют суммированием сигналов, полученных устройством управления приводом рулевой поверхности.

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к разработке грузовых, пассажирских и многоцелевых самолетов короткого взлета и посадки, обеспечивающих грузопассажирские перевозки, спасательные операции и т.п. в районах со слаборазвитой аэродромной сетью и требующих плечо перевозок более 600…1000 км.

Настоящее изобретение относится к газотурбинному двигателю с коаксиальными винтами, такими как капотированные или некапотированные винты. Газотурбинный двигатель с продольной осью содержит два коаксиальных наружных винта, соответственно входной и выходной.
Наверх