N-агрегатная автономная электростанция

Использование: в области электроэнергетики. Технический результат - увеличение мощности электростанции при сохранении режима минимального удельного расхода топлива. Электростанция содержит первый электроагрегат (ЭА) (1) с переменной частотой, который имеет: ДВС (2), синхронный генератор (3), регулятор частоты вращения (РЧВ) (4) вала ДВС, блок (5) формирования экономичной частоты вращения, блок (6) возбуждения генератора, управляемый выпрямитель (7), блок (8) стабилизации напряжения, сглаживающий фильтр-накопитель (9), датчик мощности (10), автономный инвертор напряжения (11), задатчик (12) частоты, трансформатор (13). Электроагрегаты со второго (14-2) по (14-(N-1))-й ЭА имеют ДВС (15) с постоянной частотой вращения вала, РЧВ (16), синхронный генератор (17) с блоком (18) возбуждения, датчик (19) активной мощности и выключатель (20). Датчик мощности (10) и датчик активной мощности (19) имеют цифровые выходы. Кроме того, схема содержит синхронизатор (21), блок (22) автоматического управления вторым ЭА, числовой компаратор (23), логический элемент И (24), задающий регистр (25), вычитатель (26), нагрузку (27) и станционный датчик мощности (28). ЭА имеют одинаковые номинальные мощности. 4 ил.

 

Изобретение относится к устройствам для передачи электроэнергии между сетями, с частотами, отличающимися одна от другой, и может быть использована в автономных источниках электрической энергии.

Известны автономные одноагрегатные источники электрической энергии типа АД и АБ, содержащие синхронный генератор с приводом от двигателя внутреннего сгорания с регулятором частоты вращения, обеспечивающим синхронную частоту /1/.

Их недостатком является низкая энергоэффективность, поскольку минимальный удельный расход топлива наблюдается лишь при нагрузке близкой к номинальной нагрузке и небольшой диапазон мощностей нагрузок.

Известны автономные двухагрегатные электростанции типа ЭСД2×… и ЭСБ2×…, содержащие по два электроагрегата (ЭА) с синхронными генераторами и двигателями внутреннего сгорания, работающими с постоянной частотой вращения /2/.

Двухагрегатные электростанции позволяют расширить диапазон нагрузок. Однако их энергоэффективность остается невысокой поскольку минимальный удельный расход топлива наблюдается лишь при нагрузке близкой к номинальной мощности одного ЭА и номинальной мощности электростанции при работе двух ЭА.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является автономная двухагрегатная электростанция, содержащая первый ЭА с переменной частотой вращения вала ДВС, который соединен с регулятором частоты и валом синхронного генератора, связанного индуктором с блоком возбуждения, а якорем с входом управляемого выпрямителя, выход которого через сглаживающий фильтр-накопитель связан с входами блока возбуждения, блока стабилизации напряжения и датчика мощности, соединенного выходом с силовым входом автономного инвертора напряжения, управляющий вход которого подключен к выходу задатчика частоты, а выход - к входу трансформатора, подключенного выходом к нагрузке, кроме того выход датчика мощности соединен с информационным входом блока формирования экономической частоты, первый выход которого связан со вторым входом блока возбуждения, а второй - с входом уставки регулятора частоты вращения, связанного с топливной системой ДВС, причем выход блока стабилизации напряжения подключен к управляющему входу выпрямителя, а также второй ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, который соединен с валом второго синхронного генератора, индуктор которого подключен к выходу второго блока возбуждения, а якорь - к второму входу синхронизатора, входу второго блока возбуждения и через датчик активной мощности - к входным зажимам выключателя, связанного выходными зажимами с нагрузкой, входом управления включением - с выходом синхронизатора, а входом управления отключением - с вторым входом блока автоматического управления второго ЭА и выходом БОЛЬШЕ третьего числового компаратора, разряды второго входа которого соединены с соответствующими разрядами выхода сумматора, разряды первого входа - с соответствующими разрядами первого входа первого числового компаратора, выхода задающего регистра и второго входа второго числового компаратора, разряды первого входа которого связаны с соответствующими разрядами информационного выхода датчика активной мощности и первого входа сумматора, разряды первого входа которого соединены с соответствующими разрядами выхода датчика мощности первого ЭА и разрядами второго входа первого числового компаратора, выходы МЕНЬШЕ и РАВНО которого подключены к второму входу первого логического элемента И и первому входу блока автоматического управления второго ЭА, связанного информационным входом с ДВС, первым выходом - с исполнительными элементами системы управления ДВС, а вторым выходом - с первым входом первого логического элемента И, выход которого соединен с третьим входом синхронизатора, первый вход которого связан с выходом трансформатора, кроме того выход МЕНЬШЕ третьего числового компаратора подключен к первому входу второго логического элемента И, второй вход которого подключен к выходу МЕНЬШЕ второго числового компаратора, а выход - к входу увеличения уставки регулятора частоты вращения вала ДВС второго ЭА, вход уменьшения уставки которого связан с выходом БОЛЬШЕ второго числового компаратора, информационный вход - с валом ДВС, а выход - с топливной системой ДВС второго ЭА /3/.

Электростанция имеет минимальный удельный расход топлива при любом режиме нагрузки. Однако мощности двух ЭА не всегда достаточно для питания нагрузки.

Цель изобретения - увеличение мощности электростанции при высокой энергоэффективности.

Цель изобретения достигается тем, что N-агрегатная автономная электростанция, содержащая электроагрегат (ЭА) с переменной частотой вращения вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, в ЭА с переменной частотой вращения вала ДВС, вал ДВС соединен с регулятором частоты и валом синхронного генератора, связанного индуктором с блоком возбуждения, а якорем с входом управляемого выпрямителя, выход которого через сглаживающий фильтр-накопитель связан с входами блока возбуждения, блока стабилизации напряжения и первого датчика мощности, соединенного выходом с силовым входом автономного инвертора напряжения, управляющий вход которого подключен к выходу задатчика частоты, а выход - к входу трансформатора, кроме того выход первого датчика мощности соединен с информационным входом блока формирования экономической частоты, первый выход которого связан со вторым входом блока возбуждения, а второй - с входом уставки регулятора частоты вращения, связанного с топливной системой ДВС, а выход блока стабилизации напряжения подключен к управляющему входу выпрямителя, в ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, вал ДВС соединен с валом второго синхронного генератора, индуктор которого подключен к выходу второго блока возбуждения, а якорь - к второму входу синхронизатора, входу второго блока возбуждения и через второй датчик активной мощности - к входным зажимам выключателя, связанного входом управления включением - с выходом синхронизатора, входом управления отключением - с вторым входом блока автоматического управления ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, а входом - с первым входом синхронизатора, третий вход которого подключен к выходу логического элемента И, первый вход которого соединен со вторым выходом блока автоматического управления ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, связанного информационным входом с ДВС, первым выходом - с исполнительными элементами системы управления ДВС, кроме того соответствующие разряды второго входа числового компаратора, соединены с соответствующими разрядами выхода задающего регистра, разряды первого входа - с соответствующими разрядами информационного выхода второго датчика активной мощности, выход МЕНЬШЕ - с входом увеличения уставки второго регулятора частоты вращения, а выход БОЛЬШЕ - с входом уменьшения уставки второго регулятора частоты вращения, информационный вход которого связан с валом ДВС, а выход - с топливной системой ДВС ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ тем, что снабжена со второго по (N-1)-ый ЭА, которые имеют структуру имеющегося ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, станционным датчиком активной мощности, силовой выход которого подключен к нагрузке, а вход связан с выходными зажимами ЭА, при этом каждый i-ый ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС снабжен вычитателем, разряды входа вычитаемого которого соединены с соответствующими разрядами выхода задающего регистра, выход признака отрицательной разности с - входом управления отключением выключателя, а выход признака положительной разности вычитателя с - вторым входом логического элемента И и вторым входом блока автоматического управления i-го ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, кроме того разряды информационного выхода станционного датчика мощности подключены к соответствующим разрядам входа уменьшаемого вычитателя первого ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, а разряды входа уменьшаемого вычитателя, каждого i-го ЭА, где i=2, … (N-1), соединены с соответствующими разрядами информационного выхода вычитателя (i-1)-го ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС.

Дополнительно вводимые в состав станции ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС увеличивают установленную мощность станции. Связи вычитателей ЭА обеспечивают включение и отключение ЭА поддерживая экономичный режим станции.

На фиг. 1 представлена схема автономной N-агрегатной электростанции, на фиг. 2 - схема ЭА с переменной частотой вращения вала ДВС, на фиг. 3 - схема ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, на фиг. 4 - диаграммы нагрузки и работы ЭА.

Электростанция (фиг. 1) содержит первый ЭА 1 с переменной частотой вращения вала ДВС (фиг. 2), который имеет: ДВС 2, синхронный генератор 3, регулятор частоты вращения (РЧВ) 4 вала ДВС, блок 5 формирования экономичной частоты вращения, блок 6 возбуждения генератора, управляемый выпрямитель 7, блок 8 стабилизации напряжения, сглаживающий фильтр-накопитель 9, датчик мощности 10, автономный инвертор напряжения 11, задатчик 12 частоты, трансформатор 13. Со второго 14-1 по N-ый 14-(N-1) ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС имеют одинаковую структуру, включающую ДВС 15, РЧВ 16, синхронный генератор 17 с блоком 18 возбуждения, датчик 19 активной мощности, выключатель 20, синхронизатор 21, блок 22 автоматического управления ЭА, числовой компаратор 23, логический элемент И 24, задающий регистр 25 и вычитатель 26. Кроме того схема содержит, нагрузку 27 и станционный датчик активной мощности 28. Датчики мощности 10, 19 и 28 имеют цифровые выходы.

ЭА 1 и 14-1...14-(N-1) имеют одинаковые номинальные мощности Рном1ном2=…=PномNн, код которых занесен в регистр 25. В программу работы блока 5 заложены оптимальные зависимости частоты вращения вала ДВС 2 от мощности нагрузки, соответствующие минимальному удельному расходу топлива.

Электростанция работает следующим образом. В регистре 25 (фиг. 3) устанавливают код Х25 соответствующий номинальной мощности ЭА Рн. Для ЭА 1 номинальная частота устанавливается задатчиком 12, а для ЭА 14 РЧВ 16. Номинальные напряжения ЭА 1 и 14 задаются блоками возбуждения 6 и 18. Первым вводится в работу ЭА 1. При этом в зависимости от значения мощности нагрузки блок 5 выдает РЧВ 4 уставку оптимальной частоты с точки зрения минимального потребления топлива. При каждом изменении мощности уставка корректируется. В результате с изменением мощности нагрузки меняется частота вращения вала ДВС и он постоянно находится в наиболее экономичном режиме работы.

В виду того, что частота вращения вала ДВС 2 (фиг. 2) меняется в зависимости от мощности нагрузки, то амплитуда и частота переменного напряжения генератора 3 будут также изменяться в зависимости от мощности нагрузки.

Стабилизация амплитуды переменного напряжения на уровне номинального значения для генератора 3 осуществляется следующим образом.

Выпрямитель 7 (фиг. 2) преобразует выходное переменное напряжение генератора 3 в постоянное напряжение заданной величины, которое стабилизируется блоком 8 стабилизации напряжения. Выходное напряжение выпрямителя 7 сглаживается фильтром-накопителем 9, который кроме того компенсирует пики и провалы в динамических режимах. Сглаженное напряжение преобразуется инвертором 11 в переменное напряжение синусоидальной формы с амплитудой равной постоянному напряжению выпрямителя 7, которое поддерживается на одном уровне благодаря блоку 8 стабилизации напряжения. Трансформатор 13 увеличивает это напряжение до номинального значения.

В результате на выходе ЭА 1 напряжение и частота соответствуют номинальным значениям, а ДВС 2 работает в режиме минимального расхода топлива в диапазоне нагрузок от нуля до номинальной мощности (фиг. 4 интервал времени t0-t1).

Когда мощность Р станционной нагрузки превышает номинальную мощность ЭА 1 Р>Рн (фиг. 4 момент времени t1) код Х28 на выходе датчика мощности 28, поступающий на вход уменьшаемого вычитателя 26-1 ЭА 14-1 оказывается больше кода Х25, поступающего с выхода задатчика 25 на вход вычитаемого вычитателя 26-1 (фиг. 1), то появляется сигнал Х26(1) (фиг. 3) на выходе признака положительной разности вычитателя 26-1, который подготавливает по второму входу логический элемент И 24 и поступая на первый вход блока 22 автоматического управления ЭА 14-1 производит его пуск. Сигнал о готовности приема нагрузки с блока 22 автоматического управления поступает на первый вход логического элемента И 24 и сигналом с его входа включается синхронизатор 21. В момент выполнения условий синхронизма сигнал с выхода синхронизатора 21 включает выключатель 20, который подключает ЭА 14-1 к нагрузке 27. При этом ЭА 14-1 принимает некоторую мощность нагрузки, и с выхода датчика 19 код X19 (фиг. 3) активной мощности поступает на первый вход компаратора 23, на втором входе которого присутствует код Х25 номинальной мощности ЭА Рном1. Поскольку в начальный момент времени нагрузка ЭА 14-1 меньше номинальной, то появляется сигнал Х23(2) на втором выходе компаратора 23, который поступает на вход увеличения уставки РЧВ 16. На ЭА 14-1 увеличивается подача топлива и активная мощность Р2. Увеличение мощности Р2 происходит до момента, когда устанавливается номинальная мощность Р2ном2 и ЭА 14-1 переходит в экономичный режим работы.

При этом сигнал Х23(2) на втором выходе компаратора 23 (фиг. 3) исчезает. Если мощность ЭА 14-1 по какой-либо причине превысила номинальное значение, появляется сигнал Х23(1) на первом выходе компаратора 23, который поступает на вход уменьшения уставки РЧВ 16, и мощность снижается до номинальной величины. Таким образом, при работе ЭА 14-1 имеет номинальную нагрузку и минимальный удельный расход топлива.

На выходе вычитателя 26-1 ЭА 14-1 (фиг. 1) формируется код Х26-1 разности Р-Рн, который поступает на вход уменьшаемого вычитателя 26-2 ЭА 14-2. Когда нагрузка станции возрастая становится Р>2Рн (фиг. 4 момент времени t2) появляется сигнал Х26(1) (фиг. 3) на выходе признака положительной разности вычитателя 26-2 ЭА 14-2 ((фиг. 1), который вводится в работу, как описано выше для ЭА 14-1, и подключается к нагрузке 27, работая в экономичном режиме на номинальной мощности.

С выхода вычитателя 26-2 ЭА 14-2 (фиг. 1) код Х26-2 разности Р-2Рн поступает на вход уменьшаемого вычитателя 26-3 ЭА 14-3. Когда нагрузка станции превысит 3РН (фиг. 4 момент времени t3), аналогично предыдущим ЭА, вводится и принимает нагрузку ЭА 14-3. Долее по мере увеличения нагрузки вводятся в работу остальные ЭА 14-i.

В момент времени t5 (фиг. 4) включается ЭА 14-(N-1), который находится в работе до момента времени t6 (фиг. 4), когда при уменьшении нагрузки возникает ситуация P<(N-1)Рн. При этом появляется сигнал Х26(2) на выходе признака отрицательной разности вычитателя 26-(N-1) ЭА 14-(N-1), который поступая на выключатель 20 (фиг. 3), отключает его. Одновременно сигнал Х26(2) с выхода вычитателя 26 поступает на второй вход блока 22 управления ДВС 15, который останавливается. При дальнейшем снижении нагрузки Р аналогично последовательно выводятся из работы ЭА 14-i. В момент времени t8 (фиг. 4), когда Р<3Рн, появляется сигнал Х26(2) на выходе признака отрицательной разности вычитателя 26-3 ЭА 14-3, который выключается. Далее в момент времени t9 (фиг. 4) при Р<2Рн отключается ЭА 14-2, а в момент времени t10 (фиг. 4) при Р<Рн отключается ЭА 14-1.

Таким образом, в широком диапазоне мощностей от 0 до N⋅Рн ЭА станции работают в режиме минимального удельного расхода топлива, обеспечивая ее высокую энергоэффективность.

Источники информации

1. Алексеев А.П., Кудряшев Г.Ф., Чекменев Е.Е. Дизельные и карбюраторные электроагрегаты и станции: Справочник. - М.: Машиностроение, 1973, - 544 с.

2. Емельянов И.А., Овчинников И.П. Многоагрегатные передвижные электростанции: Справочник. - М.: Воениздат, 1987, - 104 с.

3. Патент на изобретение RU 2724104, МКП H02J 3/34, 2020.

N-агрегатная автономная электростанция, содержащая электроагрегат (ЭА) с переменной частотой вращения вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, в ЭА с переменной частотой вращения вала ДВС, вал ДВС соединен с регулятором частоты и валом синхронного генератора, связанного индуктором с блоком возбуждения, а якорем - с входом управляемого выпрямителя, выход которого через сглаживающий фильтр-накопитель связан с входами блока возбуждения, блока стабилизации напряжения и первого датчика мощности, соединенного выходом с силовым входом автономного инвертора напряжения, управляющий вход которого подключен к выходу задатчика частоты, а выход - к входу трансформатора, кроме того, выход первого датчика мощности соединен с информационным входом блока формирования экономической частоты, первый выход которого связан со вторым входом блока возбуждения, а второй - с входом уставки регулятора частоты вращения, связанного с топливной системой ДВС, а выход блока стабилизации напряжения подключен к управляющему входу выпрямителя; в ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, вал ДВС соединен с валом второго синхронного генератора, индуктор которого подключен к выходу второго блока возбуждения, а якорь - ко второму входу синхронизатора, входу второго блока возбуждения и через второй датчик активной мощности - к входным зажимам выключателя, связанного входом управления включением - с выходом синхронизатора, входом управления отключением - со вторым входом блока автоматического управления ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, а входом - с первым входом синхронизатора, третий вход которого подключен к выходу логического элемента И, первый вход которого соединен со вторым выходом блока автоматического управления ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, связанного информационным входом с ДВС, первым выходом - с исполнительными элементами системы управления ДВС, кроме того, соответствующие разряды второго входа числового компаратора соединены с соответствующими разрядами выхода задающего регистра, разряды первого входа - с соответствующими разрядами информационного выхода второго датчика активной мощности, выход МЕНЬШЕ - с входом увеличения уставки второго регулятора частоты вращения, а выход БОЛЬШЕ - с входом уменьшения уставки второго регулятора частоты вращения, информационный вход которого связан с валом ДВС, а выход - с топливной системой ДВС ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, отличающаяся тем, что снабжена со второго по (N-1)-й ЭА, которые имеют структуру имеющегося ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, станционным датчиком активной мощности, силовой выход которого подключен к нагрузке, а вход связан с выходными зажимами ЭА, при этом каждый i-й ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС снабжен вычитателем, разряды входа вычитаемого которого соединены с соответствующими разрядами выхода задающего регистра, выход признака отрицательной разности - с входом управления отключением выключателя, а выход признака положительной разности вычитателя - со вторым входом логического элемента И и вторым входом блока автоматического управления i-го ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, кроме того, разряды информационного выхода станционного датчика мощности подключены к соответствующим разрядам входа уменьшаемого вычитателя первого ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС, а разряды входа уменьшаемого вычитателя, каждого i-го ЭА, где i=2, … (N-1), соединены с соответствующими разрядами информационного выхода вычитателя (i-1)-го ЭА с постоянной частотой вращения вала ДВС.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к автономным электростанциям переменного тока на базе двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и синхронного генератора, и предназначено для генерирования электроэнергии стабильной частоты и стабильного напряжения при переменной частоте вращения вала ДВС.

Использование: в области электротехники и электроэнергетики для передачи электроэнергии между сетями, с частотами, отличающимися одна от другой. Технический результат - повышение надежности и энергоэффективности при упрощении схемы.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к автономным электростанциям переменного тока на базе двигателя и синхронного генератора. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей автономной электростанции переменной частоты вращения при одновременном повышении КПД и надежности, улучшении массогабаритных показателей и экономической эффективности.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для передачи электроэнергии между сетями с частотами, отличающимися одна от другой, и может быть использовано в автономных источниках электрической энергии. Технический результат заключается в повышении энергоэффективности в более широком диапазоне мощностей нагрузки.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании электроустановок транспортных средств с ограниченной мощностью источника питания в случаях, когда в состав электроустановок входит несколько мощных согласующих трансформаторов, при прямом подключении которых к сети пусковые токи значительно превышают уставки токовых защит.

Группа изобретений относится к области электроэнергетики и представляет собой электрогидроаккумулирующий трансформатор, содержащий гидроаккумулирующую электростанцию с обратимыми гидроагрегатами постоянного тока, подключаемыми через трансформаторы постоянного тока к энергосистеме постоянного тока, и обратимыми гидроагрегатами переменного тока, подключаемыми через трансформаторы переменного тока к энергосистеме переменного тока.

Изобретение относится к электротехнике к области питания и управления асинхронными электродвигателями погружных насосов для подъема жидкостей из глубоких скважин и может быть использовано в системах водоснабжения и нефтедобывающей отрасли. Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности применения резонансного способа электроснабжения электродвигателя погружного насоса по высоковольтному одножильному питающему кабелю, снижение в разы массы питающего электрического кабеля, расхода цветного металла и металлоемкости всей электроустановки, снижение потерь энергии в токоподводящем кабеле, снижение эксплуатационных затрат, повышение эксплуатационной надежности работы системы электрооборудования погружной насосной установки.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в оптимизации работы генераторов.

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к автономным электростанциям переменного тока на базе ДВС и синхронного генератора, и предназначено для генерирования электроэнергии стабильной частоты и стабильного напряжения при переменной частоте вращения вала ДВС. Решаемая задача – создание высокоэффективной автономной электростанции переменного тока.

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к автономным электростанциям переменного тока на базе ДВС и синхронного генератора, и предназначено для генерирования электроэнергии стабильной частоты и стабильного напряжения при переменной частоте вращения вала ДВС. Решаемая задача – создание высокоэффективной автономной электростанции переменного тока, оснащенной интеллектуальной системой управления.
Наверх