Способ диагностики дефектов кинематических пар роторных машин

Изобретение относится к области вибродиагностики технического состояния кинематических пар роторных машин. Способ диагностики дефектов кинематических пар роторных машин включает приём сигнала, его обработку до получения узкополосного спектра с шагом меньше ширины исследуемой спектральной составляющей до получения формы её огибающей. Далее определяют площадь под кривой спектральной составляющей в полосе частот, определённой справа и слева по точкам её пересечения с вибрационным шумом, и далее от полученного результата диагностического измерения вычитают данные, полученные перед началом эксплуатации машины. Обеспечивается повышение чувствительности диагностики дефектов и точности оценки состояния кинематической пары роторных машин. 1 ил.

 

Изобретение относится к способам вибродиагностики технического состояния кинематических пар роторных машин, например зубчатых зацеплений.

Из уровня техники, Авторское свидетельство № 699906 (СССР), МПК G01M 13/02 / П.Д. Вильнер, Ф.В. Голов. 2005. Бюл. № 31, известен способ виброакустического диагностирования зубчатых передач, заключающийся в плавном изменении частоты их вращения в зоне параметрического резонанса и определении ширины резонансной зоны по измеренной амплитуде. Техническое состояние зубчатого зацепления определяется по величине этой ширины.

К недостаткам данного способа следует отнести невысокую точность, связанную с тем, что на результат измерений будет влиять ряд факторов, в том числе скорость изменения частоты вращения зубчатой передачи, нестабильность передаточной функции от источника вибрации до вибропреобразователя, выбранного уровня определения ширины резонансной зоны, зашумлённость вибрационного процесса и др.

Из уровня техники, патент BY № 9279, МПК G01M13/02. опубл. 30.06.07.-4с., известен способ диагностирования зубчатых зацеплений механических передач включающий подведение к ведущему и ведомому зубчатым колёсам крутящего момента и момента сопротивления соответственно, считывание датчиками высокочастотный опорный гармонический сигнал от ведущей шестерни и гармонический сигнал зубцовой частоты ведомой шестерни и сопоставляют их путём подсчёта количества импульсов опорного сигнала в каждом импульсе ведомой шестерни, их сравнения между собой и выявления импульса ведомой шестерни длительностью, отличающейся от длительности остальных импульсов, причём по разнице между количеством импульсов опорного сигнала в длительности импульсов ведомой шестерни при подведению к ведущему колесу крутящего момента и при подведении к нему тормозного момента определяют величину углового зазора в зацеплении, которая характеризует износ боковых поверхностей зубьев.

Недостатком данного способа является необходимость постановки около зубчатых колёс специальных датчиков углового положения, что ограничивает область его использования исследовательскими работами на специальных установках.

Самым близким по своей технической сущности является способ измерения энергетической ширины спектральной составляющей вибрации машин, описанный в патенте № 2 750 846 с приоритетом от 07.09.2020г., включающий прием сигнала и его обработку, и отличающийся тем, что сигнал вибрации с вибропреобразователя обрабатывается до получения узкополосного спектра с шагом меньше ширины исследуемой спектральной составляющей до получения сглаженной формы ее огибающей, далее определяют ширину на двух заданных уровнях от ее максимума и рассчитывают их разницу, полученную величину сравнивают с предварительно установленной нормой и по результатам сравнения определяют состояние объекта.

Недостаток данного способа заключается в том, что при развитии дефекта изменяется не только ширина спектральной составляющей, но и её форма и интенсивность, что приводит к изменению площади под ней.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение чувствительности диагностики дефектов и точность оценки состояния кинематической пары роторных машин.

Заявленный технический результат достигается за счет того, способ диагностики дефектов кинематической пары роторной машины, включающий приём сигнала, его обработку до получения узкополосного спектра с шагом меньше ширины исследуемой спектральной составляющей до получения формы её огибающей, затем определяют площадь под кривой спектральной составляющей в полосе частот, определённой справа и слева по точкам её пересечения с вибрационным шумом и далее от полученного результата диагностического измерения вычитают данные, полученные перед началом эксплуатации машины. Повышение чувствительности диагностики дефектов и точность оценки состояния кинематической пары роторных машин достигается оценкой интегральной характеристики – площади под кривой спектральной составляющей. Для уменьшения влияния вибрационного шума и ширины используемого фильтра оценку площади выполняют по данным спектральной плотности мощности.

На фигуре 1 представлен пример использования предлагаемого способа диагностики дефектов кинематической пары роторной машины, где приведены данные изменения площади под кривой зубцовой спектральной составляющей пары «солнечная шестерня – сателлиты» редуктора турбовинтового двигателя на максимальном режиме его работы. Уравнение аппроксимации имеет вид: y = 1E+08x3 - 3E+06x2 + 19406x - 26.62. Коэффициент корреляции 0.67.

Способ диагностики дефектов кинематической пары роторной машины применяется следующим образом. Снимают сигнал с вибропреобразователя, установленного на корпусе исследуемой кинематической пары, в режиме спектральной плотности мощности с шагом меньше ширины исследуемой спектральной составляющей, определяют площадь под кривой спектральной составляющей в полосе частот, определяемой по точкам её пересечения справа и слева с вибрационным шумом. С целью устранения влияния исходного значения исследуемого параметра из полученного результата вычитают данные, полученные перед началом эксплуатации машины.

Способ диагностики дефектов кинематических пар роторных машин, включающий приём сигнала, его обработку до получения узкополосного спектра с шагом меньше ширины исследуемой спектральной составляющей до получения формы её огибающей, отличающийся тем, что определяют площадь под кривой спектральной составляющей в полосе частот, определённой справа и слева по точкам её пересечения с вибрационным шумом, и далее от полученного результата диагностического измерения вычитают данные, полученные перед началом эксплуатации машины.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров сейсмоприемников, встроенных в изделие сложной формы, включая оценку работы самого изделия при непосредственном контакте с грунтом при различной ориентации на нем, в условиях отсутствия искусственных магнитных помех.

Настоящее изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров сейсмоприемников, встроенных в изделие сложной формы, включая оценку работы самого изделия при непосредственном контакте с грунтом при различной ориентации на нем, в условиях отсутствия искусственных магнитных помех.

Изобретение относится к метрологии, в частности к способам акустических исследований ДВС. Способ акустических исследований системы впуска двигателя внутреннего сгорания заключается в установке в малошумном помещении регулируемого источника акустического шума и измерительного микрофона, поэтапном формировании источником шума звуковых колебаний и в измерении данных.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к вибрационным устройствам, применяемым при вибродиагностике. Технический результат – повышение эксплуатационных характеристик.

Изобретение относится к области прочностных испытаний натурных конструкций для определения ресурса беспилотных воздушных судов вертикального взлета и посадки, тренажеров и их элементов. На объекте испытаний монтируют тензодатчики и виброизмерительные преобразователи на элементах конструкции объекта, что и в летных испытаниях, при помощи адаптера закрепляют объект испытаний к подвижному фланцу промышленного робота, моделируя условия свободного полета.

Изобретение относится к области прочностных испытаний натурных конструкций для определения ресурса беспилотных воздушных судов вертикального взлета и посадки, тренажеров и их элементов. На объекте испытаний монтируют тензодатчики и виброизмерительные преобразователи на элементах конструкции объекта, что и в летных испытаниях, при помощи адаптера закрепляют объект испытаний к подвижному фланцу промышленного робота, моделируя условия свободного полета.

Использование: для виброакустического анализа молотильно-дробильного оборудования. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для виброакустического анализа молотильно-дробильного оборудования включает по меньшей мере один датчик для получения данных о вибрации, средства обработки данных с возможностью получения и извлечения из полученных от датчиков данных о режимах работы оборудования, при этом устройство снабжено по меньшей мере одним датчиком для получения данных об акустических колебаниях и средствами машинного обучения, выполненными в виде нейроморфного чипа и связанными со средствами обработки данных для распознавания и/или запоминания режимов работы оборудования.

Изобретение относится к конструированию оснастки стендов для испытания трубопроводов на усталостную прочность, а именно приспособлений для закрепления трубопроводов на вибростенде, в частности трубопроводов турбомашин. Устройство содержит корпус с кольцевым фланцем.

Использование: для определения вибрации. Сущность изобретения заключается в том, что устройство определения вибрации, применяемое к прибору ядерно-магнитного резонанса, использующемуся во время бурения, содержит вибростенд.

Изобретение относится к метрологии. Устройство для определения виброакустических помех установлено на виброизолированном фундаменте акустической камеры, обособленно от стенда акустических испытаний.
Наверх