Патент ссср 288453
288453
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Респуолик
Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”
Заявлено 13.VI!I.1965 (№ 1025694/24-6) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 03.XII.1970. Б1оллетень ¹ 36
Дата опубликования описания 9.111.1971
Кл. 46f, 11
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
МПК F 02с
УДК 621.438-112 (088.8) Авторы изобретения
К. И. Жданов, А. Г. Томилин, А. М. Поляков, А. А. Лужин, Ю. H. Васильев, Н. А. Шеремет, Г. П. Кайнов, Ю. Г. Бехли и Е. П. Федоров
Заявитель
МАЛОМОЩНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Извесгны маломощные газотурбинные двигатели, содержащие многоступенчатый компрессор, осевую турбину, соединяющий их промежуточный корпус, кольцевую противоточную камеру сгорания, опоясывающую корпус турбины, и кольцевой газосборник.
Первые ступени компрессора .выполнены осевыми, а последняя — центробежной.
Описываемый маломощный газотурбинный двигатель отличается от известных тем, что промежуточный корпус выполнен в виде связан ного с компрессором кольцевого силового каркаса с равномерно распределенными кронштейнами, проходящими через кольцевой газосборн1ик и соединенными с корпусом турбины. Газосборник снабжен пустотелыми реорами, через которые проходят крсхнштейны.
Первая ступень компрессора выполнена диагональной, а последующие — осевыми.
Такое выполнение двигателя позволяет уменьшить его вес и повысить надежность.
11а фиг. 1 показана схема маломощного газотурбинного двигателя; на фиг. 2 — проме>куточный корпус в разрезе.
Маломощный газотуроинный двигатель содер>кит компрессор 1, образованный первой диагональной ступенью 2 и последующими осевыми ступенями 8, противоточную кольцевую камеру сгорания 4 и осевую многоступенчатую турбину 5. Воздух до требуемого давления в цикле сжимается в диагонально-осевом компрессоре, в котором для получения одинаковых степеней сжатия можно пспоIbзовать меньшее число ступеней, чем в осецентробежном компрессоре, и, следовательно, его габариты и вес будут меньше, чем пзвесгных компрессоров.
Сжатый в компрессоре воздух поступает
10 в воздухосборник 6, а оттуда — в камеру сгорания и частично может отопраться к потребителю через патрубок отоора 7. Потенциальная энергия нагретого в камере сгорания до высоких температур воздуха в турбине преобразуется в кинетическую энергию
15 вращения туроины, служащей для привода через вал 8 диагонально-осевого компрессора, вспомогательных агрегатов н съема механической мощности с вала 9. К корпусу 10 компрессора присоединяется кольцевой силовой
20 каркас 11 с несколькими кронштеинами 12, связывающими короткой силовой связью корпус компрессора с корпусом 18 турбины, причем силовые линии в этой схеме идут плавно, без резгоих изменений направления, вследствие сравнимых дпаметральных:размеров корпуса компрессора и турбины. Промежуточный корпус 14, связывающий корпуса компрессора и турбины, состоит из внутреннего цилиндрического опорного элемента 15, внутри ко30 торого располагаются задняя шариковая
288453 опора 16 компрессора и роликовая опора 17 турбины, и .выходного диффузора, образованното внешним кольцом 18 и,внугренним кожухом 19, связанным с цилиндрическим опорным элементом. Кольцо и кожух диффузора жестко связанны между собой при помощи плести .равнорасположенных по окружносги кронштейнов, обеспечивающих также хорошую силовую связь между этими элементами, между опорами компрессора — турбины и корпусом компрессора и корпусом турбины. кронштейны проходят через пустотелые ipeopa 20, которые выполнены в кольцевом тороидальном газосборнике 21 противоточной камеры сгорания. Охлаждаются силовые кронштейны и пустотелые ребра воздухом, поступающим к камере сгорания через кольцевую щель 22 между кронштейнами и ребрами газосоорника.
Предмет изобретения
1. Маломощный газотурбинный двигатель, содержащий многоступенчатый компрессор, осевую турбину, соединяющий их промежуточный ко рпус, кольцевую противоточную камеру сгорания, опоясывающую корпус турбины, и кольцевой газосборник, отличающийся тем, что, с целью уменьшения веса и повышения надежности двигателя, промежуточный корпус выполнен в виде связанного с комп рессором кольцевого силового каркаса с
10 равномерно расположенными кронштейнами, проходящими через .кольцевой газосборник .и соединенными с корпусом турбины.
2. Двигатель по п. 1, or,гичающийся тем, что газосборник снабжен пустотелыми ребра15 ми, через;которые проходят кронштейны силового каркаса.
3. Двигатель по п п. 1 и 2, or.шчающийся тем, что первая ступень компрессора выполнена диагональной, а последующие — осевым и.
288453
17
Составитель В. Залеев
Текред А. А. Камышникова
Коррскгор Л. Б. Бадылама
Редактор Шлайн
Тип. Харьк. фпл. пред. «Патент»
Заказ 1б/47 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Раушская наб.. д. 4/5