Механизм автоматического останова суппорта

 

ОП И САНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К КЕтОВСКОММ СВИДЕтЕЛЬСтну

2908I2

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 10.111.1969 (№ 1308103/25-8) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 06Л.1971. Бюллетень ¹ 3

Дата опубликования описания 6.IV.1971

МПК В 23q 21/00

Комитет по делам изобретений н открытий прн Совете Мнннстрсв

СССР

УДК 621 941 229 2(088 8) ! BCFCQÕÇÇ ÍÀ ß

Б. М. Соловьев и М. Г. Юмштык п -::-:;;, и г: ":""- " т !

1

1:. :L r!. ..% т .. -

Авторы изобретения

Заявитель

МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОСТАНОВА СУППОРТА

СТАНКА НА УПОРЕ

Известен механизм автоматического останова суппорта станка на упоре, действие которого основано на эффекте «выплывания» червяка при оста нове червячного колеса в тот момент, когда суппорт наезжает на жесткий упор. Червяк подпружинен в осевом направлении и взаимодействует с приводным колесом посредством кулачковой муфты. Такие механизмы срабатывают только при одностороннем вращении червяка и поэтому требуют дополнительных устройств в виде блокировок от включения обратного, вращения.

Предложенный механизм отличается тем, что кулачки муфты выполнены с профилем, имеющим пологий участок под углом самоторможения, обратный по направлению виткам червяка, а приводное колесо дополнительно связано через промежуточную шестерню с кулачковой муфтой (с прямыми торцовыми кулачками), установленной на шлицах ведущего валика, расположен ного параллельно валу приводного колеса, и управляемой от подпружиненной соединительной вилки, поворачиваемой на неподвижной оси. Червячная передача и пологие кулачки на торце червяка выполнены самотормозящими. Это позволяет исключить произвольное включение механизма при срабатывании и уравновесить усилие регулируемой пружины с усилием на упоре. Выключение же ведущей муфты вне уравновешенного участка кинематической цепи обеспечивает останов суппорта на жестком упоре без последующего его отскока от последнего. Благодаря тому, что вилка выполнена разноплечей, сокращается время разрыва кинематической цепи, уменьшается величина сжатия регулируемой пружины механизма при срабатывании и соответственно повышается чувствительность в его работе.

На фиг. 1 схематически изображен предложенный механизм, разрез; на фиг. 2 — вид разреза в плане; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 1.

15 На валу 1 установлен червяк 2, который передает движение от приводного зубчатого колеса 8 посредством косозубой кулачковой муфты червячному колесу 4. Направление кулачков этой муфты обратно направлению вит20 ков червяка. Приводное зубчатое колесо получает вращение от ведущего валика 5, установленного параллельно валу. Приводной ведущий валик, выполнен со шлицами, на которые насажена кулачковая (прямозубая) полу25 муфта б, вводимая в зацепление с промежуточной шестерней 7. Эта шестерня взаимодействует с приводным зубчатым колесом. Полумуфта приводится в движение посредством вилки 8, установленной на неподвижной оси 9.

30 Пружина 10, которой снабжен вал, осущест290812 вляет одновременное кпнематическое замыкание муфты и полумуфты.

Прп нормальной работе станка вращение от ведущего валика передается последовательно через полумуфту, зубчатую передачу (колесо

3 и шестерню 7), косозубую муфту и червяк на червячное колесо 4 и далее через кинематическую цепь на реечную шестерню или гайку шариковой пары, обеспечивающей движение суппорта по станине. B момент набегания суппорта на жесткий упор червячное колесо останавливается, а ведомый вал с установленными на нем деталями продолжает вращаться в том же направлении. Вследствие возникши: перегрузок в ки нематической цепи червяк под действием момента шестерни, не расцепляясь с ведомым приводным колесом, «выплывает» вправо, преодолевая через упорный подшипник 12 и втулку 13 усилие пружины до тех пор, пока через соединительную вилку не выключатся полумуфта и шестерня на валике.

При изменении направления вращения ведущего валика в процессе набегания суппорта на упор или по другой причине останавливается червяк и за счет расцепления косозубой муфты прекращается движение суппорта. Полумуфта разъединяется с шестерней с гарантированным зазором благодаря тому, что кольцевая канавка на полумуфте выполнена несколько шире шарнира 11. Ведущий валик с полумуфтой продолжает вращаться, а кинематическая цепь от шестерни до реечной шестерни или шариковой пары остается неподвижной. Причем цепь от регулируемой пружины до жесткого упора остается упруго деформированной, а усилие на упоре — неизменным, чем и объясняется останов суппорта на упоре

5 без последующего его отскока от последнего.

В рабочее положение механизм возвращается при снятии суппорта с упора рукояткой управления, При этом втулка, возвращаясь в исходное положение под действием пружины, пово10 рачивает соединительную вилку вокруг ее оси и тем самым включает полумуфту на ведущем валике.

Предмет изобретения

15 Механизм автоматического останова суппорта станка на упоре, выполненный в виде червячной передачи с плавающим червяком, подпружиненным в осевом направлении и взаимодействующим с приводным колесом посред20 ством кулачковой муфты, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежного останова суппорта как при прямом, так и при обратном его ходе кулачки муфты выполнены с профилем, имеющим пологий участок под углом

25 самоторможения, обратный по направлению виткам червяка, а приводное колесо дополнитель но связано через промежуточную шестерню с другой кулачковой муфтой (с прямыми торцовыми кулачками), установленной на шли30 цах ведущего валика, расположенного параллельно валу приводного колеса, и управляемой от подпружиненной соединительной вилки, поворачиваемой на неподвижной оси.

Механизм автоматического останова суппорта Механизм автоматического останова суппорта Механизм автоматического останова суппорта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкостроению и предназначено для фиксации поворотно-делительных устройств металлорежущих станков

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано в металлорежущих станках преимущественно для перемещения обрабатываемых деталей из одной рабочей позиции в другую

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления технологической оснастки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях транспортных средств, а именно в конструкциях автоматических линий и роботизированных комплексов для шагового перемещения различных предметов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к поворотно-делительным устройствам, преимущественно для многоцелевых станков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобилестроению, и может найти применение, например, при сборке и сварке панели пола автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности металлообработки, и может быть использовано в качестве технологической оснастки на металлорежущих станках для установки и закрепления на ней обрабатываемой заготовки
Наверх