Автоматический прибор для записи профиля пройденного пути

 

ф Д Д, Класс 42 с, 9

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА И306РЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ автоматического прибора для записи профиля пройденного пути.

К авторскому свидетельству A. С. Кобелвва, заявленному 4 июня

1932 года (спр. о перв. М 110416).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 октября 1933 года. (366) Для автоматического нивеллирования известны приборы, в которых профиль пройденного пути вычерчивается на перематываемой, приводимой в движение от ходового колеса бумажной ленте пищущим приспособлением, удерживаемым в определенном положении при помощи маятника.

В предлагаемом автоматическом приборе для записи профиля пройденного пути, относящемся к указанному типу автоматических приборов, пишущее приспособление вычерчивает на ленте линию тангенсов угла уклона пути, для чего карандаш вставлен во втулку, несущую на одном конце ползунок, перемещающийся в вилке маятника, а на другом конце — ползунок, помещенный в горизонтально4 направляющей, укрепленный на стенке коробки прибора.

На чертеже фиг. 1 изображает вид прибора сбоку; фиг. 2 †вертикальн поперечный разрез прибора; фиг. 3— разрез по 4В на фиг. 2; фиг: 4 — диаграмму, записанную прибором, и профиль местности.

Предлагаемый прибор смонтирован на трехколесной повозке, переднее колесо 1 которой связано при помощи зубчатых передач 2 — 3, 4 — 5, 6 — 7, 10 — 11, 12 — 13 и сцепкой муфты 8 с перематывающими бумажную ленту 21 валиками

20 и 0, помещающимися в коробке 24, установленной на оси 32 задних колес 37.

На той же оси свободно надет маятник 31, имеющий в верхней части вилку 30, в которой помещен ползу-. нок 28, соединенный втулкой 29 с пол-зуном 2б, перемещающимся в горизонтальной направляющей 25; последняя укреплена на стенке коробки 24. Bo втулку 29 вставлен карандаш 27, который вычерчивает профиль пути на бумажной ленте 21, прижимаясь в ва-лику 19. Бумажная лента21 с валика 20 перематывается на верхний валик 20 двумя зажимными тянущими валиками

14 и 15, проходя между валиками 17 и

18 и скользя по наружной части валика 19. Валик 14, сидящий на общей оси с шестеренкою 13 и получающий от него вращательное движение, снабжен так же,. как и валики 19 и 17, боковыми щеч-ками, выпрямляющими ленту 21.

Коробка 41 закрывает щель направляющей 25, внутренний механизм коробки 24 и вилку 30 с карандашом 27 и, таким образом, защищает их 0? пыли, грязи и всяких повреждений; ту же роль играет и защитная коробка 42 для маятника 31, предохраняя его от ударов.. о камни и пр.

При движении ведущее колесо 1, вместе с коробкою 24, в зависимости;, от профиля пути, то опускается, то поднимается относительно. оси. колес 37. маятник же 31 и его вилка ЗО под действием груза все время остаются иа аертикальной оси, поэтому продольная

-ось валика 19 и направляющая25 в каждый момент движения образуют с вер-тикалью тот или иной угол.

При этих изменениях углов ползунок 26 с карандашом 27,под действием ползунка 28 и вилки 30 перемещается по направляющей 25 в ту или иную

-сторону по длине валика 19 от его по.перечной (средней) оси; вправо — при

:подъеме и влево — при уклоне местности, вследствие чего карандаш 27 чертит на лекте 21 по направлению

:продольной оси валика 19 прямую .линию той или иной длины, которая .-является катетом а прямоугольного треугольника. Другим катетом b является .расстояние между осью колес 37 и точкою пересечения продольной и средней поперечной осей валика 19, принятое .в приборе равным 100 мм; и, наконец, расстояние по направлению оси вилки 30

:между осью колес 37 и точкою пересечения оси карандаша 27 с продольной .-осью валика 19 представляет гипотежузу с прямоугольного треугольника.

Имея в каждый момент значение а и постоянное значение b определится ,легко tg угла подъема или уклона мест.ности, а, следовательно, и самый угол профиля.

При движении прибора лента 21 движется с такою скоростью, что при одном

-обороте колеса 1, окружность которого ,равна 1 м, лента 21 передвигается .на 0,5 мм, т.-е. масштаб длины равен

"!жню нат. вел.

Во время движения ленты 21, при установившемся угле местности, каран.даш 27 чертит прямую линию, парал.лельную поперечной оси валика 19 или продольной оси ленты. 21. Эта линия остается прямою до первого изменения

,профиля пути; затем при новом угле карандаш чертит отрезок а и при установившемся угле, снова линию, парал.лельную продольной оси ленты 21. Ли. ния эта вычерчивается в масштабе /аосс .:и изображает собою действительную длину пройденного путй в данном мас штабе. Если путь горизонтален, то эта .линия совпадает с продольной осью ленты 21, в противном случае она отходит от этой оси на то или иное расстояние а в ту или другую сторону: вверх при подъемах и вниз при уклонах и является гипотенузой с действительного прямоугольного треугольника в натуре. Поэтому вычерчиваемая диаграммапрофиль представляет как. бы ряд ступенек то поднимающихся, то опускающихся от средней горизонтальной линии

1 — 1 (фиг. 4).

На фиг. 4 1, 3, 5, 7, 9 и 11 являются отрезками а, 2, 4, 6, 8, 10 и 12 — отрезками с.

Если перо 27 отметило на ленте 21 отрезки а = 22,5 мм (по диаграмме) и с=10 мм (что при масштабе 2000 соот

1 ветствует 20 метрам), то имеем tg а=

22,5

= 0,225 и а = 12 41, тогда в натуре подъем равен и = с sin 12 4Г=

= 4,4 м и горизонтальное расстояние

l=с cos 12 41 = 19,51 м.

Откладывая эти значения и, l или с в желаемом масштабе, получим профиль местности в привычном виде.

Рассматривая диаграмму на фиг. 4 и, зная способ ее построения, т.-е. что ,1 †обознача подъем на протяжении 2, 3 — уклон на протяжении 4; 5 — уклон на протяжении 6 и т. д., нетрудно, даже и без вычерчивания в обычном виде, пред- ставить себе характер профиля заснятой местности, который будет изображен в виде, указанном внизу на фиг. 4.

Предмет изо6ретени я.

Автоматический прибор для записи профиля пройденного пути на перематываемой бумажной ленте посредствои пишущего приспособления, связанного с маятником, поддерживающим приспособление в соответствующем положении относительно бумажной ленты, отличающийся тем, что, в целях вычерчивания профиля по линии tg углов уклона пути, карандаш 27 вставлен во втулку 29, несущую на одном конце ползунок 28, помещенный в направляющей, вилке 30 маятника31,.а на другом конце — ползунок 26, помещенный в направляющей 25, укрепленной на стенке коробки грибора.

В звторсиому свидетмьству Л. С; Кобелева И 32737

Редактор П. А. Петров.Леядромпе 1атьсоюа. Т Г „Геч. Труа" Эак. i279 — 1000

Автоматический прибор для записи профиля пройденного пути Автоматический прибор для записи профиля пройденного пути Автоматический прибор для записи профиля пройденного пути 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно проведению инженерных грунтово-гидрологических изысканий автомобильных дорог

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к транспорту, в частности к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению профиля поверхности дорожного покрытия с помощью транспортных средств, движущихся вдоль его профиля, например, при строительстве или эксплуатации дорог

Изобретение относится к измерительной технике для топографической съемки, данные которой могут быть использованы при ремонте и реконструкции дорог, взлетно-посадочных полос и т.п

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при проведении инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги

Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к мониторингу автомобильных дорог, в частности автомобильных дорог средних классов с гравийным, асфальтобетонным и другим покрытием дорожной одежды
Наверх