Зубчатая передача

 

г.

Класс 63с Щ

47h, 13.АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО йд ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ зубчатой передачи

К авторскому свидетельству Ф. И. Христовского, заявленному >3 июля

1932 года (спр. о перв. № 113063).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 30 ноября 1933 года а

Известны зубчатые передачи, составленные из двух конусов со впадинами на их боковой поверхности и из зубчатки, западающей своими зубцами во впадины конусов и, перемещаемой вдоль последних.

В предлагаемой зуб (атой передаче, также составленной из - двух конусов с ячеистыми поверхностями и переставной промежуточной зубчатки, последняя выполнена в виде шарикового подшипника, у которого внутренняя обойма имеет форму шара с гнездами, расположенными в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и несущими на себе шарики, сцепляющиеся с ячеистыми поверхностями конусов, г

В передаче йрименен диференциал, у которого коробка сателитов связана посредством зубчатой передачи с промежуточным валиком.

На чертеже фиг. 1 изображает видпередачи спереди с частичным разрезом; фиг. 2 — то же упрощенной конструкции и фиг. 3 —,8 — детали.

Предлагаемая передача состоит из трех тождественных конусов 1, 2 и 3, на поверхности которых имеются полушаровые ячейки, расположенные в шахматном порядке (фиг. 1). Конус 1 насажен на ось ведущего вала 4, а конусы 2 и 3, расположенные навстречу конусу 1, на(364) \ сажены на промежуточные валики 5 и б. параллельные валу 4, вследствие чего смежные образующие конусов также параллельны. Между конусами расположены промежуточные зубчатки 7 и 8 в виде шарикоподшипников с внутренней обоймой, имеющей форму шара с шестью гнездами, расположенными по трем координатам, проходящим через центр шара так, что положение их соответствует положению ячеек на конусах.

В гнездах шаровидных обойм, заключенных в подшипники 9, помещены шарики 9, служащие для сцепления конусов.

Промежуточные зубчатки 7 и 8 передвигаются по рамкам 10 между конусами тягами 11 и рычагами 12и 14. На валик

5 насажена цепная или цилиндрическая шестерня 15, а на валик б и ведомый вал 17 — конические шестерни 1б и 20.

В прорези промежуточного валика 6 и вала 17входят шейки шестерни 18, несу щей сателиты 19, сцепляющиеся с шестернями 1б и 20, причем шестерня 18 вдвое больше шестерни 15 и сцеплена с нею цепью Галля или передаточной шестеренкой для вращения обеих шестерен в одну и ту же сторону.

При среднем положении промежуточных зубчаток 7 и 8 друг против друга они передают вращение конуса 1 конусам 2 и 3 с одинаковой с первым ско:рОстью, но скорость вращения. шестеренки 78 будет вдвое меньше скорости шестерни 1б, а так как они будут вращаться в одну и ту же сторону, то .шестерня 20 и вал 17 будут неподвижны.

При передвижении зубчатки 7 влево, а зубчатки 8 вправо, скорость конуса 2 (с шестернями 15 и 78) уменьшится, а шестерни 76 — увеличится. Поэтому последняя,. обгоняя шестерню 18, будет через сателиты 79 вращать шестерню

20 и вал 17 в направлении вращения вала 4 с тем большей скоростью, чем дальше будут отодвинуты промежуточные зубчатки i и 8. При сближении же последних скорость вала 77 будет принудительно замедляться до нуля и в дальнейшем вал 17 начнет вращаться в об. ратную. сторону.

В тех машинах, где не требуется заднего хода с переменной скоростью, применима передача более упрощенного типа, а именно, с двумя встречными конусами 1и 2(фиг. 2). При этом диференциал устроен на ведущем валу 6 и передаточном валу 17 с передачей через шестерни 15 и 18 с таким расчетом, чтобы нуль вращения вала 17получался при нахождении зубчатки 7 на одну четверть от основания конуса 1 по его высоте и на три четверти от основания конуса 2. Тогда задний ход будет иметь небольшой подбор скоростей и крутой, а передний — более плавный.

С целью удержания шариков в зубчатке 7 и легкого ввода их в подшипник

9 или применяются пружины 22 (фиг. 7), вставленные в чашечки на дне гнезд, или шарики туго вбиваются в гнезда зубчатки 7, расточенные по глубине меньше полушарика, а на конусах — соответственно больше.Явтор считает наиболее удобным построение конусов по формуле (фиг. 8)

-д и = — с 12-ю поясами, что дает на последнем двенадцатом поясе А 24 ячейки, а на втором Б — четыре, причем промежутки между ячейками достаточно брать около 0,2 диаметра шариков, а ширина ячеек равна 1,02 их диаметра. При разметке второго пояса на четыре деления, третьего — на шесть делений и т. д. ячейки размещаются в шахматном порядке, но чем дальше, тем промежутки между ними будут немного увеличиваться, что требуется для катания шара по крутой и пологой кривой. Края ячеек нужно слегка закруглить. Конусы следует изготовлять отливкой из белого чугуна в нагретых металлических формах с заливкой стальной

Вершинной шейки и задних закрепительных болтов.

Обратимость механизма даст возможность обходиться без тормозов при движении под уклон с любой скоростью лишь в рамках сопротивления вращению выключенного двигателя, вплоть до полной остановки, так как на нулевом положении вал 17 тормозится вполне.

Предмет изобретения. !

Зубчатая передача, составленная из двух конусов с ячеистыми поверхностями и из промежуточной зубчатки, переставной вдоль конусов, отличающаяся тем, что промежуточная зубчатка выполнена а виде шарикового подшипника, внутренняя, обойма коего имеет форму шара с гнездами, расположенными в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и предназначенными. для помещения в них шариков, сцепляющихся с ячеистыми поверхностями конусов.

8 авторсному свидетели.тяу Ф, H. Христовского М 33412 фиг. I фИГ.0

А< д фиг.

Экснерт Н. Я. Александров

Редактор .П. А, Петров

Лекпремпечатьсовз, Тип. „Печ. Труд . Зак. 720 — 1000

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения
Наверх