Гаситель вредных скоростей воды в выходных галлереях судоходных шлюзов

 

pr ъ

+ф ,ф,У, <Л ф

84 а

Ядам 84 Ь, ДВТОРСИОЕ СВИЙЕТЕИЬСТВЗ HA ИЗОБРЕТЕНИЕ

О П И С А Н 4

-- гасителя вредных скоростей воды в выходных галлереях судоходных шлюзов.

К авторскому свидетельству Г. В. Эндер и Н. Б. Городенского, заявленному 7 декабря 1932 года (сир. о перв.

44 119924).

О выдача авторского свидетельства опубликовано 31 мая 1934 года.

В судоходных шлюзах с большими напорами и большими слнвными призмами, секундные расходы воды через водопро-. водные галлереи достигают во время наполнения или. опорожнения камеры значительных .величин, измеряемых сотнями кубометров. При столь значительных массах воды, перемещающихся с .болЪшими скоростями, против выходных от. верстий галлерей в нижней голове неизбежно возникают волнения н - вихри; распространяясь в пределы нижнего подходного канала, они создают опасность срыва с причалов и повреждения судов, ожидающих шлюзования. Кроме того, неравномерно распределяющиеся по сечению канала скорости воды могут прокзводить вредную работу размыва каменной и, бетонной одежды головной части канала. В существующих шлюзах с . болыиими напорами или расходами воды уменьшения силы этих явлений стремились достигнуть различными приемами, сводившимися в; основном к расширению выходных отверстий по сравнению с нормальным сечением галлерей или к значительному замедлению времени подъема затвора, Однако первый способ не достигал желательного эффекта, второй же отражался на вре(229) мени наполиения и опоражнивания каI меры, и следовательно, на пропускной способности шлюза.

Для достижения желательного распределения скоростей в выходных отверстиях водопроводных галлерей шлюзов предлагается применить гасители скоро стей в виде выступов, расположенных на вогнутой стороне вертикальной стенки галлереи и имеющих в горизонтальном сенченки форму, близкую к треугольной, с вогнутостью со стороны течения.

Если отверстие галлереи разветвляется на несколько отверстий при помощи разделительных бычков, то вышеуказанные выступы предлагается сделать на вогнутых сторонах каждого из этйх бычков. .На чертеже фиг. 1 изображает гори. зонтальный разрез разветвленного выходного отверстия галлереи с предложенными гасителями; фиг. 2 — форму гасителя в горизонтальном разрезе и более крупном масштабе; фиг. 3 — 4 выходные отверстия галлереи без предложенных гасителей и с ними, причем приведены эпюры распределения скоростей в обоих случаях; фиг. 5 и 6 — крепление, нижнего подходного канала шлюза без при. менения гасителей и с ними.

Пры изучении предлагаемых гасителей изобретателями были произведены лабораторные исследования скоростей потока в выходных отверстиях галлерей к к без применения гасителей, так и с ними.

Как показывают эти опыты, в отверстии перед. выходом воды в нижний бьеф со-. ,здается неравномерное распределение скоростей воды по ширине каждого выпуска с увеличением скоростей у вдгнутых стенок галлереи. На чертеже (фиг. 3) эпюры 2 показывают распределение скоростей воды в выходных отверстиях галлерей без предложенных гасителей.

При наличии выступов 1 (гасителей) распределение скоростей по ширине выпусков получается достаточно равномерным, причем абсолютные величины наибольших скоростей струи падают, примерно, в два раза. На чертеже (фнг. 4) показана картина распределения скоростей по сечению выпусков эпюрами 3,, в случае наличия выступов.

Последствием, достигнутой применением гасителей благоприятной картины истечеыия воды Н3 выходных отверстый является отсутствие резких скоростей и водоворотов в главной части нижнего подходного канала, благодаря чему обеспечиваюгся хорошие качества стоянки судов, ожидающих входа в шлюз. Кроме того, как показали лабораторные опыты по выбору типа крепления канала, наличие гасителей уменьшает объем размывов вдвое и, примерно, в полтора раза сокращает нх протяженность. Особенно ярко разница в силе. размыва ска-q зывается при работе одной галлереи (случай ремонта одного из щитов водопроводных галлерей). На чертеже фиг. 5 и 6 изображают примерные размеры крепления канала шлюза, разработанные изобретателямн для заданных конкретных условий в случае отсутствия предложенных гасителей (фиг. 5) и с этими гасителями (фнг. 6). При этом на чертеже условно обозначены: бетон 4, двойайя мосювая 5, ординарная мостовая 6.

- Кроме вышеуказанных преимуществ предлежения, благодаря применению гасителей, отпадает необходимость в частом ремонте креплений головноЮ части канала, присущем всем шлюзам на мщ. ких- грунтах. Креме того, ыаличие спокойной стоянки дает возможность ожидающим шлюзования судам заблаговременно подходить к головке шлюза на значительно более близкое расстояние, чем это было бы возможно без применения гасителей. Имея в виду, что подход судов и. вводка:-ж-в вшлюз являются наиболее длительными операциями при шлюзовании, заблаговременное приближенке каравана к голове дает экономию во времени шлюзования, а следователь- " но, увеличивает грузооборот шлюза.

П р едмет изобретения.

1, Гаситель вредных скоростей воды в выходных галлереях судоходных шлюзов, етличающийся тем, что он выполнен в виде расположенных на вогнутых сторонах вертикальны* стенок галлерей выступов 1, имеющих в горизонтальном сечении форму, приближающуюся к-треугольной с ылавной вогнутостью стороны, обращенной навстречу течения.

2. Форма выполыения гасителя по и. 1, отличающаяся тем, что в случае разделения выхода из шлюзной галлереи на несколько, помощью установки бычков, аналогичные выступы устраиваются и на вогнутых стеыках бычков.

К явторскому свидетельству Г. В. Эидер и Н. В. Городенского № Зб916. фиг.5, 5 фиг 5

Эксперт Б. 5. Маркевич

Рдактор Н. А. Чихачев (З к /г

Тип. «Пронпоанраф". Танбезская, 12. Зак. 47)7.

Гаситель вредных скоростей воды в выходных галлереях судоходных шлюзов Гаситель вредных скоростей воды в выходных галлереях судоходных шлюзов Гаситель вредных скоростей воды в выходных галлереях судоходных шлюзов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из двух узлов формирования встречной волны, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости движения судна, установленного на стенке камеры шлюза. Узлы формирования встречной волны выполнены в виде ориентированных навстречу движению судна винторулевых механизмов, включающих трубчатые конусные насадки и гребные винты, установленные на валах, приводимых во вращение двигателями. Узлы смонтированы на подвижных тележках с возможностью подъема и опускания в камеру шлюза ниже уровня воды, а тележки установлены на рельсовых путях, проложенных вдоль стен камеры шлюза в зоне остановки судна перед воротами. Технический результат заключается в обеспечении возможности постепенного торможения судна при одновременном упрощении процесса. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх