Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звука, записываемых на пленке интенсивным способом

 

j <--,. -, . „,," . с:я::об- сс 4g, g, )y . - .. „--,,-, И 37880

АВТОРСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ способа борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звуков, записываемых на пленке интенсивным способом.

K авторскому свидетельству П. Г. Tarepa, заявленному

3 мая 1932 года (спр. о перв. № 108507).

О выдаче авторского свидетельства овубликоввио 31 июля 1934 года.

1 310) Изобретение относится к способу борьбы с шумом и увеличенйя диапазона громкостей звуков, записываемых на,: пленке интенсивным способом, заключа- ющемуся в том, что при записи звука, в зависимости or требуемой громкости при воспроизведении по этой записи звука, изменяют ширину фонограммы, в пределах от ее нормальной ширины до возможно наименьшей при одно- временном в соответствующих случаях изменении глубины модуляции звуков.

Получающиеся при этом на фонограмме места, лишенные записи, на позитивной пленке зачерняют.

Тот же самый способ применяют и при перезаписи звуков.

При существующей ширине записи на киноленте в 2,5 мм диапазон громкостей составляет 40 децибел. При этом верхняя граница глубины модуля цип обусловливается требованием отсутствия искажений, т. е. длиной прямолинейной части характеристики Хертера и Дриффильда (конечно, если соблюдено при этом условие Гольдберга), а нижняя.:, граница глубины модуляции обусловли- вается тем, чтобы она создавала при воспроизведении на сетке первой лампы воспроизводящего усилителяэ.д.с, равную или большую, чем э д.с. мешающих факторов. Таким образом, 40 децибел — это наибольший диапазон громкостей, который может быть передан кинематографической пленкой при интенсивном методе.

Диапазон в 40 децибел нельзя признать достаточным и для его увеличения пользуются искусственными методами, меняя при воспроизведении звука в кино, театре степень усиления воспроизводящего усилителя лик1пирование). Такой искусственный метод увеличения диапазона громкостей псльзя признать полностью разрешающим проблему, так как микшер может прн отсутствии звукового паспорта у картины или вследствие недостаточной квалификации исказить не только художественную сторону картины, но и техническую; например, давая слишком большое усиление, микшер может черезмерно поднять действие мешающих факторов, и появятся всем известные неприятные шумы, трески и шорохи.

Практика показывает, что шум и треск .при воспроизведении возникают с прозрачных частей пленки, в то время как черная непрозрачная пленка прн прособой разумеется, что переход от фонограммы одной ширины к фонограмме другой ширины не должен происходить сразу, как это показано пунктиром на фиг. 4, а должен производиться плавно, как это указано сплошными линиями на той же фиг. 4, так, чтобы получающиеся при этом. частоты лежали ниже диапазона. частот, пропускаемых усилителем во избежание посторонних: тресков.

Шторки F и F,, можно сделать не поворачивающимися около оси, а перемещающимися параллельно самим себе, например, в направляющих. Для облегчения работы в смысле более точной уста новкн шторок для получения требуемой градации громкостей. В этом случае, об-,. служивающий установку персонал (например, звукооператор и его помощник) и источник звука (например, артист, оркестр и т. д.) либо путем соответствующей силы звучания, либо путем соответствующего усиления дают наибольшую глубин модуляции и изменяют ширину фонограммы так, чтобы, при наибольшей глубине модуляции получить при воспроизведении ту гра- l дацию громкостей звука, которая была нужна по заданию. Tahoe изменение ширины фонограммы можно получить при помощи затвора, состоящего, например, из двух шторок F, и F, (фиг. 1) или только из однои шторки F или Г„помещенного в подходящем месте в оптической системе между источником света и пленкой так, что, положение затвора будет сказываться на ширине фонограммы; пусть, для простоты рассуждений, затвор помещен непосредственно перед пленкой и de — пишущий . луч. Обе шторки F u F затвора могут быть либо связаны кинематически друг с другом, либо самостоятельно поворачиваться около общей оси R, на которую насажены, либо они могут быть насажены на разные оси. При положении затвора, указанном на фиг. 1, вместо наибольшей ширины фонограммы de получается меньшая ширина фонограммы тп. В зависимости от взаимного расположения шторок F u F узкая фонограмма гггп может быть расположена либо посередине нормальной, как на,, иг. 2, либо сбоку, как например, на нг. 3, либо как-нибудь иначе. Само пускании ее через в о сир оизводящий аппарат не вызывает никаких шумов, Изобретатель простым расчетом пришел к.тому заключению, что при громкости звука и при усилении (или при одном из них), дающих максимальную глубину модуляции при уменьшении ширины фонограммы, возможно уведичить диапазон громкостей до 80 децибел и понизить верхний предел громкости шумов.

Изменение ширины фонограммы во время съемки может быть осуществлено на основании следующих соображений.

Положим, что в одной съемке или в разных с ьемках нужно иметь различные громкости звука, рукоятка, приводящая в движение шторки, и рукоятка потенциометра, усилителя, могут быть какимлибо путем приведены во взаимно однозначное соответствие, например, путем разделения шкал обеих рукояток на децибелы и т. д. Форма шторок и связь их движения с движением управляющей рукоятки будут, конечно, влиять на шкалу рукоятки которая поэтомуможет быть сделана с равномерными или неравномерными делениями. Управляющая рукоятка может быть либо непосредственно соединена со шторками, либо посредством какого-либо промежуточного механизма, например, часового, электрического реле и т. и.

Подобный же способ можно применять и при электрической перезаписи звуков.

Пусть все куски, из которых монтируется целая картина, сняты с наибольшей глубиной модуляции, при наибольшей ширине фонограммы в 2,5 мм, что всегда может быть сделано, учитывая предлагаемый способ. Записанная таким путем ровная лента не может быть пущена в театре без микшировки. Наибольшая глубина модуляции здесь требуется для того, чтобы шум пленки во всех случаях был как можно меньше по сравнению с записанными звуками. Имея картину, снятую таким путем, делают следующее. Пропускают ее через воспроизводящий аппарат, микшируя все время и замечая.при этом номера кнопок микшера. При этом получают паспорт (фиг. 5), характерный для данного монтажа данной картинки. Эгот паспорт может быть изготовлен и не сразу, а после некоторых репетиций. Зная цену делений. кнопок микшера, нетрудно эту диаграмм у пересчитать в децибелы, н таким образом будет и::вест на требующаяся относительная громкость всех кусков картины. Если все куски картины были сняты не одинаково и без учета использования в дальнейшем предлагаемого метода, то это обстоятельство не существенно, так как разность глубин модуляции всех кусков картины уже учтена паспортом фиг. 5.

После составления окончательного паспорта становится известной требуе- I мая разность градаций по громкостям в децибелах для всех кусков картины., После этого обращаются к общензвест- ному аппарату (например, Желябуж- ского) для смешивания нескольких зву-, ков путем электрического переписывания.

Используют часть этого аппарата лишь . так, как указано на сХеме фиг. 6.

Переписываемый негатив или позитив I пропускают через звуковоспроизводящий аппарат А (схематически показанный на фиг. 6), и фототок усиливают усилителем В. Путем одной или нескольких репетиций составляют второй паспорт для данного монтажа данной картины, который показывает номер кнопки пстен- циометра P усилителя В, чтобы получить на выходе усилителя В требуемую, вообще говоря, наибольшую глубину модуляции. Из паспорта фиг. 7 видно,, например, что все куски кроме кусков 7 1 и 14 записаны были одинаково н на кнопке 10 дают наибольшую глубину модуляции. Кусок же 14 был записан тише и поэтому для получения наибольшей глубины модуляции требует большего усиления, а именно на кнопке 15.

Кусок же за номером 7 должен быть воспроизведен, как это видно из паспорта фиг. 5, столь тихо, что даже при самой узкой фонограмме он не должен быть записан с полной моцуляци й. Поэтому на куске 7, как это видно из паспорта, фиг. 7, следует сбавить усиление до третьей кнопки, хотя сам переписываемый кусок 7 мог быть записан и с полной модуляцией.

Имея оба паспорта, изображенные на фиг. 5 и 7, все дело сводится в дальнейшем к чисто механической работе. Паспорт фиг. 7 дается радиотехнику, сидящему возле потенциометра P усилителя В (фиг. 6), а паспорт фиг. 5, пересчитанный на . децибелы, дается механику, сидящему около ззукозаписывающего аппарата D (фиг. 6) и регулирующему рукояткой E ширину фонограммы. После этого пере писываем ая фонограмма закладывается в аппарат А и для каждого куска ручки P и Е ставятся в положения, заранее опреде ленные для них паспортами. Ясли необходимая грацация громкостей наиболее громкого и наиболее тихого звука превышает 40 децибел, то при градациях. ббльших, чем 4о децибел, рукоятка. E звукозаппсывающего аппарата D (фиг. 6) ставится все равно в положение наиболее узкой фонограммы. Например, в приведен;.с и примере градация громкостей между наиболее громкчм куском 6(фиг. 5) и наиболе ., тихим куском 7 превышает

40 децибел, поэтому этот кусок перезаписывается не только с наиболее узкой фонограммой, но и с меньшей глубиной модуляции, как это видно из фиг. 7.

Предмет изобретения.

1. Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звуков, записываемых на пленке интенсивным способом, с зачернением на позитиве мест, свободных от запнсп звука, отличающийся тем, что, в зависимости от требуемой громкости звука, изменяют ширину фонограммы в пределах от нормальной ее ширины до практически возможной наименьшеи ширины при одновременном в соответствующих случаях изменении глубины модуляции звуков.

2. Устройство для осуществления способа по и. 1, отличающееся применением помещенного на пути -хода лучей между источником света и пленкой затвора, состоящего из одной или нескольких шторок, поворачвваемых около одной или нескольких осей и передвигаемых в направляющих с целью изменения ширины фонограммы, причем для приведения в действие затвора применены или рукоятка, находящаяся в кинематической связи с затвором и управляемая оТ руки, или электрическое реле, или какой-либо иной механизм.

3. Прием выполнения способа по и. 1 с применением электрической перезаписи звукоз, отличающийся тем, что наибольшую ширину фонограммы и наибольшую глубину модуляции применяют при наиболее громких звуках, а звуки более тихие переписывают более узкой фонограммой ври наибольшей глубине модуляции или фонограммой нормальной

ebs Я. оскпкYt Риг,4

5 10 g коскоо

Г:ИИГ.Е о-РиГ

11 нонеод

5 lO ГП коскоо ÍГ-. 7 нонсоп кнопок

Зкеперт а редактор Н. К. Георгневеккй

Г ширины при изменении модуляции, или,. наконец, более узкой фонограммой при изменении мод5 ляции.

4. При способе по и. 3 применение предварительно составленных паспортов, указывающих необходимую степень усиления для получения требуемой глубины модуля ци е E.

Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звука, записываемых на пленке интенсивным способом Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звука, записываемых на пленке интенсивным способом Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звука, записываемых на пленке интенсивным способом Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звука, записываемых на пленке интенсивным способом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике накопления информации

Изобретение относится к цифровым видеомагнитофонам и, в частности, к устройству и способу для записи и воспроизведения высокоприоритетной цифровой видеоинформации содержащейся в улучшенном телевизионном сигнале /ATV/, в зонах дорожки, которые воспроизводятся в высокоскоростных режимах воспроизведения

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к устройству для записи цифровых сигналов, использующему при записи I-NRZI-модуляцию (перемежающаяся, без возвращения к нулю, с инвертированием на единицы), которая включает пилот-сигналы, используемые для слежения головки во время воспроизведения

Изобретение относится к информационной технике и аппаратуре для записи и воспроизведения звуковой информации

Изобретение относится к средствам воспроизведения магнитной записи

Изобретение относится к оптической записи и может быть использовано для скоростной записи, воспроизведения и хранения больших объемов информации
Наверх