Подшипник с газовой смазкой

 

О П И С А Н И Е 3I2950

ИЗОЬГЕТ ЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублин

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 14.Х.1969 (№ 1385851/24-6),ЧПК F 02с 7/06 с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано,31.Ч111.1971. Бюллетень № 26 УДК 621.438(088.8)

Дата опубликования описания 11.Х.1971

Комитет по делам изооретвний и открытий ври Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

А. Н. Брагин и С, Г. Гаврилов

Заявитель

ПОДШИПНИК С ГАЗОВОЙ СМАЗКОЙ

Изобретение относится к подшипникам скольжения и, в частности, к высокоскоростным подшипникам скольжения с газовой смазкой.

Подшипники скольжения с газовой смазкой склонны к возбуждению колебаний вала при высокой скорости вращения. Наиболее эффективным способом устранения этих колебаний является наддув в зазор сжатого газа. Однако во многих случаях источники сжатого газа отсутствуют или давление сжатого газа мало.

Такие условия имеют место при высотном полете самолета на режиме малого газа. При этом давление газа, поступающего к бортовым агрегатам от компрессора турбореактивного двигателя, уменьшается до 1,5 — 2 атм, что недостаточно для надежной работы обычного газостатического подшипника.

Другим способом увеличения устойчивости ротора в подшипниках с газовой смазкой является использование спиральных канавок, наносимых на рабочие поверхности обоих элементов подшипника. Недостатком подшипников со спиральными канавками является малая эффективность при пониженных до

0,1 — 0,3 атм давлениях окружающей среды.

В известных конструкциях подшипников со спиральными канавками используются канавки, сечение которых представляет собой прямоугольник, равнобедренный треугольник или полуокружность. Эффективность канавок указанных типов примерно одинакова.

Цель изобретения — разработка конструкции подшипника с газовой смазкой, работоспособного при пониженных давлениях окружающей среды и низких давлениях наддува.

Это достигается использованием канавки треугольного профиля, обеспечивающей более эффективное повышение давления по сравне10 нию с имеющимся. Спиральные канавки можно использовать в сочетании со щелевыми устройствами для наддува в зазор сжатого газа.

Сущность изобретения заключается в том, что, с целью повышения эксплуатационной на1s дежности подшипника при работе на высоких скоростях вращения, передняя по направлению вращения стенка каждой канавки вьгполнена радиальной, угол между передней и задней стенками выбран в пределах 70 — 90, 20 а задняя стенка имеет длину, равную 0,6—

0,9 шага канавок. Подвод сжатого газа в зазор подшипника осуществляется через выполненные во вкладыше каналы, имеющие форму щелевых секторов с угловой протяженностью

25 15 — 45 .

Наличие клинового скоса на задней стенке канавки приводит к возникновению газодинамического клина на наклонной поверхности при вращении вала. Повышение давления

30 в зоне клина увеличивает эффективность на12950

3

3 сосного действия спиральной канавки. Давление по длине канавки возрастает быстрее,чем в случае канавки прямоугольного профиля, т. е. давление в центральной части подшипника, куда поступает газ из канавок, увеличивается, Рост давления в центральной части рабочего зазора в свою очередь приводит к повышению «жесткости» газового слоя и устойчивости вала на высоких скоростях вращения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где показаны на фиг. 1 — конструкция подшипника; на фиг. 2 — профиль сечения спиральной канавки.

Вал 1 проходит через расточку вкладыша, состоящего из двух цилиндрических элементов 2 и 8, объединенных общей обоймой 4, Обойма установлена в корпусе 5 агрегата. На внешних участках рабочей поверхности вкладыша нанесены спиральные канавки б, образующие с осью вращения угол 25 — 35 . Глубина канавок в 2 — 3 раза превышает радиальный зазор подшипника. Ширина каждой канавки 1 — 3 мм, Профиль сечения канавки образован передней стенкой 7, направленной вдоль радиуса, и задней стенкой 8, длина которой составляет

0,6 — 0,9 шага канавок t. Число канавок при диаметре вала 20 — 40 мм составляет 20—

30 шт.

Дополнительная подача сжатого газа в зазор подшипника может производиться через щелевые секторы 9, расположенные по окружности подшипника. Угловая протяженность каждого сектора 15 — 45 . Секторы отделены друг от друга перемычками 10, выполненными в виде выступов на торцовой поверхности цилиндрического элемента 3. Щелевые секторы соединены между собой кольцевой полостью 11, в которой находится газ под давлением.

При вращении вала 1 газ из окружающей атмосферы засасывается торцевыми участками спиральных канавок б и нагнетается в центральную часть рабочего зазора подшипника. ю" 4

Клиновые скосы задних 1.тенокд канавок обеспечивают эффективное повышение давления по длине канавки. Задняя стенка каждой канавки работает, как миниатюрный клин подшипника скольжения, увеличивая давление на поверхности клина. Наличие на клиновой поверхности канавки зоны повышенного давления препятствует протечкам в атмосферу сжатого газа из центральной части зазора. За счет этого давление в центральной части зазора увеличивается, и газовый слой подшипника становится более жестким.

Таким образом, при использовании спиральных канавок с наклонной задней стенкои, на которои образуется газодинамический клин, несущая спосооность, жесткость и устойчивость вала в подшипнике увеличиваются. Эксплуатационная надежность подшипника при раооте на высоких скоростях вращения в условиях низких давлений наддува и малых давлений окружающей среды возрастает. Дополнительная подача сжатого газа через щелевые секторы У увеличивает жесткость слоя гана и повышает устойчивость ротора. Наличие секторов малой угловой протяженности, разделенных перемычками, исключает окружные перетечки, способствуя повышению эффективности подшипника.

Предмет изобретения

l. Подшипник с газовой смазкой, содержащий вращающуюся цапфу и вкладыш со спиральными канавками на рабочих поверхностях, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, передняя по направлению вращения стенка канавки выполнена радиальной, угол между передней и задней стенками составляет 70 — 90, и задняя с1енка имеет длину, равную 0,6 — 0,9 шага канавок.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что во вкладыше выполнены каналы для дополнительной подачи в зазор сжатого газа, имеющие форму щелевых секторов с угловой протяженностью 15 — 45 .

312950

Фий 1

Фиг 2

Составитель Е. Крейдин

Техред T. П. Курилко Корректор А. П. Васильева

Редактор И. Орлова

Заказ 2775/3 Изд. № 1178 Тираж 473 Подписное

UHIIHIIH Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, УК-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Подшипник с газовой смазкой Подшипник с газовой смазкой Подшипник с газовой смазкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей, например к турбинам, и может найти применение в авиадвигателестроении, в том числе при наземном применении двигателей

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к масляной системе газотурбинных двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и касается уплотнения опоры вала

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам подачи охлаждающего воздуха к подшипниковым опорам газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к кольцеобразному узлу подшипниковой опоры для газотурбинных двигателей

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и, в частности к узлам подшипниковых опор газотурбинных двигателей
Наверх