Реверсируемый гидротрансформатор1.

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

33I2O2

Союз Советскиз

Соаиалистическиз

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

М.h",ë. I. 16h 41/02

Заявлено 12.ХI.1969 (№ 1378753/25-8) с присоединением заявки ¹â€”

Приоритет—

Опубликовано 07.111.1972. Бюллетень ¹ 9

Дата опубликования описания 1 VI.!972

Комитет ло делам взобретений и открытий ври Совете Министров

СССР

УДК 621.226.5(088.8) Авторы изобретения

Заявитель

А. Н. Нарбут и А. А. Бриммер

Всесоюзный научно-исследовательский институт строительного и дорожного лташиностроения

РЕВЕРСИРУЕМЫЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОФ

Известны реверсируемые гидротрансформаторы, в которых с ведущим п ведомым валами и с неподвижным:корпусом соединено по меньшей мере по одному лопастному рабочему колесу. Однако известные гидротрансформаторы имеют невысокие показатели по к. и. д. на прямом ходу и заниженные значения к. и. д. на обратном ходу.

Г1редлагаемый гидротраисформатор отличается от известных тем, ITQ лопатки по меньшей мере одного рабочего колеса выполнены поворотными и устаиавливающимися под определенным углом к меридиоиальной плоскости гидротраисформатора в одном из двух положений в соответствии с одним из направлений вращения ведущего вала, а в другом положении, соответствующем противоположному направлению вращения, — под другим, противоположным по знаку углом. Кроме того, поворот лопаток производят через положение полного закрытия.

Это позволяет сохранить постоянными характеристики прямого хода и улучшить характеристики обратного хода.

Кроме того, для уменьшения необходимого угла поворота лопаток, а также нагрузок на валах при реверсировании гидротрансформатора лопатки выполнены поворотными через положение полного закрытия.

На фнг. 1 изображена схема предлагаемо2 го гидротуансформатора с реактором, выполненным в виде двуx отдельных венцов; па фиг. 2 — развертка лопастной системы по средней линии на фиг. 1; на фиг. 3 — схема гидротрансформатора с реактором, лопатки которого выполнены поворотными; на фиг. 4 — развертка лопастной с гстемы по средней линии на фиг. 3; на фпг. 5 — график зависимости к. п. д. (т1) и крутящего момента на веи дущем валу (М1) от передаточного отношения (/ = ) одного из известных гидротранс0)) форматоров с центростремительной турбшгой при одном (сплошные линии) и противоположном (пунктирные линии) направлениях вращеш1я ведущего вала; на фиг. 6 — график зависимости и. п. д. (т1) и крутящего момента на ведущем валу (М1) от передаточного отио20 шения (i = = )одного из предлагаемых гид(О1 ротрансформаторов при одном (сплоцшые линии) и противоположном (пунктирные линии) направлениях вращения ведущего вала.

Предлагаемьш гидротрансформатор содержит насосное колесо 1, которое соединено с ведущим валом 2, турбинное волесо 8, соединенное с ведомым валом 4, и реактор, лопатки которого установлены на двух отдельных вен30 цах 5 и 6. Каждьш из венцов соединяется с ие8;"1202

|(!

30

ЧО

|5

jo

i>0

3 подви>кныч корпусом i при помощ.i своего механизма 8 и 9, например фрикцпонного.

Лопатки 10 и 11 венцo«реактора вьшолш.ны так, ITo для пра«ого направления (+ oJ! вр а|Не|I II JI благодаря «I(i f0 le !I!I!0 . |ехан|(з х! а 8 включаются «работу лопатки 11, которые располагаются под углом OL! к меридиональной плоc:(ocTï DB (плоскост», проходящей через

och BpBil(cI! I I II р або IOI o к0 1(.cB), Д.1 JI Ic«ol 0 направле|п|я (— <ч) Bp»iireii! благодаря

«ключеншо механизма 9 «Не||0|а<0(с|! в работу лопатки !О, которые располагаются под угл(|:

Лопатки реактора устанавливают в одно из gllyv по.!Ожении (см. (!1иг. 1) . При этом лопатки оста.чьных рабочих колес выполне||ы, как показано на фиг. 2 для лопаток 12 и 18 насосного и турбинного колес .в соответствии с требованиями к характеристикам при одном нз направлений вращсння. Турбинное колесо выполнено центростремительным (см. фиг. ) .

Другой вариант реверсируемого гидротрансформатора изображен на фиг. 3. Лопатки 14 реактора поворачиваются относительнО Оси 15 с помощью механизма 16 поворота лопаток, например сервомеханизма. Hp,I этом лопатки

14 реактора устанавливаются пр» правом направлении (+ (о) вращения ведущего вала под углом а (см. фиг, 4) к меридиональной плоскости ВВ, а при левом направлении (— (J) вращения ведущего вала — под углом а! к меридиона.чьной плоскости ВВ. При этом лопат. ки поворачиваются через положение полного якpa!TIJ)!, то обеспечивает уменьшение угла поворота,;! также нагрузо««а ва JBx прн реверсировании.

Насосное колесо 1 (см. фиг. 1) вращается от двигателя, например от электродвигателя, и обеспечивает двнжен:I(. раоочей жидкости, проходящей последовательно через насосное колесо, ГурО||нное ког|есо, 1, венцы 5 н 6 pcai тора, При правом направлении (+ <») вращення насосного колеса механизм 8 включен и передает реактивный крутящий момент от венца 6 реактора на неподвижный корпус 7..Мехг<нпзз!

9 включен, поэтому венец 5 реактора свободно вращается, не воспринимая крутящего моментаа.

При изменении направления вращения насосного колеса на левое (— (в), наприз|ер, при реверс|!рова»и» электродвигателя механизм 8 вьн(лючают, а механизм 9 «ключа|от. Крутящий момент передается IIB неподвижный корпус 7 от,венца 5 реактора, а венец 6 реактора вращается свободно, нс «оспршп|мая крутящего момента.

Кроме режимов раздельного включения механизмов 8 и 9, возможны режим одновременного .выключения и режим одновременного включения.

При использовании поворотных лопаток 14 (см, фиг, 3) реактора и правом направлен»» (+

При изме||ении направления «ращсн |я «.сосного колеса на левое (— <ч) лопатки 14 рактора поворачивают каждую относ||гельш> оси 15 с помощью механизма lo до положе ння, показаш|ого пункт,:|рнычи линиям» (см. фиг. 4), под углом а, к ilepllplioJIB;i»»0

Кроме реверс||рования, для чего достачочна дву KIIOBIIIJ IIoHJIBH у ста|ювк|! .10па10к p< ;|ктора, возможны расширение диапазонов регул»рования при использован»И м||огонозиционной! установки лопаток 14 реакторы и почти полное прекращение переда |и кругящего момента через г»ppoTpa»c(popi!BTop прн полном закрытии лопаток 14, а также более точное совмещение с характер,нстикой двнгате.|я при использовании многопозиционной устано«к» лопаток.

На фиг, 5 приведены характеристики одного из II«!IecT! !i |1|дротрансформаторов с центростремительной турбиной при одном (сплошные линии) и противоположном (пуH!iтирные линни) направлениях вращеш|я ведущего вала. Изх|ененис направлеш|я враще|шя ведущего вала на противоположное приводит к существенному изменению нагружающих свойспв ()И!). Этого.:|е происходит (см. фнг. 6) при нсполь:0IJBI!IIII реверсируемого гидротрансформатора. Кроме того, обеспечи«аются более высокие преобразующие свойства (Ко) 1,1 вместо К<|-. 0,8) и к. п. д. (К(< — коэффициент трапсфор!Маци» при L=O для ооратного хода).

Предлагаемый гидротрансформатор позволяет создать высокоэффективный реверсируемый привод, состоящшi, например, нз де|не«ого и надежного асинхронного электродвигателя и предлагаемого гидротрансфорч втор».

При этом исключается механический рсвеосредуктор, так как реверснрованне осуществляется изменением направления вращения вала электродвигателя при сохранен:i;i од»н|н овос-!

I! »агружаю|цих свойств.

Такой реверс»руемый гндроэлектропривод может найти пр<имене Не на разл:|чных землеpoI1!iII»x, транспорт<пых ii других машинах, обеспечивая повышение производительности н снижение эксплуатац»о ных расходов.

Предмет изобретения!. Реверсируемый . гидротрансформатор, в котором с ведущим и ведомым валами н с неподвижным корпусом соединено по меньшей мере по одному лопастному рабочему колесу, отли LQloLL)JLLLc

)l01I H3 QB X Il0 )O K HHÉ )) COOTBCTCTBI)!1 C одним из направлений вращения гедущего вала, а в другом положении, соответству)ощем противоположному )направлен)по вращения, под другим, противоположным по знаку, угло»!.

2. Гидротрансформатор по и. 1, оглпчак)исися тем, что, с пслыо уз)сньшения неоокодимого угла поворота лопаток, а также ):3гр1 зо! н 1 в)1 ла) при ренерсировании, лопе!ткн выполнены поворогными через положение полного закрытия.

331202

Фиг.5

Щцг. 3

1Риг. б

ФигА

Составитель T. Клименко

Текред Л. Богданова Корректор Т, Гревцова

Редактор О. Юркова

Загорская типография

Заказ 1488 Изд. № 317 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Мпзистров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Реверсируемый гидротрансформатор1. Реверсируемый гидротрансформатор1. Реверсируемый гидротрансформатор1. Реверсируемый гидротрансформатор1. 

 

Похожие патенты:

 // 358565

Изобретение относится к машиностроению. В способе работы трансмиссии автомобиля при работе двигателя крутящий момент от ведущего вала посредством гидротрансформатора передают на ведомый вал и коробку переключения передач, осуществляя при этом регулирование угловых скоростей до момента их последующего выравнивания на ведущем и ведомом валах. Трансмиссию дополнительно снабжают устанавливаемой на ведомом валу магнитной муфтой с внешним и внутренним магнитными роторами, а также электродвигателем. Контролируют угловые скорости ведущего и ведомого валов, в соответствии с которыми управляют вращающимся электромагнитным полем, возникающим между внешним магнитным ротором, жестко связанным с валом электродвигателя посредством гибкой связи, и жестко скрепленным с ведомым валом внутренним магнитным ротором магнитной муфты. При выравнивании угловых скоростей ведущего и ведомого валов электродвигатель отключают. Снижаются механические потери. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Регулируемый гидротрансформатор содержит корпус, заполненный рабочей жидкостью, с размещенными в нем насосным и турбинным колесами, а также реактором. Насосное и турбинное колеса жестко связаны с ведущим и ведомым валами. Гидротрансформатор снабжен вентильно-индукторным электроприводом и управляющей системой, состоящей из блока управления, датчиков угловой скорости, а также блока преобразования питания. Датчики угловой скорости установлены на ведущем и ведомом валах. Вентильно-индукторный электропривод выполнен в виде статора, установлен на внешней поверхности корпуса гидротрансформатора и подключен к блоку преобразования питания. На турбинном колесе установлен пакет из листового магнитомягкого материала с возможностью взаимодействия со статором посредством вращающегося электромагнитного поля. Снижаются механические потери. 1 ил.

Изобретение относится к способу работы гидродинамических передач транспортных средств. Гидродинамическая передача содержит корпус (2), заполненный рабочей жидкостью, насосное и турбинное колеса (3) и (4), реактор (5), двигатель (1) внутреннего сгорания, коробку (6) переключения передач с ведущим и ведомым валами (7) и (8). Также гидродинамическая передача содержит управляющую систему (14) в виде блока (15) управления, тахометров (16) и (17), расположенных на ведущем и ведомом валах (7) и (8), магнитной муфты (9), имеющей в своем составе внешний и внутренний магнитные роторы (10) и (11). Первый из них подвижно закреплен относительно корпуса (2) гидротрансформатора, а последний - жестко скреплен с турбинным колесом (4) и ведомым валом (8). Блок (15) управления содержит ременную передачу (12) и электродвигатель (13). Способ заключается в том, что при работе двигателя (1) крутящий момент от ведущего вала (7) посредством гидротрансформатора передается на ведомый вал (8) и коробку (6) переключения передач. При изменении нагрузки на ведомом валу (8) возникает разность угловых скоростей на ведущем и ведомом валах (7) и (8), которую определяет блок (15) управления управляющей системы (14), появляются механические потери в корпусе (2) гидротрансформатора. При этом сигнал передается от блока (15) управления на электродвигатель (13), при работе которого крутящий момент посредством ременной передачи (12) передается на внешний магнитный ротор (10) магнитной муфты (9), вращающийся относительно корпуса (2) гидротрансформатора. Формируется вращающееся электромагнитное поле, обеспечивающее дополнительное вращение внутреннего магнитного ротора (11), жестко скрепленного с турбинным колесом (4) и ведомым валом (8) относительно внешнего магнитного ротора (10). Сигнал перестает поступать от блока (15) управления управляющей системы (14) на внешний магнитный ротор (10) магнитной муфты (9), происходит последующее плавное выравнивание крутящего момента на ведущем и ведомом валах (7) и (8). Достигается снижение механических потерь при работе гидротрансформатора и повышение его мощности. 1 ил.
Наверх