Патент ссср 336462

 

О П И С А Н И Е 336462

ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Саюэ Советских

Социалистических

Республин

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 24.XI.1969 (№ 1378236/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 21.) т .1972. Бюллетень № 14

JI,àòà опубликования описания 4ХП1.1972

М. Кл. F 16п 13/2О

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.664-762 (088.8) Авторы изобретения

Г. П. Лышко и H. П. Мартынюк сКишиневский сельскохозяйственный институт им, М. Ь ;=Фруйзе

Заявитель

НАСОС

Изобретение может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания.

Известны насосы для подачи масла к трущимся поверхностям, содержащие ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки. Такие насосы обеспечивают автоматическое регулирование их производительности в зависимо "ти От давления в магистрали.

Однако известные насосы не обеспечивают достаточной плавности регулирования производительности.

Цель изобретения — повысить плавность регулирования производительности.

Цель достигается путем демпфирования коле бан ий давлен ия в м а гистр али.

Для этого магистраль сообщена с торцовыми полостями шестерен.

На фиг. 1 представлена схема включения предлагаемого насоса в систему смазки двигателя; на фиг. 2 изображен продольный разрез насоса; на фиг. 3 — впд на корпус пасоса по стрелке А, В корпусе 1 пасоса, соединенном болтами с цилиндром 2 и крышкой 8, размещены ведущая шестерня 4 с валом 5 и ведомая шестерня б, соединенная с подпружиненным поршнем 7, расположенным в полости Б цилиндра 2, сообщенной при помощи трубопровода 8 с главной масляной магистралью 9

5 системы смазки двигателя.

Поршень 7 снабжен уплотнительными кольцами 10.

Для регулирования упругости пружины 11 поршня 7 служат прокладки 12. Пружина 11

10 рассчитана на оптимальное давление в системе смазки двигателя. Шестерни снабжены шлицевыми втулками 18 и 14, шлицы которых входят во впадины между зубьями шестерни. Втулки выполнены с буртами, препят15 ствующими их продольному перемещению относительно шестерен 4 и б.

Торцовые полости 15 и lб шестерен соединены маслопроводами 17 и 18 с главной масляной магистралью 9. В корпусе 1 и в цилипд20 ре 2 предусмотрены отверстия li и 20 для слива масла, просочившегося через уплотнительные кольца 10 и 21, в картер 22 двигателя. Корпус 1 насоса сосдшIс1 пагнетательпым ыаслопроводом 28 с маг11стралью 9. В

25 системе смазки предусмотрен редукционный клапан 24.

Насос работает следующим образом.

После остановки двигателя, когда в главной масляной магистрали давление мало, 30 поршень 7 под воздействием пружины 11 пе336462 ремещается в полости Б влево; соединенная с ним ведомая шестерня б и втулка 18 также перемещается влево, обеспечивая максимальную ширину В участка зацепления зубьев ведущей и ведомой шестерен 4 и 6.

Таким образом в период запуска двигателя при вращении шестерен 4 и 6 обеспечивается наибольшая производительность масляного насоса.

По нагнетательному маслопроводу 28 смазка поступает в главную магистраль 9 двигателя и оттуда к трущимся деталям, а также по маслопроводам 8, 18 и 17 соответственно в полость Б насоса и в торцовые полости 16 и

15 шестерен.

Поршень 7 под действием давления в полости Б, преодолев усилие, создаваемое пружиной 11 и давлением масла в торцовых полостях 15 и 16, перемещается вправо. При этом уменьшается ширина В участка зацепления зубьев шестерен, и при достижении равновесия давлений в полостях насоса обеспечивается оптимальная производительность, а следовательно, и оптимальное давление в системе смазки двигателя.

Плавное изменение производительности насоса обеспечивается путем демпфирования колебаний давления масла в магистрали, так как поршень 7, передвигаясь и сжимая пружину 11, одновременно вытесняет масло в главную магистраль 9 из торцовых полостей

15 и 16.

В результате износа трущихся деталей и увеличения зазоров в процессе длительной эксплуатации двигателя увеличивается расход масла через трущиеся пары, при этом давление в магистрали 9, а следовательно, и в полости Б, уменьшается, поршень 7, а вместе

5 с ним шестерня 6 и втулка 18 под действием усилия пружины 11 перемещается влево. Ширина В зацепления зубьев шестерен увеличивается, что автоматически увеличивает производительность насоса, и давление масла в

lo магистрали 9 снова достигает оптимальной величины.

Шлицы втулок 18 и 14 при продольном перемещении шестерен 4 и 6 заполняют впадины между их зубьями, При работе насоса

15 втулки вращаются вместе с шестернями.

Редукционный клапан 24 системы смазки двигателя срабатывает в случае неисправности автоматической регулировки производительности насоса и при повышении давления

20 в магистрали 9 по сравнению с номинальным, Испытания опытного образца предлагаемого насоса показали его эффективность.

Предмет изобретения

25 Насос, например, для смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней подпру3Q жиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности регулирования производительности, магистраль сообщена с торцовыми полостями шестерен.

336462

17 11 21 b 16 2д 1

Е 2 7 1Р 15 ф

Фиг Я

Составитель О. Тугарева

Техред А. Камышникова

Редактор И, Орлова

Корр ктор Т Китаева

Заказ 2285/13 Изд. ¹ 985 Тираж 406 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Патент ссср 336462 Патент ссср 336462 Патент ссср 336462 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано для подачи нефтепродуктов, включая масло, используемое для ДВС

Изобретение относится к области насосостроения, преимущественно для перекачки масла в системах смазки и гидравлических системах управления машин, в частности турбин, работающих с большим расходом масла

 // 416513

Насос // 1728570
Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель (1) внутреннего сгорания содержит блок (2) цилиндров, масляный картер (5), коленчатый вал (3), шестерню (4) коленчатого вала, промежуточную шестерню, установленную на промежуточной оси, параллельной оси коленчатого вала, и находящуюся в зацеплении с шестерней (4) коленчатого вала, и шестеренный масляный насос (7) с внутренним зацеплением шестерен, Масляный насос (7) имеет закрепленный на торце блока (2) цилиндров корпус шестерен, в котором установлены с возможностью свободного вращения наружная шестерня и эксцентрично ей вал, ось которого параллельна оси коленчатого вала (3), жестко связанные с валом внутреннюю шестерню и шестерню привода, находящуюся в зацеплении с промежуточной шестерней, полость всасывания и полость нагнетания, расположенную непосредственно на входе в нагнетающую масляную магистраль, проходящую в блоке (2) цилиндров, и маслозаборную трубу. Корпус шестерен масляного насоса имеет наружную цилиндрическую поверхность, соосную наружной шестерне нагнетания. Торец блока цилиндров имеет расточку, в которой с упором в ее днище установлен корпус шестерен масляного насоса своей наружной цилиндрической поверхностью, а полость всасывания и полость нагнетания выполнены в днище расточки. В корпусе шестерен имеется отверстие, в котором установлена промежуточная ось, имеющая соосный свободный цилиндрический хвостовик, а на торце блока цилиндров выполнена дополнительная расточка, в которой промежуточная ось установлена свободным цилиндрическим хвостовиком. Технический результат заключается в уменьшении габаритов масляного насоса и упрощении выполнения системы масляных каналов. 5 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности, к системам смазки двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Насос масляный ДВС содержит сборный посредством резьбовых элементов(10) корпус (1) с перегородкой(3) и крышкой(2). В корпусе (1) насоса выполнены с перекрытием цилиндрические расточки, в которых установлены ведущая шестерня (4), напрессованная на валик (5), и ведомая шестерня (6), свободно вращающаяся на оси, которая запрессована в корпус (1). В корпусе также выполнен присоединительный фланец (14) с центрирующим выступом (12). Также насос содержит редукционный клапан. При этом в корпусе (1) насоса выполнены подводящее и отводящее отверстия, нагнетательная и всасывающая полости. Упомянутые цилиндрические расточки выполнены с величиной диаметра в диапазоне от 38 мм до 42 мм, и расстояние между осями которых находится в размерном диапазоне от 30 мм до 34 мм. В присоединительном фланце (14) выполнены отверстия под крепеж. В центрирующем выступе (12) выполнено сквозное отверстие. Перегородка (3) имеет сквозные установочные отверстия и отверстия для соединения с перепускным каналом. Перепускной канал выполнен ступенчатым, в который входят соединительные и разгрузочное отверстия, соединяющие нагнетательную и всасывающую полости. Изобретение позволяет улучшить производительность насоса с минимальными гидравлическими потерями, а также повысить жесткость и надежностью крепежа. 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Регулировочное устройство для двигателя, в частности для двигателя автомобиля, снабженное по меньшей мере одним регулировочным узлом (1) для регулирования производительности насоса (2), который нагнетает среду по рабочей линии (4) к рабочей области (5), при этом регулировочный узел (1) включает в себя исполнительный цилиндр (9), который соединен управляющей линией (10) с рабочей областью (5), и имеющееся там рабочее давление среды действует в качестве действующего на исполнительный цилиндр (9) усилия FZ подачи при подаче исполнительного цилиндра (9), при этом на исполнительный цилиндр (9) действует возвратное усилие FR от возвратного узла (11), которое противодействует усилию FZ подачи, при этом возвратный узел (11) включает в себя напорную линию (12) с дросселирующим действием, по которой протекает среда, а возвратное усилие FR по меньшей мере частично является результатом давления в напорной линии (12), при этом напорная линия (12) предпочтительно соединяет отточную сторону (13) и приточную сторону (14) насоса (2). Технический результат – повышение надежности. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.
Наверх