Устройство для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждениядвигателя

 

356369

Союз Советских

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 13;Х.1970 (N 1482276/24-6} с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 23.Х.1972. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 27.XI.1972

М. Кл. F О!р 7/08

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете ввинистров

СССР

УДК 621.432-714.75 (088.8) Авторы изобретения

И. П. Агафонов и И. М. Малинский

Заявитель

УСТРОИСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ВОДОМ ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕН ИЯ

ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области регулирования охлаждения двигателя.

Известно устройство для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждения двигателя, содержащее передачу, например, фрикционную муфту, управляемую силовым цилиндром, соединенным при помощи управляемого термодатчиком гидрораспределителя с напорной и сливной магистралями насоса. Однако такое устройство имеет невысокую чувствительность регулирования и большой расход жидкости, а следовательно, и значительные энергозатраты.

Для повышения чувствительности регулирования и снижения расхода жидкости гидрораспределитель выполнен в виде струйного переключателя с питающим соплом, включенным в напорную магистраль насоса, сливным соплом и приемным соплом силового цилиндра, управляемым заслонкой, механически связанной с термодатчиком.

На фиг. 1 показано предлагаемое устройство с многодисковой муфтой сцепления; на фиг. 2 — с гидромуфтой; на фиг. 3 — узел струйного распределительного элемента, вид сбоку, сечения по вилке и заслонке соответ ственно.

Устройство для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит термодатчик 1, например, с твердым илн жидким наполнителем, установленный в рубашке охлаждения 2 двигателя, струйный

5 гидрораспределитель с питающим соплом 8, приемным 4 и сливным 5, между которьпц расположена подвижная заслонка б, соединенная с термодатчиком 1, гидра влически и силовой цилиндр 7 диафрагменного типа, пе1о редающий механизм 8, вентилятор 9 и фрикционную муфту сцепления 10, устанавленную на водяном насосе 11. Сопла 3, 4, 5 струйного распределителя каналами 12, 18, 14 соединены через масляный фильтр 15 с насосом !

5 lб двигателя и камерой силового гидравлического цилиндра 7.

Предлагаемое устройство в варианте без фрикционной муфты содержит гидромуфту

17 с насосным 18 и турбинным 19 колесами.

20 Струйный распределитель (общий для обоих конструктивных вариантов устройства) содержит корпус 20, крышку 21, между которыми в камере над соплами питания 8 и слива 5 с небольшим зазором установлена поворотная заслонка б. Ось 22 заслонки установлена в корпусе 20 на подшипниках качения.

На оси заслонки жестко закреплена вилка

Л, в паз которой, входит палец 24 штока 25.

Шток 25 одной стороной соединен с подвижным элементом термодатчика 1. На другом

356369 конце штока .расположена возвратная пружина 26.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При запуске холодного двигателя или при работе двигателя, когда температура воды в рубашке охлаждения 2 ниже заданного предела, заслонка б перекрывает сливное сопло 5.

В этом случае масло под давлением из канала 12 поступает в сопло питания 8„ приемное сопло 4 и далее по каналу 18 в камеру силового цилиндра 7. Под действием давления жидкости диафрагма цилиндра 7 перемещает передающий механизм 8, который размыкает диски муфты сцепления и,выключаег вентилятор.

При повышении температурного режима двигателя до заданного предела термодатчик

1, преодолевая сопротивление возвратной пружины 2б, перемещает заслонку 6, которая

:за пирает питающее сопло 8 и открывает сливное сопло 5. Под воздействием пружины муфты сцепления через передающий меха низм 8 жидкость из силового цилиндра 7 вытесняется по каналам 18 и 14 в масляный поддон двигателя, фрикционные диски замыкаются, и вентилятор 9 включается в работу.

При понижении температурного режима до заданного предела, возвратная пружина 2б перемещает шток 25, который через вилку 28 воздействует на заслонку б и перемещает ее в положение, при котором она закрывает сливное сопло 5.

В варианте автоматического устройства с гидромуфтой при работе холодного двигателя заслонка б перекрывает питаюшее сопло

8 и открывает сливное сопло 5. В этом случае масло от двигателя не поступает в гидромуфту 17, и вентилятор 9 не вращается.

При прогреве двигателя до заданного температурного режима термодатчик 1 перемещает заслонку 6, которая закрывает сливное отверстие 5 и открывает сопло питания 8.

Масло поступает в приемное сопло 4 и по каналу 18 подается к насосному 18 и турбинному 19 колесам гидромуфты 17, которая приводит, вентилятор во вращение.

Предлагаемое устройство обеспечивает автоматическое включение и,выключение вентилятора системы охлаждения в заданном интервале температур двигателя.

Предмет изобретения

Устройство для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждения двигателя, содержащее передачу, напри мер, фрикционную муфту, с силовым цилиндром, соединенным при помощи управляемо25 го тер одатчиком гидрораспределителя с напорной и сливной магистралями насоса, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения чувствительности регулирования и снижения расхода жидкости, гидрораспределитель выполнен в виде струйного переключателя с питающим соплом, включенным в напорную маги. страль насоса, сливным соплом и приемным соплом силового цилиндра, управляемыми заслонкой, механически связанной с термодатчиком.

356369

Составитель А. Белостоцкий

Техред 3. Тараненко Корректоры T. Бабакина и Т. Медведева

Редактор Л. Василькова

Тип. Харьк. фил. пред. <Патент»

Заказ 557/2063 Тираж 406 Подписное

ЦНИИПИ Комитета vо делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждениядвигателя Устройство для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждениядвигателя Устройство для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждениядвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения и выключения вентилятора охлаждающей системы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность охлаждения путем увеличения расхода воздуха и оптимального его распределения по поверхности радиатора

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя
Наверх